Определен порядок контроля за спецоценкой условий труда

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда: общие положения

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Спецоценка условий труда проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Для чего нужно проводить специальную оценку условий труда

По результатам проведения спецоценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Класс (подкласс) определяет эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда, по итогам ее проведения.

Для чего могут быть использованы результаты СОУТ?

  1. Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников
  2. Информирование работников:
    • Об условиях труда на рабочих местах
    • О существующем риске повреждения их здоровья
    • О мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов
    • О гарантиях и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
  3. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
  4. Оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты
  5. Осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах
  6. Организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников — в случаях, установленных законодательством РФ
  7. Установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ
  8. Установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Дополнительные тарифы страховых взносов определены статьей 58_3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и статьей 33_2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
  9. Расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  10. Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  11. Подготовки статистической отчетности об условиях труда
  12. Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов
  13. Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  14. Рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями
  15. Определение видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления — в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда
  16. Принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников
  17. Оценка уровней профессиональных рисков
  18. Иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ

Этапы проведения специальной оценки условий труда

Организация проведения и подготовка к проведению СОУТ Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Декларирование соответствия условий труда Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Алгоритм проведения СОУТ

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (если вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены)

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны быть оформлены протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов

Составление отчета о проведении СОУТ организацией, проводившей СОУТ.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н

Уведомление ФСС России о результатах СОУТ.

Сведения о результатах СОУТ отражаются в таблице 10 формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59

О спецоценке условий труда в деталях

Организация проведения СОУТ

Организация и финансирование проведения СОУТ — прямая обязанность работодателя (статья 8 Закона N 426-ФЗ).

Периодичность проведения СОУТ: не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ (срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ).

СОУТ должна проводиться в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Приказом Минтруда России от 20.01.2015 N 24н внесены изменения в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Приказом уточнен перечень работ и рабочих мест, находящихся под воздействием биологического фактора:

  1. Работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах.
  2. Работы с патогенными микроорганизмами на рабочих местах:
    • организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
    • организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
    • медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
    • работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу

Кроме того, приказом определено, что вредным и (или) опасным производственным фактором считается освещенность рабочей поверхности, в целом.

Такие факторы, как прямая и отраженная блесткость, дополнительно могут идентифицироваться как вредные и (или) опасные при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена.

Также приказом к биологическому фактору дополнительно отнесены:

  1. Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека
  2. Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы
  3. Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)

Методикой установлены обязательные требования к следующим процедурам:

  • Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда
  • Оформление результатов проведения СОУТ

Цены на специальную оценку условий труда

Проведение специальной оценки условий труда

Офисные рабочие места (управление, ИТР, операторы ПЭВМ, сторожа, грузчики, учителя, продавцы, торговые агенты и т.д).

Проведение СОУТ -1 раз на 5 лет.

Срок выполнения работ — 2 мес. с момента подписания договора.

Строители, медицинский персонал, слесаря ( всех наименований), электромонтеры, машинисты обслуживающие оборудование, дорожные работники т.д

Проведение СОУТ -1 раз на 5 лет.

Срок выполнения работ — 4 мес. с момента подписания договора.

Водители транспортных средств, электогазосварщики, станочники, маляры,операторы технологических установок

Проведение СОУТ -1 раз на 5 лет.

Срок выполнения работ — 6 мес. с момента подписания договора.

*Стоимость проведения СОУТ производственного места примерная и зависит от количества факторов, которые необходимо замерять. Более точный расчет можете получить после отправки заявки и предоставления штатного расписания.

Оказание практической помощи организациям:

Фонд социального страхования РФ с февраля месяца каждого года выделяет денежные средства на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами согласно приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012г. № 580н. Помогаем организациям оформить и использовать 20% страховых взносов от суммы уплаченной за предыдущий год, и данные средства израсходовать на проведение специальной оценки условий труда.

Работы по специальной оценке условий труда включают:

  • предварительные бесплатные консультации по приведению мест в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм и норм охраны труда;
  • проведение идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах подлежащих спец. оценке;
  • исследования (испытания) и измерения физических и химических параметров опасных и вредных производственных факторов аккредитованной лабораторией;
  • определение и оценку тяжести и напряженности трудового процесса;
  • определение эффективности СИЗ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • оформление полного комплекта необходимых документов в соответствии с обоснование использования льгот, надбавок, компенсаций.

Специальная оценка условий труда: водители

Выполнение специальной оценки условий труда сейчас обязательно для всех рабочих мест вне зависимости от их характера. Единственное исключение, предусмотренное статьей 3 закона № 426-ФЗ, включает места работы надомных и удаленных сотрудников. При этом позиции работников с разъездным, сезонным и иным характером работы наравне с другими подлежат проведению оценки.

Общие правила выполнения спецоценки определены положениями закона № 426-ФЗ, а также отдельным приказом Минтруда № 33н, который содержит действующую методику реализации этой процедуры. Однако в отношении некоторых категорий рабочих мест, характеризующихся, например, повышенным риском для работника, сложными условиями труда и так далее, может быть введен особый порядок выполнения СОУТ.

Общие правила выполнения спецоценки

Стандартный порядок организации СОУТ предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • работодатель создает в организации комиссию по СОУТ для определения списка рабочих мест, подлежащих оценке, и выбирает исполнителя работ;
  • после подписания договора исполнитель согласовывает с работодателем график выполнения работ и приступает к их реализации;
  • специалистами уполномоченной организации проводится идентификация наличия вредных и опасных факторов на местах работников;
  • в случае, если такие факторы обнаружены, проводится измерение степени интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных замеров исполнителем составляется отчет, который передается на утверждение работодателю;
  • после согласования отчета стороны выполняют необходимые процедуры, предусмотренные законодательством, включая информирование сотрудников об условиях работы, публикацию результатов СОУТ на сайте организации и проч.

Проведение СОУТ водителей

Список категорий работников, в отношении мест которых применяются особые правила выполнения спецоценки, определен постановлением Правительства от 14 апреля 2014 г. N 290. Этот нормативный документ содержит четкое указание на несколько профессий и специальностей, для которых должны быть сформированы специальные правовые акты, устанавливающие порядок организации СОУТ. Что касается водителей разных видов транспорта, то упоминание об этой профессии содержится в пункте 14 приведенного постановления: его действие распространяется на водителей внутригородского пассажирского транспорта наземного типа. Это значит, что процедура спецоценки для остальных представителей этой профессии, включая СОУТ водителя грузового автомобиля, проводится по общим правилам.

Для водителей внутригородского пассажирского транспорта в самом деле разработан отдельный приказ Минтруда от 30 июня 2017 г. № 543н, который содержит особые правила выполнения СОУТ. В сравнении со стандартной процедурой, например, СОУТ водителя погрузчика, процесс спецоценки рабочих мест лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, характеризуется следующими особенностями:

  • работодатели, которые эксплуатируют одинаковые транспортные средства в пределах одного населенного пункта, могут объединяться для выполнения СОУТ. В этом случае они могут признавать рабочие места, подлежащие спецоценке, идентичными с применением критериев, прописанных в части 6 статьи 9 закона № 426-ФЗ, и создавать общую комиссию для этих целей и составления списка позиций, подлежащих оценке;
  • выполнение необходимых замеров и других служебных процедур производится во время специального рейса, в котором участвуют сотрудники уполномоченной организации, производящей спецоценку. Правила выполнения такого рейса устанавливаются работодателем и фиксируются комиссией по СОУТ;
  • при организации измерений и других служебных процедур запрещается применение приборов и аппаратуры, содержащих опасные вещества и элементы, включая ртуть, токсичные и летучие соединения и проч.;
  • в случае, если в транспортном средстве, которым управляет водитель, отсутствуют инструменты для регулирования температуры в салоне, то степень вредности условий труда для этой позиции повышается на одну ступень;
  • для всех категорий водителей наземного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров, степень вредности условий труда повышается на одну ступень в сравнении с результатам измерений в связи с повышенным уровнем ответственности и психологической нагрузки при осуществлении работ. В соответствии с положениями приказа № 543н, этот подход обусловливается такими факторами как дефицит времени на принятие решений, высокая значимость потенциальной ошибки при их принятии и проч.

Правила проведения измерений

Выполнение измерений вредоносного воздействия на рабочих местах водителей производится с учетом положений статьи 13 закона № 426-ФЗ, который содержит общий список факторов, подлежащих замерам. Оценка степени интенсивности их влияния и последующее определение класса условий труда производится с применением методики, зафиксированной в приказе № 33н. При этом часть 5 приказа № 543н уточняет, что для водителей пассажирского транспорта наземного типа измерению подлежат следующие факторы:

  • уровень шума;
  • характер воздействия виброакустических факторов;
  • характеристики микроклимата;
  • степень тяжести труда;
  • степень напряженности труда.

Для водителей электрического пассажирского транспорта, то есть троллейбусов и трамваев, предусмотрено также проведение измерения параметров электростатического поля. Кроме того, при проведении замеров нужно учитывать, что водителю в ходе выполнения своих должностных обязанностей приходится одновременно следить за показаниями приборов транспортного средства и осуществлять управление им, контролировать процессы, происходящие в салоне транспорта и на дороге, а также активность пешеходов, которые осуществляют посадку и высадку.

Специальная оценка условий труда | СОУТ

Бесплатная консультация

Наши специалисты ответят Вам в течение 10 минут!

Безопасность и комфорт являются главными условиями добросовестного и качественного выполнения работниками своих профессиональных обязанностей. Каждое предприятие должно следить за тем, чтобы рабочие места соответствовали нормам и стандартам российского законодательства. С 2014 года вступил в силу федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Давайте разберемся в ее особенностях.

Проведение специальной оценки условий труда

Цель специальной оценки условий труда (СОУТ) представляет собой комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса и производства, и дальнейшей оценке их воздействия на человеческое здоровье. Такой мониторинг позволяет не только поддерживать условия труда на требуемом уровне, но и освобождать предприятия от страховых взносов. Данная процедура является обязательной для всех!

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Этапы проведения оценки условий труда включает в себя такие этапы:

  • эксперт с достаточным уровнем квалификации проводит идентификацию вредных и опасных факторов;
  • на рабочих местах, где были выявлены опасные факторы, проводятся инструментальные замеры;
  • оформление документации по результатам специальной оценки условий труда;
  • предоставление документов в соответствующие государственные органы.

Специальная оценка условий труда: сроки

Закон гласит, что спецоценка должна проводиться с периодичностью в 5 лет. Материалы оценки действуют 5 лет с момента проведения. В случае, если рабочее место было переоборудовано или произошли другие изменения, то проводится внеплановая специальная оценка условий труда

Материалы по аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года будут действительны в течении 5 лет.

Внеплановая специальная оценка

Внеплановая оценка труда проводится в течении 6 месяцев на рабочих местах, которых коснулось одно из следующих условий:

  • Создание новых рабочих мест;
  • Предписания Трудовой инспекции;
  • Изменение техпроцесса;
  • Изменения применяемых сырья и материалов;
  • Изменение выдаваемых СИЗ;
  • Несчастный случай на производстве;
  • Предложение профсоюза;

Специальная оценка условий труда: штрафы

Законодатели установили административную ответственность за специальную оценку условий труда и охрану труда.

В случае нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение, будут следующие последствия:

  • Должностные лица и индивидуальные предприниматели: от 5 000 до 10 000 рублей
  • Юридические лица: от 60 000 до 80 000 рублей

Результаты специальной оценки условий труда (СОУТ) используются в целях:

  • Контроля условий на рабочих местах и правильности обеспечения работников Средствами Индивидуальной Защиты (СИЗ);
  • Оценки профессионального риска и проведение мероприятий, направленных на снижение вероятности повреждения здоровья работников;
  • Подготовки отчетности об условиях труда для целей статистики;
  • Получение сертификата соответствия организации работ по ОТ требованиям государственных нормативных документов (сертификация работ по охране труда);
  • Обоснования материальных затрат на мероприятия по улучшению условий в организациях.

Кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки?

  • Трудовая инспекция (ГИТ);
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

За что могут назначить штраф?

  • Плановая проверка;
  • Внеплановая проверка;
  • По жалобе сотрудника;
  • Несчастный случай на производстве;
  • Козни конкурентов.

Факторы специальной оценки условий труда, подлежащие изучению

  • физические
  • биологическим
  • химическим
  • тяжесть труда
  • напряженность труда

Результаты специальной оценки условий труда

Документы специальной оценки условий труда оформляются в форме отчета. Их перечень включает в себя:

  • данные о компании, которая проводит Спецоценку условий труда (Сведения об организации);
  • рабочие места, которые подвергались оценке (Перечень рабочих мест);
  • протоколы инструментально проводимых измерений (Протоколы измерений);
  • оценка средств индивидуальной защиты (Протоколы оценки эффективности СИЗ);
  • сводная ведомость, в которую заносится вся информация о проведенных исследованиях;
  • карты Специальной оценки труда;
  • рекомендуемые мероприятия по устранению опасных и вредных факторов (План мероприятий).

Если вы решили провести специальную оценку условий труда организации, то мы готовы вам помочь! Наша компания поможет вам сэкономить!

Спецоценка 2020: что нового

В канун 2020 года президент подписал Федеральный закон, который вносит поправки в закон, регулирующий специальную оценку условий труда (СОУТ). Изменения начали действовать с 1 января 2020 года.

СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. Спецоценка условий труда введена с 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Эта процедура заменила аттестацию рабочих мест и во многом ее повторяет. Специальная оценка условий труда — возможность уменьшить риск штрафных санкций и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она позволяет выявить вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также распределить условия труда по классам – оптимальные, допустимые, вредные, опасные. По результатам спецоценки разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты и компенсациями.

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу ст. 212 ТК РФ. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Спецоценка не проводится для надомников, работников, которые трудятся удаленно, лиц, пришедших трудоустраиваться к физическому лицу, без регистрации ИП, религиозных организаций (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Внеплановую оценку работодатель обязан провести в случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай, выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание ГИТ или на проведении СОУТ настаивает профсоюз.

С 1 января 2020 года появился еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте, также обязательна внеплановая оценка.

На проведение внеплановой СОУТ отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Также СОУТ — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.

Подготовка к проведению СОУТ

Для проведения СОУТ первым делом нужно создать комиссию (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят представители работодателя, представители профсоюзной организации. Состав комиссии и график проведения утверждается приказом.

С 1 января 2020 года ст. 9 Закона № 426-ФЗ дополнена следующим замечанием. В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства образовать комиссию, полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник.

До проведения СОУТ, комиссия составляет перечень рабочих мест для проведения спецоценки. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Далее необходимо заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). Эта специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям. В уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из специалистов — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Такая организация включена в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих СОУТ. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться именно на реестр Минтруда. Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

С 1 января 2020 года компания-оценщик обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным. Срок – не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора. Отчет о проведении специальной оценки условий труда должен будет содержать идентификационный номер.

Идентификация

Идентификация проводится специалистом оценочной фирмы на основе изучения предоставленных работодателем сведений о рабочих местах. Итоги идентификации утверждаются комиссией. Если эксперту достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Учитывая уровень вредности или уровень опасности, выделяют четыре группы условий труда:

оптимальный уровень — условия труда 1 класса;

допустимый уровень — условия труда 2 класса;

вред — условия труда 3 класса;

опасность — условия труда 4 класса.

От того, к какому классу отнесено рабочее место, определяется тариф, по которому работодатель делает отчисления в Пенсионный фонд. Чем безопаснее условия труда, тем меньше отчисления. Кроме того, по результатам специальной оценки условий труда устанавливается объем различных компенсаций работнику за вредные (опасные) условия: повышенная зарплата, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочная пенсия.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2), условия труда, подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда. Срок действия декларации — пять лет со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему. Если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве, будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

Оформление результата

Нанимателем, проводившим СОУТ, должна быть составлена отчетность и в ней следует отражать итоги выполненной работы. Этот документ утверждает глава комиссии и ставится подпись её членами. Работодателю нужно в течение 30 дней провести письменное ознакомление сотрудников с итогами специальной оценки условий труда.

С 1 января 2020 года работник может представлять в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты СОУТ.

О проведенной СОУТ работодатель размещает данные на своем сайте (при его наличии), в течение тридцати дней с момента полного оформления и принятия отчетности.

С 1 января 2020 года работодателям нельзя применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета. Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она обязана сообщить работодателю в течение трех рабочих дней.

Последствия СОУТ

По итогам СОУТ организуются мероприятия, улучшающие условия труда работников. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса). Пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, – в размере от 5000 до 10 000 руб.;

на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;

от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;

от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

В случае если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 УК РФ, может понести следующие наказания:

штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев;

180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года;

лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.

Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека последует наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет. Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Комиссия по специальной оценке условий труда

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 — ФЗ «О специальной оценке условий труда», создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:

  • определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
  • утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
  • принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
  • решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
  • утверждение отчета по СОУТ.

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

Состав комиссии по специальной оценке условий труда определен ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 – ФЗ

Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:

  • специалист по охране труда (см. ТК РФ ст. 217);
  • представители профсоюза (при его наличии);
  • представители иного представительного органа работников;
  • руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники и т.д.

Работодателям важно учесть, что число членов комиссии, включая председателя должно быть не нечетным. Конкретное количество членов комиссии по проведению СОУТ будет определяться с учетом штатного расписания работодателя.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций, имеющих по штату лишь одного работника, допускается создавать комиссию по СОУТ из одного сотрудника, что поясняется письмом Минтруда РФ от 14.03.2016 №15-1/ООГ-1041.

Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда. Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда. Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.

Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.

Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда скачать на странице.

Комиссия несет ответственность за результаты СОУТ и их дальнейшее применение

Второй важный документ, без которого спецоценка не состоится — график проведения СОУТ. Его обязательность определена упомянутой выше 9 статьей 426-ФЗ.

График – это пошаговый план проведения СОУТ, который оформляется отдельным документом или приложением к приказу.

Поскольку подготовительные мероприятия требуют немало времени, график рекомендуют составлять «с запасом», чтобы потом не отставать от намеченного срока, своевременно устраняя все выявленные нарушения.

Документ можно разработать самостоятельно либо взять за основу образец графика скачав его на странице с приказом о СОУТ. Поскольку единого регламента сроков проведения отдельных этапов СОУТ нет, при составлении графика следует отталкиваться от специфики конкретного производства: общего количества рабочих мест, условий труда, сменности, режима работы предприятия и т.д. При этом в графике отражаются все мероприятия, проводимые в рамках спецоценки – с указанием запланированного срока на реализацию каждого из них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО