Применение забалансового счета 30 в казенных учреждениях
Обзор изменений законодательства по учету в учреждениях бюджетной сферы за 2020 год
ДЕКАБРЬ 2020 года
Утвержден Порядок открытия казначейских счетов с 1 января 2021 года
Порядком определен перечень видов казначейских счетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства, и их назначение.
Допускается открытие нескольких казначейских счетов одного вида ТОФК финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), органом управления ГВБФ.
Порядок применяется с 1 января 2021 года.
Утвержден новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Метод долевого участия»
Стандарт устанавливает единые требования для субъектов, на которых возложены полномочия по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, к отражению инвестиций в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия.
Исключением являются инвестиции, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.
Внесены изменения в Инструкцию 183н для автономных учреждений
С 2021 года появилась возможность отражения хозяйственных операций на основании первичных документов, оставленных в электронной форме.
Приказом утверждена возможность ввода дополнительных забалансовых счетов, дополнительных аналитических кодов.
Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 года, за рядом исключений, которые применяются при ведении бухучета и составлении бухотчетности на 1 января 2021 года.
Внесены изменения в Инструкцию 174н для бюджетных учреждений
Изменения затронули учет движимого имущества учреждений и амортизации.
Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, применяемых при ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 года.
Утвержден новый стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»
Стандарт устанавливает порядок и состав формирования консолидированной бухгалтерской отчетности.
Отчетность составляется по формам и в порядке, установленным Минфином РФ.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2022 года.
Внесены изменения в Инструкцию 162н для казенных учреждений
Установлен порядок ведения бюджетного учета органами, осуществляющими кассовое обслуживание.
Кроме этого, приказом утверждено ведение бюджетного учета методом начисления.
Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета с 2021 г., за исключением некоторых изменений, применяющихся при ведении учета и формировании бухотчетности на 1 января 2021 г.
Внесены поправки в Инструкцию 191н
Изменения затронули текстовую часть Инструкции и форм отчетности: слова «бюджеты городских округов» заменены словами «бюджеты муниципальных округов, городских округов» в соответствующем падеже.
Также приказом установлено, что Финансовый орган субъекта Российской Федерации составляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на основании данных финансовых органов не только городских округов с внутригородским делением, но и данных финансовых органов муниципальных округов.
НОЯБРЬ 2020 года
Дополнен перечень КБК на 2021 год
В основном поправки связаны с повышением налогообложения отдельных видов доходов граждан и появлением нового вида муниципального образования — муниципального округа.
Установлены новые коды по налогу на доходы физических лиц:
182 1 01 02080 01 1000 110 -НДФЛ, относящийся к налоговой базе более 5 миллионов рублей, взимаемый по ставке 15%;
182 1 01 02090 01 1000 110 -НДФЛ с сумм прибыли КИК (для налогоплательщиков, перешедших на порядок уплаты налога в фиксированном размере).
Кроме этого в перечень включены коды для некоторых госпошлин, а также код для налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от «1».
Внесены изменения в План счетов казначейского учета
Изменения внесены для обеспечения казначейского учета финансовых активов, обязательств, изменяющих их операций и полученных финансовых результатов в системе казначейских платежей в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в части введения нового порядка казначейского обслуживания и системы казначейских платежей.
Изменения применяются с 2021 года.
Утвержден новый стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам»
Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.
ОКТЯБРЬ 2020 года
Внесены изменения в КБК
Приказом Минфина России от 30 июля 2020 года N 155н утверждены новые КБК и уточнены некоторые ранее установленные коды.
Изменения касаются ,в частности, КБК по административным штрафам и платежам по искам о возмещении вреда окружающей среде.
Кроме этого, утверждены КБК на выделение средств на различные мероприятия, соцзащиту и поддержку бизнеса в условиях пандемии.
Утвержден новый стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Отчетность по операциям системы казначейских платежей»
Приказом Минфина России от 30 июня 2020 года N 126н утвержден федеральный стандарт бухучета государственных финансов «Отчетность по операциям системы казначейских платежей».
Стандарт устанавливает единые требования к составлению отчетности по операциям системы казначейских платежей, периодичность составления, а также формы отчетности.
Стандарт применяется при составлении отчетности по операциям системы казначейских платежей, начиная с отчетности 2021 года.
Скорректирован единый план счетов бухучета для госучреждений
В частности, в план счетов введен единый казначейский счет. Также уточнены правила ведения кассовой книги.
Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета начиная с 2021 г. Изменения в части аналитического учета могут применяться в 2020 г. по решению субъекта учета.
Внесены изменения в Инструкцию 191н
Кроме этого, из состава Пояснительной записки (ф.0503160) исключена форма Сведений о результатах деятельности (ф.0503162).
Из состава Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503360) исключены:
— Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503364);
— Сведения о доходах консолидированного бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале (ф.0503374).
СЕНТЯБРЬ 2020 года
Внесены изменения в Инструкцию 33н
Приказом Минфина России от 30 июня 2020 года N 127н утверждены особенности составления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений на 1 июля 2020 г., касаемо сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам, о дебиторской и кредиторской задолженности.
Нормы, касающиеся направления сведений об использовании целевых иностранных кредитов, утратили силу.
Приказ применяется при составлении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с бухгалтерской отчетности 2020 года, за исключением отдельных норм.
Утвержден новый стандарт для учета государственных финансов «Финансовые инструменты»
Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов и обязательств, возникающих при осуществлении операций с финансовыми инструментами, а также требования к информации об активах и обязательствах (финансовых результатах операций с финансовыми инструментами), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением операций с производными финансовыми инструментами, операции хеджирования и выплаты средств работникам на возвратной основе.
Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2021 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности за 2021 год, за исключением отдельных положений, применяемых с 2023 г.
Вступили в силу изменения в СГС «Концептуальные основы»
Для чего нужен забалансовый счет бюджетной организации
Забалансовые счета — это такие бухгалтерские счета, которые предназначены для учета тех товарно-материальных ценностей, которые не принадлежат организации. В статье разберем особенности забалансового учета в бюджетных учреждениях.
Что есть что
Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах.
Такие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации.
Счета за балансом открываются предприятиями для таких случаев:
- Ведение бухучета имущества, которое либо не принадлежит ему, либо списано в расходы.
- Сбор сведений, которые необходимо указать в теме пояснительной записки к бухгалтерскому балансу и итоговой отчетности.
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2020 года регламентируются Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок ведения бухучета за балансом для НКО закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ. Имея под рукой эти НПА, намного проще и понятнее вести бухгалтерский учет по внебалансовым счетам.
Особенности для бюджетных учреждений
Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.
В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:
- ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
- ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
- обязательств, ожидающих исполнения.
Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях в 2021 году
Забалансовые счета бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях: понятие и область применения
Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года могут быть классифицированы по нескольким категориям исходя из их назначения.
Большинство из забалансовых счетов применяются учреждениями в бюджетной системе аналогично тому, как это происходит в частных организациях. То есть забалансовый счет используется, чтобы поставить на учет в организации некий объект, который нельзя однозначно отнести к активам или пассивам «внутри баланса». Например, это может быть обусловлено тем, что данный объект:
- не является собственностью (или встречным обязательством перед контрагентом при возникновении права собственности) организации либо не находится в оперативном управлении учреждением;
- не используется регулярно в хозяйственной деятельности (как вариант, передан в пользование другому лицу и большую часть времени задействуется именно им);
- поступил в пользование организации временно;
- имеет очень малую стоимость в сравнении с типовой стоимостью одноименных объектов учета, которые обычно ставятся на баланс в качестве активов или пассивов.
Примеры счетов для бухгалтерского учета таких объектов в бюджетном учреждении:
- 02, на котором учитываются материальные ценности на хранении;
- 24, на котором учитывается имущество, переданное в доверительное управление;
- 07, на котором учитываются награды, кубки, в том числе переходящие.
Есть забалансовые счета, которые выполняют вспомогательную функцию относительно балансовых счетов учреждения. К таким вспомогательным счетам относятся 17 и 18, которые открываются к активным счетам 020100000 («Денежные средства»), 021003000 («Расчеты с финансовым органом)», 030406000 («Расчеты с прочими кредиторами»).
Полный перечень критериев постановки тех или иных объектов на забалансовые счета бюджетного учреждения определен в п. 332 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В 2021 году действует более 40 различных забалансовых счетов, введенных данным приказом. Учреждение вправе добавлять к ним свои счета и субсчета.
Положения приказа № 157н в части установления перечня и порядка применения забалансовых счетов могут применяться всеми учреждениями бюджетной системы — бюджетными, казенными, автономными. С учетом положений специальных инструкций по бюджетному учету в каждом типе учреждений различия в применении забалансовых счетов могут быть существенными.
Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах в бюджетном учреждении
Тем не менее попробуем выделить ряд наиболее общих для всех типов учреждений правил применения забалансовых счетов. К числу ключевых можно отнести следующие тезисы:
- По аналогии с применением забалансовых счетов частными организациями ведение учета на забалансовых счетах в бюджетных учреждениях предполагает применение простых проводок— без корреспонденций, только по дебету или по кредиту.
- Дт 01 — в организацию пришло арендованное имущество;
- Кт 01 — из организации убыло арендованное имущество.
Особым способом применяются забалансовые счета, используемые в качестве дополнительных к активным. Например, операция по прибытию денежных средств в учреждение отражается проводкой Дт 17 и указанием суммы. Операция по выбытию показывается той же самой проводкой, но сумма в ней отражается со знаком «минус».
Отметим, что счет 17 может быть только дебетовым, а счет 18 — только кредитовым.
- Дополнительные счета и субсчета к забалансовым счетам должны быть утверждены во внутренней учетной политике организации.
К числу иных важных положений учетной политики можно отнести те, в которых отражается порядок оценки забалансовых объектов. Например, БСО, учитываемые на счете 03, могут оцениваться:
- по закупочной стоимости;
- по условной стоимости в 1 рубль.
Выбранный способ закрепляется в учетной политике.
Однако в случае с неоплаченными путевками, учитываемыми на счете 08, ситуация иная. Если в первичке, на основании которой приняты эти путевки, указана их номинальная цена, именно по ней документы ставятся на забалансовый счет. Если нет — по условной оценке в 1 рубль.
- По многим объектам приказ № 157н предписывает вести учет с применением карточек количественно-суммового учета (например, на счетах 01, 07, 09).
Унифицированной формы такой карты не введено, но за основу может быть принята форма, утвержденная приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Данным приказом также введена многографная карточка, которую рекомендуется применять для документирования операций по счетам 10, 17, 18, 30.
В бюджетном учете предусмотрено два типа забалансовых счетов — те, на которых учитываются не относящиеся к активам или пассивам объекты (как в случае с учетом на коммерческих предприятиях), и те, которые открываются к балансовым счетам в качестве вспомогательных. Перечень забалансовых счетов закреплен в Инструкции по приказу № 157н. Учреждение вправе дополнить их своими счетами в соответствии с учетной политикой.
Как правильно применять забалансовые счета
Что такое забалансовый счет в бухгалтерии? Забсчета — это специальные вспомогательные бухсчета, которые предназначены для отражения информации об имуществе, активах и обязательствах, не принадлежащих компании на праве собственности, но переданы во временное пользование. Иными словами, забалансовые счета используются для сбора и обобщения сведений, которые не включены в баланс.
Ключевое предназначение
В соответствии с Приказом Минфина № 94н, забалансовые счета предназначены для учета разного вида имущественных активов и финансовых обязательств. В отличие от основных счетов БУ, записи на забсчетах ведутся по упрощенному порядку, то есть в обход метода двойной записи. Иными словами, операция отражается либо по дебету, либо по кредиту соответствующего вспомогательного забсчета.
Сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Таких забсчетов всего одиннадцать, рассмотрим ключевое предназначение каждого из них.
Арендованные основные средства
Объекты основных средств, полученные по договорам аренды, отражают по стоимости, которая прописана в договорных условиях. Если такой информации договор аренды не содержит, а арендодатель не сообщает данные о стоимости объекта, то ОС принимаются к учету по рыночной стоимости.
Офис получен в аренду: Дт 001.
Станок возвращен арендодателю по истечению срока договора: Кт 001.
ТМЦ, приятые на ответственное хранение
Материальные ценности, сырье и материально-производственные запасы, полученные от сторонних организаций, физлиц или ИП, следует отражать на сч. 002. Также данные забалансовые счета нужны для отражения информации о ТМЦ, по которым право собственности переходит только после полной оплаты. Такие условия закрепляются в соглашении или договорах поставки.
Стройматериалы получены на ответственное хранение: Дт 002.
Как списать с забалансового счета материалы? МПЗ возвращены поставщику: Кт 002.
МПЗ, принятые на переработку (давальческое сырье)
Материалы и сырье, полученное от сторонних организаций без соответствующей оплаты, предназначенное для дальнейшей производственной переработки и возвращению компании-давальцу, отражают на сч. 003.
Получено давальческое сырье: Дт 003.
Товары, принятые на комиссию
Продукция, которая принимается по договорам комиссии, должна отражаться на сч. 004. Стоимость товаров определяется на основании приемосдаточных актов.
ТМЦ поступили по договору комиссии: Дт 004.
Оборудование, принятое для монтажа
Информация о движении оборудования, которое заказчик передал исполнителю для проведения установочных и(или) монтажных работ, отражают на сч. 005. Учет ведется в разрезе объектов оборудования, в ценах, указанных заказчиком в передаточных документах.
Заказчик передал кондиционер для монтажа: Дт 005.
Бланки строгой отчетности
Учетные формы, бланки и иная документация, которая отнесена к БСО, подлежит отражению за балансом. К БСО относят: кассовые чеки, квитанции, бланки дипломов, трудовых книжек, аттестатов, почтовую продукцию и прочее.
Списаны бланки дипломов: Кт 006.
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов
Дебиторская задолженность, которая числится за неплатежеспособными должниками, отражается за балансом в течение 5 лет с момента списания дебиторки.
Дебиторка по неплатежеспособным контрагентам отражена за балансом: Дт 007.
Обеспечения обязательств и платежей полученные
Аккумулируется информация о полученных гарантийных письмах, банковских гарантиях и иных видах поручительства по обязательствам.
Получено гарантийное письмо: Дт 008.
Обеспечения обязательств и платежей выданные
Аналогичная информация о гарантиях и гарантийных обязательствах, которые были предоставлены контрагентам.
Гарантийное письмо передано контрагенту: Кт 009.
Износ основных средств
Информация об износе жилищных фондов компании, а также по объектам благоустройства и иным аналогичным объектам.
Отражен износ дорожного полотна: Дт 010.
Основные средства, сданные в аренду
Формируют сведения о стоимости имущества, которое было передано сторонним компаниям по договорам аренды.
Автомобиль передан в аренду: Дт 011.
Отметим, что учреждения бюджетной сферы работают по иным правилам, то есть применяют другие забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2020. Так, для бюджетников предусмотрена общая инструкция № 157н, а также инструкции № 174н (для бюджетных), № 162н (для казенных), № 183н (для автономных). В соответствии с общей инструкцией № 157н, бюджетные учреждения применяют 31 забсчет: с 1 по 27 и дополнительно 30, 31, 40 и 42.
Планы счетов планируют изменить: к чему готовиться учреждениям
Риски: в случае принятия изменений учреждения должны учитывать поправки к планам счетов учреждений начиная с отчетности за 2020 год.
Поправки к планам счетов N 162н, N 174н и N 183н находятся на регистрации в Минюсте. Планируют ввести такие же новшества, какие недавно появились в Едином плане счетов N 157н. Планируются и другие изменения. Рассмотрим подробнее поправки, которые в случае их принятия нужно будет учитывать начиная с отчетности на 1 января 2021 года.
Основные средства
Восстанавливать объекты на балансе надо будет проводкой по счету 0 401 10 172. В инструкциях приведены два случая, когда делают такую проводку. Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению. Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21, и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.
При передаче основных средств работникам в личное пользование имущество отражается на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжаются учитываться на счете 0 101 00 000 с отражением по нему внутреннего перемещения.
Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, необходимо восстанавливать на счете 0 105 00 000 проводкой по счету 0 401 10 172. Так следует поступать в случае, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.
В аналогичном порядке учитывается возврат матзапасов, которые находились в личном пользовании у сотрудников и числились на забалансовом счете 27.
Стоимость израсходованных матзапасов следует относить в том числе на счета 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.
При изменении назначения матзапаса необходимо изменять его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0 105 00 000.
Резерв под снижение стоимости готовой и биологической продукции, а также товаров начисляется проводкой по дебету счета 0 401 20 274 и кредиту счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) резерв надо уменьшать обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовались по сниженным ценам, остатки со счетов 0 105 07 440, 0 105 08 440 необходимо списывать на уменьшение резерва по дебету счетов 0 114 87 440, 0 114 88 440.
Отметим, в Единый план счетов N 157н счета 114 87 и 114 88 введены с 2021 года. Учитывая поправки к планам счетов учреждений, такие счета надо применять начиная с отчетности за 2020 год.
Поступление матзапасов в качестве возмещения ущерба казенные учреждения учитывают по дебету счета 0 105 00 000 и кредиту счета 0 209 00 000. Проводку по счету 0 401 10 172 для отражения подобной операции исключат. У бюджетных и автономных учреждений она пока остается. Рекомендуем им согласовать порядок отражения операции с учредителем и финорганом.
Земельные участки
Увеличение кадастровой стоимости земли следует отражать по кредиту счета 0 401 10 176, уменьшение – по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяется.
Раздел земельного участка отражается проводками по счету 0 401 10 172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.
Расчеты по операциям финансирования из бюджетов
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям необходимо отражать проводками, которые Минфин России привел в Письмах от 15.01.2020 и от 04.02.2020. Эти корреспонденции закрепят в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе пропишут, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменят счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо будет отражать на счете 0 303 05 000, а не на счете 0 205 00 000. Отметим, аналогичный порядок сейчас применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Другие объекты учета
Если по одной смете создается комплекс объектов нефинансовых активов, следует отражать разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0 106 00 000.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0 111 40 000, 0 205 20 000, 0 302 20 000, 0 401 40 000, 0 401 50 000 списываются проводками, обратными тем, которые отражались при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используется. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 114 00 000 и кредиту счета 0 401 20 274.
Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0 210 06 000 по кредиту счета 0 401 10 172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0 204 33 000 по дебету счета 0 401 10 172. Метод «красное сторно» не применяется.
Помимо счетов 0 401 41 100 и 0 401 49 100, бюджетные учреждения применяют счета 0 401 42 100, 0 401 43 100 и 0 401 44 100. На дополнительных счетах выделяют суммы доходов, которые будут отнесены на финрезультат следующих трех лет.
Кроме этого, в инструкциях к планам счетов предусмотрят проводки для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.
Автономным учреждениям разрешат внедрить с 2020 года буквенные коды N, R, I, D по счетам 0 102 00 000, 0 104 20 000, 0 104 30 000, 0 106 20 000, 0 106 30 000, 0 114 20 000 и 0 114 30 000.
Порядок перехода на новые правила
Корректирующие проводки отражаются перед формированием отчетности на 1 января 2021 года. Новшества в аналитическом учете можно внедрить в течение 2020 года. Решение об этом следует закрепить в учетной политике. Право на досрочное внедрение новшеств не касается изменений в синтетических счетах.
Что нужно будет изменить начиная с межотчетного периода перед 2021 годом
При отражении входящих остатков на начало года по-новому формируются номера счетов, в которых приведены коды 560 и 730 КОСГУ. В номерах этих надо будет указывать 3-й разряд подстатьи КОСГУ. Например, счет расчетов по коммунальным услугам с поставщиком — иной нефинансовой организацией формируется так: 0 302 23 004.
Обратите внимание, в Инструкции N 157н правило ежегодного обнуления кодов КОСГУ в номерах счетов приведено не полностью.
Учитывая планируемые изменения, нужно руководствоваться нормами инструкций к планам счетов, а не правилом Инструкции N 157н.
Какие поправки нужно будет учитывать с 2021 года
Права пользования нематериальными активами
Приобретенные права пользования принимаются к учету по дебету счета 0 111 60 000 и кредиту счета 0 302 26 730 (0 106 60 000).
Амортизация начисляется по дебету счета 0 401 20 226 (0 109 00 000) и кредиту счета 0 104 60 000. Прекращение прав пользования следует отражать по дебету счетов 0 104 60 000, 0 114 60 000 и кредиту счета 0 111 60 000.
Другие объекты учета
В номерах счетов 0 304 66 000 и 0 304 76 000 следует указывать код КОСГУ исходя из типа учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные – коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок сейчас действует для счетов 0 304 86 000 и 0 304 96 000.
Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0 106 50 000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции N 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов N 162н, внедрить новшество нужно с 2021 года.