Порядок списания компьютерной техники

Списание компьютеров

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ГОС. УЧРЕЖДЕНИЯМ

  • Компьютеры и оргтехника
  • Радиоэлектронная аппаратура
  • Медицинское оборудование
  • Бытовая техника и инвентарь
  • Звуковое и видеооборудование
  • Электроинструменты
  • Бензоинструменты и бензотехника
  • Контрольно-кассовая техника
  • Спортивное оборудование
  • Посмотреть полный список

АКТЫ СОСТОЯНИЯ И ДЕФЕКТНЫЕ ВЕДОМОСТИ ОТ 200₽

Для коммерческих организаций и бюджетных учреждений процедура утилизации компьютерной техники является обязательной. Однако проводится она только после списания оборудования, входящего в состав основных фондов, с баланса предприятия.
Порядок списания и утилизация компьютеров строго регламентируется российским законодательством и несоблюдение любого из пунктов и требований этих регламентов чревато штрафами (до 30 тыс. рублей). Это объясняется тем, что в большей части комплектующих компьютеров содержатся драгоценные металлы и токсичные вещества, относящихся к 1–4 классу опасности.
И если в коммерческих предприятиях списание производится по упрощенному порядку, то в бюджетных организациях эта процедура имеет ряд важных нюансов.
Компания «АЛАР» на протяжении 10 с лишним лет оказывает профессиональные услуги по списанию компьютерной техники коммерческим и бюджетным предприятиям Москвы и Московской области.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

  • 1 Заключение
    договора
  • 2 Проведение
    технической экспертизы
  • 3 Подготовка
    необходимых документов
  • 4 Доставка
    документации в ваш офис

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Причины списания компьютера

Законодательство признает 6 основных причин для списания компьютеров:

  1. продажа,
  2. дарение,
  3. передача в ОС сторонней организации,
  4. порча и хищение,
  5. (стихийные бедствия, пожары, военные действия ),
  6. физический или моральный износ (устаревание).

Последняя причина является наиболее распространенной, поскольку компьютерное оборудование в связи с большой скоростью развития технологий в этой области морально устаревает намного быстрее, чем другие виды техники. Даже рабочие компьютеры через 3–5 лет необходимо обновлять. Данный срок полезного действия определен государственным регламентом при расчете амортизации.
Схематично процедуру списания можно разделить на следующие этапы:

  • Экспертиза технического состояния;
  • Оформление «Акта о списании объекта основных средств» (УФ № );
  • Оформление разрешительной документации на ликвидацию;
  • Снятие с учета ОС.

В отличие от бюджетной организации коммерческому предприятию достаточно создать внутреннюю комиссию из собственных сотрудников для оценки состояния находящейся на балансе техники и задокументировать ее решение.
На основании вынесенного экспертами заключения составляется акт списания компьютера и оформляется внутренний приказ, в котором указываются основные нюансы процедуры списания и утилизации.
Чтобы упростить решение проблемы и избежать проблем с контролирующими органами, предприятию выгоднее обратиться в профильную компанию, специализирующуюся на списании и утилизации компьютерного оборудования. ООО
Компания «АЛАР» имеет:

  • сертификат РОСТЕСТа, на основании которого происходит экспертиза;
  • государственную лицензию на осуществление своей деятельности;
  • доступ на работу с цветными и черными металлами, драгметаллами, токсичными веществами;
  • большой опыт сотрудничества с коммерческими и государственными предприятиями Москвы и Московской области.

Наши сотрудники произведут законное списание компьютеров на основании дефектной ведомости, в которой представлен полный перечень неисправностей, являющихся основанием для списания. По окончании процедуры составляется «Акт дефектации» и другие сопроводительные документы.

Списание компьютерной техники в бюджетных учреждениях

В отличие от частных компании процедура списания компьютеров в бюджетных учреждениях имеет более строгий подробный регламент. Это обусловлено тем, что любое имущество закрепляется за бюджетным учреждением (государственным, муниципальным) для осуществления оперативного управления. То есть, согласно Гражданскому Кодексу, бюджетное учреждение не имеет права им распоряжаться без согласия собственника (ст. 298). Все действия в этом отношении регламентируются «Положением о списании имущества» (Постановление Правительства № 834 от ).
Для организации списания имущества в каждом госучреждении на постоянной основе работает Комиссия по списанию или Комиссия по учету (поступление/выбытие) активов, возглавляемая председателем.
В список полномочий Комиссии входит:

  • осмотр технической документации и непосредственно оборудования;
  • вынесение решения о необходимости списания;
  • указание причин списание компьютерной техники;
  • составление акта списания компьютеров

Список документов для списания компьютеров в данном случае должен пройти обязательное утверждение в госорганах, отвечающих за распоряжение бюджетными средствами (ГРБС). По окончании оформления необходимой документации решение о списании выносится одной из следующих инстанций:

  • руководством учреждения при наличии таких полномочий, установленных вышестоящими органами.
  • непосредственно ГРБС после согласования с Росимуществом.
  • государственным распорядителем бюджетными средствами высшего ранга после ознакомления со всем пактом документов.

Получив согласие на списание, руководство бюджетной организации заключает договор с компанией, специализирующейся на экспертизе и утилизации компьютеров. Условия договора регулируются российским законодательством (ФЗ № 44 от , ФЗ № 223 от и др.).

ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Списание системных блоков

Отдельного внимания заслуживает вопрос списания системных блоков, входящих в состав единого комплекса основного средства (инвентарного объекта), то есть компьютера в полной сборке. На основании статей № № 257, 260, 324 Налогового Кодекса России, Письма Министерства финансов № /4/67 от вышедший из строя системный блок подлежит замене и оформляется организацией как ремонт компьютера, на основании дефектного акта.
Списание и утилизация системных блоков производится по причине:

  • перегорания одной или нескольких дорогостоящих деталей блока в результате перепада напряжения или других внешних факторов;
  • физического повреждения корпуса, ставшее причиной выхода из строя внутренних комплектующих;
  • попадания на внутренние схемы электролита разгерметизации батареи Bios;
  • выгорание микросхем поломки стабилизатора напряжения

Ремонт подобных неисправностей порой превышает рыночную стоимость самого блока, а то и вовсе не подлежат ремонту. В этих случаях производится замена и списание оборудования.
При замене новый блок оформляется в приход как заменяемая деталь с сохранением инвентарного номера и без указания срока полезного действия. При этом в налоговом и бухучете возможно оформление списания нового системного блока без изменения первоначальной стоимости самого компьютера. Согласно перечисленным выше статьям НК России такие ремонтные расходы признаются даже в случаях превышения лимита в 10 тыс. рублей.
Поскольку конструкция системного блока включает детали, содержащие драгоценные металлы, то вопросами его утилизации должна заниматься специализированная компания, имеющая лицензию и допуск на осуществление подобной деятельности.

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ ПРЕДОСТАВЛЯЕМ
ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

  • Бесплатная доставка документов При заказе от 20 ед. оборудования
  • Договор на оказание услуг
  • Документы, подтверждающие факт оплаты услуг (счет)
  • Экземпляр заверенного акта (заключения) технической экспертизы на каждый инвентарный номер оборудования
  • Копию сертификата соответствия РОСТЕСТ на услуги по проведению технической экспертизы
  • Заказать

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГАЕМ УТИЛИЗИРОВАТЬ
ОБОРУДОВАНИЕ ПОСЛЕ СПИСАНИЯ

Стоимость списания компьютерной техники

Стоимость на услуги по списанию компьютерной техники формируется под влиянием нескольких факторов:

  • Форма собственности организации Заказчика;
  • Объем подлежащей списанию техники;
  • Необходимость подготовки и оформления сопроводительной документации
  • Необходимость обращения в контролирующие госорганы

Узнать конкретные цифры можно у специалистов компании «АЛАР» по любому из указанных на сайте контактов. Подробное изложение проблемы и вызов специалиста помогут вам быстрее сориентироваться в ситуации. В случае необходимости можно заказать обратный звонок сотрудника нашей компании.

МЫ ИМЕЕМ ВСЕ
НЕОБХОДИМЫЕ ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ЗАКОННОЙ УТИЛИЗАЦИИ

Свяжитесь с нами, если хотите узнать подробнее

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

  • Причины списания оргтехники и компьютеров
  • Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний
  • Нюансы списания оргтехники для бюджетников
  • Утилизация компьютерной техники
  • Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?
  • Итоги

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Списание компьютерной техники

Списание компьютерной техники

Похожие публикации

Практически ни одному предприятию сегодня не удается избежать списания компьютерной техники, поскольку эта категория основных фондов прочно внедрилась в процесс производства и управления. Но следует знать, чем отличается списание компьютеров от других объектов ОС.

Причины списания компьютерной техники: примеры

Наша публикация посвящена выбытию оргтехники, включенной в состав ОС, поэтому добавим лишь несколько слов о том, как списать компьютер стоимостью менее 40 000. Такая техника обычно числится в составе МПЗ и списывается на затраты при вводе в эксплуатацию.

Главным критерием для списания ОС считается утрата ими необходимых полезных качеств, используемых в производственных целях. Классическими основаниями подобной утраты являются физический и моральный износ, а также невозможная к устранению поломка либо порча. Законодателями для оргтехники утверждены весьма короткие сроки полезного использования (СПИ) исчисления амортизации — 3 – 5 лет. Не будем останавливаться на физическом износе, поскольку с ним сопряжена понятная ситуация, когда СПИ оргтехники истек и списание производится на законных основаниях. Поговорим о моральном износе.

Оргтехника в гораздо большей степени, чем другие группы ОС, подвержена быстрому моральному износу. Это обусловлено бурным развитием компьютерных технологий и часто приводит к тому, что имеющий в компании парк работающих компьютеров требует модернизации или полного обновления в целях прибыльности производства. И далеко не всегда периодически повторяющаяся модернизация техники удовлетворяет возрастающие требования новых программных продуктов, поэтому можно говорить о моральном износе объекта.

Как установить старение техники

Но не все так просто. Старение компьютера требует подтверждения фактами, среди которых могут быть такие:

  • при нормальной обработке объема информации в 1 ч. компьютер делает это на протяжении нескольких часов;
  • приобретенную программу невозможно установить на имеющийся компьютер из-за его устаревших параметров и др.

Однако невозможность проведения модернизации должна быть доказана. Доводом здесь может быть факт окончания производства комплектующих, совместимых с имеющейся конфигурацией компьютера. К тому же, при истечении установленного производителем срока службы агрегата, выход его из строя может нанести производству ощутимый вред.

Причины поломки компьютера для списания

Отсутствие возможности использования агрегата из-за поломки также становится причиной списания. Ею может стать выход из строя:

  • дорогостоящих комплектующих частей системного блока, поводом для которого послужил скачок напряжения или попадание воды, пыли и т.п.;
  • микросхем из-за разлития электролита из разгерметизированной батареи Bios, или благодаря поломке стабилизатора;
  • корпуса блоки из-за деформации и пр.

При подобных неисправностях списание компьютерной техники возможно, если ремонт провести нереально, либо его стоимость аналогична стоимости покупки нового агрегата. Процедуру списания начинают с подготовки заключения о наличии неисправности в оргтехнике. Алгоритм списания мы представим далее.

Неисправности вспомогательного оборудования

Мониторы, клавиатуры, мыши также ломаются, и неисправности эти могут быть устранимыми или нет.

Причиной поломки монитора может стать повреждение матрицы, экранного процессора. Мышь и клавиатура наиболее подвержены поломкам (из-за обгорания, слипания или окисления контактных групп, механических поломок и др.) и их заменяют довольно часто. Нередко следствием поломок вспомогательных элементов является выход из строя системного блока.

Процесс списания комплектующих изделий к оргтехнике подобен списанию системного блока.

Списание оргтехники и компьютеров в коммерческих компаниях

Итак, для того, чтобы неиспользуемое оборудование не числилось на балансе, увеличивая сумму износа и не принося пользы производству, его требуется списать.

Регламент списания у коммерсантов весьма прост. Законодатель не обязывает их привлекать специалистов для оценки пригодности оборудования со стороны, и для того, чтобы оформить списание оргтехники, следует создать комиссию из персонала компании и актировать ее заключение о списании компьютера, в котором прописываются причины поломок, возможность и стоимость ремонта или нерациональность его проведения. На усмотрение главы фирмы можно привлечь специализированную организацию или стороннего оценщика, если таковых специалистов в компании не имеется.

Опираясь на заключение, составляют акт списания компьютерной техники. Существует унифицированная форма № ОС-4б «Акт о списании групп ОС», где указываются все технические характеристики нескольких объектов, первоначальную и остаточную (если она имеется) стоимости каждого, суммы начисленного износа, причины выбытия и информацию о наличии драгметаллов и передаче на утилизацию. Законодатели не обязывают применять акт формы № ОС–4б, компании вправе разработать свой документ с наличием обязательных реквизитов, но практика показала, что чаще используется типовая форма акта на списание компьютерной техники, образец которой можно скачать ниже.

Списание оргтехники в бюджетных учреждениях

Более расширен регламент процедуры списания компьютеров у бюджетников, поскольку средства бюджета строго контролируются госраспорядителем бюджетных средств (ГРБС). Им и утверждается (в большинстве случаев) пакет документов на списание любых ОС, в т.ч. и оргтехники.

На основе акта списания оргтехники оформляется приказ на списание и утилизация компьютерной техники.

Утилизация оргтехники

Компьютерные устройства содержат небольшое количество драгметаллов и вещества, опасные для окружающих. Фирма, приобретая и вводя в эксплуатацию оборудование, должна учитывать это обстоятельство. После списания техники ее отправляют в специализированные предприятия для утилизации. Это правило должно соблюдаться всеми организациями, а порядок проведения процедуры выбытия утверждается в комплекте документов на списание.

Списываем непригодную компьютерную технику: учетные последствия для бюджетников

14.05, 9 декабря 2019

Жизненный цикл компьютерной техники рано или поздно заканчивается списанием ее с баланса учреждения. И хотя такая операция, как правило, не вызывает затруднений у рядового бухгалтера, но все же требуе.

Компьютерная техника — достаточно специфический объект учета, который имеет ряд особенностей, влияющих, в том числе, и на порядок ее списания. Рассмотрение сути данного процесса предлагаем начать с процедурных вопросов.

Для установления факта непригодности компьютерной техники, а следовательно и невозможности и/или неэффективности проведения ее восстановительного ремонта или невозможности ее использования иным способом, руководство учреждения прибегает к созданию комиссии по списанию имущества, которая и возьмет на себя все формальности, сопровождающие выбытие таких активов.

Оформление списания компьютерной техники можно поручить также инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) (п. 1.4 разд. ІІІ Положения № 879).

Заключение о списании компьютерной техники целесообразно делать на основании осмотра комиссии способом, предусмотренным п. 4 разд. VIII Методрекомендаций по учету ОС.

По результатам работы этой комиссии составляют акт списания основных средств (частичной ликвидации), форма которого предусмотрена Приказом № 818.

Составленный в двух экземплярах такой акт утверждает руководитель учреждения (п. 6 разд. VIII Методрекомендаций по учету ОС).

Если отдельное согласование органа управления* на такое списание не требуется, то бухгалтерия учреждения и матответственное лицо оставляют у себя по одному экземпляру такого акта.

* Отдельное согласование органа управления может понадобиться, если первоначальная (переоцененная) стоимость объекта, предлагаемого к списанию, превышает 20 тыс. грн (п. 5 Порядка № 1314). В таком случае еще один экземпляр этого документа остается у представителей органа управления.

В этом документе указывают причины списания техники и фиксируют заключение об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности ее восстановления.

В случае надобности и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества субъекты управления могут привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. д. (по согласию) (п. 11 Порядка № 1314).

Морально устаревшая и физически изношенная компьютерная техника, которая все же пригодна для дальнейшего использования, может быть передана в сферу управления местных органов исполнительной власти с последующим ее закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (п. 4 Порядка № 1314).

Стоит также добавить, что разборка списанного с учета объекта часто сопровождается оприходованием компьютерных запчастей и металлолома, которые в будущем могут быть использованы для нужд учреждения. Оформляют это событие актом приемки материальных ценностей.

Кроме того, по результатам такого оприходования не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Казначейства необходимо представить Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 38 к Порядку № 1407).

Обратите внимание также, что компьютерная техника, как правило, содержит сплавы черных и цветных металлов, а также другие опасные для окружающей среды и здоровья человека компоненты. Это означает, что, списывая такую технику, нужно позаботиться об организации мероприятий по утилизации такого рода отходов.

Напомним: учреждения обязаны, в том числе, осуществлять организационные, научно-технические и технологические мероприятия для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим потребителям или предприятиям, учреждениям и организациям, занимающимся сбором, обработкой и утилизацией отходов, а также обеспечивать за собственный счет экологически обоснованное удаление не подлежащих утилизации отходов (пп. «є» ст. 17 Закона № 187).

Иногда о наличии черных и цветных металлов, а также опасных отходов указывается в технической или эксплуатационной документации на такую технику. Кроме того, в этой же документации могут содержаться рекомендации производителя техники касательно способа утилизации подобных отходов.

Вместе с тем учреждению, выбирая специализированное предприятие, которому оно будет сдавать технику на утилизацию, целесообразно убедиться, что такое предприятие имеет соответствующую лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

В свою очередь, факт передачи лома и отходов с содержанием драгоценных металлов должен быть оформлен с помощью акта приемки-передачи на ответственное хранение (составляют минимум в двух экземплярах) (п. п. 5.10, 5.11 Методрекомендаций № 780).

Кроме того, специализированное предприятие оформляет протокол согласования содержания драгоценных металлов, который должно подтвердить учреждение — отправитель техники (п. 5.14 Методрекомендаций № 780).

В основном же учреждение, сотрудничая со спецпредприятием, должно заключить договор об утилизации списанной техники, а также оформить соответствующий акт выполненных работ.

В продолжении материала читайте о «Бухгалтерском учете » издания БУХГАЛТЕР & ЗАКОН по ссылке .

Для получения доступа к аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН и прочим документам информационно-правовой системы ЛИГА:ЗАКОН — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ доступом к сервису и оцените весь объем и преимущества услуг, которые предоставляются.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

Порядок списания оргтехники

В каждой организации можно найти компьютеры, принтеры, кондиционеры и иную технику. Но списание оргтехники зачастую обусловлено проблемами. Какие проблемы при этом возникают и как их можно избежать?

Списание основных средств в себя включает:

  • Установление технического состояния отдельных единиц основных средств;
  • Оформление необходимых документов;
  • Получение разрешения на дальнейшее списание;
  • Демонтаж, разборка;
  • Утилизация объектов и постановка на учет материалов, которые получены от их ликвидации; списание с балансового учета.

Определение технического состояния

В нормативно-правовых актах РФ прописано, что учреждения могут не привлекать к работе специализированные компании для представления заключения о техническом состоянии электротехнического и компьютерного оборудования и необходимости его списания. Это решение принимает комиссия, которая состоит из сотрудников организации с соответствующей квалификацией. Комиссия выполняет следующую работу:

  • Осмотр объектов, подлежащих списанию, с применением информации бюджетного учета и необходимых технических документов;
  • Определение целесообразности (пригодности) последующего использования объектов, возможности и вероятной эффективности их восстановления;
  • Определение причин списания объектов (моральный или физический износ, нарушение условий использования и т.п.);
  • Установление лиц, из-за которых произошло преждевременное списание объектов, внесение рекомендаций о привлечении их к ответственности, предусмотренной правилами компании или законодательством;
  • Установление возможности использование отдельных деталей, узлов, материалов списываемых объектов и их оценка, основанная на нынешней рыночной стоимости;
  • Осуществление контроля над получением из списываемых объектов драгоценных и цветных металлов, определение их массы и сдача на склад, в дальнейшем – в учреждение по приему вторсырья;
  • Создание комиссией актов о списании объектов.

В том случае, если штат организации не располагает специалистами необходимой квалификации, то должна быть рассмотрена возможность их привлечения из иных организаций, которые подведомственны основному распорядителю средств бюджета. При условии, что обоснование необходимости списания основных средств допустимо исключительно с привлечением специализированного учреждения, организации нужно заключить соответствующий контракт.

Согласование

По результатам своей работы комиссии формируется пакет документов, который необходим для согласования с руководством списания основных средств (ОС). Список таких документов устанавливается ГРБС. Применительно к списанию компьютерной техники понадобятся:

  • Приказ руководителя (копия) о формировании действующей комиссии для списания основных средств;
  • Заключения о техническом состоянии техники, которые выданы специализированными компаниями, подтверждающие невозможность восстановить объект и использовать его в дальнейшем (если в штате организации отсутствуют специалисты требуемой квалификации);
  • Инвентарные карточки (копии) учета основных средств;
  • Технические паспорта (копии);
  • Выписки об объектах из реестра муниципального имущества;
  • Акты об аварии (копии) и справки о стоимости ущерба (копии);
  • Справки из органов местной власти, которые подтвердят факт чрезвычайного происшествия или стихийного бедствия;
  • Документация, подтверждающая принятие определенных мер по защите интересов правого образования и возмещение причиненного ущерба (когда основные средства списываются из-за ущерба, недостачи, хищения).

Выше обозначенный перечень нельзя назвать исчерпывающим. Документация, приложенная к актам о списании основных средств, должна утверждаться органами власти, которые уполномочены представлять интересы собственников в управлении имуществом.

Оформленная документация передается директору организации для принятия решения. В зависимости от порядка списания основных средств, установленным нормативным актом, директор организации вправе:

  • Лично утвердить акты о списании основных средств. Подобная возможность, например, предусматривается для федеральных организаций, которые подведомственны Министерству здравоохранения РФ по приказу от 28.04.2010 №306. В частности, в приказе сказано, что в случае списания федерального имущества (за исключением недвижимости и автотранспорта), изначальная стоимость которого не превышает 200 000 рублей, право принимать решение о его списании предоставляется директорам организаций. Одновременно с этим, они будут нести личную ответственность за соблюдение процесса списания федерального имущества согласно действующему законодательству;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы был принято решение о списании основных средств;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы было принято решение о списании основных средств по согласованию с органами по управлению муниципальным имуществом.

Необходимо вернуться к приказу №306, в котором указан список необходимых документов, актуальных для вышесказанного. Понадобятся:

  • Письмо организации на бланке, имеющим полное наименование, с приложением списка объектов основных средств, которые относятся к движимому имуществу, списание которого должно согласовываться. В списке указываются:
    • Порядковый номер;
    • Название объектов ОС;
    • Дата выпуска объектов ОС;
    • Инвентарный номер объектов ОС (для автотранспорта – регистрационный номер, марка, тип);
    • Изначальная стоимость объектов ОС;
    • Остаточная стоимость объектов ОС в день списания;
    • Срок использования, который установлен для конкретного объекта ОС, и реальный срок использования на день списания;
    • Обоснование основных причин списания и невозможность последующего использования в работе объектов основных средств;
  • Акты о списании объектов основных средств (формы 0306003, 0306004, 0306033) в 2-х экземплярах;
  • Инвентарные карточки учета объектов ОС (копии);
  • Заключение о техническом состоянии объектов ОС (копии), которое будет подтверждать их непригодность к использованию (если в штате организации отсутствуют соответствующие специалисты, то копия заключения, выданного учреждением, имеющим лицензию на этот вид деятельность, с приложением лицензии);
  • Копия протокола работающей комиссии по списанию объектов ОС, в котором указана невозможность восстановления объектов или нецелесообразность этой процедуры;
  • Копия приказа о формировании рабочей комиссии по списанию объектов ОС учреждения.

В тех случаях, когда происходит списание объектов основных средств, у которых срок реального использования не превысил срок полезной эксплуатации, кроме вышеуказанных документов необходимы:

  • Акт проверки, которая была проведена организацией, о неправильном использовании/хранении объектов ОС с отмеченными виновными лицами;
  • Документ о принятых мерах относительно виновных лиц, которые допустили повреждение объектов ОС, с приложением справок, это подтверждающих (если были выявлены виновные лица);
  • Копия постановлений о возбуждении уголовного дела или его прекращении (если оно заводилось);
  • Справка организации о стоимости ущерба;
  • Справка организации о возмещении ущерба виновниками;
  • Письмо с объяснениями причин, которые вызвали списание объектов ОС до окончания срока полезной эксплуатации (если виновные лица отсутствуют).

Если происходит списание объектов ОС, которые пришли в негодное состояние из-за стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации, помимо выше обозначенных документов понадобятся:

  • Копии актов о причиненных повреждениях;
  • Справка из органов исполнительной власти региона РФ или муниципального образования, которая подтвердит факт стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
  • Справка организации о размере нанесенного ущерба.

Копии всех документов в обязательном порядке должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя. В документах не допускается наличие подчисток, помарок, корректировок.

Драгметаллы

Практически во всех компьютерах, принтерах и другой оргтехнике в незначительном количестве имеется золото, серебро и иные драгоценные металлы. Каждое учреждение обязано в документальной форме фиксировать их поступление, инвентаризацию, движение и выбытие.

Организация, в соответствии с инструкцией №68 о порядке учета и хранения драгметаллов, драгоценных камней, товаров из них, а также ведения отчетности при их изготовлении, обращении, использовании, утвержденной Министерством финансов РФ, организация вправе:

  • Самостоятельно перерабатывать (обрабатывать) собранный лом, который содержит драгметаллы, реализовывать его без дополнительных разрешений;
  • Передавать аффинажным организациям или компаниям, осуществляющим работу по заготовке отходов и лома, переработке и первичной обработке, для последующего аффинажа и производства.

В большинстве случаев, организации не имеют возможности самостоятельно осуществлять утилизацию оргтехники и изымать детали с содержанием драгметаллов. Помимо этого, их самостоятельное изъятие в ряде случае невозможно. Это обуславливается тем, что кроме драгметаллов в оргтехнике зачастую содержаться вредоносные для здоровья и жизни человека вещества (к примеру, свинец, ртуть). Мониторы вообще относятся к категории опасных отходов, потому что за несколько лет беспрерывной работы в них накапливается радиация. В подобных случаях избавляться от таких отходов самостоятельно запрещено. Это является деятельностью специализированных и лицензированных организаций, согласно постановлению Правительства России №524). Поэтому организации обязаны планировать затраты с учетом утилизации оргтехники при помощи специализированных компаний.

Список организаций, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов, утвержден Правительством РФ в постановлении №972 «Об утверждении порядка деятельности учреждений, выполняющих аффинаж драгметаллов, и списка учреждений, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов». Между аффинажным учреждением и организацией заключается специальный контракт, в котором прописываются все основные условия. В сопроводительной документации к договору следует указать:

  • Массу, количество и наименование драгметаллов, которые находятся в переданных деталях и узлах;
  • Способ, при помощи которого определяется содержание драгметаллов (к примеру, на основе паспорта на оргтехнику или в соответствии с техническими документами на аналогичные модели (формулярами, руководствами по эксплуатации, этикетками, справочниками и т.п.)), или при отсутствии этой информации (зарубежное, устаревшее российское оборудование и т.д.) – по данным компаний-разработчиков или комиссионно, основываясь на аналогах, расчетах).

После того, как будут проведены работы по извлечению драгметаллов из лома, аффинажное учреждение представляет организации паспорт (акт) аффинажа, в котором указывается настоящее количество драгметаллов, полученных из лома, их общая стоимость. Как правило, эти данные с изначальными сведениями не совпадают. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие корректировки (зачеркиваются изначальные записи и над ними проставляются сведения, которые указаны в паспорте аффинажа).

Пример 1

Организация осуществляет списание изношенного физически и морально устаревшего оборудования. Например, компьютерный монитор, который был куплен за счет средств деятельности, приносящей доход (остаточная стоимость – 7000 рублей). Организация демонтировала основные средства. После проведения демонтажа были получены содержащие драгметаллы детали. Их масса в чистом виде составила 40 г, что равно сумме в 4000 рублей. Акт приема-передачи узлов и деталей был оформлен аффинажной организацией. По завершению работ в представленном акте указано содержание драгметаллов – 35 г на сумму в 3 500 рублей (НДС – 534 рубля). Эта сумма поступает на счет организации, который был открыт в муниципальном органе Федерального казначейства в целях учета процедур со средствами, приобретенными от деятельности, принесшей доход.

Стоит заметить, что пункт «Назначение платежа» в платежном поручении в этом случае указывает наименование источника поступления дохода или пункта разрешения, которое было выдано организации. Организация после поступления денег на счет по деятельности, принесшей доход, должна перечислить данные средства на счет 40101 в федеральный бюджет. В платежном поручении в пункте 104 указывается код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, пребывающего в оперативном управлении федерального учреждения (исключение – имущество автономных федеральных учреждений), в части продажи материалов по обозначенному имуществу» с указанием в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом. В свою очередь, пункт «Назначение платежа» заполняется кодом 000 3 02 02010 01 0000 440 и обоснование перечисления: «Перечисление для федерального бюджета средств от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении».

Генеральное разрешение на создание лицевых счетов по учету денежных средств, которые получены от деятельности, принесшей доход, в этом случае должно содержать указания на источник формирования доходов, поступающих на лицевой счет: «Продажа лома и отхода драгметаллов и/или доходы от аффинажа, с дальнейшим перечислением приобретенных средств в федеральный бюджет». Организация впоследствии перечислила денежные средства в федеральный бюджет.

Пример 2

Используем первый пример, с той лишь разницей, что организация, которая приняла отходы драгметаллов, денежные средства перечисляет непосредственно в федеральный бюджет на счет 40101. В пункте 104 платежного поручения при этом указывается код бюджетной классификации 000 1 114 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных организаций (исключение – имущества автономных федеральных организаций), в части продажи материальных запасов по обозначенному имуществу» с обозначением в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО