Ст. 146 НК РФ

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ)

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ)

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

(пп. 6 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 109-ФЗ)

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

(пп. 7 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 118-ФЗ)

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ)

Положения подпункта 9 пункта 2 статьи 146 применяются до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ).

9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

(пп. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(пп. 12 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ)

Покупать товары у организаций-банкротов станет выгоднее

После внесения поправок в Налоговый кодекс покупатели смогут рассчитывать на вычет по НДС, не опасаясь привлечения к налоговой ответственности

С какими проблемами сталкивались покупатели продукции организаций-банкротов?

Для организаций-банкротов законодательством предусмотрены налоговые послабления, например операции по реализации их имущества и имущественных прав не облагаются НДС (ст. 146 НК РФ). Однако это правило стало порождать спорные ситуации. Предприятия-продавцы, которые, несмотря на признание их банкротами, продолжали осуществлять хозяйственную деятельность, при реализации продукции включали в цену НДС и выставляли покупателям счета-фактуры. Затем покупатели предъявляли уплаченную ими сумму налога к вычету, но из-за различного толкования норм Налогового кодекса это влекло привлечение их к налоговой ответственности за неправомерный налоговый вычет. Судебная практика к концу 2019 г. сформировалась неоднозначная: одни суды признавали право на вычет, другие – нет.

Неопределенность в применении налогового законодательства приводила к несправедливости. Безусловного запрета на ведение предприятиями-банкротами текущей хозяйственной деятельности и реализацию произведенной ранее продукции нет. Ее покупатели действовали добросовестно, предъявляя уплаченную ими сумму налога к вычету, и не могли нести ответственность за неправомерные действия продавца по выделению НДС.

Что изменилось после вмешательства Конституционного Суда?

В декабре 2019 г. Конституционный Суд РФ признал право на вычет по НДС покупателей продукции организаций-банкротов и обязанность налоговых органов предоставлять такой вычет 1 . Кроме того, Суд предписал федеральному законодателю внести в действующее законодательство изменения, чтобы устранить неопределенность в истолковании и применении нормы ст. 146 НК РФ (читайте об этом в новости «КС защитил контрагентов банкротов от двойного налогообложения»).

13 июля 2020 г. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об изменениях в ст. 146 НК РФ в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость 2 .

Устранят ли поправки в Налоговый кодекс риск несправедливого привлечения к налоговой ответственности?

Затруднения на практике были связаны с лаконичностью действовавшей нормы Налогового кодекса: не должны были облагаться НДС «операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами)». После внесения изменений в ст. 146 НК РФ эта норма будет прописана детальнее: освободят от обложения НДС «операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров, изготовленных и (или) приобретенных, работ (услуг), выполненных (оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности, после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами)». То есть теперь, согласно разъяснениям Конституционного Суда, не будут облагаться налогом, например, операции по продаже предприятием-должником товаров, произведенных им в ходе осуществления хозяйственной деятельности после признания его банкротом.

После внесения ясности в формулировку закона организациям-банкротам не придется при продаже товаров выставлять покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, опасаясь санкций со стороны налоговых органов. И даже если они продолжат предъявлять к оплате НДС, налоговые органы больше не смогут отказывать в налоговом вычете их контрагентам. Это благоприятно отразится на деловом климате. Кроме того, освобождение от обложения НДС операций по реализации имущества предприятий-банкротов позволит обеспечить включение в конкурсную массу всей вырученной от его продажи суммы. Потому кредиторы смогут рассчитывать на более полное удовлетворение своих имущественных притязаний.

Рекомендации покупателям продукции организаций-банкротов

Законопроект пока еще не принят. До этого момента необходимо руководствоваться следующими переходными разъяснениями Конституционного Суда:

  • покупатели продукции предприятий-банкротов, если им были выставлены счета-фактуры, могут подавать документы для получения налогового вычета по НДС;
  • налоговый орган вправе отказать покупателю в предоставлении вычета или доначислить НДС только в том случае, если он принимал меры по прекращению ведения продавцом-банкротом текущей хозяйственной деятельности, в результате которой и были произведены приобретенные им товары.

После вступления в силу поправок в налоговое законодательство будет устранена неясность в отношении операций, не подпадающих под уплату НДС. Как минимум это приведет к тому, что предприятия-банкроты при реализации продукции не будут выставлять счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС. В противном случае у покупателей будет законное основание указать продавцу на допущенную им ошибку. При отказе изменить цену следует рассмотреть возможность приобретения аналогичных товаров у других продавцов во избежание проблем с получением в дальнейшем налогового вычета по НДС, так как, несмотря на разъяснения Конституционного Суда, налоговым органам трудно будет сразу перестроить работу согласно новым требованиям.

(Юрлица и ИП из пострадавших от пандемии отраслей экономики автоматически подпали под действие моратория на банкротство. Как должникам и кредиторам в текущих условиях защитить свой бизнес – читайте в статье «Рекомендации для кредиторов и подмораторных должников»)

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. № 41-П.

2 Законопроект № 987383-7 «О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)».

Ст. 146 НК РФ (2017): вопросы и ответы

  • Ст. 146 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 146 НК РФ (2017): вопросы и ответы
  • Как изменилась статья 146 НК РФ в 2017 году?
  • Какие объекты облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ)?
  • Какие операции освобождены от начисления НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ)?
  • В каких источниках, помимо статьи 146 НК РФ, указаны объекты налогообложения НДС?
  • Что признается реализацией для целей статьи 146 НК РФ?
  • Что такое товары, работы и услуги для целей статьи 146 НК РФ?
  • В каких случаях СМР для собственных нужд облагаются НДС?
  • Когда операции для собственного потребления облагаются НДС?
  • Что признается безвозмездной передачей для целей НДС?
  • Безвозмездная передача: налогообложение или освобождение от НДС?
  • Когда возникает обязанность по начислению НДС на ввозимые товары?
  • Облагается ли НДС аренда помещений иностранными организациями?
  • Признаются ли объектом налогообложения медицинские, образовательные и коммунальные услуги?

Ст. 146 НК РФ: официальный текст

Ст. 146 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Ст. 146 НК РФ посвящена объектам обложения НДС. На практике при налогообложении хозяйственных операций этим косвенным налогом может возникнуть ряд вопросов, ответы на которые мы приведем ниже.

Как изменилась статья 146 НК РФ в 2017 году?

В 2017 году прекратили свое действие подп. 9 и 9.1–9.2 п. 2 ст. 146 НК РФ, в которых не признавались объектом налогообложения операции по реализации, связанные с организацией Олимпийских игр.

С 01.01.2017 п. 1 ст.1 закона от 30.11.2016 № 404-ФЗ был изменен подп. 13 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не признаются объектом обложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав дочерними организациями оргкомитета «Россия-2018» (в прежней редакции — дочерними организациями FIFA), если они связаны с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Кроме выше перечисленных другие изменения в ст. 146 НК РФ по состоянию на июнь 2017 года не вносились.

Подробнее об иных новшествах в части НДС, ожидаемых в 2017-2018 годах, читайте в материале «ФНС: о новых проектах в налоговом законодательстве на 2017-2018 гг.».

Какие объекты облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ)?

Перечень объектов налогообложения можно найти в п. 1 ст. 146 НК. Налогом облагаются реализационные операции, связанные с ТМЦ, работами или услугами. Также к ним относятся:

  • СМР (работы по строительству и монтажу) для внутренних целей;
  • работы и услуги, производимые для внутреннего использования;
  • ввозимые на территорию РФ ТМЦ.

Вы также можете ознакомиться с информацией об объектах налогообложения НДС в материале «Что облагается НДС в 2017 году?».

Какие операции освобождены от начисления НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ)?

Объекты, на которые не начисляется налог, приведены в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним приравнены, например:

  • безвозмездная передача объектов с жилищно-коммунальным, образовательным, социальным и культурным статусом в ведение госвластей (зданий, помещений дошкольных учреждений и школ, профилакториев и пр.);
  • приватизация имущества государственных (муниципальных) организаций;
  • передача сооружений безвозмездно (например, дорог, электрических коммуникаций) в ведение государственных органов или уполномоченных организаций;
  • деятельность учреждений с казенным, бюджетным или автономным статусом в рамках муниципального задания — их коммерческая деятельность (например, дополнительные образовательные услуги, сдача помещений в аренду) облагается налогом в общем порядке по ставке 18%;
  • продажа земли;
  • деятельность государственных и муниципальных органов в пределах утвержденных для них обязательств;
  • внесение имущества, в том числе финансовых средств, в целевой капитал организаций некоммерческой деятельности;
  • другие объекты и операции.

В каких источниках, помимо статьи 146 НК РФ, указаны объекты налогообложения НДС?

Помимо ст. 146 Налогового кодекса, список необлагаемых операций можно увидеть в п. 3 ст. 39 НК РФ.

К таким операциям в том числе относятся:

  • внесение внеоборотных активов для ведения некоммерческим предприятием уставной деятельности;
  • обменные операции с российской и иностранной валютой;
  • операции по концессионным соглашениям;
  • передача имущества в качестве взносов по соглашениям простого товарищества, совместной коммерческой деятельности и хозяйственного общества, а также в паевые кооперативные фонды;
  • инвестиционные операции, например, взнос в уставный капитал организаций и т.д.

Что признается реализацией для целей статьи 146 НК РФ?

В законодательстве термин «реализация» определен в п. 1 ст. 39 НК РФ. В качестве реализации понимается переход ТМЦ (работ, услуг) в собственность другого контрагента на возмездной основе.

Форма оплаты при этом роли не играет. Например, НДС нужно исчислить и в том случае, если товары передаются покупателю в обмен на подарочный сертификат — подробнее см. здесь.

Каждая продажа должна иметь документальное обоснование. Подтверждение факта реализации сопровождается актами о приемке ТМЦ, выполненных работ или оказанных услуг, товарными накладными, заключенными договорами, платежными поручениями (исполненными банком), кассовой документацией. Счет-фактура не входит в список этих документов. Он применяется для учета расчетов предприятий с бюджетом по НДС.

О том, что в части документов следует отразить в учетной политике по НДС, читайте в статье «Учетная политика по НДС на 2016 год — образец».

Что такое товары, работы и услуги для целей статьи 146 НК РФ?

В роли товара выступает имущество или продукция, предназначенные для реализации. Работой считается продаваемая деятельность, которая имеет материальный результат. К работам, например, можно отнести строительство, монтаж и реконструкцию зданий и сооружений.

Услуга также связана с реализацией, но, в отличие от работы, она не имеет материального отождествления, поскольку потребляется еще в процессе самой деятельности. К примеру, медицинские и образовательные услуги, туристическое обслуживание, сдача помещений в аренду, коммунальные услуги, услуги банков и страховщиков, консультационные, аудиторские услуги и пр.

В каких случаях СМР для собственных нужд облагаются НДС?

Строительно-монтажные работы (СМР) направлены на создание недвижимых объектов основных фондов (например, зданий, сооружений) и их достройку, модернизацию, реконструкцию с изменением первоначальной стоимости. СМР подразумевают вложения в капремонт.

Налогообложение строительно-монтажных работ для внутренних нужд зависит от того, каким способом предприятие их выполняло. Если собственными силами (например, при помощи сотрудников), то на СМР начисляется НДС. Если строительство вела сторонняя подрядная организация, то объект налогообложения отсутствует.

Полная себестоимость СМР формируется после завершения работ по строительству или монтажу. Она может включать в себя: затраты на материалы, зарплату работников, страховые взносы на заработную плату и другие издержки согласно смете. Себестоимость СМР может определяться по каждому этапу строительства отдельно, если это установлено внутренним приказом или распоряжением руководителя.

Когда операции для собственного потребления облагаются НДС?

На передачу операций для внутренних нужд начисляется НДС, когда затраты по ним не учитываются в общей сумме расходов, предназначенных для уменьшения налоговой базы при расчете налога на прибыль. Себестоимость работ или услуг для собственного потребления определяется по сумме фактических затрат на них.

Если налогоплательщик учел обоснованные и подтвержденные документами расходы для уменьшения налога на прибыль, то операции для внутренних нужд не облагаются налогом. Ст. 270 НК РФ устанавливает список затрат, которые не относятся к вычетам при учете налога на прибыль.

Что признается безвозмездной передачей для целей НДС?

Если контрагент получает от сторонней организации имущество, работы, услуги без возникновения обязанности по их оплате, то речь идет о безвозмездной передаче. Стоимость имущества определяется по рыночной стоимости на дату совершения операции.

Переход имущественных прав безвозмездно является актом дарения. Он, как и реализация, оформляется товарными накладными, актами выполненных работ, актами о приемке товаров, договорами. НДС начисляется в день передачи безвозмездных прав. Дата передачи определяется датой первичного документа.

Безвозмездная передача: налогообложение или освобождение от НДС?

Переход имущественных прав безвозмездно приравнен к предметам обложения НДС. Однако некоторые предметы безвозмездных сделок не облагаются налогом. Их можно найти в п. 2 статьи 146 НК РФ. Например, это передача объектов, имеющих образовательный, социальный, культурный и жилищно-коммунальный статус в ведение государственных органов.

Если сторона, которая принимает дарение, является коммерческой организацией, то такая безвозмездная сделка облагается НДС по общим правилам.

Об особенностях налогообложения НДС безвозмездных операций читайте в статье «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

Когда возникает обязанность по начислению НДС на ввозимые товары?

Продукция, ввозимая на территорию России, входит в перечень товаров, облагаемых налогом (п. 4 ст. 146 НК РФ). Таможенное законодательство РФ указывает на обязанность юрлиц рассчитывать НДС после пересечения товарами таможенной границы России.

На ввозимые ТМЦ начисляется налог по ставке 18 либо 10%. Это зависит от номенклатуры товара (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Облагается ли НДС аренда помещений иностранными организациями?

Аренда помещений является одним из видов оказания услуг. Арендная плата подлежит обложению НДС в общем порядке по ставке 18%, если организация применяет общий налоговый режим. Сумма исчисленного НДС включается в стоимость арендной платы.

Налогообложению подлежат операции по договорам аренды и субаренды помещений.

Исключением является сдача площадей в аренду иностранным предприятиям или гражданам. При сотрудничестве с ними арендная плата не облагается налогом, если эти граждане или организации имеют аккредитацию в России и если такой же порядок в отношении граждан России установлен в соответствующем иностранном государстве (п. 1 ст. 149 НК РФ). Перечень таких иностранных государств утверждает Минфин России.

О новшествах в уплате НДС для иностранных организаций, вступивших в силу с 2017 года, читайте в материале «На сайте ФНС заработал сервис для иностранных компаний».

Признаются ли объектом налогообложения медицинские, образовательные и коммунальные услуги?

Медуслуги, в том числе диагностические исследования, освобождены от начисления НДС. Список этих услуг установлен в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Такая медицинская деятельность должна быть обязательно лицензированной.

Ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и косметологические услуги, которые не финансируются из госбюджета, облагаются налогом. Реализация медицинского оборудования, товаров, средств и материалов не облагается НДС по перечням, принятым Правительством РФ.

Образовательные услуги некоммерческих и лицензированных организаций не облагаются НДС. Как правило, такие организации имеют статус бюджетных или автономных учреждений. Образовательная деятельность коммерческих организаций является объектом налогообложения при общем налоговом режиме. Однако такие организации освобождаются от НДС, если имеют статус упрощенцев или оказывают услуги за пределами РФ.

Подробнее о налогообложении НДС образовательных услуг смотрите в статье «Когда образовательные услуги облагаются НДС».

Предприятия — поставщики коммунальных услуг являются плательщиками НДС. При выставлении документов на оплату для юрлиц НДС начисляется по ставке 18% и включается в стоимость коммунальных услуг. Услуги, передаваемые физическим лицам, освобождены от обложения НДС. Физлица не являются плательщиками этого косвенного налога.

Статья 146. Объект налогообложения

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ;

9.1) — 9.2) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2021 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике;

21) выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства и ее дочерними обществами, организациями, включенными в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также организациями, осуществляющими функции по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке экспорта в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в случае, если выполнение работ (оказание услуг), передача имущественных прав осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по НДС

Льготы по НДС — это освобождение от налога операций по реализации товаров, работ и услуг, предоставленное только отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33, Письма Минфина от 11.02.2019 N 03-07-07/8029, ФНС от 22.12.2016 N ЕД-4-15/24737).

Льготы по НДС установлены ст. 149 НК РФ. Это, например, освобождение от налогообложения (пп. 5 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  • медицинских и образовательных организаций — при продаже продуктов питания, приготовленных в их столовых;
  • общественных организаций инвалидов — при продаже товаров (кроме подакцизных).

Если вы применяете льготы по НДС, ИФНС при камеральной проверке декларации, в которой они заявлены, может истребовать у вас (п. 6 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ, Письмо ФНС от 31.07.2014 N ЕД-4-15/14988):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Помимо льгот есть операции, не являющиеся льготами, но НДС по которым тоже не начисляется. К ним относятся два вида операций.

  1. Операции, освобожденные от НДС по ст. 149 НК РФ. Они не облагаются НДС у любой организации, которая их совершает. Это, например (пп. 1, 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина от 23.08.2017 N 03-07-11/53982):
  • продажа медицинских товаров по Перечню, утвержденному Правительством;
  • передача в рекламных целях товаров стоимостью менее 100 руб.

От освобождения от НДС по операциям, перечисленным в п. 3 ст. 149 НК РФ, можно отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Как это сделать и почему это может быть выгодно, читайте здесь.

  1. Операции, которые вообще не признаются объектом обложения НДС. Это:
  • операции по реализации товаров, работ и услуг, местом реализации которых РФ не признается (пп. 1 п. 1 ст. 146, ст. ст. 147, 148 НК РФ). Например, оказание консультационных услуг российской организацией иностранному заказчику (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ);
  • операции, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним в том числе относятся продажа земельных участков и передача имущества в качестве вклада в уставный капитал другой организации (пп. 4 п. 3 ст. 39, пп. 1, 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, Письмо ФНС от 06.12.2013 N ГД-4-3/22017@).

Если наряду с облагаемыми у вас есть операции, не облагаемые НДС по любому из перечисленных выше оснований, в т.ч. льготные операции, вам нужно вести раздельный учет входного НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения как о льготах, так и об операциях, освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ и не признаваемых объектом обложения НДС, нужно указывать в разд. 7 декларации по НДС.

Пониженные ставки НДС (0% и 10%) льготой не являются (Письмо Минфина от 19.01.2018 N 03-02-07/1/2721).

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector