Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы

Преобразование (реорганизация путем преобразования)

Под преобразованием юридического лица понимается изменение организационно-правовой формы этого юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.

Осуществляя реорганизацию путем преобразования, необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:

1. Ограничения по выбору новой ОПФ

Законодательством предусмотрен ряд ограничений в том, в какую организационно-правовую форму можно преобразовать существующее юридическое лицо. Так:

  • Общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)
  • Акционерное общество (закрытое или открытое) – общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (Ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ)
  • Автономная некоммерческая организация – в фонд (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Некоммерческое партнерство – в общественную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. (ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ)
  • Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество (ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ)
  • Производственный кооператив – в хозяйственное товарищество или хозяйственное общество (ст. 112 Гражданского кодекса РФ)
  • Возможность преобразования организаций других ОПФ установлена соответствующим законом или Гражданским кодексом.

Кроме того, выбирая новую организационно-правовую форму, необходимо помнить о том, что законодательство устанавливает свои требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу и т.д. Например:

  • Минимальный уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества составляет 10 тыс. рублей, открытого акционерного общества – 100 тыс. рублей;
  • Общество (ООО, ЗАО, ОАО) не может иметь единственного учредителя — юридическое лицо, состоящее в свою очередь из одного учредителя;
  • Учредитель (товарищ)- физическое лицо в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Количество товарищей в товариществах – не менее 2;
  • Количество учредителей некоммерческого партнерства – не менее 2;
  • Количество членов производственного кооператива – не менее 5;
  • Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на осуществляемую (планируемую) деятельность;
  • И так далее.

В нашем Агентстве (ЗАО «Столичный Стандарт») зафиксированы случаи обращения клиентов с просьбой преобразовать индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ) в ООО или АО. В связи с этим обращаем Ваше внимание на то, что это не возможно: индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, и тем более у него нет организационно-правовой формы. В данной ситуации предприниматель должен прекратить в установленном Законом порядке свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и открыть (учредить) ООО или АО.

Также обращаем Ваше внимание на то, что изменение типа акционерного общества (например, из закрытого в открытое) не является реорганизацией в форме преобразования. Такие изменения проводятся и регистрируются как изменение типа и наименования акционерного общества.

2. Обязанность преобразования

В некоторых организационно-правовых формах есть обязанность по реорганизации путем преобразования. Например:

  • В Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников 50, необходимо преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив;
  • Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

3. Изменение наименования при преобразовании

Полное наименование юридического лица состоит из организационно-правовой формы и собственно из самого индивидуального наименования (которое, как правило, заключается в кавычки). Преобразование – это смена организационно-правовой формы и по этому поводу, как правило, вопросов нет. Что касается самого индивидуального наименования, то его можно оставить прежним или изменить. В случае изменения наименования следует обратить на следующие моменты:

  • Наименование юридического лица не должно вводить в заблуждение. Например, основными видами деятельности ООО «СтройПроект» должны являться строительно-проектные работы, а не розничная торговля сосисками в тесте.
  • В наименовании нельзя использовать название другой организационно-правовой формы. К примеру, ООО «Строительная акционерная компания «ДОМ».
  • Не допускается использование аббревиатур зарубежных организационно-правовых форм в наименовании организации на русском языке. Например, ООО «Ромашка, ЛТД».
  • Кроме того, при использовании в наименовании организации слов «Москва», Московской символики, «Россия», «Федеральный» и образуемых от этих слов сочетаний необходимо получать разрешение на их использование в соответствующих органах власти, что не так просто.
  • В наименовании некоммерческих организациях должно содержаться указание на конкретные цели или вид деятельности.

Проверка наименования на уникальность на данный момент не проводится, поэтому при выборе наименования наше АГЕНТСТВО рекомендует руководствоваться вышеприведенными критериями, а также не заниматься плагиатом наименований уже существующих известных организаций или организаций, работающих на том же сегменте рынка и имеющих известную репутацию, зарегистрированные товарные знаки с использованием наименования и т.д.

4. Изменение юридического адреса при преобразовании

При преобразовании можно смело поменять место нахождения («юридический адрес») организации. Только надо иметь ввиду, что смена налоговой инспекции или вообще перевод в другой город, затянут процедуру реорганизации.

При изменении юридического адреса документы на государственную регистрацию преобразования подаются в налоговый орган по старому адресу.

5. Изменение состава участников при преобразовании

В процессе реорганизации путем преобразования не допускается изменение состава участников (учредителей). Вводить новых или выводить старых участников необходимо либо до реорганизации, либо после.

6. Необходимость уведомления кредиторов

С 1 сентября 2014г. упразднена обязанность реорганизуемого общества по уведомлению кредиторов о предстоящей реорганизации, в том числе путем подачи объявлений в Вестник государственной регистрации.

7. Передаточный акт

С 1 сентября 2014г. передаточный акт, который ранее фиксировал все права и обязательства реорганизуемого юридического лица, а также положения о правопреемстве, составлять и утверждать не нужно. Создаваемое в процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо автоматически становится правопреемником по всем правам и обязательствам реорганизуемого юридического лица.

8. Место регистрации реорганизации

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. То есть документы на регистрацию представляются в налоговую инспекцию по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы

Реорганизация и изменение

типа акционерного общества

20. При рассмотрении споров, связанных с реорганизацией акционерных обществ, судам следует исходить из пункта 1 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров; иные основания и порядок реорганизации обществ определяются Кодексом и другими законами.

Положения Закона об акционерных обществах, определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 — 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) — в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.

21. В соответствии со статьями 18 и 19 Закона при принятии обществом решения о разделении или выделении общества каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против такого решения или не принимавший участия в голосовании, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения (выделения), предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих акций.

В случае нарушения указанных требований акционер может обратиться в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров реорганизуемого общества.

На основании статьи 75 Закона в случае реорганизации общества акционер — владелец голосующих акций, голосовавший против ее проведения либо не принимавший участия в голосовании, вправе потребовать выкупа обществом всех или части принадлежащих ему акций.

Выкупленные обществом акции в связи с проведением его реорганизации погашаются.

Если у акционера выкуплена часть принадлежащих ему акций, то он имеет право на конвертацию (получение акций) оставшихся у него акций на условиях, предусмотренных статьями 18 и 19 Закона. При выкупе у акционера всех имеющихся у него акций участие акционера в реорганизуемом обществе прекращается и в состав участников создаваемых в результате реорганизации обществ он не входит.

Федеральными законами от 30.12.2008 N 315-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ статья 60 ГК РФ изложена в новой редакции. О случаях солидарной ответственности перед кредиторами реорганизуемого юридического лица см. пункты 3 и 5 статьи 60 ГК РФ.

22. На основании пункта 3 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 15 Закона судам необходимо иметь в виду, что в случае, когда утвержденный при реорганизации общества разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

К такой же ответственности (солидарной) должны привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (пункт 1 статьи 6 и пункт 3 статьи 60 ГК РФ).

Если кредитором предъявлен иск к обществу, указанному в разделительном балансе в качестве правопреемника по обязательствам реорганизованного общества, и в ходе рассмотрения дела выявятся обстоятельства, отмеченные в абзаце втором пункта 22, вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика (ответчиков) в качестве солидарного должника (должников) может быть решен арбитражным судом с согласия истца на основании части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

23. В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года пункт 5 статьи 58 ГК РФ изложен в новой редакции, из которой исключено требование о составлении передаточного акта при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида.

При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, — в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке.

Для подобного рода преобразований законодательством установлены ограничения, в частности следующие:

а) численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50 (пункт 3 статьи 7 Закона);

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ в статью 2 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ, требование о создании акционерного инвестиционного фонда в форме открытого акционерного общества исключено.

б) создание определенных групп акционерных обществ возможно исключительно в виде открытых (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» — в отношении акционерных инвестиционных фондов) либо закрытых (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»;

в) размер уставного капитала закрытого акционерного общества, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных обществ.

Создание и Реорганизация

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью – проблемы и пути их решения

Преобразование акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью – проблемы и пути их решения

Преобразование акционерного общества (АО) в общество с ограниченной ответственностью (ООО) – самый распространенный на сегодняшний день способ реорганизации. Целью преобразования в ООО, как правило, является избавление бизнеса, существующего в форме АО, от целого ряда накладных расходов, свойственных именно АО. К таким расходам относятся расходы на регистратора, ведущего реестр акционеров, расходы на обязательный аудит, на регистрацию выпусков акций, раскрытие информации и пр. Иногда траты по указанным направлениям составляют сотни тысяч рублей в год, что, конечно же, наводит на мысль о смене организационно-правовой формы юридического лица с АО на ООО. У ООО тоже есть ряд похожих организационно-административных расходов, но их объем значительно меньше. Поэтому ООО как организационно-правовая форма бизнеса и занимает сегодня первое место по количеству регистраций.
Реорганизация путем преобразования АО в ООО проходит в несколько этапов. Самым первым и важным является оценка ожидаемых результатов преобразования, понимание у хозяев АО, что в результате этой процедуры они получат выгоды или останутся при своем, а не потеряют что либо. Тут важно оценить не только финансовые расходы на саму процедуру, но и, в частности, такие последствия, как необходимость корректировки взаимоотношений с СРО, переоформления с АО на ООО лицензий, допусков, сертификатов, иных разрешительных документов, лежащих в основе бизнеса. Зачастую всё это обставляется государственными органами и СРО такими бюрократическими препятствиями, что может существенно затруднить или даже остановить работу появляющегося в результате преобразования ООО. Предусмотреть все эти моменты, а также грамотно и своевременно начать их разрешение Вам могут помочь специалисты ЗАО «РКЦ».
Процедурно с точки зрения корпоративного права решение о преобразовании принимается общим собранием акционеров квалифицированным большинством (не менее 3 / 4 голосов «ЗА» от общего числа присутствующих на собрании голосов). При этом голосующими акциями являются как обыкновенные, так и привилегированные. Акционеры, голосующие против решения о преобразовании или не принимающие участие в этом голосовании, вправе потребовать от АО приобрести у них акции по рыночной цене. Такая цена определяется независимым оценщиком еще до созыва собрания и доводится до сведения всех акционеров вместе с сообщением о собрании. Порядок выкупа акций и особенности его проведения описаны в Федеральном законе «Об акционерных обществах», здесь мы не будем на нем подробно останавливаться.
После принятия решения о преобразовании АО обязано в течение трех рабочих дней подать уведомление в налоговый орган о начале процедуры реорганизации. Уведомление подается за подписью единоличного исполнительного органа и должно быть нотариально удостоверено. Нарушение срока подачи уведомления приводит к наложению административного штрафа. Одной из сложностей является точное определение окончания срока подачи такого уведомления. Дело в том, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», устанавливающий срок в три рабочих дня от принятия решения, ничего не говорит о сроке составления протокола общего собрания акционеров, который согласно нормам Федерального закона «Об акционерных обществах» может составлять до трех рабочих дней с даты закрытия собрания. Оптимальным вариантом здесь будет являться подача документов в налоговую в течение трех рабочих дней именно с даты закрытия собрания. Но по ряду причин это не всегда возможно. Например, в ситуации, когда функции счетной комиссии на собрании выполняет регистратор, который пользуется предоставленным ему законом правом составлять протокол об итогах голосования тоже в течение трех рабочих дней после закрытия собрания, а без его протокола протокол собрания не составить.
После принятия решения о преобразовании АО обязано уведомить о принятом решении всех кредиторов. Во избежание недоразумений это целесообразно делать таким образом, чтобы у АО оставались доказательства такого уведомления, например, реестры почтовых отправлений, описи вложения в корреспонденцию, расписки в получении уведомлений на руки. Делать публикации в «Вестнике государственной регистрации» при преобразовании на сегодняшний день обязанности нет – Гражданский кодекс РФ в этой части делает исключение, но АО добровольно может пойти на этот шаг, если считает такой способ уведомления кредиторов для себя наиболее приемлемым. Напомним, что публикации в «Вестнике. » являются платными и их делают дважды с перерывом в месяц.
Тонким моментом при преобразовании является уведомление работников АО о предстоящей реорганизации работодателя. Об этом часто забывают, хотя факт реорганизации может являться основанием для расторжения трудового договора по инициативе работника.
Не лишним будет уведомить о предстоящей реорганизации и дебиторов АО, т.к. если они вдруг захотят рассчитаться по своим долгам, то к моменту окончания реорганизации платежи от них могут просто не дойти из-за изменения реквизитов. Тут, кстати, обращаем Ваше внимание на то, что в результате преобразования ОГРН и ИНН изменяться, т.к. одно юридическое лицо, а именно АО, в результате реорганизации прекратит свое существование (ОГРН и ИНН останутся закрепленными за АО навсегда и уйдут в историю), а на его активах (и пассивах) создастся новое юридическое лицо – ООО с новыми ОГРН и ИНН. Дата создания ООО тоже будет текущая, отличная от даты создания АО. Зачастую этот факт останавливает хозяев АО от преобразования в ООО, потому что долгий «стаж» юридического лица может являться очень выгодным аргументом при решении бизнес-задач.
С момента внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации до момента подачи заявления о победном ее окончании в соответствии с действующими нормами законодательства должно пройти не менее трех месяцев. Эти три месяца, как раз, и отводятся на улаживание отношений с кредиторами, которые воспользуются предоставленным им законным правом досрочно предъявить свои требования для исполнения АО.
По прошествии указанных трех месяцев АО подает в налоговый орган заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о реорганизации. Заявление подписывается единоличным исполнительным органом в присутствии нотариуса и может быть оформлено даже ранее истечения трехмесячного срока: при внесении записи в ЕГРЮЛ налоговая не будет смотреть на дату его заверения, а проанализирует только дату подачи. Таким образом, подготовив заявление заранее, АО может не растягивать процедуру на лишние дни.
При оформлении упомянутого выше заявления можно устранить целый ряд вопросов, до решения которых, возможно, никак не доходили руки в бытность АО. Так, прописывая в заявлении коды ОКВЭД, можно внести в них корректировку исходя из реалий видов деятельности юрлица. Также, начав соответствующую работу еще на стадии подготовки собрания акционеров, в заявлении можно уточнить наименование компании, произвести увеличение уставного капитала юрлица за счет его собственных средств, избавиться от «спящих» акционеров .
Получив заявление и не найдя в нем и прилагающихся к нему документах изъянов, налоговый орган производит регистрацию ООО и выдает заявителю соответствующие документы, свидетельствующие о создании ООО и прекращении АО. На этом документальная процедура реорганизации, на самом деле, не заканчивается. После прекращения АО регистратор (которого, кстати, необходимо отдельно уведомить о факте подачи заявления в налоговую) должен произвести погашение всех акций. Созданное в результате преобразования ООО, являясь единственным правопреемником АО, обязано уведомить о факте такого погашения Центральный банк РФ (его территориальное подразделение) в течение 30 дней с даты получения документов о преобразовании. Забыв произвести такое уведомление, Вы можете получить штраф в размере нескольких сот тысяч рублей. Кроме того, после получения документов о преобразовании целесообразно в кратчайшие сроки уведомить банки для решения вопросов с расчетными и иными счетами, наиболее важных контрагентов для соблюдения сроков платежей и правильного оформления бухгалтерских документов, внести записи в трудовые книжки, поставить в известность почтовое отделение, заняться корректировкой документов по зарегистрированным на юрлицо объектам недвижимости и автотранспортным средствам и т.д. и т.п. Для ускорения разрешения этих задач ряд из них можно начать решать еще до прекращения АО.
Как показывает практика, реальным завершением реорганизации можно считать тот момент, когда в общество перестанут поступать важные документы, ошибочно оформляемые на АО, а у контрагентов окончательно утвердится понимание, что теперь они имеют дело с ООО.
Наша компания уже на протяжении 15 лет занимается вопросами реорганизации юридических лиц, оказывая своим клиентам полный комплекс юридических услуг. Наши специалисты имеют богатейший опыт в решении всевозможных вопросов, связанных с преобразованием, выделением, слиянием, разделение и присоединением юрлиц различных организационно-правовых форм. Мы будем рады видеть Вас среди своих клиентов и бизнес-партнеров!

Тонкости преобразования

Самыми распространенными организационно-правовыми формами юридического лица среди коммерческих фирм являются ООО и АО. В случае изменения условий хозяйствования, но при желании сохранить своих контрагентов фирмы прибегают к реорганизации в форме преобразования, которая имеет ряд особенностей.

Суть преобразования

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Одной из форм реорганизации является преобразование.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.

Преобразование — это один из способов реорганизации, при котором создается другое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Ограничения

Нужно помнить, что коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, а ООО и АО — в товарищества или государственные предприятия.

ООО вправе преобразоваться в общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Для ООО изменение организационно-правовой формы необходимо, когда количество его участников превысит 50. В этом случае нужно перерегистрироваться в ПАО или в производственный кооператив.

АО вправе преобразоваться в ООО или производственный кооператив, а также в хозяйственное товарищество (ст. 20 Закона «Об акционерных обществах).

Принимая решение о преобразовании необходимо учитывать другие ограничения, присущие форме вновь регистрируемого бизнеса.

Так, минимальный уставный капитал ООО и АО составляет 10 000 рублей, ПАО — 100 000 рублей.

Ни ООО, ни АО, ни ПАО не могут иметь в качестве единственного учредителя юридическое лицо, состоящее из одного учредителя.

Передаточный акт

При реорганизации в форме преобразования составлять передаточный акт не нужно. На это указали чиновники ФНС в письме от 14 марта 2016 года № ГД-4-14/4182@.

Из положений статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса следует, что передаточный акт необходимо представлять в регистрирующий орган в связи с реорганизацией в форме разделения и выделения.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юрлица в отношении третьих лиц не изменяются (п. 5 т. 58 ГК РФ). Исключение – обязанности в отношении учредителей (участников).

Осуществление правопреемства при реорганизации в форме преобразования на основании передаточного акта не нормами закона не предусмотрено.

Новый ИНН

Если компания меняет организационно-правовую форму, то вновь образованному юридическому лицу налоговики присваивают новый ИНН.

Ведь преобразование юридического лица (смена организационно-правовой формы) — это одна из форм реорганизации. В результате реорганизации возникает новое юрлицо.

В случае смены организационно-правовой формы ИНН «старой» организации признается недействительным, а вновь возникшему юридическому лицу присваивается новый ИНН (см. письмо Минфина от 12 мая 2010 г. № 03-02-07/1-232).

В связи с новым ИНН фирме нужно приводить в порядок всю свою договорную базу.

Изменения в ЕГРН

В результате преобразования юридического лица перехода прав в порядке правопреемства не происходит. При преобразовании юридического лица не происходит изменения его прав и обязанностей в отношении других лиц (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Правопреемства от одного лица к другому, и, соответственно, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не требуется. Поэтому в отношении права собственности на недвижимость предполагается не регистрация, а внесение изменений в ЕГРН (Определение ВС РФ от 23 октября 2017 г. № 302-КГ17-14848; Письмо Минфина от 13 февраля 2018 г. № 03-05-04-03/8828).

При реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН просто вносятся соответствующие изменения.

Из АО в ООО

Заметим, что чаще всего меняют АО на ООО. Почему?

У ООО, как у юридического лица перед АО есть ряд преимуществ:

  • участники общества не обязаны лично участвовать в управлении компанией;
  • ответственность за деятельность фирмы несет ее руководитель;
  • ООО не обязано публиковать результаты ведения дел;
  • правовое положение общества не зависит от правового статуса создавших его участников;
  • широкие возможности для локального нормотворчества у участников (учредителей) общества.

Кроме того, АО обязано вести реестр акционеров и привлекать для этого за плату стороннюю фирму, имеющую лицензию.

Особое внимание при преобразовании АО в ООО нужно уделить порядку обмена акций на доли. Его нужно указать в решении о реорганизации. Все без исключения акционеры преобразуемого АО имеют право на получение в уставном (складочном) капитале во вновь создаваемом юридическом лице.

Решение о распределении долей в уставном капитале вновь создаваемого юрлица только среди акционеров, голосовавших «за» по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, противозаконно (письмо Банка России от 1 февраля 2019 г. № ИН-06-28/11).

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Реорганизация АО как смена организационно-правовой формы

  • Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения
  • Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
  • Разделение и выделение АО
  • Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
  • Особенности преобразования АО в ООО
  • Смена ЗАО на АО
  • Итоги

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) ­― пп. 1–3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

Итоги

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования

Реорганизация АО в форме преобразования

Реорганизация акционерного общества в форме преобразования представляет собой смену организационно-правовой формы общества.

Порядок реорганизации акционерного общества в форме преобразования предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Порядок представления документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Акционерное общество вправе преобразоваться в ООО, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 2 ст. 104 ГК РФ). С 1 сентября 2014 г. возможно сочетание различных форм реорганизации, а также одновременное участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться АО или которые могут быть преобразованы в АО (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Внимание

До 01.09.2014 допускалось преобразование АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению акционеров (п. 2 ст. 104 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.09.2014, абз. второй п. 1 ст. 20 Закона об АО). В настоящее время ГК РФ исключает возможность преобразования АО в некоммерческую организацию (п. 3 ст. 68 ГК РФ), Закон об АО до сих пор содержит данную норму, но может применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Реорганизацию в форме преобразования необходимо отличать от преобразования типа акционерного общества. До 01.09.2014 существовало деление АО на закрытые и открытые, с возможностью в случае соблюдения требований законодательства (о численности акционеров, минимальном размере уставного капитала, требований к организационно-правовым формам обществ в отдельных отраслях) преобразовать ЗАО в ОАО и наоборот. В случае превышения лимита в 50 акционеров ЗАО обязано было преобразоваться в ОАО (абз. третий п. 3 ст. 7 Закона об АО).

В таких случаях изменение типа акционерного общества не считалось реорганизацией юридического лица (абз. второй п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).

С 01.09.2014 упразднено деление акционерных обществ на открытые и закрытые, введено понятие публичных и непубличных обществ (п. 66.3 ГК РФ). При этом проведения перерегистрации или реорганизации ЗАО и ОАО не требуется (п.п. 7, 10 Закона N 99-ФЗ).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров в соответствии с положениями п.п. 3, 3.1 ст. 20 Закона об АО.

Особенности реорганизации АО в форме преобразования с 01.09.2014

При реорганизации АО в форме преобразования, в отличие от порядка, предусмотренного для иных форм реорганизации, не нужно совершать действия, предусмотренные ст. 60 ГК РФ (абз. второй п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», далее — Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Уведомление о начале процедуры реорганизации предоставляется в течение трех рабочих дней по форме N Р12003, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@) в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц по месту нахождения общества (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

При реорганизации АО в форме преобразования не требуется:

— опубликовывать уведомление о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» (см. также разъяснения ФНС);

— уведомлять в письменной форме каждого из кредиторов о начале реорганизации АО;

— досрочно исполнять обязательства перед кредиторами общества, предъявившими соответствующее требование.

Ряд федеральных законов по-прежнему предусматривают необходимость исполнения этих обязанностей реорганизуемым юридическим лицом (ст. 13.1 Закона о госрегистрации, ст. 15 Закона об АО). Но с 01.09.2014 правила, установленные данными федеральными законами, могут применяться только в части, не противоречащей ГК РФ (п.п. 1, 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

С 01.01.2015 АО также не обязано уведомлять о реорганизации органы контроля за уплатой страховых взносов (пп. «в» п. 17 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).

Государственная регистрация реорганизации АО в форме преобразования

В связи с созданием ООО, производственного кооператива или хозяйственного товарищества в результате преобразования АО в регистрирующий орган представляются документы (п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации):

— заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);

— устав ООО, устав производственного кооператива либо учредительный договор хозяйственного товарищества (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, — в одном экземпляре)*(1);

— передаточный акт (в случае необходимости)*(2);

— документ об уплате государственной пошлины (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;

— если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

Сроки представления указанных документов в регистрирующий орган закон не устанавливает (см. также разъяснения ФНС). Таким образом, предполагается, что АО вправе представить их непосредственно после принятия решения о реорганизации в форме преобразования.

С момента государственной регистрации юридического лица, которое создается в результате реорганизации (п. 1 ст. 16 Закона о госрегистрации):

— реорганизация АО в форме преобразования считается завершенной;

— преобразованное АО считается прекратившим свою деятельность.

*(1) С 29 декабря 2015 г. не требуется представлять в регистрирующий орган учредительные документы, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (пп. «б» п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации). Однако формы типовых уставов до сих пор не утверждены, изменения в законодательство в части возможности использования типовых уставов для АО, в отличии от ООО, также не вносились.

*(2) После вступления в силу Закона N 99-ФЗ с 01.09.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации АО в форме преобразования. П. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации по-прежнему предусматривает обязанность предоставления в регистрирующий орган передаточного акта. Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО