3. 2. Учёт амортизации нематериальных активов в налоговом учёте
С 1 января 2002 года с порядок начисления амортизации нематериальных активов для целей налогообложения регламентируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Для НМА, как и для основных средств, разрешено применение для целей налогообложения двух методов начисления амортизации:
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта нематериальных активов определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта НМА определяется как произведение остаточной стоимости объекта НМА и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Остаточная стоимость объекта НМА определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта НМА достигнет 20 процентов от первоначальной стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:
— остаточная стоимость объекта НМА в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;
— сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении данного объекта НМА определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.
Для целей налогообложения второй метод начисления амортизации можно использовать для нематериальных активов, принятых к учету только после 1 января 2002 года.
Для налогового учета нематериальные активы и основные средства отнесены к амортизируемому имуществу. Оба метода начисления амортизации НМА аналогичны соответствующим методам, используемым при начислении амортизации основных средств, и поэтому здесь не рассматриваются.
Выбранные для целей бухгалтерского учета способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов организация должна отразить в учетной политике организации.
Аналогично выбранные для налогового учета методы амортизации объектов НМА должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения.
На малых предприятиях учет нематериальных активов рекомендуется вести обособленно на счете 01 «Основные средства» (например, на субсчете «Нематериальные активы»), а учет амортизации нематериальных активов — обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств» (например, на субсчете «Амортизация нематериальных активов»).
Затраты по приобретенным и объектам НМА также предварительно учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При принятии нематериальных активов к учету затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», в размере фактических расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства» (субсчет «Нематериальные активы»).
Некоторые правила начисления амортизации нематериальных активов в бухгалтерском учёте жёстче, чем в налоговом. Поэтому, если организация желает минимизировать различия в учёте, придётся приближать налоговый учёт к бухгалтерскому. Так, например, для НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации в налоговом учёте устанавливаются в расчете на 10, а в бухгалтерском – на 20 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ, п. 17 ПБУ 14/2000). Поэтому, ситуация, когда нельзя определить, сколько прослужит объект НМА, желательно избежать. Тем более, что правила определения срока полезного использования НМА в налоговом и бухгалтерском учёте практически одинаковы.
Если всё таки определить срок полезного использования невозможно, то следует применить норму п. 10 ст. 259 НК РФ, позволяющую применить нормы амортизации, меньшие рассчитанных по правилам этой же статьи Налогового Кодекса РФ. Налоговая норма амортизации, уменьшенная вдвое, совпадает с бухгалтерской. Возможность применения пониженной нормы амортизации обязательно должна быть закреплена в учётной политике.
Кроме того, п. 15 ПБУ 14/2000 устанавливает, что к группе однородных объектов нематериальных активов применяется один способ амортизации, а в налоговом учёте амортизация начисляется пообъектно. Поэтому в налоговом учёте для однородных объектов нематериальных активов целесообразно устанавливать один метод амортизации. Тогда даже если налоговая и бухгалтерская амортизация начисляется разными способами, разницы можно считать не по каждому объекту нематериальных активов в отдельности, а по группам.
Как и в ситуации с основными средствами, единственный способ амортизации, не порождающий временных разниц, — линейный. Он есть и налоговом, и в бухгалтерском учёте. Применение любого другого способа приведёт к возникновению временных разниц.
Таким образом, данные налогового и бухгалтерского учёта амортизации нематериальных активов совпадут, если в обоих учётах совпадают их оценка и срок полезного использования и применяется линейный способ амортизации. 1
Правила начисления амортизации внеоборотных активов
К – норма амортизации в % к первоначальной стоимости;
n – срок полезного использования.
При использовании способа уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений по нематериальному активу (группе активов) определяется исходя из остаточной стоимости актива на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
Начисление амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) на объекты НМА производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.
Срок полезного использования НМА предприятие определяет исходя из:
• предполагаемого срока службы объектов, который, как правило, равняется времени, в течение которого они должны приносить доход;
• срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
• количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта;
• в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации) — по нематериальным активам, по которым срок полезного использования документально не установлен, а также организационным расходам и деловой репутации.
Обязательным условием того, чтобы нематериальные активы амортизировались с отнесением сумм амортизации на себестоимость производства продукции (работ, услуг), является их использование в данном процессе. Приостановление начисления амортизации допускается только в случае приостановки деятельности всего предприятия по причине его консервации.
Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизации нематериальных активов может производиться путем:
• накопления соответствующих сумм на отдельном счете,
• уменьшения первоначальной стоимости объекта.
•
При применении способа накопления в учете отражаются по первоначальной стоимости актив и начисленная амортизация по нему:
Дт 20, 26 — Кт 05 — на сумму начисленной амортизации.
При начислении амортизации способом уменьшения первоначальной стоимости объекта в учете отражается по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью актива и списанной его частью, определенной по применяемому способу начисления амортизации за соответствующий период эксплуатации объекта.
Дт 20, 26 — Кт 04 — на сумму начисленной амортизации.
Данный метод начисления амортизации применяется в отношении объектов НМА в форме организационных расходов и положительной деловой репутации
При этом организационные расходы и положительная деловая репутация переносят свою стоимость (амортизируются) на затраты равномерно ежемесячно в размере, определенном по выбранному способу начисления амортизации, в течение 20 лет (но не более срока действия предприятия).
Отрицательная деловая репутация списывается:
Дт 98 — Кт 91-1 — на сумму скидки.
Правила начисления амортизации внеоборотных активов

- Что из внеоборотных активов амортизируют?
- Определяющие параметры амортизации
- Особенности амортизации НМА: БУ и НУ
- Неамортизируемые ОС: БУ и НУ
- Стоимость ОС: бухгалтерская и налоговая
- Срок полезного использования ОС: БУ и НУ
- Способы амортизации ОС в БУ и НУ
- Коэффициенты, применяемые для ОС
- Когда бухгалтерская и налоговая амортизации совпадут?
Амортизация внеоборотных активов представляет собой процесс переноса их стоимости на затраты. Происходить он может по-разному. Рассмотрим этот процесс подробнее.
Что из внеоборотных активов амортизируют?
Амортизация — процесс постепенного списания стоимости эксплуатируемого организацией имущества на затраты в течение установленного срока полезного использования. Начисляется она помесячно. По сути, амортизация отражает процесс износа этого имущества.
Сущность процесса (использование) определяет перечень тех активов, которые подлежат амортизации:
- ОС;
- НМА;
- поисковые активы (ОС или НМА), числящиеся в составе вложений в создание активов, если в процессе создания они используются.
О том, по какой стоимости указанные активы показывают в бухотчетности, читайте в материале «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».
Определяющие параметры амортизации
Величина месячной суммы амортизации внеоборотного актива зависит от:
- его стоимости;
- предполагаемого срока полезного использования;
- выбранного алгоритма списания;
- применения (неприменения) коэффициентов к расчетной месячной сумме.
Определение этих параметров различается в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете, что предопределяет различие в размерах месячной суммы амортизации, устанавливаемой по отношению к одному и тому же объекту в БУ и в НУ.
Порядку расчета амортизации, в БУ посвящены:
- для НМА — раздел IV ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н;
- для ОС — раздел III ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
Порядок, применяемый в НУ, для обоих видов имущества подчинен правилам ст. 256–259 НК РФ.
Особенности амортизации НМА: БУ и НУ
Амортизация внеоборотных активов, представленных НМА, в отношении правил ее начисления в БУ и НУ различается практически по всем пунктам:
Не амортизируют НМА
Включает практически все (не всегда учитывают проценты по заемным средствам) расходы по созданию и не ограничена величиной суммы
Включает все расходы по созданию и должна быть больше 40 000 руб.
Предполагаемый срок полезного использования
Должен превышать 1 год и определяется либо по документам, либо как ожидаемый; ежегодно проверяется и может уточняться по результатам этой проверки
Должен превышать 1 год и определяется либо по документам, либо как равный 10 годам. По исключительным правам, в отношении которых налогоплательщик является автором, он может установить срок полезного использования самостоятельно, но не менее чем на 2 года. Есть разбивка на амортизационные группы по срокам полезного использования
Начало и окончание срока начисления амортизации
С месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, по месяц завершения списания стоимости или выбытия. Оснований для приостановления нет
С месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, по месяц завершения списания стоимости или выбытия. Оснований для приостановления нет
Способы расчета отчислений
Способ ежегодно проверяется и может уточняться по результатам этой проверки |
Изменение способа допустимо с начала года, но переход на линейный способ с нелинейного возможен не чаще, чем 1 раз в 5 лет. Срок полезного использования для нового способа устанавливают с учетом уже использованного при другом методе срока. При нелинейном методе амортизационная группа может быть списана на затраты единовременно, если ее суммарная стоимость станет меньше 20 000 руб. Возможно при способе расчета отчислений от уменьшаемого остатка. Не превышает 3 Неамортизируемые ОС: БУ и НУОтличия в порядке начисления амортизации внеоборотных активов, представленных ОС, более широкие, начиная с перечисления ОС, не подлежащих амортизации:
Стоимость ОС: бухгалтерская и налоговаяРазличия в стоимости по БУ и НУ определяются следующим: Расходы на создание Все затраты, кроме процентов по целевым заемным средствам, курсовых разниц, расходов на страхование, сверхнормативных расходов, невозмещаемых налогов и платежей за регистрацию. Величина стоимости для отнесения к амортизируемому ОС Не ограничена. На усмотрение налогоплательщика ОС со стоимостью не больше 40 000 руб. могут быть учтены как МПЗ Больше 40 000 руб. (с 01.01.2016 — более 100 000 руб.) Возможно при достройке (дооборудовании), реконструкции (модернизации), частичной ликвидации и переоценке Возможно при достройке (дооборудовании), реконструкции (модернизации), техническом перевооружении, частичной ликвидации С 2016 года предел стоимости имущества, относимого к ОС и НМА, в НУ увеличен. Смотрите об этом в статье «С 01.01.2016 стоимость амортизируемого имущества — 100 000 руб.». Срок полезного использования ОС: БУ и НУСрок полезного использования зависит от нескольких причин, различающихся для БУ и НУ: Право установления конкретной протяженности Закреплено за налогоплательщиком Закреплено за налогоплательщиком, но в границах классификатора, установленного законодательно Срок полезного использования: условия, определяющие выбор Начало и завершение отсчета С месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, по месяц завершения списания стоимости или выбытия С месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, по месяц завершения списания стоимости или выбытия При консервации более чем на 3 месяца или при проведении реконструкции (модернизации) протяженностью более 1 года При консервации более чем на 3 месяца или при проведении реконструкции (модернизации) протяженностью более 1 года Пересматривают в сторону увеличения при повышении показателей, произошедшем в результате реконструкции (модернизации) Способы амортизации ОС в БУ и НУС ними связано наибольшее количество различий: Период, на который устанавливается норма Год; за месяц списывают 1/12 суммы годовой нормы Объект, для которого устанавливают способ Единичный объект или группа ОС Все ОС, но расчет ведут пообъектно (при линейном способе) или по амортизационной группе (при нелинейном способе) Изменение способа допустимо с начала года, но переход на линейный способ с нелинейного возможен не чаще, чем 1 раз в 5 лет. Срок полезного использования для нового способа устанавливают с учетом уже использованного при другом методе срока Ликвидация амортизационной группы Возможна путем единовременного списания на затраты, если ее суммарная остаточная стоимость (при нелинейном способе) становится меньше 20 000 руб. Исключение используемого объекта из группы Возможно (при нелинейном способе) при достижении объектом нулевой остаточной стоимости Возможно единовременное (при принятии к учету) списание части стоимости ОС на затраты (10% или 30% — в зависимости от принадлежности к определенной амортизационной группе). В суммарную стоимость амортизационной группы (для нелинейного способа) такие ОС будут включены за вычетом списанной единовременно суммы Обязательно при продаже взаимозависимому лицу ОС, к которому она применена, до истечения 5 лет с начала эксплуатации. При восстановлении в доход в периоде продажи включают всю сумму премии Коэффициенты, применяемые для ОСДля расчета амортизации в целях БУ возможно применение только одного коэффициента: не выше 3 при способе расчета отчислений от уменьшаемого остатка. Круг ОС, к которым он применим, ничем не ограничен. Набор коэффициентов, используемых для расчета нормы амортизации в НУ, значительно шире, но применить их можно только в определенных условиях:
Налогоплательщик вправе для целей НУ самостоятельно установить понижающие коэффициенты, но не может одновременно применять несколько разных коэффициентов. Когда бухгалтерская и налоговая амортизации совпадут?Совпадение для НМА возможно, если при одинаковых стоимости и сроке полезного использования будет применен линейный способ расчета отчислений, при условии что ни срок полезного использования, ни метод на протяжении всего периода списания не будут корректироваться. Может быть одинаковой и амортизация ОС при совпадении стоимости, если эта стоимость на протяжении периода списания не корректируется и выполняется ряд условий:
Правила начисления амортизации внеоборотных активов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца. В каком порядке начисляется амортизация на права пользования результатом интеллектуальной деятельности стоимостью до 100 тыс. руб., учитываемых на счете 111 60?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Обоснование вывода: Ответ подготовил: Контроль качества ответа: 9 апреля 2021 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru. 8-800-200-88-88 Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит Если вы заметили опечатку в тексте, Основные средства, прочие необоротные активы и нематериальные активыГруппы основных средств и прочих необоротных активовОсновные средства (ОС) – материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр, определенные плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 6000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он более года) (пп.14.1.138 ст.14 НКУ). Не могут быть классифицированы как ОС, следующие объекты:
Согласно пп.138.3.3 ст.138 НКУ основные средства и прочие необоротные активы классифицированы по 16 группам. Для каждой группы основных средств и других необоротных активов (за исключением групп 1, 10, 11 и 13) НКУ установлен минимально допустимый срок полезного использования (амортизации) объектов, который в зависимости от группы может составлять от 2 до 20 лет. Таблица. Классификация групп основных средств и прочих необоротных активов и минимально допустимые сроки их амортизации (пп.138.3.3 ст.138 НКУ).
Группы нематериальных активовНематериальные активы – немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (п.4 П(С)БУ 8 и ст.5 НКУ). Таблица. Группы нематериальных активов и сроки действия права пользования для начисления амортизации (пп.138.3.4 ст.138 НКУ).
Амортизация (объекты, сроки и методы)Амортизация – систематическое распределение амортизируемой стоимости основных средств, других необоротных и нематериальных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации) (пп.14.1.3 ст.14 НКУ). В соответствии с пп.138.3.1 ст.138 НКУ расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности с учетом ограничений, установленных пп.14.1.138 ст.14 НКУ, пп.138.3.2 – 138.3.4 ст.138 НКУ. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, за исключением производственного метода (пп.138.3.1 ст.138 НКУ). Начисление амортизации в бухгалтерском учете согласно п.23 П(С)БУ 7 осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием (в распорядительном акте) при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. При определении срока полезного использования (эксплуатации) следует учитывать:
Срок полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств пересматривается в случае изменения ожидаемых экономических выгод от его использования (п.25 П(С)БУ 7). Амортизация объекта основных средств начисляется, исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования. Начисление амортизации проводится ежемесячно (п.29 П(С)БУ 7) и отдельно по каждому из объектов основных средств или нематериальных активов, входящих в состав отдельной группы, с применением методов, указанных в п.26 П(С)БУ 7 (см. Таблицу). Таблица. Методы начисления амортизации основных средств
В соответствии с пп.138.3.2 ст.138 НКУ не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования:
Финансовый результат до налогообложения корректируется на разницы, возникающие при начислении амортизации (п.138.1 – 138.2 ст.138 НКУ). При этом плательщики налога на прибыль, у которых годовой доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает 20 млн. грн., корректировку финансового результата могут не проводить (пп.134.1.1 ст.134 НКУ). Особые правила начисления амортизации для некоторых активов:
Согласно п.22 П(С)БУ 7 на основные средства групп 1 «Земельные участки» и 13 «Природные ресурсы» амортизация не начисляется. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

(1).jpg)


