Создание резерва на ремонт основных средств

Резерв на ремонт: создаем, учитываем, списываем

Фирма решила провести особо сложный или длительный ремонт основных средств, который требует значительных капитальных вложений. В таком случае единовременное включение ремонтных расходов в базу по налогу на прибыль может привести к убытку. Для равномерного отнесения в налоговые расходы затрат создают резерв под предстоящий ремонт. О его создании, использовании и списании читайте в нашей статье.

Организация самостоятельно определяет необходимость создания резерва предстоящих расходов на ремонт, исходя из фактического наличия объектов основных средств, периодичности проведения ремонта, а также в зависимости от сложности выполняемых работ. Если принято решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, то оно обязательно отражается в приказе об учетной политике. Кроме того, в ней придется раскрыть порядок создания резерва как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. А также прописать нормативы отчислений в резерв. Однако надо помнить, что, создав резерв на ремонт основных средств, компания может списать фактически осуществленные затраты на проведение ремонта только за счет средств резерва. В частности, это стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда занятых ремонтом работников, а также начисленные с этих сумм единый соцналог и страховые взносы, прочие расходы, связанные с ремонтом, производимым собственными силами. Кроме того, за счет резерва списывают затраты на оплату работ, выполненных сторонними компаниями.

Фирмы, с момента создания которых прошло менее 3 лет, не имеют возможности создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Все дело в том, что у них еще не накоплена информация, необходимая для формирования суммы ремонтного резерва. Вновь созданные организации расходы на ремонт основных средств учитывают в качестве расходов единовременно.

Налоговый резерв

Порядок формирования резерва под предстоящий ремонт определен статьей 324 Налогового кодекса. Причем этими же правилами могут руководствоваться арендаторы при создании резерва на ремонт арендованного имущества 1 . Главное, чтобы договором аренды не было предусмотрено возмещение ремонтных расходов арендодателем.

Отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений. Совокупная стоимость основных средств представляет собой сумму первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором создается резерв. То есть при создании резерва на ремонт основных средств в 2008 году необходимо суммировать первоначальную стоимость собственных основных средств, введенных в эксплуатацию на 1 января 2008 года. Если в организации имеются в наличии основные средства, введенные в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса, то есть до 1 января 2002 года, для расчета совокупной стоимости принимается их восстановительная стоимость. Ее определяют по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Обратите внимание, что недопустимо создавать резерв только в отношении некоторых объектов основных средств. Резерв создают по всем амортизируемым объектам. Кроме того, при расчете суммы резерва на ремонт не учитывают первоначальную стоимость объектов, не амортизируемых по состоянию на начало налогового периода. Это, в частности, касается объектов, переведенных на консервацию сроком свыше 3 месяцев. Причем не надо учитывать объекты, которые по плану компании должны быть выведены с консервации в налоговом периоде.

Нормативы отчислений компания устанавливает самостоятельно. При этом следует определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт ОС, исходя из следующих критериев:

  • периодичности осуществления ремонта;
  • частоты замены узлов, деталей, конструкций основных средств;
  • сметной стоимости ремонта.

Не следует забывать, что предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года 2 . Чтобы определить эту величину, следует суммировать фактические расходы на ремонт за 3-летний период. Полученный результат надо разделить на три. Итоговую сумму сравнивают с расчетной суммой. Меньшая из них будет предельной суммой резерва.

Отчисления в резерв на ремонт основных средств в течение налогового периода следует списывать на расходы равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода. То есть если для фирмы отчетным периодом по налогу на прибыль является месяц, то отчисления в резерв следует списывать ежемесячно на последнее число месяца в размере 1/12 части. Если же отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, то отчисления в резерв следует списывать в размере 1/4 части на последнее число каждого квартала.

Фактические затраты на проведение ремонта могут превышать сумму созданного резерва. В этом случае остаток затрат в целях исчисления налога на прибыль включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода, то есть 31 декабря.

Если в течение налогового периода фактические затраты на ремонт 3 оказались меньше суммы созданного резерва, оставшийся резерв включают в состав доходов компании на 31 декабря. Неиспользованную сумму резерва не включают в состав доходов текущего налогового периода, только если накапливаются средства для финансирования капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода.

Если компания ведет несколько видов деятельности, часть которых облагается налогом на прибыль по ставке, отличной от стандартной, — 24 процента, то учет расходов на ремонт ОС надо вести в особом порядке.

Нормативы отчислений в ремонтный резерв фирма устанавливает самостоятельно

Д.А. Васильев,
главный бухгалтер компании «КУН»

Арендатор вправе создавать резерв на ремонт основных средств. Об этом говорит пункт 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Для отчислений в резерв необходимо иметь приблизительную смету ремонта основных средств и ежемесячно списывать резерв на финансовые результаты организации. При ежегодной инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета учета резервов предстоящих расходов.
В налоговом учете арендатор также вправе образовывать резерв на ремонт основных средств. Единственное условие для признания расходов на ремонт основных средств и формирование резерва на эти цели — чтобы договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем предус мотрено не было. Об этом говорят пункты 2 и 3 статьи 260 Налогового кодекса.
Правда, создать резерв в налоговом учете не получится, если у предприятия есть только арендованные основные средства. Что касается методики создания резерва, то она довольно проста — необходимо рассчитать среднюю стоимость ежегодного ремонта за последние 3 календарных года. Сопоставив эту цифру с имеющейся сметной стоимостью, надо выбрать наименьшую из них. Четверть этой суммы ежеквартально уменьшит финансовый результат организации в части расходования резерва.

Резерв по-бухгалтерски

В бухгалтерском учете фактические затраты на ремонт организация может списывать равномерно посредством создания резерва под предстоящий ремонт аналогично налоговому учету. При образовании резерва на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений в резерв. Ее определяют по тем же правилам, что и в налоговом учете, — исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Для отражения сумм резерва на ремонт основных средств открывается отдельный субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».

Организация вправе не сторнировать остаток резерва только в случае, если планирует провести длительные ремонтные работы. При этом по их окончании резерв отражается по Дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом 91.

Если сформированного резерва недостаточно для проведения ремонта основных средств, то есть фактические расходы на ремонт основных средств превысили созданный резерв, то сумма затрат, не покрываемая за счет сформированного резерва, сначала должна быть учтена на счете 97 «Расходы будущих периодов». Затем ее списывают за счет текущих резервных отчислений. Если же такая ситуация возникает в конце отчетного года, то сумма превышения фактических затрат на ремонт основных средств списывается на расходы.

Пример
Организация «Альфа» приняла решение создать резерв на ремонт арендованных основных средств в 2008 г. Резервы решено формировать и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Данное решение отражено в учетной политике.
В 2005-2007 гг. фирма потратила на ремонт основных средств 3 600 000 руб.
По утвержденной смете организация запланировала в 2008 г. израсходовать на ремонт основных средств 1 300 000 руб.
Ремонтные работы выполнены в июне 2008 г. Фактические расходы на ремонт составили 1 300 000 руб.
Кроме этого, организация в 2009 г. планирует отремонтировать арендованное офисное помещение, его сметная стоимость составила 2 000 000 руб. Для проведения этого ремонта компания формирует резерв в течение 2007-2008 гг. Отчисления в резерв организация осуществляет каждый квартал.
Рассчитаем предельный размер резерва:
3 600 000 руб. : 3 = 1 200 000 руб.
Следовательно, предельная сумма резерва на 2008 г. в налоговом учете составит 1 200 000 руб. В каждом квартале фирма должна отчислить в резерв:
1 200 000 руб. : 4 = 300 000 руб.
На капитальный ремонт офисного здания в течение 2 лет организация должна ежеквартально отчислять в резерв сумму в размере 250 000 руб. (2 000 000 руб. : 2 г. : 4 кв.).
Таким образом, в 2008 г. ежеквартально компания должна отчислять в резерв 550 000 руб. (300 000 + 250 000 ).

Иногда налоговики требуют обосновать необходимость созданного резерва. Для этого фирмы могут представить инспекторам, например, дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

Отчисления в резерв на ремонт ОС списывают равными долями на последнее число отчетного (налогового) периода

К.В. Новоселов,
советник государственной гражданской службы РФ II класса, к. э. н.

Согласно пункту 2 статьи 260 Налогового кодекса положения статьи 260 Налогового кодекса применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Налогоплательщик вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в порядке, установленном статьей 324 Налогового кодекса, для обеспечения в течение 2 и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств определен статьей 324 Налогового кодекса. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Так как арендованные основные средства не являются амортизируемым имуществом, их стоимость не включается арендатором в совокупную стоимость основных средств для расчета отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт.
Таким образом, создавать резерв под ремонт арендованных основных средств арендатор вправе только при наличии собственных амортизируемых основных средств, исходя из совокупной стоимости последних.
У арендодателя стоимость переданного в аренду имущества из совокупной стоимости основных средств не исключается. Об этом сказано, например, в письме МНС России от 26 февраля 2004 года N 02-5-11/38.

Автор статьи:
В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»,
участник Экспертного совета по налоговому законодательству

при Комитете Государственной думы РФ по бюджету и налогам

1 письма Минфина России от 29.12.2007 N 03-03-06/1/901, от 06.09.2007 N 03-03-06/2/171

2 п. 2 ст. 324 НК РФ

3 п. 69 методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н

Журнал «Актуальная бухгалтерия» N 11/2008, В.В. Семенихин, руководитель «Экспертбюро Семенихина», участник Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной думы РФ по бюджету и налогам

Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)

  • Какие общие моменты важно знать о формировании резерва под ремонт?
  • Из каких основных этапов складывается расчет резерва на ремонт ОС?
  • Как исчислить предельную сумму отчислений в резерв и норматив?
  • Определение итогового размера отчислений в резерв
  • Что важно помнить при определении величины резерва на дорогостоящий ремонт?
  • Как используется резерв и можно ли неиспользованную часть перенести на будущее?
  • Итоги

Резерв на ремонт основных средств выступает значимым инструментом для любой фирмы как с точки зрения экономики, так и с позиции оптимизации налогового бремени компании. При этом специалистам фирмы важно понимать, для каких учетных целей может быть сформирован такой резерв, а также как быть в случае, если ремонт требуется дорогостоящему оборудованию. Об этом в данной статье.

Какие общие моменты важно знать о формировании резерва под ремонт?

Как на то указывают положения п. 2 ст. 324 НК РФ, резерв на ремонт основных средств должен исчисляться по двум направлениям:

  • с целью проведения стандартных, недорогих работ по ремонту ОС;
  • с целью будущего осуществления комплексных и дорогостоящих ремонтных работ.

Создание и применение резерва по каждому вышеуказанному направлению осуществляется по-своему.

ВАЖНО! Вместе с тем, принимая решение о формировании резерва, в своей учетной политике фирме следует определить лимит, при превышении которого ремонт будет квалифицироваться как дорогой.

Чтобы корректно проводить формирование резерва на ремонт основных средств, фирме следует иметь достоверную и полную информацию:

  • о первоначальной стоимости ОС по состоянию на начало года;
  • суммах, затраченных на ремонтные работы за предшествующие три года, а также о планах по проведению таких работ в будущем (по сметной цене);
  • дорогостоящих ремонтных работах (отдельные сведения: какие работы осуществлялись ранее, на какую сумму, какие планируются в обозримом будущем и т. д.).

Кроме того, фирме могут быть интересны аспекты создания и иных резервов. В частности, см. статью «Резерв по сомнительным долгам: порядок создания и расчет отчислений».

Из каких основных этапов складывается расчет резерва на ремонт ОС?

Как на то указывают нормы НК РФ, при создании рассматриваемого резерва фирме следует ориентироваться на два основных показателя: норматив отчислений и суммарную стоимость ОС (п. 2 ст. 324 НК РФ).

В данном контексте под стоимостью ОС понимается совокупная учетная стоимость всех ОС, которые фирма использует в производстве, по состоянию на начало года, в котором создается рассматриваемый резерв. При этом не следует включать в расчет стоимость арендованных ОС и ОС, которыми фирма пользуется безвозмездно.

ВАЖНО! Специалистам учета не следует забывать, что в данной ситуации для расчета берется первоначальная стоимость, а не остаточная.

В общем случае алгоритм расчета отчислений в рассматриваемый резерв можно представить в виде последовательных шагов:

  • рассчитать лимит отчислений;
  • вычислить суммарную стоимость ОС, которая была актуальна в фирме на начало налогового периода;
  • расчетным путем определить норматив отчислений, основываясь на результатах предшествующего действия;
  • рассчитать итоговую величину рассматриваемого резерва.

Как исчислить предельную сумму отчислений в резерв и норматив?

Чтобы фирме выяснить верхнюю границу возможных отчислений в резерв, необходимо выполнить следующие шаги.

Во-первых, нужно подготовить смету на «стандартный» (недорогой) ремонт, основываясь на очередности ремонтных работ в расчетном налоговом периоде (показатель А).

Компании важно помнить, что к расходам на ремонтные работы могут относиться следующие (п. 1 ст. 324 НК РФ):

  • суммы, затраченные на приобретение материалов для ремонта (запчастей для оборудования);
  • зарплаты специалистов, которые непосредственно такой ремонт выполняют;
  • иные расходы, которые фирма несет по причине осуществления ремонта своими силами;
  • прочие затраты фирмы в интересах сторонних компаний, выполняющих ремонт для фирмы.

Во-вторых, компания должна четко понимать масштабы затраченных средств на проведение стандартного (недорогого) ремонта за прошедший период в 3 года. Чтобы это сделать, требуется величину суммарных расходов, направленных на ремонт, разделить на 3 (показатель Б).

Далее следует провести сравнение показателей А и Б. Тот показатель, который меньше, и выступает предельной величиной отчислений в рассматриваемый резерв.

Следующим шагом необходимо исчислить норматив отчислений, относящийся к конкретной суммарной стоимости ОС фирмы.

Для этого специалистам учета на предприятии следует найти частное от деления предельной величины отчислений на суммарную стоимость ОС. В результате получится определенный процент, который выступает в роли максимально допустимого для фирмы.

ВАЖНО! Компании следует закрепить в учетной политике норматив отчислений в таком размере, чтобы он не превышал максимально допустимый, рассчитанный по указанному выше алгоритму.

Определение итогового размера отчислений в резерв

На завершающем этапе фирме необходимо, основываясь на рассчитанных предыдущими действиями данных, определить итоговую величину отчислений в резерв.

Как на то указывают положения налогового законодательства, суммы, отчисляемые в резерв на ремонт основных средств,у фирмы включаются в налоговые расходы по налогу на прибыль.

ВАЖНО! При этом на расходы отчисления в резерв относятся равными частями на дату окончания каждого отчетного периода (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Следовательно, если фирма отчитывается перед контроллерами за квартал, полугодие, 9 месяцев, то в резерв относится каждый раз (каждый отчетный период) по ¼ от общегодовой величины резерва.

Ели же фирма предоставляет в налоговые органы расчет помесячно, то ежемесячно ей необходимо учитывать в качестве сумм, увеличивающих резерв, 1/12 от общегодовой величины такого резерва.

ВАЖНО! Несмотря на то что НК РФ напрямую не разъясняет, в состав каких расходов фирма может включить суммы, увеличивающие резерв, в силу п. 1 ст. 260 НК РФ у компании есть право относить на прочие расходы суммы затрат на ремонт. Поэтому и суммы резерва у фирмы есть право включить в прочие расходы, которые уменьшат общий налог на прибыль.

Что важно помнить при определении величины резерва на дорогостоящий ремонт?

На практике нередки ситуации, когда ОС фирмы требуется не стандартный текущий ремонт, а комплексный и дорогостоящий.

Суммы, предназначенные для проведения такого ремонта, фирма может использовать для увеличения предела отчислений в рассматриваемый резерв. Об этом говорится в п. 2 ст. 324 НК РФ.

Для этого фирме необходимо:

  • иметь в распоряжении график запланированных дорогих ремонтов и сметы по ним;
  • осуществлять в течение более чем одного налогового периода накопления на такой ремонт (при этом возможность таких накоплений должна быть прописана в учетной политике);
  • не иметь за три предшествующих налоговых года фактов какого-либо дорогостоящего ремонта ОС.

Компании важно понимать, что повышать ремонтный резерв следует исключительно до налогового периода, в котором фирма планирует начать осуществлять работы по дорогому ремонту.

При этом в силу буквального толкования п. 2 ст. 324 НК РФ в расходы можно отнести отчисления (накопления) на предстоящий дорогой ремонт в полной сумме того периода, в котором такие накопления были осуществлены.

Как используется резерв и можно ли неиспользованную часть перенести на будущее?

Если у фирмы был создан резерв на ремонт основных средств, то впоследствии сумма, фактически затраченная на ремонт ОС, списывается за счет такого резерва (п. 2 ст. 324 НК РФ).

При этом компаниям следует четко понимать, что ремонтные расходы нужно списывать за счет резерва того года, в котором такие работы были фактически выполнены для компании. То есть когда были подписаны документы, закрывающие проведение ремонтных работ. Это особенно актуально в ситуациях, когда начало и окончание ремонта ОС приходятся на разные налоговые периоды.

В конце каждого периода фирме следует проводить инвентаризацию, в ходе которой специалисты компании проводят сравнение фактических сумм, затраченных в течение года на ремонт, с размером созданного ранее резерва.

Если ремонт для фирмы обошелся дороже созданного ранее резерва, то разница должна быть учтена как прочие расходы в силу указаний п. 2 ст. 324 и п. 1 ст. 260 НК РФ. Если же, напротив, по завершении ремонта остались излишние (неиспользованные) средства, то такой излишек нужно включить во внереализационные доходы.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Переносить невостребованную часть резерва на стандартный (недорогой) ремонт на следующий год не допускается.

Данное положение распространяется и на ситуации, когда ремонт вообще не проводился. В такой ситуации весь резерв отражается в доходах на последний календарный день года, в котором был сформирован резерв.

Что касается резерва под комплексный и дорогой ремонт, то суммы, отнесенные в счет увеличения такого резерва, законодатель восстанавливать не требует. Они накапливаются из года в год, пока ремонт не будет начат/осуществлен. Но только в том случае, если фирма пропишет в своей учетной политике, что у нее принята практика осуществления отчислений в счет резерва на комплексный и дорогой ремонт в течение более чем одного налогового периода.

В том году, когда дорогостоящий ремонт будет проведен, компания также должна будет выявить остаток и отнести превышение на расходы, а излишек — на доходы.

Итоги

Формирование резерва на ремонт основных средств требует от фирмы корректного учета сведений о стоимости всех ОС, о проведенных и предстоящих ремонтных работах (конкретнее — об их сметной стоимости). При этом правила создания и учета в целях налогообложения отчислений в резерв под стандартный ремонт и под дорогой ремонт несколько отличатся. В частности, неиспользованный резерв на обычный ремонт нужно восстановить, а если резерв под дорогой ремонт не был использован до конца, то его можно перенести на будущие периоды. Однако в году, когда дорогой ремонт фирма провела, остаток от резерва следует включить в доходы, а излишне затраченные средства — в расходы.

Создание резерва предстоящих расходов на ремонт

Создаем резерв в бухгалтерском учете

Чтобы равномерно списать затраты на ремонт автотранспортных средств на расходы, предприятие может создать для этого специальный резерв. Это — резерв на ремонт основных средств.

В бухгалтерском учете его можно сформировать на основании пункта 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Основанием для формирования резерва являются:

  • дефектные ведомости, в которых обосновывается необходимость проведения ремонтных работ;
  • данные о первоначальной и восстановительной стоимости;
  • сметы на проведение ремонта;
  • нормативы и данные о сроках проведения ремонтов;
  • расчет ежемесячных отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств, исходя из годовой сметной стоимости ремонта (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 № 91н).

В учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимо закрепить не только факт создания самого резерва, также необходимо определить порядок создания резерва, годовой норматив и сумму ежемесячных отчислений, а также порядок его использования.

Образование резерва отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство или расходов на продажу в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов».

По мере выполнения работ фактически расходы, связанные с проведением ремонта автотранспортных средств, списываются в дебет сче

та 96. Если организация проводит ремонт своими силами, то расходы на него предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство».

Если расходы на текущий ремонт автотранспортных средств превысят сумму созданного резерва, то можно сначала включить их в состав расходов будущих периодов, а потом равномерно относить на себестоимость продукции.

Для ремонта автотранспортных средств ООО «Аэролайн» создает специальный резерв на ремонт основных средств. Годовая смета затрат на ремонт автомобилей составляет 36 000 руб. Отчисления в резерв производятся в начале каждого месяца. Ежемесячная сумма отчислений составляет 3000 руб. (36 000 руб. : 12 мес.).

При этом в бухгалтерском учете ООО «Аэролайн» делается такая запись:

ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 96

  • 3000 руб. — направлены средства на формирование резервного фонда.

В сентябре 2008 года ООО «Аэролайн» отремонтировало грузовой автомобиль в автосервисе. Стоимость ремонтных работ составила 36 000 руб., в том числе НДС — 5492 руб. На этот момент сумма резервного фонда составила 27 000 руб. (3000 руб. х 9 мес.).

В бухгалтерском учете эта операция была отражена так:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

  • 36 000 руб. — оплачена стоимость ремонтных работ;

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60

  • 27 000 руб. — отражена стоимость ремонта за счет средств ремонтного фонда;

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60

  • 3000 руб. (30 000 руб. — 27 000 руб.) — часть расходов включена в состав расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60

    5492 руб. — учтена сумма НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19-3

  • 5492 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

В октябре расходы будущих периодов можно включить в себестоимость продукции:

ДЕБЕТ 25 КРЕДИТ 97

  • 3000 руб. — списана сумма расходов будущих периодов.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности бухгалтеру необходимо проверить обоснованность, правильность образования и использования резерва на ремонт автотранспортных средств.

Если ремонтные работы завершаются в следующем году, то сумму резерва сторнировать не нужно. Остаток резерва в этом случае переносится на следующий год. А в следующем году после окончания ремонта остаток резерва отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 96 в корреспонденции со счетом 91 в составе прочих доходов как прибыль прошлых лет (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Мы уже говорили о том, что капитальный ремонт автотранспортных средств производится один раз в несколько лет. Организация может создавать резерв на проведение капитального ремонта, отчисления в который производятся в течение ряда лет. После проведения такого ремонта может оказаться, что сумма созданного резерва оказалась недостаточной или излишней.

В первом случае расходы на капитальный ремонт, которые не удалось списать за счет суммы созданного резерва, включаются в состав расходов будущих периодов, а потом равномерно списываются на себестоимость продукции или издержки обращения.

Во втором случае сумму излишне созданного резерва сторнируют (если эти суммы были включены в состав резерва в текущем отчетном периоде) или списывают в состав прочих доходов (если эти отчисления были сделаны в прошлых отчетных периодах).

Начиная с марта 2006 года, торговая организация ЗАО «Суперавтомегаслот» создает резерв на проведение капитального ремонта легкового автомобиля. Расходы на капитальный ремонт автомобиля в соответствии со сметой составляют 360 000 руб. Капитальный ремонт планируется провести в феврале 2009 года.

Отчисления в резерв производятся в начале каждого месяца. Ежемесячная сумма отчислений составляет 10000руб. (360 000руб. : 12 мес. : : 3 года).

Ежемесячно с марта 2006 года по февраль 2008 года в бухгалтерском учете ЗАО «Суперавтомегаслот» делается такая запись:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96

    10 000 руб.

В марте 2009 года специализированная организация провела капитальный ремонт автомобиля. Фактические расходы на его проведение составили 354 000 руб., в том числе НДС — 54 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Суперавтомегаслот» были сделаны такие записи:

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60

  • 300 000 руб. (354 000 руб. — 54 000 руб.) — отражена стоимость ремонта за счет средств ремонтного фонда;

ДЕБЕТ 19-3 КРЕДИТ 60

  • 54 000 руб. — учтена сумма НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

  • 354 000 руб. — оплачены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19-3

  • 54 000 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96

  • 20 000 руб. (10 000 руб. х 2 мес.) — сторнирована сумма резерва, излишне начисленного в 2008 году;

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91-1

  • 40 000 руб. (360 000 руб. — 300 000 руб. — 20 000 руб.) — сумма резерва, начисленная в прошлые отчетные периоды, включена в состав прочих доходов.

Создаем резерв в налоговом учете

Механизм создания резерва на ремонт основных средств в налоговом учете изложен в статье 324 Налогового кодекса РФ.

В налоговом учете резерв на ремонт автотранспортных средств делится на два вида. Один из них предназначен для оплаты обычного ремонта, а другой — для оплаты особо сложных и дорогих видов капитального ремонта. Эти резервы по-разному создаются и по-разному списываются.

Для правильного формирования резерва организация должна:

  • составить график проведения ремонтов;
  • рассчитать их сметную стоимость;
  • составить перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;
  • составить график проведения ремонта этих транспортных средств, в котором указывается период осуществления ремонтных работ и их сметная стоимость.

Резерв предстоящих расходов на оплату обычного ремонта

Резерв на ремонт основных средств формируется путем отчислений, которые производятся в него в течение налогового периода на последний день отчетного периода.

Для того чтобы создать резерв, нужно рассчитать планируемую сумму расходов на ремонт автотранспортных средств в текущем году. Ее определяют исходя из периодичности ремонта, стоимости деталей, которые меняются в процессе ремонта, и его сметной стоимости. Планируемую сумму расходов указывают в смете. Сметная стоимость может определяться на основании актов технического обследования, докладов о техническом состоянии автотранспортных средств, графика (плана) проведения их ремонта. Основные средства, по которым будут проводиться особо сложные и дорогостоящие виды капитального ремонта, в эту смету не включаются.

Сумма резерва должна быть равна планируемым (сметным) расходам на ремонт. Однако она не может быть больше средней суммы фактических расходов на ремонт за последние три года.

Среднюю сумму расходов на ремонт рассчитывают так:

Фактические расходы Средняя сумма расходов за три

на ремонт 14 последних года на ремонт

Сразу скажем, что в Налоговом кодексе не написано, как быть тем фирмам, у которых не было ремонта в предыдущих годах. По мнению налоговых органов, эти организации не могут создавать резерв, так как средняя величина их фактических расходов за последние три года будет равна «нулю». Это положение относится и к вновь созданным организациям.

Если планируемая сумма резерва больше средних расходов на ремонт, то сумма резерва будет равна средним расходам. В противном случае сумма резерва будет равна планируемым расходам на ремонт. В первом случае максимальная сумма резерва будет равна средним расходам за последние три года, а во втором случае — планируемым расходам на ремонт.

Затем нужно определить норматив отчислений в резерв.

Стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (п.

Норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств должен быть указан в учетной политике организации для целей налогообложения.

Так как налоговое законодательство в отличие от бухгалтерского ограничивает сумму резерва, принимаемую для расчета налога на прибыль, можно в бухгалтерском учете установить тот же норматив отчислений в резерв, что и в налоговом. В этом случае бухгалтеру не придется вести двойной учет.

Исходя из норматива, можно уменьшать прибыль на определенную сумму в конце отчетного периода.

Если расходы на ремонт основных средств оказались больше созданного в налоговом учете резерва, то уменьшить прибыль на сумму этих расходов можно лишь в конце года. Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать резерв не нужно.

Если фактические расходы на ремонт меньше, чем резерв, то остаток неиспользованного резерва увеличивает прибыль в конце отчетного года. В налоговом учете сумма неиспользованного резерва включается в состав внереализационных доходов.

Организации, имеющие в своем хозяйстве обслуживающие производства и хозяйства, при формировании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств обязаны подразделять отчисления в резерв на две части. Одна часть резерва будет относиться к основным средствам обслуживающих производств и хозяйств, а другая часть — ко всем остальным основным средствам.

Фактически резерв будет состоять из двух частей. В зависимости от того, ремонт каких автотранспортных средств будет производить организация, будет зависеть, за счет какой части резерва будут списываться расходы на ремонт.

Для обоснованного распределения отчислений в резерв и использования резерва бухгалтер должен разработать соответствующий налоговый регистр по резерву расходов на ремонт.

Резерв предстоящих расходов на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта

В том случае, если предприятие имеет основные средства, по которым будет проводиться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то оно должно в течение нескольких налоговых периодов накопить для этого достаточно средств. Для этого предельный размер отчислений в резерв необходимо увеличить на сумму отчислений на финансирование сложных и дорогих видов ремонта.

В Налоговом кодексе РФ не указывается, какой капитальный ремонт является особо сложным и дорогим. Поэтому организация может самостоятельно установить для себя критерии сложности и дороговизны ремонта. Положение о проведении сложных и дорогих капитальных ремонтов основных средств необходимо закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Сумма отчислений в резерв на оплату особо сложных и дорогих видов капитального ремонта рассчитывается исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта. Стоимость ремонта рассчитывается на основании графика ремонта и сметы расходов по нему.

Отчислять средства, необходимые для проведения сложного и дорогостоящего ремонта основных средств, можно ежемесячно или ежеквартально в течение нескольких лет вплоть до того года, в котором этот ремонт будет сделан.

Сумма резерва, не использованная в течение года, не включается во внереализационные расходы, а переносится на следующий год. Правда, при условии, что сложный или дорогой ремонт не закончен.

В составе объектов основных средств ЗАО «Иволга» числится автотранспортное средство, которое согласно технической документации на него подлежит капитальному ремонту каждые пять лет. Сумма расходов на этот ремонт согласно смете составляет 125 000 руб. Следовательно, ежегодно в резерв на проведение сложного и дорогостоящего ремонта автотранспортного средства можно отчислять по 25 000 руб. (125 000 руб. : 5 лет).

Организация может увеличить предельную сумму отчислений в резерв на стоимость капитального ремонта, то есть на 24 000 руб.

В этом случае максимально возможный норматив будет равен 15%

((50 000 руб. + 25 000 руб.) : 500 000 руб. х 100%).

ЗАО «Иволга» приняла норматив отчислений в резерв на ремонт основных средств, равный максимально возможному (15%). Тогда размер ежеквартальных отчислений в резерв составит 75 000 руб. (500 000 руб. х 15%).

Учреждение создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Автор: Белецкая Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, для целей исчисления налога на прибыль могут списывать затраты на проведение ремонта основных средств, используемых в этой деятельности, двумя способами. Способ первый – относить расходы к прочим в том отчетном периоде, когда они были совершены. Способ второй – создать резерв под предстоящие ремонтные расходы и списывать затраты за счет резерва.

Зачем нужны резервы и обязано ли учреждение их создавать в налоговом учете? Как правильно сформировать и использовать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств? Узнаете из данного материала.

Какие резервы предусмотрены главой 25 НК РФ и для чего они нужны?

Главой 25 НК РФ предусмотрена возможность формирования следующих видов резервов предстоящих расходов:

по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266);

на оплату отпусков (ст. 324.1);

на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 6 ст. 324.1); по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267);

на НИОКР (ст. 267.2);

на ремонт основных средств (п. 3 ст. 324).

Некоммерческие организации вправе также создавать резервы предстоящих расходов в соответствии со ст. 267.3 НК РФ (в отношении расходов, которые не указаны в вышеупомянутом перечне, – см. Письмо Минфина РФ от 28.05.2012 № 03-03-06/4/53).

К сведению: учреждение вправе (но не обязано) создавать любые из вышеперечисленных резервов.

Для чего нужны резервы? Прежде всего – для более равномерного распределения расходов в течение налогового периода (года). Особенно это актуально для таких расходов, как отпускные, вознаграждение по итогам работы за год, ежегодное вознаграждение за выслугу лет, то есть для таких статей расходов, где выплаты приходится осуществлять «скопом», из-за чего существенно колеблется размер облагаемой налогом базы в том или ином отчетном периоде. В частности, это особенно ощутимо, когда боґльшая часть работников уходит в отпуск летом.

Резервы можно рассматривать в качестве одного из инструментов законной налоговой оптимизации, ведь суммы, их образующие, уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль до того, как были произведены расходы. Яркий тому пример – резерв предстоящих расходов на проведение ремонта.

Порядок формирования «ремонтного» резерва

Как следует из абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ, «ремонтный» резерв складывается из двух частей:

на текущие и недорогие виды ремонта;

на сложные и дорогие виды капитального ремонта.

Формирование и использование каждой из этих частей производятся по-разному, поэтому их нужно четко разделять. Глава 25 НК РФ не раскрывает понятия «дорого / недорого». Для каждого учреждения эта цифра индивидуальна. Поэтому при принятии решения о создании резерва необходимо указать в учетной политике порог, за которым ремонт будет считаться сложным и дорогим.

Для правильного формирования резерва на ремонт основных средств необходимо обеспечить учет следующих данных:

первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;

фактическая сумма расходов на ремонт за предыдущие три года;

график проведения ремонта, в том числе приходящегося на текущий налоговый период;

сметная стоимость указанного ремонта;

перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;

график проведения ремонта этих основных средств, в котором обозначаются период осуществления ремонтных работ и их сметная стоимость.

Резерв на текущие и недорогие виды ремонта

В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ учреждение, образующее резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя:

из совокупной стоимости основных средств;

из нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором образуется резерв.

Это общее правило. Учреждениям необходимо учитывать, что здесь идет речь об основных средствах, приобретенных ими за счет приносящей доход деятельности и используемых в данной деятельности.

При определении нормативов отчислений нужно рассчитать предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.

Как следует из п. 1 ст. 324 НК РФ, расходы на ремонт формируются за счет таких затрат, как:

стоимость запасных частей и расходных материалов;

оплата труда работников, осуществляющих ремонт;

прочие расходы, связанные с ведением ремонта собственными силами;

стоимость работ, выполненных силами сторонних организаций.

Перечисленные затраты и должны быть указаны в смете на ремонт, которая составляется перед началом нового налогового периода.

Сметная стоимость сравнивается со средней величиной фактических расходов на ремонт за последние три года. Для определения отчислений в названный резерв берется наименьшая из этих сумм.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода. Таким образом, сумма отчислений в резерв в каждом отчетном периоде будет равна 1/4 годовой суммы отчислений.

Если учреждение создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет такого резерва. Тогда для целей налогообложения расходами будут являться отчисления в резерв в течение всего налогового периода.

Обратите внимание! На 31 декабря надо провести инвентаризацию резерва, сравнив его размер с фактическими затратами на ремонт:

если сумма фактических затрат превысит величину созданного резерва, образовавшаяся разница включается в прочие расходы (абз. 6 п. 2 ст. 324, п. 1 ст. 260 НК РФ);

если сумма фактических затрат на ремонт окажется меньше, сумма остатка резерва учитывается в составе внереализационных доходов (абз. 7 п. 2 ст. 324, п. 7 ст. 250 НК РФ).

Рассмотрим порядок формирования и использования резерва на практическом примере.

Учреждение приняло решение о создании в 2019 году резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, используемых в приносящей доход деятельности. Совокупная стоимость последних (сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств на 01.01.2019) составляла 1 200 000 руб.

Сумма фактических расходов на текущий ремонт ОС, используемых в приносящей доход деятельности, за предыдущие три года равна: в 2016 году – 110 000 руб., в 2017 году – 126 000 руб., в 2018 году – 160 000 руб.

Таким образом, средняя величина расходов на текущий ремонт за предыдущие три года – 132 000 руб. ((110 000 + 126 000 + 160 000) руб. / 3 года).

Исходя из графиков текущего ремонта основных средств и составленной на их основе сметы на ремонтные работы на 2019 год сметная стоимость запланирована в размере 120 000 руб.

Фактические расходы на текущий ремонт составили 125 000 руб. Ремонт проводился в ноябре 2019 года.

Поскольку сметная стоимость ремонтных работ не превышает среднюю величину расходов на ремонт за предыдущие три года (120 000 руб. 132 000 руб.), предельная сумма отчислений в резерв равняется 132 000 руб.

Таким образом, максимально возможный норматив – 11 % (132 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100 %). Учреждение приняло норматив отчислений в резерв, равный предельному (11 %), и зафиксировало его в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Сумма ежемесячных отчислений составит 11 000 руб. (1 200 000 руб. x 11 % / 12 мес.).

На 31.12.2019 величина накопленной суммы резерва (132 000 руб.) превысила фактические расходы на ремонт (125 000 руб.), поэтому разницу в 7 000 руб. следует включить в состав прочих доходов.

По мнению Минфина, налогоплательщик, не проводивший ремонт основных средств в течение предыдущих трех лет, вправе осуществлять отчисления в резерв только в случае, если он накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода (Письмо от 08.04.2005 № 03-03-01-04/1/180).

Резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта

Для начала процитируем положения абз. 3 п. 2 ст. 324 НК РФ: если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения названных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах упомянутые либо аналогичные виды ремонта не осуществлялись.

Теперь обратимся к последнему абзацу этого пункта: если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

Полагаем, что эти нормы следует понимать так. Учреждение проводит капитальный ремонт основного средства, используемого в приносящей доход деятельности, не каждый год, а с определенной периодичностью, установленной для конкретного основного средства, – через 2 года, 5, 10, 15 лет и т. д. Затраты на такой ремонт, как правило, велики. И если списать их разом в периоде, когда такой ремонт проводится, то это может существенно повлиять на финансовый результат. Налоговый кодекс предоставляет возможность увеличить резерв на предстоящий ремонт на суммы отчислений на финансирование капитального ремонта. Порядок формирования и использования резерва рассмотрим на примере.

Учреждение в 2017 году запланировало на 2020 год проведение капитального ремонта основного средства, используемого в приносящей доход деятельности. Сметная стоимость ремонта – 4 800 000 руб.

Начиная с 2017 года и на протяжении четырех налоговых периодов (2017 – 2020 годы) учреждение создает резерв на проведение особо сложного и дорогого вида капитального ремонта. Использование резерва произойдет в 2020 году.

Так как резерв создается в течение четырех налоговых периодов, в каждом периоде в расходы будет списываться по 1/4 плановой сметной стоимости, то есть по 1 200 000 руб.

В течение налогового периода данная сумма будет равномерно включаться в состав прочих расходов ежеквартально по 300 000 руб.

В связи с тем, что накопление производится в течение нескольких лет, остаток резерва на конец налогового периода не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения, а переносится на следующий налоговый период.

Налоговый период

Отчисления в резерв за налоговый период, руб.

Итого размер резерва на конец налогового периода, руб.

Создание резерва на ремонт основных средств

3.3.4. Создание резерва на ремонт основных средств

Организация, согласно п. 72 Положения N 34н, может создавать резерв расходов на ремонт основных средств. Резерв расходов создается для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств, в расходы отчетного периода.

Для этой цели в плане счетов, для обобщения информации о наличии и движении зарезервированных сумм на ремонт основных средств, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Создание резерва отражается по кредиту счета 96 и дебету счетов учета затрат на производство.

Если ремонт основных средств выполняется силами вспомогательного производства организации, использование сумм резерва отражается по дебету счета 96 в корреспонденции с кредитом счета 23 «Вспомогательное производство», если для проведения ремонта привлекаются специалисты сторонних организаций, кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В конце отчетного периода проводится инвентаризация резерва расходов на ремонт основных средств. Неиспользованные суммы резерва в конце года сторнируются.

Качественный ремонт многих объектов основных средств требует довольно длительного промежутка времени, который не исчерпывается одним отчетным периодом. Если окончание ремонтных работ произойдет в следующем году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. После окончания ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва должна быть отнесена на финансовые результаты отчетного периода.

Может возникнуть ситуация, когда созданного резерва недостаточно для проведения ремонта основных средств, то есть фактические расходы на ремонт превышают размер созданного резерва. В этом случае, в конце отчетного периода сумма превышения фактических затрат списывается на расходы.

Пример.

Для проведения ремонта основных средств организация приняла решение о создании резерва на ремонт в сумме 180000 рублей. Ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила 15000 рублей (180000 рублей / 12 месяцев). Фактические расходы на ремонт, произведенный силами организации, в отчетном году составили 162000 рублей.

Ежемесячно с января по декабрь отчетного года в бухгалтерском учете будут производиться следующие записи:

Для налогообложения прибыли, в соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.

Для того чтобы правильно сформировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств необходимо обеспечить учет следующих данных:

1) первоначальная стоимость амортизируемых основных средств на начало налогового периода;

2) фактическую сумму расходов на ремонт за предыдущие три года и частное от деления этой суммы на три;

3) график проведения ремонтов, в том числе приходящихся на текущий налоговый период;

4) сметная стоимость указанных ремонтов;

5) перечень основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта;

6) график проведения ремонта указанных основных средств, в котором указывается период осуществления ремонтных работ и их сметная стоимость.

Отчисления в резерв предстоящих расходов рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений.

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Таким образом, если резерв создается на 2006 год, то стоимость основных средств, приобретенных в течение этого года, не будет входить в общую совокупную стоимость основных средств, рассчитанную для определения отчислений в создаваемый резерв.

Если организация имеет в составе основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2002 года, в отношении их принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Федеральный закон N 58-ФЗ уточняет порядок определения стоимости амортизируемого имущества. С 1 января 2006 года при определении первоначальной стоимости основных средств и амортизируемых нематериальных активов в их стоимости не учитываются суммы НДС и акцизов.

Налогоплательщикам следует помнить о том, что предельная сумма предстоящих расходов на ремонт основных средств не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Если организация накапливает средства для проведения особо дорогих и сложных видов капитального ремонта, она может увеличить предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов. Предельный размер отчислений увеличивается на сумму отчислений на финансирование ремонта, приходящегося на налоговый период в соответствии с графиком проведения ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах аналогичные ремонты не производились.

Нормативы отчислений в резерв организация устанавливает самостоятельно при разработке учетной политики для целей налогообложения. Сумма отчислений зависит от следующих факторов:

1) периодичности осуществления ремонта объекта основных средств;

2) частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций);

3) сметной стоимости ремонта.

Пример.

Организация в 2006 году запланировали произвести ремонт основных средств, расходы на который по предварительной оценке составят 76000 рублей.

Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств.

На 1 января 2006 года совокупная стоимость основных средств составляет 830000 рублей. За последние три года фактические расходы на ремонт основных средств составили:

– в 2003 году – 36500 рублей.

– в 2004 году – 65300 рублей.

– в 2005 году – 72500 рублей.

Авансовые платежи по налогу на прибыль организация уплачивает ежеквартально.

Предположим, что планируемый организацией ремонт осуществлен в сентябре 2006 года, и фактические расходы на ремонт составили 68000 рублей.

Рассчитаем среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года: (36500 рублей + 65300 рублей + 72500 рублей) / 3 = 58100 рублей.

Поскольку предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт основных средств, сложившуюся за последние три года, сумма резерва не может превышать 58100 рублей, несмотря на то, что организация планирует израсходовать на ремонт 76000 рублей.

Рассчитаем годовой размер норматива отчислений в резерв:

(58100 рублей / 830000 рублей) = 7,0 %.

Если организация уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, необходимо рассчитать ежемесячный норматив отчислений в резерв:

7 % / 12 месяцев = 0,583 %.

В нашем примере организация уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально, поэтому необходимо рассчитать ежеквартальную норму отчислений в резерв: 7 % / 4 квартала = 1,75 %.

Ежеквартальные отчисления в резерв составят:

830000 рублей х 1,75 % = 14525 рублей.

Определим сумму резерва, накопленную на момент проведения ремонта:

14525 рублей х 3 квартала = 43575 рублей.

Сумма накопленного резерва составила 43575 рублей, фактические расходы на ремонт составили 68000 рублей. Сумма превышения фактических расходов над суммой накопленного резерва составляет 24425 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 324 НК РФ в том случае, если сумма фактических расходов на ремонт основных средств в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат в целях налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Таким образом, в третьем квартале в целях налогообложения прибыли в качестве расходов будет учтена сумма расходов на ремонт в размере накопленного резерва, то есть 43575 рублей, в 4 квартале (31 декабря 2006 года) в целях налогообложения прибыли будет признана оставшаяся сумма резерва – 14525 рублей.

Сумма резерва предстоящих расходов за 2006 год составляет 58100 рублей.

Фактические расходы на ремонт – 68000 рублей.

По состоянию на 31 декабря 2006 года будет выявлена сумма превышения фактических расходов на ремонт основных средств над суммой созданного резерва 9 900 рублей. Данная сумма будет учтена в составе прочих расходов на 31 декабря 2006 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО