Ст. 176 НК РФ

Статья 176 НК РФ. Порядок возмещения налога

Новая редакция Ст. 176 НК РФ

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы налога. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке и срок, установленные пунктом 10 статьи 78 настоящего Кодекса.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 — 11 настоящей статьи не применяются.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Комментарий к Статье 176 НК РФ

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает начисленный НДС, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Возмещение производится не позднее чем через три месяца, считая со дня представления налоговой декларации. В течение двух месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности расчета сумм НДС, заявленных к возмещению. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Если налоговый орган отказал в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее чем через 10 дней после дня вынесения указанного решения. Если в течение установленного срока налоговый орган не вынес решение об отказе или не представил налогоплательщику указанное заключение, он обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

Если у налогоплательщика есть недоимка, пени и штрафы, подлежащие уплате в тот бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Этот зачет налоговые органы производят самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику. Если налоговый орган принял решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

Если у налогоплательщика нет недоимки, пеней и штрафов, подлежащих зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей или возвращаются по заявлению налогоплательщика.

Решение о возврате НДС не позднее следующего дня направляется на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат осуществляется казначейством в течение семи дней после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8 день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Данный порядок распространяется и на возмещение НДС по экспортным операциям. Отдельной декларации для такого возмещения представлять не нужно. Данная редакция ст. 176 НК РФ вступает в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ были внесены поправки и в гл. 21 НК РФ. С 1 января 2007 г. изменится порядок возмещения НДС. Сначала проводится камеральная проверка декларации. Она не должна длиться более 3 месяцев со дня представления декларации. Если нарушений не выявлено, то в течение 7 дней после окончания проверки налоговики принимают решение о возмещении НДС, о чем в течение 5 дней со дня принятия данного решения письменно сообщают налогоплательщику. Для возврата налога потребуется письменное заявление налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщик может письменно заявить, что сумма, подлежащая возврату, направляется на погашение предстоящих платежей по НДС и другим федеральным налогам.

На следующий день после принятия решения о возврате НДС соответствующее поручение направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней, считая со дня, когда было получено поручение на возврат, перечисляет деньги. При нарушении сроков возврата с 12 дня после завершения камеральной проверки на сумму долга перед налогоплательщиком начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если при камеральной проверке выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней должен составить акт. У организации есть 15 дней со дня получения акта, чтобы представить налоговикам свои письменные возражения. Когда указанный срок истек, руководитель инспекции рассматривает акт, возражения налогоплательщика и принимает решение о возмещении НДС или об отказе в таком возмещении. На это отводится 10 дней. Но этот срок может быть продлен до одного месяца. Налогоплательщик может обжаловать решение об отказе в возмещении НДС в вышестоящем налоговом органе и в арбитражном суде.

Другой комментарий к Ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации

Согласно пункту 1 статьи 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК.

Право налогоплательщика на возмещение (зачет, возврат) разницы суммы налоговых вычетов и суммы соответствующего налога конкретизируется в специальных статьях части 2 НК.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость закреплен положениями статьи 176 НК.

Следует иметь в виду, что порядок осуществления возврата/зачета НДС зависит от источника возникновения сумм соответствующего налога.

Как вернуть НДС из бюджета

Читайте также

Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса

Все юридические лица и предприниматели, которые используют общую налоговую систему (ОСНО), должны платить НДС. В некоторых случаях они могут вернуть НДС из бюджета.

Рассмотрим, при каких условиях можно это сделать и как решить проблемы, которые возникают в процессе.

Из этой статьи вы узнаете:

Как рассчитать НДС и когда возникают ситуации, в которых можно вернуть его из бюджета

Чтобы понять, когда бизнесмен может вернуть НДС, нужно разобраться в принципе расчета этого налога.

НДС — это налог на добавленную стоимость. Его платят все организации и ИП, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).

Если налогоплательщик на ОСНО продает товар, продукцию или оказывает услуги, то он должен начислить НДС на сумму продажи.

Для своей деятельности все бизнесмены что-то приобретают: покупают сырье или товары, пользуются услугами других компаний или ИП. Если в стоимость купленного сырья, товаров, услуг входит НДС, то бизнесмен может уменьшить начисленный налог на сумму вычетов. Вычеты — это «входной» НДС, т. е. тот налог, который включен в стоимость товаров, сырья или услуг, приобретенных бизнесменом.

Рассмотрим расчет НДС на примере.

ООО «Луч» производит пластиковые окна. Выручка за квартал без учета НДС составила 10 млн руб. Начисленный НДС по ставке 20% будет равен:

НДСн = 10×20% = 2 млн руб.

В этом же квартале организация приобрела у поставщиков материалы, оплатила аренду, рассчиталась за электроэнергию и услуги связи. Общая сумма затрат без НДС составила 7 млн руб.

Входной НДС, который компания сможет вычесть из начисленного, составит:

НДСв = 7×20% = 1,4 млн руб.

В итоге в бюджет нужно будет заплатить:

НДС = 2 — 1,4 = 0,6 млн руб.

Если бизнес работает с прибылью, то расходы всегда будут меньше, чем выручка. К тому же есть расходы, которые не включают в себя «входной» НДС: в первую очередь это зарплата и страховые взносы с нее.

Поэтому в большинстве случаев НДС, начисленный за налоговый период (квартал), будет больше, чем вычеты, и бизнесмену придется заплатить разницу в бюджет.

Вычеты по НДС за отдельный квартал превысят начисления в следующих случаях:

  1. Покупка крупной партии сырья или дорогостоящего основного средства.
  2. Использование при реализации льготной ставки 0% или 10% (ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка применяется при экспорте, а ставка 10% — для отдельных видов товаров и услуг, например продуктов питания или детских товаров.

Именно в этих ситуациях бизнесмен получает право вернуть НДС из бюджета.

Как происходит возврат НДС

Основной документ, который служит основанием для возврата НДС, — это налоговая декларация, в которой сумма вычетов превышает начисления.

Однако одной декларации, скорее всего, будет недостаточно. Любая налоговая отчетность проходит проверку в ИФНС. С точки зрения налоговой инспекции, любой возврат налога, даже полностью законный, — это ущерб для бюджета, которого нужно избегать. Поэтому инспекторы всеми доступными им методами стараются затруднить возврат НДС.

При возмещении НДС налоговики обязательно запросят подтверждающие документы. В первую очередь это счета-фактуры от поставщиков, на основании которых бизнесмен заявил вычеты. Также инспекторы могут запросить и другие документы: договоры с поставщиками, накладные, акты выполненных работ и т. п.

Налогоплательщик должен предоставить документы по запросу налоговиков в течение пяти дней и обязательно в электронном виде. Пояснения в бумажном виде предоставленными не считаются (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Также инспекторы могут осмотреть помещения налогоплательщика. Закон дает им такое право, если в проверяемой декларации заявлено возмещение НДС (ст. 92 НК РФ). Например, налоговики захотят убедиться в том, что оборудование, по которому заявлен вычет, действительно поступило и компания использует его.

Поэтому все документы должны быть в порядке. В частности, в счетах-фактурах не должно быть ошибок в нумерации, ИНН, наименованиях контрагентов, названиях товаров или услуг.

Кроме того, бизнесмен должен быть уверен в своих поставщиках. Не должно быть компаний с признаками однодневок: фирм, которые не имеют сотрудников и активов, не сдают отчеты и не платят налоги и т. п.

Конечно, сам по себе счет-фактура, который получен от «подозрительной» компании, еще не говорит о том, что вычет по НДС заявлен незаконно. Но в этом случае неизбежны споры с налоговиками и, скорее всего, право на вычет придется отстаивать в суде.

Суд в данной ситуации может встать как на сторону налогоплательщика, так и на сторону проверяющих.

Если бизнесмен докажет, что сделка была реальной, то суд, скорее всего, поддержит его.

Например, налоговикам не удалось доказать, что бизнесмен получил необоснованную налоговую выгоду в виде вычетов по НДС. Суд отметил, что на основании имеющихся в деле документов (договоров, товарно-транспортных накладных и т. п.) можно сделать вывод, что спорные хозяйственные операции были в действительности (постановление АС ВСО от 25.01.2018 № Ф02-7481/2017).

К выводу о том, что вычеты по НДС правомерны, в подобном деле пришел и Арбитражный суд Уральского округа (постановление АС УО от 15.01.2018 № Ф09-8180/17). Налогоплательщик в этом случае не только обосновал реальность сделки с помощью договоров и отгрузочных документов, но и доказал, что проявил осмотрительность при выборе контрагента. Бизнесмен убедил суд, что до заключения контракта проверил сомнительного контрагента по базе ФНС и запросил у него учредительные документы.

Но если налоговикам удастся доказать, что единственная цель спорной сделки — это уменьшение НДС, то суд может встать на сторону инспекторов.

Например, организация приняла к вычету НДС по строительно-монтажным работам. Однако налоговики доказали, что у подрядчика не было технической возможности выполнить обязательства по договору. Организация-подрядчик не имела необходимой техники и персонала для проведения предусмотренных договором работ (постановление 9 ААС от 18.05.2017 № 09АП-10542/2017).

Но проверяющие часто не хотят доводить дело до суда и предпочитают убедить налогоплательщика отказаться от спорных вычетов по НДС. Для этого бизнесменов вызывают на так называемые комиссии по легализации налоговой базы.

Задача инспекторов — заставить бизнесмена добровольно отказаться от спорных вычетов, не доводя дело до длительных судебных разбирательств. Поэтому руководитель компании, который заявил вычет по НДС, должен быть готов противостоять давлению. Помните: если все документы оформлены правильно и сделки были реальными, то законных оснований для отмены вычетов у ИФНС нет.

Длительность процедуры возмещения налога зависит от того, нашли налоговики нарушения, или нет.

Процедура Нет нарушений Есть нарушения
Налоговики проводят камеральную проверку декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) 2 месяца 3 месяца
Налоговики готовят акт с перечнем нарушений и передают его проверяемому бизнесмену (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ) 15 дней
Бизнесмен готовит возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ) 1 месяц
Налоговики выносят решение о возмещении НДС и возврате денег налогоплательщику; если подтверждены нарушения, то за вычетом их суммы (п. 2 ст. 176 и п. 1 ст. 101 НК РФ) 7 дней 10 дней
Казначейство перечисляет деньги бизнесмену (п. 8 ст. 176 НК РФ) 5 дней 5 дней
Итого 2 месяца и 12 дней 5 месяцев

Сроки работы сотрудников налоговой инспекции

В таблице везде указаны предельные сроки, установленные НК РФ. Теоретически налоговики могут работать и быстрее, но рассчитывать на это не стоит.

Если у налогоплательщика есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, например по налогу на прибыль, то налоговики сначала проведут зачет, а вернут только остаток суммы НДС за вычетом закрытой недоимки (п. 4 ст. 176 НК РФ).

К тому моменту как будет вынесено решение о возмещении НДС, у налоговиков уже должно быть заявление от бизнесмена о перечислении НДС на его расчетный счет.

Лучше всего подать это заявление сразу вместе с декларацией, в которой отражен НДС к возмещению.

Если бизнесмен заранее не подаст такое заявление, то НДС к возмещению по декларации будет считаться обычной переплатой по налогу. И тогда вернуть его можно будет только через месяц после решения о возмещении на общих основаниях (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Какие особенности возврата НДС предусмотрены для экспортеров сырья

Если бизнесмен продает за границу сырьевые товары, то он может возместить «входной» НДС по ним только после подтверждения экспорта (п. 1 ст. 165 НК РФ).

Экспортер должен вместе с декларацией предоставить в ИФНС документы, которые подтверждают вывоз товара за рубеж: копию контракта, таможенные декларации с отметкой о пересечении границы, товарно-транспортные накладные.

Поэтому для экспортеров сырья сроки возмещения НДС дополнительно увеличатся на то время, которое требуется для сбора всех необходимых документов.

Перечень сырьевых товаров для применения такого порядка вычета утвержден постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. К этим товарам относятся, например, нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее.

Можно ли отказаться от возврата НДС и перенести вычеты на следующие периоды

Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик:

  1. Предполагает, что в следующем квартале у него будет НДС к уплате. Возврат НДС — это сложный и длительный процесс. Может получиться так, что пройдет несколько месяцев, вам возместят НДС, но подойдут сроки уплаты нового НДС, и эти деньги снова придется отдать в уплату налога. Быстрее и выгоднее может быть сразу перенести вычет на следующий период.
  2. Не хочет связываться с налоговиками: проходить камеральную проверку, собирать документы, ходить на комиссии, а возможно, и судиться.

Бизнесмен может отказаться от возврата НДС, если при подготовке декларации сумма вычетов превысила начисления. Но отказ возможен не всегда.

В общем случае налогоплательщик может использовать вычеты по НДС в течение трех лет после принятия на учет материальных ценностей или получения услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому бизнесмен имеет право разбить слишком крупный вычет на несколько частей так, чтобы в каждом налоговом периоде начисленный НДС был больше вычетов.

Обычная средняя выручка компании за квартал — 20 млн руб без НДС, средний объем закупок — 15 млн руб без НДС. В квартале 2020 года организация дополнительно закупила крупную партию товара на сумму 8 млн руб без НДС. Во квартале выручка и закупки соответствовали средним значениям.

Рассмотрим, как компания будет рассчитываться с бюджетом по НДС за и квартал при обычном использовании вычетов и при их переносе.

Вариант № 1. Без переноса.

Начисленный НДС за квартал равен:

НДСн1 = 20×20% = 4 млн руб.

Вычеты за квартал с учетом дополнительной партии равны:

НДСв1 = (15 + 8) х 20% = 4,6 млн руб.

Компания после проверки вернула из бюджета налог за квартал в сумме:

НДСвз1 = 4,6 — 4,0 = 0,6 млн руб.

За квартал компания начислила налог в сумме:

НДСн2 = 20×20% = 4 млн руб.

НДСв2 = 15×20% = 3 млн руб.

Налог к уплате за квартал:

НДСу2 = 4 — 3 = 1 млн руб.

В итоге организация за два квартала потратила на НДС 0,4 млн руб (заплатила 1 млн, но вернула из бюджета 0,6 млн).

Вариант № 2. С учетом переноса.

Теперь предположим, что организация перенесла половину вычетов по дополнительной партии товара (т. е. по товару на сумму 4 млн руб без НДС) с на квартал.

В этом случае за и за квартал будет начислен одинаковый НДС к уплате в сумме:

НДСу = 20×20% — (15 + 4) х 20% = 4 — 3,8 = 0,2 млн руб.

Т. е. за два квартала компания отдаст в бюджет те же 0,4 млн руб.

Но если было куплено основное средство (ОС) или нематериальный актив (НМА), то делить вычет на части нельзя. Всю сумму НДС, включенную в стоимость ОС или НМА, нужно взять к вычету в том периоде, когда объект был принят к учету (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20293).

Также нельзя переносить на будущие периоды вычеты, которые не связаны с приобретением товаров или услуг, — например, вычет, право на который возникает после перечисления аванса поставщику (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Если сумма вычетов превысила начисления, а перенести их нельзя, то налогоплательщик обязан включить их в декларацию. Соответственно, он будет проходить все процедуры, описанные в разделе о возврате НДС.

Что нужно запомнить о возврате НДС из бюджета

  1. Если сумма вычетов по декларации за квартал превысила начисленный НДС, у бизнесмена появляется право на возврат налога из бюджета.
  2. Перед тем как принять решение о возврате, налоговики тщательно проверят декларацию, запросят подтверждающие документы и проанализируют информацию о поставщиках.
  3. Скорее всего, руководителя организации вызовут на комиссию в ИФНС и будут убеждать отказаться от вычетов. В спорных ситуациях не исключены и судебные разбирательства, результат которых предсказать сложно.
  4. Даже при отсутствии серьезных проблем от сдачи декларации до получения денег пройдет не меньше двух месяцев. А если налоговики найдут нарушения, то этот срок может затянуться до пяти месяцев. К этому моменту уже может быть начислен к уплате НДС за следующий квартал.
  5. Чтобы избежать подобных сложностей, налогоплательщик может отказаться от возврата НДС. Для этого он имеет право перенести часть вычетов на следующие налоговые периоды в течение трех лет. Но переносить можно только вычеты по приобретаемым товарам, материалам или услугам. Вычет, который возник при покупке основных средств, нематериальных активов, а также при перечислении авансов, переносить нельзя.
  • О банке
  • Реквизиты
  • Тарифы и документы
  • Вакансии
  • Раскрытие информации
  • Финансовым организациям
  • English
  • Контакты

© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н

Проценты за несвоевременный возврат НДС при зачете не начисляются

Если налогоплательщик до окончания камеральной проверки подал заявление о зачете НДС, а после ее окончания — о возврате налога, у него нет права на проценты, предусмотренные ст. 176 НК РФ (постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2021 № Ф01-4506/2021 по делу № А38-3/2021).

Суть дела

Компания представила в инспекцию декларацию по НДС с суммой налога к возмещению и заявление о зачете этой суммы в счет будущих платежей. По результатам проверки налоговый орган в возмещении НДС отказал. Компания оспорила отказ в суде. Решением суда отказ в возмещении был признан недействительным.

После вступления решения суда в силу компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению. Налоговый орган в установленные ст. 78 НК РФ сроки возвратил НДС.

Компания посчитала, что налоговики должны были возвратить налог с процентами, поскольку были нарушены сроки возврата. При этом она исходила из того, что решение об отказе в возмещении НДС, признанное в судебном порядке недействительным, является недействительным с момента его принятия. Соответственно, право на возмещение налога возникло у компании с момента окончания налоговой проверки. Поскольку заявление о зачете НДС было представлено ей до момента принятия признанного впоследствии недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога, то по смыслу положений п. 11.1 ст. 176 НК РФ исключена возможность применения ст. 78 НК РФ и следует руководствоваться п. 7—10 ст. 176 НК РФ.

Налоговики считали, что проценты не подлежали начислению, поскольку до момента окончания камеральной проверки у налогового органа отсутствовало заявление о возврате налога. Заявление о зачете, представленное компанией, не имеет правового значения для целей возврата, и оно не может являться основанием для начисления процентов.

Решение судов

Суды трех инстанций поддержали позицию налоговиков. Пунктом 7 ст. 176 НК РФ установлено, что решение о зачете (возврате) НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. В силу п. 8 и 9 данной статьи поручение на возврат налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

При нарушении сроков возврата налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). Если заявление о зачете налога в счет уплаты предстоящих платежей (о возврате суммы налога на указанный банковский счет) не представлено до дня вынесения решения о возмещении суммы налога, зачет (возврат) осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 78 НК РФ. При этом положения п. 7—11 ст. 176 НК РФ не применяются (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, положениями ст. 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм НДС, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму. Предусмотренное ст. 176 НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды.

Из буквального толкования ст. 176 НК РФ следует, что основанием для начисления процентов является нарушение налоговым органом срока возврата суммы НДС. Возврат производится налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика путем направления соответствующего поручения территориальному органу Федерального казначейства только при наличии письменного заявления. До получения заявления, в котором содержится явно выраженная налогоплательщиком воля на возврат ему сумм налога, у налогового органа нет обязанности возвращать налог.

В рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовала обязанность произвести возврат НДС, поскольку в силу прямого указания компании денежные средства подлежали зачету в счет предстоящих платежей по этому налогу. То есть в любом случае до обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога спорные денежные средства не поступили бы в непосредственное и свободное распоряжение компании. Доводов о том, что несвоевременное проведение зачета повлекло финансовые убытки, компания не заявляла. Ссылки на наличие материальных (нематериальных) потерь, компенсацией которых являются начисляемые по ст. 176 НК РФ проценты, а также расчет этих потерь компания не представила.

В результате суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае сроки для возврата налога необходимо исчислять по правилам ст. 78 НК РФ. И поскольку эти сроки не были нарушены, основания для начисления и взыскания с налогового органа процентов за несвоевременный возврат налога отсутствуют.

Проценты за несвоевременный возврат НДС начисляются независимо от момента подачи налогоплательщиком заявления о возврате этого налога

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 24.04.2011 г. на официальном сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10. В данном Постановлении рассмотрен вопрос о начислении процентов за несвоевременный возврат НДС (пункт 10 статьи 176 НК РФ) в тех случаях, когда налогоплательщик, подавший налоговую декларацию с суммой НДС, заявленной к возмещению, не направил в налоговый орган заявление на возврат этого налога.

При рассмотрении указанного дела суды трёх инстанций признали, что проценты на сумму невозвращённого НДС, подлежащего возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, должны начисляться независимо от момента направления в налоговый орган заявления на возврат налога.

Передавая дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора состоявшихся судебных актов (Определение ВАС РФ от 16.12.2010 № 14223/10), коллегия судей ВАС РФ указала, что до получения письменного заявления налогоплательщика о возврате НДС у налогового органа нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению. При этом коллегия судей ВАС РФ руководствовалась практикой, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 г. № 5351/04, от 21.12.2004 г. № 10848/04, от 29.11.2005 г. № 7528/05, от 27.02.2007 г. № 13584/06, согласно которой начисление процентов в случае нарушения срока возврата является для налогового органа обязательным при наличии оснований для возврата сумм налога и только после подачи заявления налогоплательщика на возврат налога.

Рассмотрев дело, Президиум ВАС РФ оставил судебные акты нижестоящих судов без изменения, признав их выводы обоснованными и указав, что статья 176 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007 г., не связывает осуществление возврата налога с подачей налогоплательщиком заявления о возврате. Другими словами, новый подход к начислению процентов связан не с изменением правовой позиции ВАС РФ, а с изменениями в налоговом законодательстве по данному вопросу.

При этом Президиум ВАС РФ истолковал п. 6 ст. 176 НК РФ, в котором упоминается заявление налогоплательщика о возврате НДС, в том смысле, что наличие такого заявления требуется для осуществления возврата на конкретный банковский счёт. Если же такое заявление отсутствует, то налоговый орган вправе осуществить возврат на любой известный ему расчётный счёт налогоплательщика. Поэтому был отклонён как не основанный на действующем законодательстве довод налогового органа о том, что до получения от налогоплательщика заявления о возврате суммы НДС, подлежащей возмещению, у налогового органа нет обязанности возвратить этот налог.

Комментарий Пепеляев Групп: Следует обратить внимание на особенности рассмотренного дела, которые состоят в следующем.

1) в данном деле отсутствовал спор о праве налогоплательщика на возмещение НДС – по итогам камеральной проверки налоговым органом было вынесено решение о возмещении суммы НДС. Поэтому требует дополнительного анализа вопрос о том, в какой мере выводы Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10 применимы к ситуации, когда налоговый орган изначально отказал в возмещении НДС и налогоплательщик был вынужден обращаться в суд за защитой нарушенного права;

2) суды, рассмотревшие дело, исходили из того, что налоговым органом возврат налога на добавленную стоимость должен был быть осуществлен по истечении 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации (срок камеральной проверки по ст. 88 НК РФ) плюс 12 дней (срок, установленный п. 10 ст. 176 НК РФ). При этом вопрос о том, когда проверка была завершена фактически, судами не рассматривался. Другими словами, суды приняли во внимание не фактическое завершение проверки, а срок для её проведения, который установлен в законе;

3) в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 г. № 14233/10 отсутствует указание на то, что толкование правовых норм, содержащееся в этом постановлении, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. При этом из самого постановления прямо не усматривается, в чем состоит специфика фактических обстоятельств по делу, препятствующая применению выводов ВАС РФ в схожих ситуациях.

Выводы и рекомендации

Новое Постановление Президиума ВАС РФ может изменить практику возврата НДС по статье 176 НК РФ и разрешения соответствующих споров:

  • во-первых, налоговый орган обязан возвратить НДС и при отсутствии заявления налогоплательщика о возврате НДС;
  • во-вторых, налоговые органы могут, не получив заявление налогоплательщика, направить возвращаемый налог на любой известный им счёт, что может привести к проблемам при использовании средств с этого счёта;
  • в-третьих, не исключён новый подход и к исчислению сроков на защиту права налогоплательщика на возврат НДС.

В связи с рассматриваемой правовой позицией специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» рекомендуют налогоплательщикам обеспечивать, чтобы заявления о возврате НДС поступали в налоговый орган заблаговременно: это исключит риск возврата НДС на счёт, который, например, не используется налогоплательщиком. По нашему мнению, если после подачи заявления у налогоплательщика возникла необходимость заменить счёт получения возвращаемого НДС, то налогоплательщик вправе до принятия налоговым органом решения о возврате и направления поручения на казначейское исполнение отозвать ранее поданное заявление и подать новое с указанием другого счёта. По декларациям, в которых указан НДС к возмещению и при этом нет оснований для зачёта НДС, необходимо учесть необходимость в обеспечении судебной защиты права на возврат НДС после истечения сроков на проведение проверки.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по khamenushko@pgplaw.ru; Владимиру Воинову, Ведущему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail ; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по p.popov@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

НДС: нововведения 2021 года

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО