Минтранс установил новые правила организации труда водителей

Изменения в подсчёте времени режима труда и отдыха водителей в России вступят в силу с 2021 года

Опубликовано 28.12.2020, 11:43

Координатор российской Ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко и один из руководителей российской транспортной компании Игорь Пасынков поделились своими мнениями о проблемах и новшествах в приказе № 424 от 16 октября Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей», сообщает канал Валерия Войтко.

Валерий Войтко и Игорь Пасынков — о плохом и хорошем в новом приказе Минтранса, регулирующем РТО.

Территория России действительно огромна, и в привязке к автоперевозкам понятно, что в силу разнообразия географических и климатических условий и протяжённости страны очень сложно сочинить какие-то единые требования, которые покрывали бы все особенности эксплуатации автомобильного транспорта.

У нас было достаточно много материалов, касающихся тахографии и РТО. Это как раз тот самый случай, когда единообразные требования подобрать крайне сложно, и многие положения 15 приказа Минтранса, который регулирует особенности рабочего времени водителя, вызывали у нас обоснованную критику и претензии.

«Регуляторная гильотина»: масса нормативных актов отменяется или изменяется

Сейчас идёт процесс, названный «регуляторной гильотиной», когда устаревшие законы отменяют, а существующие корректируют в сторону их полной адаптации к современным условиям. Под эту гильотину попадает множество нормативных актов, регулирующих деятельность автомобильных перевозок. Один из таких документов — пресловутый 15-й приказ Минтранса.

Так вот, с 1 января 2021 года 15-й приказ прекращает своё действие. Но взамен вступает в силу приказ № 424, который заново прописывает основные положения режима труда и отдыха водителей.

Как и предыдущая редакция, 424-й приказ касается внутрироссийских перевозок и не касается международников. Перевозчикам и водителям придётся выбрасывать из головы всё, что связано с 15-м приказом и заново изучать новые требования, прописанные в приказе № 424.

«Не послабления — скорее, некоторая свобода выбора»

Я не скажу, что в новом приказе есть фундаментальные послабления. Но там появились положения, которые дают возможность перевозчику и самому водителю адаптировать эти требования к постоянно меняющимся условиям работы.

Так, например, если водитель работает в составе экипажа, то для второго водителя его нахождение в кабине рабочим временем не считается, в то время как в прошлой редакции оно таким считалось.

Ранее первую остановку после начала движения водитель должен был делать через 4 часа. Сейчас этот срок увеличен до 4 часов 30 минут, но при этом следующий пункт разрешает увеличить время движение еще на один час, если надо доехать до стоянки или места разгрузки. Это не послабление, это возможность учесть реальную ситуацию, реальную обстановку на дороге и подогнать свой график движения именно под неё, не нарываясь на несправедливые штрафы за лишние 5-10 минут просрочки.

И так по многим пунктам. У водителя появляется хотя бы относительная свобода маневра, чтобы и режим труда и отдыха соблюдать, и вписываться в реально складывающуюся дорожную обстановку. Пробки, снежные заносы, отсутствие мест на стоянке — сейчас, попадая в подобные ситуации, он уже может не нервничать, а спокойно продолжать движение до следующей точки, где можно остановиться.

Вопросы остаются, но с таким РТО можно работать без штрафов и взяток

Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:

— Первое, что видим — исчезло правило «8 часов, а дальше ты нарушитель». Нет, 2 часа мы можем еще двигаться, искать стоянку, спешить на разгрузку. Действительно, остались достаточно жесткие требования по суммарной продолжительности рабочего дня, но мы видим и много хорошего.

Есть даже такая фраза, что рабочее время может рассчитываться помесячно, потому что ограничивать рейсы необходимыми 90 часами сложно.
Но читаем дальше и видим всё то же самое. Сперва фразы о суммарном учете рабочего времени, а потом вдруг бах — и опять идут жесткие требования. Такое чувство, что разные люди писали закон и вносили правки. Документ не пронизан какой-то общей идеей. Он написан людьми, которые никогда не имели нужны в режиме труда и отдыха и не будут им пользоваться, которые не являются специалистами.

Что есть, то есть, и я даже знаю причину такого явления. Дело в том, что обсуждение положений, которые не нравились перевозчикам в 15 приказе, велось очень давно, последние несколько лет. Это были экспертные советы, рабочие группы, действуя в которых мы доносили свои претензии и свои варианты исправлений. Часть предложений перевозчиков попали в 424 приказ. Поэтому и складывается впечатление, что документ несколько разнородный. Там, где учитывалось мнение автоперевозчиков, где применялись предложенные ими корректировки, вопросов нет. Но остальное осталось в прежней идеологии, в прежней парадигме.

К регулированию особенностей РТО на конкретном предприятии можно привлекать профсоюзы

Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:

— Единственное, что радует — впервые я здесь вижу, что существуют первичные организации, существует коллективный договор, всё то, без чего РТО на самом деле вообще не имеет права на существование. В связи с тем, что появляются профсоюзные организации, все проблемы становятся решаемы внутри каждой компании-работодателя. Это хорошо.

Даже если это все результаты деятельности за последние несколько лет (а о РТО говорят с года 14-го), так, тихим шагом и дойдем до нормального состояния, когда привлекут людей, которые будут прямо заинтересованы в нормальном РТО. Может, будут не кусочки вставлять, а напишут действительно здравый нормальный режим.

С 1 января 2021 года обновлены требования к режиму труда и отдыха водителей

Риски: по сравнению с ранее действующими правилами изменена допустимая продолжительность рабочего дня водителя, продолжительность междусменного отдыха и выходных дней.

Минтранс России Приказом от 16.10.2020 N 424 утвердил обновленные Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, работающих по найму, и водителей-ИП. Документ будет применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года вместо Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Новые правила не распространяются на водителей служебных легковых автомобилей органов власти, водителей, занятых на международных перевозках, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных, скорой помощи и аварийно-спасательных автомобилей, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих.

Особенности режима труда водителей

  • продолжительность рабочего дня (смены):

Как и раньше, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем не должно превышать: 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Для всех водителей с 1 января 2021 года допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели (сейчас это правило работает для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т). Водитель вправе увеличить это время, но не более чем на два часа в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки (сейчас это правило работает только при суммированном учете рабочего времени для водителей).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

В перечень водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов, добавлены водители легковых такси и водители, работающие в вахтовых бригадах.

  • ненормированный рабочий день

Как и раньше, водителям легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также некоторым водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на отдельных видах работ в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  • разделение смен на части

Для всех водителей с 1 января 2021 года рабочий день можно будет разделить с их согласия на части. При этом время перерывов между частями рабочего дня (смены) в сумме за день не должно превышать:

три часа – для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;

пять часов – для остальных водителей.

Первый перерыв должен быть не позже, чем через пять часов после начала работы.

Время между частями смены не включается в рабочее.

Сейчас такое правило про три часа работает при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а правило про пять часов – при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.

Особенности режима отдыха водителей

  • ежедневный (междусменный) отдых

Как и раньше, ежедневный отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха.

С 1 января 2021 года при суммированном учете рабочего времени продолжительность междусменного отдыха должна быть не менее 11 часов часа (сейчас минимум 12 часов).

Допускается для всех водителей:

– сокращение этого времени до не менее девятм часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

– разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее трех часов, а последняя не менее девяти часов.

Также установлены особенности ежедневного (междусменного) отдыха для водителей в составе экипажей.

Ранее особенности ежедневного (междусменного) отдыха были установлены для водителей на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, на междугородных перевозках.

  • еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

Еженедельный отдых водителя с 1 января 2021 года должен составлять минимум 45 часов (сейчас минимум 42 часа). Установлено, что предоставлять еженедельный непрерывный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.

  • перерыв для отдыха и питания и специальный перерыв

Как и раньше, время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и должно предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены). А специальный перерыв в управлении транспортным средством – не позднее чем через 4,5 часа (сейчас максимум 4 часа, за исключением водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т) с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей с 1 января 2021 года должна составлять не менее 10 минут.

На заметку: с 1 января 2021 года Минтранс вводит новые профессиональные и квалификационные требования к работникам-водителям. Подробнее читайте в обзоре на нашем сайте.

Сводная таблица изменений по охране труда, пожарной безопасности, промбезопасности и экологии в 2021 году

Сводная таблица изменений по охране труда, пожарной безопасности, промбезопасности и экологии в 2021 году

Регуляторная гильотина и взятый ещё в прошлом году курс на упрощение заложили фундамент для нововведений, с которыми работодателям придётся иметь дело в 2021 году. Речь идёт о модернизации и пересмотре требований, норм и стандартов, которым в настоящее время подчинена охрана труда, промышленная безопасность, экология.

Задача каждого специалиста по охране труда — привести в соответствие с новыми нормами документы организации и провести ряд мероприятий, инструктажей и обучений по ОТ. В помощь вам мы подготовили сводную таблицу, со списком изменений по отраслям с отсылками к устанавливающим их НПА.

PDF-версию таблицы можно скачать здесь.

Суть изменения

Подробности

Январь 2021 года

Новые правила по охране труда – 2021

Начало действовать положение, по которому работодатели должны проводить инструктаж по действиям в ЧС не реже одного раза в год

Ввели новый инструктаж, который нужно проводить со всеми работниками

Вступил в силу приказ об обязательной проверке на употребление наркотиков и алкоголя при получении или замене водительских прав

Отсрочили на полгода дату, с которой водителей начнут проверять на употребление наркотиков при замене прав

На втором этапе диспансеризации начнут проводить больше обследований

Вступил в силу порядок выдачи медицинских справок и заключений

Медорганизации начнут выдавать электронные медзаключения

санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда

Утвержден перечень работ, на которых нельзя работать женщинам

Правительство отменит ряд устаревших НПА по охране труда, в том числе 17 правил по охране труда

Вступили в силу новые формы сертификата и декларации соответствия

Приказы Минпромторга от 28.10.2020 № 3725, № 3726

Утвердили новые формы сертификата и декларации соответствия на СИЗ

Изменилась комплектация автомобильной аптечки

С 1 января изменятся требования к автомобильной аптечке

Начал действовать порядок аттестации ответственного за БДД

С 1 января начнет действовать обновленный порядок аттестации ответственного за БДД

Вступили в силу новые требования по заполнению путевых листов

Минтранс установил требования к заполнению путевых листов

Начали действовать требования к тахографам

Минтранс утвердил требования к тахографам

Вступили в силу новые требования к водителям и дополнительные правила для их профотбора и профобучения

Минтранс обновил требования к водителям

Вступили в силу особенности режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда водителей

С 1 января начнут действовать особенности режима труда и отдыха для водителей

Начал действовать порядок оснащения транспортных средств тахографами

С 1 января вступает в силу новый Порядок оснащения транспортных средств тахографами

Обновили правила проведения расчетов по оценке пожарного риска

Новые правила противопожарного режима

Вступили в силу новые Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

Правительство обновило Правила оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности

Утвердили Закон о получении разрешений на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики

Вступили в силу новые правила по документационному обеспечению ОПО и по предоставлению декларации промбезопасности

Правительство обновило требования по документационному обеспечению ОПО и правила по предоставлению декларации промбезопасности

Отменили ряд НПА по промбезопасности в рамках «регуляторной гильотины»

Правительство отменит ряд НПА по промбезопасности, в том числе по производственному контролю на ОПО

Начал действовать порядок лицензирования Ростехнадзором деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности

С 1 января установят порядок лицензирования Ростехнадзором деятельности по проведению экспертизы промбезопасности

Вступил в силу новый порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

Утвердили новый порядок разработки планов мероприятий по ликвидации аварий на ОПО

Начало действовать положение, по которому работодатели должны создать локальную систему оповещения населения о возникновении ЧС

На ОПО руководители должны создать локальную систему оповещения населения о возникновении ЧС

Начало действовать положение об эксплуатации ГТС и новые критерии их классификации

Постановления Правительства от 05.10.2020 № 1606, № 1607

Правительство утвердило положение об эксплуатации ГТС и новые критерии их классификации

Вступили в силу Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения

Правительство утвердило Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения

Начали действовать правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья

Обновили ФНП по безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья

Ростехнадзор переутвердил правила проведения экспертизы промышленной безопасности

Ростехнадзор обновил требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений

Обновили требования к производственному контролю на ОПО

Начал действовать порядок проведения государственной экологической экспертизы

Утвердили положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы

Правительство утвердило новое положение о вредных выбросах в атмосферу

С 1 января начнет действовать новый порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды

С 1 января начнет действовать новый порядок учета отходов

До 1 марта продлили сроки СОУТ и обучения охране труда

До 1 марта продлили сроки СОУТ и обучения охране труда

МЧС утвердило свод правил по системам противопожарной защиты

С 1 марта начнет действовать новый СП по системам пожарной сигнализации и противопожарной защиты

С 1 марта начнет действовать новый СП по системам пожарной сигнализации и противопожарной защиты

Приняли новые СанПиН с нормами вредных веществ в рабочей зоне, на спецодежде и оборудовании

Вступят в силу СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

Начали действовать правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах

Вступили в силу правила по охране труда при работе в замкнутых пространствах

Вступили в силу перечни документов, по которым проверяют соблюдение требований промбезопасности

Ростехнадзор обновил перечни документов, по которым проверяют соблюдение требований промбезопасности

Росстандарт обновил свод правил, которые обеспечивают добровольное соблюдение требований пожарной безопасности

C 20 марта организацию смогут закрыть на 30 дней за нарушение требований пожарной безопасности

Апрель 2021 года

ГОСТ по охране труда

Начал действовать требования национального стандарта по безопасности труда и охраны здоровья

Утвердили новые правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики

Вступит в силу закон, который будет действовать вместо всех НПА в сфере контроля и надзора

Утвердили новые правила проверок ГИТ, пожарной инспекции, Роспотребнадзора и Ростехнадзора

Сентябрь 2021 года

ГОСТ и СП, соблюдение которых позволит организациям выполнить требования Техрегламента о безопасности зданий и сооружений

С 1 сентября сократят количество обязательных требований в строительстве

Обновили перечень профессий железнодорожного транспорта, которые проходят предрейсовые медосмотры

Изменили требования к комплектации аптечки в организации

Минздрав обновил требования к знакам о запрете курения

Переработка водителей пути выхода из положения

Как уйти от переработки работников сторожей и водителей


Российской Федерации.16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.

Содержание: Юридический форум В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения),

Водители автомобиля: режим труда и отдыха

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются приказами: – Минтранса России от 18.10.2005 №127 для водителей трамвая и троллейбуса; – Минтранса России от 08.06.2005 №63 для работников метрополитена; – МПС России от 05.03.2004 №7 для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, и пр.; – Минтранса России от 20.08.2004 №15 для водителей автомобилей (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

Минтранс установил новые правила организации труда водителей

Рабочее время и режим труда Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.

Что нового: Режим работы и отдыха водителей на обычных и междугородних перевозках следует установить одинаковым. Если вы считаете рабочее время водителей методом суммированного учета, с 05.06.2021 делать это нужно с учетом такого правила: водителю

Добровольная переработка — ущерб работодателю!

водители на международной автотрассе

Вы здесь «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 5 ДОБРОВОЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА — УЩЕРБ РАБОТОДАТЕЛЮ!

ВОДИТЕЛИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОТРАССЕ При осуществлении водителями международных автомобильных перевозок нередко встречаются ситуации, когда возникает прямая угроза причинения материального ущерба предприятию-работодателю.

Соответственно, встает вопрос об ответственности водителя.

Зачастую руководители в погоне за прибылью там, где требуются два водителя, отправляют в рейс одного, да еще тому надо, скажем, успеть развезти товар

Соблюдение режима труда и отдыха водителей — нормы, правила и положение

Чтобы обстановка на дорогах была спокойной и безопасной, должно быть четко соблюдено время труда и отдыха водителей. Сейчас это закреплено законодательно, что позволяет взимать штрафы с нарушителей, у которых нет тахографа — устройства, которое следит и контролирует режим работы водителей. Даже, несмотря на то, что график работы водителей очень важен как для них самих, так и для пешеходов и прочих участников дорожного движения, водители не обладают достоверной информацией о правильном режиме работы.Чтобы четко следовать графику, необходимо купить карту водителя , которая поможет избежать штрафов.

Давайте разберемся, что такое нормы работы водителей и каковы особенности работы за рулем.Стоит отметить, что для каждого водителя должен быть составлен индивидуальный, специальный режим работы, оформленный в график. Он составляется работодателем и согласуется с самим водителем.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя

Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами.

О нем сказано многое. Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы.

И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться.

Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться.

Однако, несмотря на это, количество отработанных за

Рабочее время водителей

Copyright: фотобанк Лори Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности. Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила. Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей,

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа 2004 г. N 15 г. Москва Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г. Регистрационный N 6094 В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 1 (ч.

1), ст. 3) приказываю: Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению. Министр И. Левитин Приложение Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей I. Общие положения 1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г.

Новые правила режима труда и отдыха водителей в 2021 году

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Регуляторная гильотина добралась до режима труда и отдыха водителей. С 1 января 2021 года уже действует новый порядок, обязательный для организации труда всех водителей, независимо от форм собственности работодателей. В статье расскажем, что изменилось, и как с новыми правилами работать специалистам по охране труда.

  • Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей
  • Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021
  • Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:

✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны

✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы

✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей в 2021

Новый режим труда и отдыха водителей существенно отличается от отмененного приказа № 15. Поэтому необходимо внимательно изучить приказ № 424 и применять его в работе. Специалистам по охране труда и руководителям компаний необходимо издать новые распорядительные документы по основным изменениям в режиме труда и отдыха водителей: в своих локальных нормативных актах прописать продолжительность работы, установить специальные перерывы, перерывы для отдыха и питания, а также урегулировать вопросы предоставления отдыха, как ежедневного, так и еженедельного.

Главные изменения в режиме труда и отдыха водителей по приказу 424

Рабочего времени водителей

Из рабочего времени исключили период, когда водитель лично не управляет автомобилем, а находится в кабине и является, по сути, сменщиком, страховкой на случай недомогания другого водителя. То есть новые правила-2021 четко определили, что именно входит в рабочее время:

  • непосредственно управление транспортным средством
  • специальные перерывы
  • текущий ремонт машины на линии
  • ожидание загрузки груза, пассажиров
  • ожидание приезда станции технического обслуживания
  • предрейсовый и послерейсовый медосмотры
  • осмотр технического состояния автомобиля механиком гаража

В рабочее время больше не включают время, когда водитель сам осуществляет охрану груза или автомобиля при поломке: водитель не может бросить машину и товарно-материальные ценности, так как отвечает за них. Поэтому работодатель обязан оплачивать это время так, как это установлено в коллективном договоре, или в другом локальном нормативном акте .

Входит в рабочее время Не входит в рабочее время
Текущий ремонт ТС Охрана ТС
Ожидание загрузки-выгрузки Сопровождение перевозки в качестве сменного водителя
Медосмотры (предрейсовый и послерейсовый) Простой по вине водителя
Осмотр ТС перед выездом и после возвращения с линии

Продолжительность рабочего времени

Согласно Трудовому кодексу, нормальная продолжительность работы водителей должна быть не более 40 часов в неделю. Сам работодатель по согласованию с представительным органом работников, а при изменениях – в дополнительном соглашении к трудовому договору, прописывает конкретную продолжительность смены, не превышающую норму ТК РФ.

Пример

Зачастую происходят ситуации, когда из-за дорожных пробок или других обстоятельств, водитель управляет транспортным средством больше установленной продолжительности смены. В этой ситуации допускается ввести суммированный учет рабочего времени. Однако сделать это можно только заручившись поддержкой представительного органа работников.

Коллеги возразят, что не в каждой организации, а уж тем более у ИП есть такие представители работников. В этом случае необходимо согласовать режим суммированного учета с представителями трудового коллектива – с самими водителями на собрании, например. Без обсуждения с трудовым коллективом вводить новый режим труда и отдыха не допускается. Это требование указано в пункте 5 Приложения к приказу Минтранса №424.

При суммированном учете рабочего времени работнику можно установить, например, смену 10 часов, и ее можно продлить в исключительной ситуации – если рейс не закончен, а работнику нужно отдохнуть, добраться до места организованной стоянки.

Не запрещено ввести 12-часовую смену для водителей городского транспорта, медицинских организаций, коммунальных служб, вахтовиков, а также личных водителей руководителя организации.

Разделение рабочего времени

По новым правилам, теперь рабочее время лиц, управляющих ТС, можно разделить на несколько частей (пункте 7 Приложения к приказу Минтранса №424). В отмененном приказе № 15 такого послабления не было, за исключением водителей общественного транспорта.

Пример

Допустим, водителю установили разбить смену на части. До перерыва работник обязан отработать пять часов минимум. Перерыв не может превышать 5 часов для всех водителей, и 3 часа – для водителей, управляющих общественным, в том числе и пригородным транспортом.

Ненормированный рабочий день

По новым правилам, такой режим труда можно установить только для отдельных категорий работников. Например, нельзя установить ненормированный рабочий день для таксистов. И опять же настаиваем: нельзя вводить ненормированный режим без согласования с представительным органом работников . Поэтому, не нарушайте право, если вводите режим труда и отдыха водителей.

Что нужно учитывать при организации работы водителя:

  1. Водитель может находиться за рулем 9 часов в смену. Допускается увеличить это время на 1 час, но не реже 2 раз в неделю если для этого есть уважительная причина, например, чтобы закончить поездку или проехать к месту отдыха
  2. Запрещается трудиться за рулем более 56 часов
  3. В течение 2 недель подряд работник не должен находиться за рулем более 90 часов, в противном случае, работодатель попадет на крупный штраф, также как и водитель, если он знал, что в его организации разработан режим труда и отдыха, но проигнорировал его.

Специальные перерывы

В новых правилах, утвержденных приказом Минтранса №424 конкретизировали специальные перерывы для водителей:

  • перерыв на обед, не включаемый в рабочее время, не менее 30 минут и не более 2 часов
  • специальный перерыв через каждые 4,5 часа управления ТС. Продолжительность – не менее 45 минут

Ежедневный отдых водителя

Новые правила урегулировали время ежедневного отдыха водителя. Теперь работники должны отдыхать вдвое больше, чем работали накануне. Например, если водитель отработал за рулем девять часов, после этого ему положен отдых 18 часов. Проверяющий из надзорного органа посмотрит табель и путевые листы.

Еженедельный отдых водителя

Кроме ежедневного отдыха, новыми правилами прописан еще и еженедельный отдых. Каждую неделю водитель должен отдохнуть в общем итоге не менее 45 часов. Какой конкретно день выходной, должно, как минимум, следовать из правил внутреннего распорядка.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

· на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;

· на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;

· на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;

· на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей

Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.

В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО