Лицензия на инкассаторскую деятельность

Лицензия на инкассаторскую деятельность

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ИНКАССАЦИИ

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно — правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
(п. 2.1, п. 2.2, п. 2.5, «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация и доставка наличных денежных средств и ценностей осуществляется на договорных условиях с организациями, предоставляющими услуги по инкассации и входящими в банковскую систему Российской Федерации.
(«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
( ст. 34, ст. 83, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)

Организации, имеющие право осуществлять инкассацию и доставку наличных денежных средств и ценностей:

— Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ) Банка России;
(ст. 83, Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)
— Инкассаторские службы учреждений банков;
— Специализированные инкассаторские службы — небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
— Предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России)..
(п. 2.1, п. 2.2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация денежных средств — банковская операция.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
(Статья 13. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 172. Незаконная банковская деятельность
1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Закон об инкассации: ситуация назрела

Еще в Думе прошлого созыва готовился законопроект об инкассационных услугах. Но тогда он не дошел даже до первого чтения, законодательная инициатива была отклонена. Причин тому несколько: наспех подготовленный текст документа, сопротивление структур-монополистов и в целом отсутствие заинтересованности в подобном законе. Сегодня ситуация изменилась. Подробнее об этом законопроекте нам рассказывает депутат Госдумы Г.В. Гудков

— Геннадий Владимирович, какими основными документами регулируется в настоящее время сфера инкассации?

— Существует Закон «О банковской деятельности»; на сегодняшний день это единственный документ, который хоть как-то регулирует инкассацию в России.

Он предоставляет право осуществлять эту деятельность либо банкам, либо кредитным организациям, которые создаются для ограниченного количества операций. Сегодня на рынке (по крайней мере, на московском) существуют 6-7 компаний, работающих в сфере инкассации. Часть из них оформлена как специальные кредитные организации.

Все остальные участники рынка — это инкассация самих банков и, естественно. Центрального банка, которая осуществляется через сеть филиалов, работающих в Москве и Московской области.

Насколько мне известно, не так давно создан один из крупнейших центров пересчета и обработки наличных денег, оборудованный по последнему слову техники. Этот работающий сегодня в Москве центр основан бывшими акционерами банка «Столичный». Его пропускная способность такова, что может полностью удовлетворить потребность в обработке и пересчете наличных денег в Москве и даже в соседних регионах. Но надо понимать, что с ростом экономики потребность в инкассации будет возрастать, поскольку в России очень слабо развита культура использования населением пластиковых карточек, банкоматов и вообще безналичных форм платежей. Инкассация для нас — это актуальная проблема.

— Расскажите, пожалуйста, о предпосылках к созданию законопроекта об инкассации и работе над законопроектом Думой прошлого созыва.

— В свое время было предпринято несколько попыток внести в порядке законодательной инициативы законопроект, регулирующий вопросы инкассации. На моей памяти таких попыток бы ло как минимум три. Все они оказались неудачными, поскольку очень узко трактовали понятие инкассации и были наспех подготовлены. Именно поэтому законодательные инициативы были отклонены еще до начала их рассмотрения в Государственной думе.

По сути дела, у банковского сообщества тогда еще не было заинтересованности в принятии такого закона. К тому же «РОСИНКАС» и подобные ему структуры никак не хотели делить с потенциальными конкурентами сферу своей деятельности, практически ее монополизировав.

Вся проблема заключается в том, что наша банковская система признает инкассацию банковской операцией. Ведь инкассация — это не только перевозка денег. Если бы речь шла лишь об этой деятельности, то сегодня было бы достаточно документов, регламентирующих ее, в частности, законы «Об охранной деятельности» и «О вневедомственной охране».

Очень важной частью инкассации является пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр и т.д. Для этого нужно создавать специальный узел пересчета. В России традиционно считается, что это банковская операция. В Европе другой взгляд — такая операция рассматривается не как банковская, а как техническая, соответственно ее могут выполнять те же охранные предприятия.

Поэтому сегодня «РОСИНКАС» испытывает серьезнейшие юридические трудности. Он попытался получить права государственной службы, являясь коммерческим предприятием. Но опасения, что такое исключение может породить расширение прав других коммерческих организаций, повлекли за собой отказ всех инстанций, начиная от правового управления Государственной думы и заканчивая Президентом и Правительством РФ. Когда мы зашли в тупик при внесении поправок к закону о ведомственной охране, на которых настаивал «РОСИНКАС», стало совершенно очевидно, что России необходим закон об инкассации. По решению Комитета по безопасности Госдумы была создана рабочая группа для разработки такого закона, которая собиралась только несколько раз.

— Кроме Комитета по безопасности в рабочую группу входил какой-нибудь другой комитет?

— Поскольку этот законопроект оказывается на стыке компетенций двух комитетов Госдумы, вторым профильным комитетом был Комитет по кредитным организациям. Совместно мы решили, что Сбербанк России подготовит концепцию закона, его основные положения.

А затем рабочая группа, основываясь на указанных положениях, начнет отрабатывать этот закон.

— Какова была главная задача при разработке закона?

— Нашей целью было вывести операции по пересчету, выбраковке, упаковке купюр и их перевозке из перечня банковских услуг и сформировать определенные критерии для компаний, желающих работать на рынке инкассации. Мы намеревались создать равные условия для всех организаций, чтобы обеспечение инкассации не было прерогативой специально созданных кредитных учреждений. Новый закон должен был обеспечить возможность развития конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения. Сейчас ясно, что без страхового договора ничто не спасет участника рынка инкассации в случае, когда необходимо компенсировать потерю, а это, к сожалению, время от времени приходится делать.

— Вы сказали, что в Европе связанные с инкассацией операции не считаются банковскими. Расскажите, пожалуйста, подробнее о зарубежном опыте.

— Практически во всем мире компании, работающие на рынке безопасности могут участвовать в инкассаторской деятельности. Например, компания «Труп 4 Фальк», предоставляющая комплексные услуги по охране и безопасности, является одним из главных инкассаторов во многих странах Европы. В Венгрии компания имеет огромный центр пересчета, в котором обслуживается 80% наличных денег Венгерской Республики. Все банки Бельгии являются клиентами Труп 4 Фальк» по вопросам инкассации. На самом деле сейчас это сверх-компания, появившаяся в результате объединения нескольких компаний и представленная в 85 странах мира.

Сами технологии инкассации на Западе гораздо современнее, чем у нас. Там не используется такое количество охранников и оружия. Дело в том, что за рубежом перевозка денег организована технически совершенно по-другому, начиная от применения специальных шлюзовых камер в броневиках и заканчивая системой страховых договоров. Есть ограничения на то, сколько денег за один раз может быть в сумке у инкассатора. В разных странах суммы, проносимые инкассатором, конечно, разные.

Самый опасный момент — когда инкассатор несет деньги в машину, в это время на него могут напасть. После того как он опускает деньги в специальный шлюз в машине, ни водитель машины, ни сам инкассатор уже не могут их оттуда достать. Так устроены броневики, которые приходят к нам с Запада. Эти машины не подвержены ни сверлению, ни намагничиванию, в них существуют специальные системы защиты колес, ходовой части. У нас пока такого нет, потому что нападения на инкассаторов — единичные случаи. И то нападают не на броневики, а на те машины, которые осуществляют инкассацию без брони и без охраны. Просто наше разгильдяйство позволяет сегодня совершать такие преступления.

В Великобритании совершается более 5 тысяч нападений в год. В Бельгии, в благополучной Голландии также совершаются тысячи нападений на грузовики, перевозящие деньги. В Бразилии два основных преступления — нападения на банковские отделения и нападения на инкассаторские автомобили. Я думаю, что у нас будет наблюдаться рост преступлений в этой сфере, по-скольку сейчас в России можно легко заработать, совершая иные, более «легкие» преступления. Но при наведении порядка, при улучшении качества следствия, при росте профессионализма в правоохранительной системе (я надеюсь на это) будет все сложнее совершать такие преступления. Тогда участятся нападения на инкассаторов. Я не хочу быть пророком в данном вопросе, просто логика и западный опыт говорят о том, что число преступлений в этой сфере вырастет многократно. Это означает, что нам придется создавать систему защиты и систему страховок. Что касается Запада, то там еще применяется вариант приведения купюр в негодность. Они могут быть, например, пробиты. Если вы официально приходите с такими купюрами в банк, вам одну бумажку меняют на другую — и никаких проблем. Но преступник не может прийти в банк, а использовать их нельзя. Стоит ли охранять перевозку подобных купюр? Возможно, нет. Таким образом, удешевляется стоимость инкассационных работ.

— Расскажите, как будет реализован новый закон на практике?

— Мы уже заложили в новую редакцию Закона «Об охранной деятельности» в качестве услуг, которые могут оказывать охранные предприятия, транспортировку денежных средств и ценностей. То есть один шаг на пути включения услуг перевозки денег в сферу деятельности охранных предприятий уже сделан. Следующий шаг — принятие закона, который определит, кто может иметь узлы пересчета, как это должно быть оформлено, кто и какую ответственность будет нести и так далее.

— По каким критериям будет определяться, какие компании могут заниматься инкассацией, а какие — нет?

— Компании, которые претендуют на оказание услуг по инкассации, должны иметь возможность использовать специальное оборудование по требованию, по сертификату, они должны иметь соответствующую лицензию и экипировку. Кстати говоря, во многих странах государство позволяет всем участникам этого рынка иметь автоматическое боевое оружие и использовать его в случае нападения на транспортное средство или на узлы пересчета денег.

Наличие опыта, соответствующей квалификации, возможность использования узлов пересчета — вот основные критерии, которые должны быть заложены в законе. Но на сегодняшний день существуют ограничения по формированию уставного капитала. И это останавливает многих потенциальных участников рынка инкассационных услуг, особенно это заметно в регионах. Возьмем такие не очень богатые регионы, как Воронежская или Тверская области. Там сформировать специальную структуру, которая должна иметь 1-2 миллиона уставного капитала, — это проблема. Таким образом, ограничивается число участников рынка, происходит монополизация его крупными структурами.

— Какой в таком случае выход?

— Выход в отмене требований к уставному капиталу, потому что не в нем дело. Если уставной капитал компании — миллион долларов, а она перевозит десятки миллионов, разве ей это поможет?

Глупо рассчитывать, что из уставного капитала фирма способна покрыть ущерб. Во всем мире инкассация обеспечивается договорами страхования и перестрахования. Это — общепринятая практика.

— А механизм страхования будет оговорен в законе?

— Думаю, что да. Хотя это не так важно, потому что любая организация, заключающая контракт на инкассацию, вправе потребовать от своего контрагента соответствующую гарантию на обеспечение рисков. Надо сказать, что в Законе «Об охранной деятельности» отсутствует обязательное страхование рисков профессиональной деятельности.

Но многие крупные российские компании уже много лет страхуют свою профессиональную ответственность добровольно, а некоторые иностранные компании, работающие в России, выдвигают в качестве условий проведения тендера наличие страхового полиса у таких компаний. Поэтому страхование может регулироваться как законом, так и рынком.

— Какие структуры будут выдавать лицензии на инкассационную деятельность?

— Дело в том, что нынешняя политика Президента и Правительства РФ направлена на сокращение видов лицензирования. В принципе можно обойтись и без лицензии.

— Каков же тогда будет разрешительный механизм?

— Сейчас многие видят будущее в саморегулирующихся организациях. Это — цеховая ответственность: мы возвращаемся к системе торговых палат, гильдий, когда самостоятельно обеспечиваются лицензирование, сертификация и т.д. Необходимо уйти от бюрократического разрешительного механизма. Хотя я думаю, что можно было бы поручить лицензирование либо Минфину, либо Минюсту, либо части охранных предприятий МВД России.

Но и это не обязательно. Не важно лицензируется деятельность или нет, важно как осуществляется контроль заэтой деятельностью.

— Какие организации будут готовить кадры для инкассации?

— В России подготовка осуществляется на базе ЦБ, крупных компаний, банков.

Есть также различные центры подготовки за рубежом, например в Восточной Европе, в Америке, поэтому проблем с подготовкой кадров не возникнет. Никто не допустит к перевозке необученного специалиста, это — огромный риск. Что касается специального оборудования и экипировки, тут тоже наблюдается прогресс: появились одноразовые пломбы, специальные сумки, камеры, шлюзы, развивается связь. На сегодняшний день у нас работают броневики, в которых организована оперативная связь с диспетчером. В крупных компаниях используются диспетчерские пункты, ведется мониторинг. Если в машине возникает техническая неисправность, немедленно производится замена, для этого существуют резервные возможности.

В инкассации важна также правильная проработка маршрутов. Если броневик делает в одну сторону только одну операцию-это нерентабельно. Такое могут себе позволить только начинающие компании, которые работают на перспективу. Сегодня конкуренция на рынке достаточно жесткая: расценки, прямо скажем, невысокие, поэтому за него еще надо бороться.

— Как принятие закона отразится на стоимости инкассаторских услуг?

— Я думаю, что закон серьезно на стоимости услуг не отразится, поскольку конкуренция реально уже существует, правда, не такая, какой она должна быть. Поэтому, возможно, цены очень незначительно снизятся. Но главное — это то, что рынок инкассации будет развиваться. Сегодня настоящий рынок есть только в нескольких крупных городах России, в остальной части страны он монополизирован, расценки там, естественно, выше. Такая ситуация была и в Москве еще лет 10 назад, но с ростом рынка, расценки упали.

— Можно спрогнозировать время появления закона?

— Такой прогноз я дать сейчас не могу. В Государственной думе были перевыборы, надо окончательно утвердить структуру комитетов, в том числе Комитета по безопасности. Когда это будет сделано, можно вновь приниматься за разработку закона. Сегодня уже нет сомневающихся в его необходимости, потому что ситуация назрела. Когда мы возобновим работу, то поймем, с какими сложностями и трудностями можем столкнуться, поймем позиции наших сторонников и возможных оппонентов. Вот тогда можно будет делать прогнозы.

Беседу провела Екатерина Овчарова

Депутат Государственной думы
Г.В. Гудков

Что такое инкассация?

Что такое инкассация?

Инкассация — это сбор денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов клиентов кредитной организации (банка) непосредственно из касс группой инкассаторов, обеспечение их сохранности во время инкассации и сдачи ее в кассу кредитной организации с последующим зачислением на расчетный счет клиента.

Согласно статье 5 Закона о банках и банковской деятельности инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов относится к банковским операциям.

Указанный закон устанавливает запрет на осуществление банковских операций, а следовательно, инкассацию денежных средств и ценностей юридическими лицами, не имеющими лицензию Центрального банка на проведение банковских операций.

Что собой представляет Служба инкассации?

Служба инкассации предназначена для обеспечения надежной сохранности рублевой и валютной наличности, ценных бумаг и других ценностей, являющихся собственностью кредитных организаций, фирм и их клиентов и выполнения банковской операции «инкассация».

Служба инкассации (отдел инкассации, отдел доставки ценных грузов) является структурным подразделением частной охранной структуры. В ее состав входят начальник подразделения, старшие инкассаторы — бригадиры, инкассаторы-сборщики, водители — инкассаторы.

Каковы задачи службы инкассации?

Главными задачами службы инкассации являются:

— доставка выручки торгующих организаций в банковское учреждение;

— доставка денежной выручки из торговых точек коммерческой структуры в ее офис для последующей сдачи в банк;

— доставка денег из банка в офис фирмы, например, для последующей выдачи заработной платы сотрудникам;

— перевозка денег из банка в место приобретения товара, под покупку которого берется банковский кредит;

— доставка денежных и валютных средств из банка в обменный пункт и обратно;

— сбор и доставка наличности из филиалов в кассу банка;

— охрана и сопровождение сотрудников подразделений банка, фирмы, перевозящих ценные бумаги.

Кто может работать инкассатором?

Должностное лицо, в обязанности которого входит инкассация, называется инкассатором.

Инкассатор должен иметь:

— стаж работы охранником с лицензией на право заниматься частной охранной деятельностью не менее б месяцев;

— 6-й квалификационный разряд;

— положительные рекомендации руководства;

— практическое обучение в качестве стажера — инкассатора в течение 1-3 месяцев и успешную сдачу зачетов.

Основными деловыми и личными качествами работника инкассации должны быть:

— творческое отношение к своей профессии,

— желание постоянно повышать свою квалификацию,

— уживчивость в коллективе,

— умение общаться с людьми и т.д.

Кандидатов на работу необходимо подвергнуть психологическому тестированию. Для них устанавливается испытательный срок в течение 1-3 месяцев с закреплением наставника.

Нужна ли инкассация?

Статистика нападений на инкассаторов, говорит о необходимости защищать перевозимые денежные средства и ценности от преступников. Бороться с преступниками, нападающими на инкассаторов сложно, но возможно.

Противостоять им можно только в момент нападения. Обученный и бдительный инкассатор должен по внешним признакам обнаружить готовящееся нападение и быть готовым, в любой момент, отразить его.

Перевозимые службой инкассации денежные средства и ценности являются первоочередным объектом преступных посягательств. Работники инкассации перевозят большие суммы денег, валюты, ценные бумаги, драгоценные металлы и т.д.

Их деятельность постоянно связана с большим риском.

Безопасность осуществляемых перевозок, прежде всего зависит от умело подобранного, грамотно подготовленного и квалифицированно укомплектованного на основе психологической совместимости экипажа спец автомобилей и в целом коллектива службы

Какую ответственность несет инкассатор ?

Работники службы инкассации несут административную, материальную, дисциплинарную или уголовную ответственность в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей, предусмотренных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Законом РФ «Об оружии», Приказов МВД РФ, Уставом организации, контрактом и должностными инструкциями.

В случае утери или хищения ценностей, материальная ответственность по возмещению причиненного банку ущерба возлагается солидарно на всех членов группы, ответственных за доставку ценностей. С членами группы инкассаторов заключается договор о коллективной материальной ответственности.

Работник инкассации, нарушивший требования дисциплины и установленного порядка работы с денежными и иными ценностями, а также правила поведения в служебных помещениях и на территории обслуживаемых объектов, считается совершившим дисциплинарный проступок, если это нарушение не влечет за собой административной или уголовной ответственности.

К инкассатору могут быть применены следующие дисциплинарные меры воздействия:

— перевод на нижеоплачиваемую работу либо смещение на низшую должность на срок до 3-х месяцев;

— увольнение с работы.

Какую подготовку проходит инкассатор?

Какие документы обязан иметь инкассатор при выполнении служебных обязанностей?

— Удостоверение частного охранника;

— Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника;

— разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.

Перед выездом инкассаторов для сбора денежной выручки начальник службы или дежурный выдает старшему инкассатору порожние сумки, а инкассатору-сборщику под расписку в журнале:

— печать службы инкассации с обозначением номера маршрута.

Все работники группы получают оружие и боеприпасы под расписку в журнале регистрации выдачи и приема оружия, а также экипировку.

Лицензия на инкассаторскую деятельность

НБУ постановлением от 17.03.2020 г. № 28 (Постановление № 28) утвердил Положение о порядке взаимодействия юридических лиц, осуществляющих операции по обработке и хранению наличности, с другими юридическими лицами (Положение № 28). Данное Положение определяет порядок взаимодействия инкассаторских компаний с юридическими лицами при выполнении операций, связанных с инкассацией, перевозкой, обработкой, хранением наличности.

Требования Положения № 28 распространяются на:

  • инкассаторские компании;
  • субъектов хозяйствования и банки Украины, заключивших с инкассаторской компанией договоры на оказание им услуг по инкассации и осуществлению операций по обработке и хранению наличности;
  • уполномоченные банки, НБУ в части приема от инкассаторской компании и выдачи ей наличности, обмена на пригодную к обращению наличность.

По мнению НБУ 1 , новый порядок позволит инкассаторским компаниям усовершенствовать свою деятельность и предоставлять банкам и их клиентам полный спектр услуг в сфере работы с наличностью: инкассацию, перевозку, обработку и хранение наличности.

Главные принципы работы инкассаторских компаний сводятся к следующему:

  • инкассаторская компания осуществляет свою деятельность после получения соответствующей лицензии, выданной в соответствии с требованиями Положения о порядке выдачи юридическим лицам лицензии на предоставление банкам услуг по инкассации, утвержденного постановлением Правления НБУ от 24.12.2015 г. № 926, в редакции постановления Правления НБУ от 22.12.2018 г. № 150 (п.6 Положения № 28);
  • инкассаторская компания предоставляет банкам услуги по инкассации наличной выручки субъектов хозяйствования — клиентов банков и осуществляет операции по обработке и хранению этой наличности на основании и в рамках заключенных договоров (п.13 Положения № 28);
  • инкассаторская компания обязана определить банк (или несколько банков) и открыть в нем отдельный текущий счет, через который банк будет осуществлять по платежному поручению зачисление суммы инкассированной, обработанной и доставленной наличности от субъектов хозяйствования и банков на их счета и перечисление денежных средств банкам/уполномоченным банкам/НБУ за наличные. Инкассаторская компания обязана уведомлять НБУ об открытии каждого текущего счета в расчетном банке (п.11 Положения № 28);
  • инкассаторская компания обязана обеспечить обработку наличности в помещениях кассового узла и хранение наличности в хранилищах с соответствующим классом сопротивления согласно требованиям Правил по организации защиты помещений банков в Украине, утвержденных постановлением Правления НБУ от 10.02.2016 г. № 63 (п.7 Положения № 28);
  • после обработки инкассированной наличности субъектов хозяйствования инкассаторская компания оформляет через программный комплекс «Клиент-Банк» и отправляет расчетному банку платежные поручения для перечисления со своего отдельного текущего счета ее фактической суммы на текущие счета субъектов хозяйствования по реквизитам и в срок, определенными условиями договоров (п.16 Положения № 28);
  • инкассаторская компания обязана заключить договор страхования со страховой компанией о полном возмещении банкам и их клиентам убытков, возникших вследствие потери наличности во время ее обработки и хранения инкассаторской компанией (п.8 Положения № 28).

Постановление № 28 вступило в силу со дня, следующего за днем официального опубликования, – 21.03.2020 г. (п.4 Постановления № 28) 2 .

«Каждый день от кассы к кассе перевозит денег массу…»

Парламентарии считают, что нужен закон, который обеспечит социальные гарантии инкассаторам

Служба инкассации в нашей стране в этом году отметит свое 81-летие, а работники отрасли в день ее создания — 1 августа 1939 года — свой профессиональный праздник.

«Три в одном»: кассир, охранник, грузчик

Инкассация, если попросту, — это упорядоченная сдача и приемка денежных средств. Люди, принимающие ценности в любом эквиваленте (наличные деньги, золото в слитках, картины и т.д.) в магазинах, предприятиях и организациях и доставляют их в банки, и есть инкассаторы. Только вместо бухгалтерских ретро-нарукавников они носят бронежилет с обозначенной сверху группой крови.

Их работа, отмечают эксперты, требует мужества, хладнокровия, психологической устойчивости и хорошей физической подготовки. Как поется в самодеятельной песне: «Мороз минус 20, 6.30 утра. В опасный путь собираться пора. Бронежилет застегнут на ходу. И каждый из них готов к внезапному бою…»

Об инкассаторах снимают фильмы и пишут книги, но жизнь самой отрасли освещается мало. Это — один из наиболее закрытых сегментов банковского рынка, что объясняется «склонностью безопасников больше молчать, чем говорить». Вот и витает вокруг них ореол секретности, хоть они и не сотрудники спецслужб…

С момента появления денег встала задача их транспортировки и охраны. В Киевской Руси князья и бояре силами своих дружин обеспечивали защиту торговых караванов. Но до 1917 года Россия обходилась без специальных служб инкассации. Ее функции в отношении госсредств поручались воинским командам, госпочте и фельдъегерям. Частные лица и банки решали проблему самостоятельно. После революции инкассацию вменили в обязанность органам ЧК-ОГПУ-НКВД и службе фельдъегерской связи СССР.

Современная служба берет начало с 1988 года — даты образования Российского объединения инкассации. Ныне это объединение «РОСИНКАС» — подразделение Банка России (БР), крупнейший в стране перевозчик денежной наличности и других ценностей. Кроме того, есть специальные службы в коммерческих банках, небанковских кредитных организациях, среди которых самая большая — «Инкахран», созданная в 1990 году.

«Инкассаторские службы — значимое звено в системе наличного денежного обращения в стране, — рассказал «РФ сегодня» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Оно выполняет важнейшие публичные функции в сфере обеспечения эмиссии национальной денежной единицы и поддерживает надежный и бесперебойный транзит денег от печатного станка до конечного потребителя».

Отрасль выдержала удар пандемии

«Инфраструктура инкассации доказала свою устойчивость и функциональность в условиях Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, кризисных явлений рыночной экономики. Да и сегодня организационный и кадровый потенциал ведущих участников отрасли оказался на высоте, — констатировал депутат. — А также проверку беспрецедентными ограничительными мерами периода острой фазы пандемии коронавируса и совпавшими с ними по времени экономическими последствиями мирового кризиса. Резко возрос объем назначенных государством адресных социальных выплат и пособий, экстренных мер финансовой поддержки хозяйствующим субъектам пострадавших отраслей. И ни граждане, ни организации не ощутили перебоев в снабжении наличными деньгами. Запрос на них полностью удовлетворен».

Так, «РОСИНКАС» за период пандемии совершило более 1200 перевозок автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, привел пример Анатолий Аксаков. Объем транспортировки — около 3-х триллионов рублей из основных фондов Банка России. Своевременное и без срывов перемещение по всей территории нашей необъятной страны такого объема ценностей — результат слаженной работы всех звеньев системы наличного денежного обращения.

Впрочем, рынок инкассаторских услуг сужается и уже не первый год. На нем все меньше перевозчиков ценных грузов, сокращается клиентская база. Банковский бизнес укрупняется, а уровень маржинальности падает с ростом объема безналичных платежей, набирает темпы цифровизация. Причем львиную долю рынка, по некоторым оценкам, более 80 процентов, держат всего пять крупнейших участников.

Главные клиенты — банки

Анатолий Аксаков полагает, что конкуренция все равно есть, и достаточно острая. На конкурсах, где разыгрываются крупнейшие контракты, идет нешуточная борьба. Если посмотреть на опыт других стран, то и там основные игроки рынка — крупные ТНК с диверсифицированным бизнесом, изначально занимавшиеся перевозками, почтовыми отправлениями и охраной.

У председателя Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (ОП НСБ) Дмитрия Галочкина иное мнение. «Рынок деградирует, — говорит он. — И не только из-за взрывного развития карточной системы платежей и перехода на безнал, что уменьшает количество выручки и способствует минимизации перевозок денег. И не потому, что снижается число банков. Но и в результате излишней монополизации рынка. Предприниматели предпочитают перевозить деньги курьерами едва ли не в метро, а не на инкассаторских машинах, в условиях безопасности. Малые же и средние фирмы нередко решают вопрос схемами нал — безнал».

Более оптимистичен первый зампред Комиссии Общественной палаты РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Артем Кирьянов: «Конечно, в отрасли есть беспокойство по поводу тенденции снижения потребности в инкассаторских услугах, но об отмене денежного обращения наличности, которую надо хранить и перевозить, речи не идет».

Каршеринг подсказал идею

Наряду со специализированными инкассаторскими компаниями, как уже сказано, есть на рынке и инкассаторские службы самих банков, но для них это непрофильная деятельность, отмечает депутат Анатолий Аксаков.

Злые языки говорят, что свою инкассацию банки создают для занятий «черным налом». Тут всплывает тема «серых» и «черных» инкассаторов. Первые — это демпингующие за счет экономии на перевозке ценностей ЧОПы, вторые — вообще люди без лицензии, оружия и спецтранспорта. Эта проблема не инкассации, считает Артем Кирьянов, а существования черного нала, то есть компетенции МВД. В условиях пандемии в погоне за дешевизной многие организации закрывают глаза на обеспечение безопасности и сохранность своей выручки, поручая инкассацию кому попало.

С серьезными вызовами рынок столкнулся еще до пандемии, констатирует Аксаков. Пандемия усилила их. Банки кварцевали наличку, потребитель наращивал безконтакт-платежи. А тут еще ростки технологий пробивают асфальт консерватизма больших наличных денег. Самоинкассация (когда юрлицо вносит выручку через банкомат), банкоматы-ресайклеры (когда клиент может снять и внести наличность на счет в обход услуг банка). Автоматизированные депозитные машины (устройство для онлайн-инкассации)… Новшества внедряются в банках и крупных ритейлерах. В 2017 году Сбербанк впервые доставил наличность дроном. Конкуренция со смежными сервисами возрастает.

«Популярность каршеринга подсказывает модель развития банковской инфраструктуры по обслуживанию оборота наличных — содержание собственных банкоматных сетей, инкассаторских служб, мощных кассовых центров, — продолжает глава думского комитета. — В совокупности это уже не конкурентное преимущество, а значительное обременение. Назрела необходимость в создании принципиально новой межбанковской платформы по организации обеспечения и управления наличными, перевозке ценностей и полного цикла обслуживания сетей банкоматов и терминалов самообслуживания».

Вопрос с соцгарантиями не решен

Сегодня перевозка денег курьерами в метро — не разовые эпизоды. Траты на инкассатора — вычет из оборота. Предприниматель уповает на видеонаблюдение в метро, опорные пункты полиции, визуальный контроль улиц, маршрутов. Хотя при наводке это вряд ли поможет, говорят эксперты. Львиная доля нападений падает на неохраняемые транспортировки денег.

В 2000-х годах только в Москве за год происходило по нескольку десятков нападений на инкассаторов. За последние десять лет число агрессий, особенно если говорить о столице, резко снизилось, особенно дерзких преступлений, утверждает лидер профсоюза НСБ. Появились системы видеонаблюдения, маршрутизации, распознавания лиц, машин и т.п. Да и раскрываемость высокая. Все, что попадает в поле зрения камеры и на видеозаписи, как ни маскируйся, будет расшифровано. Технологический прогресс способствует декриминализации данной сферы.

Артем Кирьянов считает, что профильный закон нужен. Инкассация — достаточно опасная сфера, где есть преступные посягательства на жизнь работников, и сами они имеют право применять оружие и другие средства для сохранения грузов и отражения агрессии. Это часть мер безопасности, которые государство несколько выпустило из виду. Думаю, можно было бы пойти по отраслевому принципу и сформулировать положения отдельного федерального закона об инкассаторской деятельности.

Очень остро стоит вопрос о социальных гарантиях работников, подчеркивает он. Как быть семьям погибших? Кто возьмет на себя реализацию социальных гарантий для их родных, или же тяжело пострадавших, заболевших инкассаторов? Государство? Но есть ведь и негосударственные служащие. Если поручить это частным компаниям, то не исключена коллизия, что к моменту инвалидизации инкассатора бизнес обанкротится, закроется, перестанет существовать.

Профстандарты и льготы

По мнению Артема Кирьянова, можно пойти по пути создания некоего фонда, куда инкассаторские организации станут отчислять на постоянной основе средства, из которых будет оказываться определённая поддержка семьям погибших и пострадавших.

Более широкий взгляд у Анатолия Аксакова. «Такой закон мог бы урегулировать вопросы конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения, введения стандартов оказания профессиональных услуг по инкассации, лицензирования и возможности использования специального оборудования, — считает депутат. — Правомерно и мнение о необходимости закрепления в документе условий труда инкассаторов как опасных для жизни и здоровья, наряду с такими структурами, как полиция и вневедомственная охрана. Сотрудники инкассации так же рискуют жизнью и должны иметь соответствующие права и льготы».

Конечно, при этом нужно действовать в соответствии с «золотым правилом медицины» — не навреди. Подготовка и рассмотрение изменений в действующее законодательство об инкассации затрагивает компетенцию, функции и сформированную модель правоотношений в сфере наличного денежного обращения. Требуется комплексный подход, который бы учел сложившуюся систему взаимосвязей между Банком России и всеми участниками инкассаторской деятельности, а также угрозы нацбезопасности в данной сфере на федеральном и региональном уровнях.

К слову, принцип «не навреди» приостановил принятый в сентябре 2017 года в первом чтении правительственный законопроект об акционировании «РОСИНКАСа». Анатолий Аксаков мотивировал это сложностью вопроса. Сейчас «РОСИНКАС» согласно ФЗ-86 обеспечивает перевозку денежных средств и ценностей, безопасность объектов Банка России, охрану мест хранения денежных средств, ценностей и драгметаллов. Он — единственный перевозчик ценностей резервных фондов БР! Этот «эксклюзив» не доверяется коммерческим перевозчикам. Объединение транспортирует деньги с фабрик Гознака по всей стране, обслуживает более 99 процентов сети расчетно-кассовых центров БР и свыше половины сети российских кредитных организаций и их филиалов.

Выделение «РОСИНКАС» в АО связано с множеством процедурных и организационных сложностей. Все риски должны быть учтены, подчеркивает депутат. К тому же, затрагивается комплекс вопросов об оружии, регулируемых ФЗ-150 и другими нормативными актами. Главное же — эффективно обеспечить безопасность потребителей услуг инкассации, защитить их от мошеннических действий и злоупотреблений, в том числе в особых и чрезвычайных условиях. Пока документ отложен.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО