Ст. 264 НК РФ

Компании удалось учесть в расходах 10,5 млн руб. НДС, начисленного по промо-акциям

Компания занимается производством селекционных материалов и препаратов для выращивания растений. В рамках промо-акции по стимулированию продаж она передавала в адрес покупателей в качестве бесплатных образцов собственную продукцию, а НДС, исчисленный с этой передачи как с безвозмездной реализации, включила в расходы при расчете налога на прибыль. При камеральной проверке декларации инспекция исключила из расходов НДС на сумму 10,5 млн руб. и доначислила налог на прибыль в размере 2,1 млн руб.

  • Постановление АС УО от 10.06.2021 N Ф09-3502/21 по делу N А60-41706/2020, 17 АСС от 19.02.2021 по делу N А60-41706/2020, Решение АС Свердловской области от 07.12.2020 N А60-41706/2020
  • О доначислении налога на прибыль в сумме более 2,1 млн руб.
  • Апелляционный суд принял решение в пользу налогоплательщика.

Ситуация

Доначисляя налог на прибыль, налоговый орган и поддержавший его суд Свердловской области исходили из следующего:

    Согласно пп. 1 п. 1 с. 264 НК РФ суммы исчисленных налогов относятся к прочим расходам налогоплательщика, за исключением, перечисленных в ст. 270 НК РФ. В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налога на прибыль.

НДС, исчисленный с безвозмездной передачи, относится к таким расходам и не может уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Были приняты во внимание разъяснения по данному вопросу, изложенные в письмах Минфина РФ от 08.07.2019 N 03-03-06/3/50014, от 12.11.2018 N 03-07-11/81021, от 20.03.2017 N 03-03-06/1/15655, а также в письме ФНС РФ от 20.11.2006 N 02-1-07/92.

  • Кроме того, НДС не соответствует критериям ст. 252 НК РФ, поскольку при безвозмездной передаче товара не предполагается получение налогоплательщиком каких-либо доходов и экономической выгоды. Значит такой НДС не может уменьшать налоговую базу по прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ.
  • Норма, исключающая из «налоговых» расходов суммы налогов, предъявленных покупателю — п. 19 ст. 270 НК РФ, не означает, что непредъявленные налогоплательщиком суммы НДС должны быть учтены в его расходах. Суд высказался против расширительного толкования норм п. 19 ст. 270 НК РФ в ситуации с безвозмездной передачей имущества.
  • Деловая цель промо-акции по бесплатной передаче образцов продукции потенциальным покупателям — распространение информации о товаре в целях роста продаж. Уплата НДС в такой ситуации обусловлена только требованиями НК РФ и не является подтверждением «безвозмездности».

    Решение

    Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным решение налоговой инспекции, суды пришли к выводам, что налогоплательщик вправе учесть в целях налога на прибыль суммы НДС, исчисленные с раздачи товаров в рамках промо-акции, обосновав свою позицию следующим.

    1. Деловой целью распространения продукции в рамках рекламной кампании является не передача имущества (товара) в собственность другого лица, а продвижение на рынке объекта рекламирования. Получение необоснованной налоговой выгоды обществу не вменяется.
    2. В рассматриваемом случае оплата НДС не связанна с совершением операций на безвозмездной основе, а является следствием, обусловленным исполнением обществом публично-правовой обязанности. Поэтому выводы налогового органа и суда первой инстанции о несоответствии спорных расходов критерию экономической обоснованности являются неверными.
    3. Сумма НДС в размере 10,5 млн руб. исчисленная налогоплательщиком со стоимости продукции, безвозмездно переданной своим покупателям в рамках рекламной кампании, покупателям не предъявлялась, а была уплачена обществом в бюджет за счет собственных средств.
    4. Общество обоснованно сослалось на сложившуюся в пользу налогоплательщиков судебную практику по спорному вопросу (постановления окружных судов по делам N А40-10526/2015, А62-6152/2015, А32-2525/2009). Изменения в рассматриваемые нормы НК РФ с тех пор не вносились. При этом правовая позиция налогового органа основана лишь на письмах Минфина России. Расхождение позиции контрольных органов со сложившейся судебной практикой говорит, во всяком случае, о наличии неустранимых противоречий в законодательстве, а в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

    Результат

    Сумма НДС, начисленная в соответствии с НК РФ при передаче товаров в рекламных целях может быть учтена в целях налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данное судебное решение, а также судебная практика (постановление АС МО от 09.12.2015 по делу А40-10526/2015, постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, определение ВАС РФ от 08.08.2013 N ВАС-10247/13 и другие) подтверждают, что ограничения на учет суммы НДС в составе расходов установлено только п.19 ст.270 НК РФ, т.е. в случаях, когда налог предъявлен покупателю. Если же НДС покупателю не предъявляется, уплачивается в бюджет за счет собственных средств, то препятствий для включения этих сумм в состав расходов налогоплательщика при расчете налога на прибыль организаций быть не должно. По нашему мнению, при учете «рекламного» НДС в составе расходов у организаций есть уверенные шансы защитить свои интересы в судах. Но учитывая наличие противоположных разъяснений Минфина и ФНС, очень велики риски, что на стадии налоговой проверки урегулировать споры не удастся.

    «Прибыльные» расходы

    Сталкиваясь со спорными ситуациями по вопросам бухгалтерского и налогового учета, специалисты финансовой сферы обращаются к сервису «Линия консультаций» Регионального информационного центра «КонсультантПлюс» в городе Хабаровске. Напомним, что «Линия консультаций» — правовое консультирование исключительно на основании материалов Системы «КонсультантПлюс» в области налогового законодательства, бухгалтерского учета, гражданского и трудового права. Специалисты «Линии консультаций», изучив письменный запрос, выбирают из массива информации СПС материалы, наиболее подходящие под ситуацию, описанную в запросе. В настоящей статье представлены группы вопросов, связанных с возможностью или отсутствием возможности отнесения затрат организации на расходы по налогу на прибыль — ведь не все расходы можно учесть в налоговом учете.

    Как быть с оборудованием, не введенным в эксплуатацию

    В практике налогоплательщиков встречаются ситуации, когда оборудование неправильно хранилось на складе. В связи с этим оно стало непригодным для использования и, как следствие, не было введено в эксплуатацию. Налогоплательщиков в таком случае интересует вопрос: правомерно ли будет в данной ситуации в целях налога на прибыль учесть в расходах стоимость оборудования, не введенного в эксплуатацию, и непригодного для использования в связи с неправильным хранением на складе?

    В целях гл. 25 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

    По общему правилу расходы на приобретение амортизируемого имущества учитываются равномерно на протяжении периода его использования в деятельности налогоплательщика через механизм начисления амортизации (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

    В силу п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на приобретение или создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 и пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    Таким образом, если налогоплательщик несет расходы на приобретение имущества (оборудования), которое признается амортизируемым, и он планирует его использование в качестве основного средства, такие расходы учету при исчислении налога на прибыль не подлежат в силу п. 5 ст. 270 НК РФ.

    Вместе с тем механизмы списания стоимости (остаточной стоимости) основных средств предусмотрены налоговым законодательством. Так, в силу пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ налогоплательщик вправе учесть расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, если иное не установлено ст. 267.4 НК РФ.

    Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Поскольку пришедшее в негодность оборудование в эксплуатацию не вводилось, амортизация по нему начисляться не могла соответственно списать сумму недоначисленной амортизации не представляется возможным (Письмо Минфина от 05.03.2010 N 03-03-06/1/115).

    В своем письме от 27.08.2018 N СД-4-3/16501@ ФНС России говорит, что на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства или иного имущества, монтаж которого не завершен. Расходы, которые формируют первоначальную стоимость основного средства (амортизируемого имущества), по данному основанию учесть нельзя.

    Таким образом, списание стоимости (первоначальной стоимости) оборудования, пришедшего в негодность на складе, через норму о ликвидации основных средств, в том числе в виде недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, будет неправомерным, поскольку приобретенное имущество нельзя рассматривать в качестве основного средства. Оно не вводилось в эксплуатацию, амортизация по нему не начислялась, следовательно, не имеется и недоначисленной амортизации.

    Товарно-материальные ценности, хранящиеся у налогоплательщика на складах, могут приходить в негодность по различным причинам, в том числе и в результате неправильного хранения. В такой ситуации налогоплательщику необходимо задокументировать факт порчи хранившегося имущества, то есть провести инвентаризацию и установить причины, по которым имущество пришло в негодность.

    В случае если имущество пришло в негодность полностью вследствие нарушений правил его хранения и виновные лица установлены, списание стоимости имущества необходимо осуществить на дату, когда работник в письменной форме признал сумму ущерба, или на дату, когда вступило в силу решение суда о взыскании убытков или об отказе в их взыскании с работника налогоплательщика (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

    Положения гл. 25 НК РФ не содержат специальных норм, которые позволяли бы учесть стоимость имущества, пришедшего в негодность в результате нарушений правил хранения, в ситуации, когда не установлены конкретные виновные лица. Вместе с тем перечень расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а также убытков является открытым (п. 2 ст. 265 НК РФ). В ст. 270 НК РФ расходы, связанные с порчей имущества по вине налогоплательщика, не поименованы, что позволяет уменьшить налоговую базу на экономически оправданные расходы (убытки).

    Существует положительная судебная практика по данному вопросу — Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 по делу N А32-37604/2014.

    Оплата путевок сотрудникам: что изменилось

    В преддверии теплого сезона и отпусков актуальными являются вопросы по оплате путевок и санаторно-курортного лечения для работников. Напомним, что с 1 января 2019 года расходы на туристические и санаторно-курортные путевки по договорам, заключенным работодателем, отражаются в налоговом учете по налогу на прибыль, только если работодателем был заключен договор с туроператором или турагентом. Если услуги оказываются по договорам с непосредственными исполнителями (гостиницами, перевозчиками и т.д.), то оплата услуг не учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 24.2 ст. 255 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Письмо Минфина России от 18.03.2020 N 03-03-06/1/20496). Все другие затраты, произведенные на оплату путевок на лечение и отдых, не предусмотренные п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ, для целей налогообложения налогом на прибыль, не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.09.2019 N 03-03-06/1/72557).

    Согласно Федеральному закону от 17.02.2021 N 8-ФЗ организациям с 1 января 2022 года можно уменьшать сумму налога на прибыль, учитывая в расходах не только траты самой компании на санаторно-курортное лечение в России для сотрудников и их близких, но и на полную или частичную компенсацию затрат, которые понесли сотрудники. Кроме того, работодатели теперь смогут оплачивать данные услуги санаториям напрямую, не заключая туристский договор и не приобретая путевки в санаторий у турагентов.

    Расходы, связанные с договорами подряда

    Следующая группа вопросов связана с учетом дополнительных расходов, возникших при заключении договоров подряда. Организации заключают договоры подряда, например, на оказание ремонтных или отделочных работ. В некоторых случаях компании нанимают иногородних специалистов, которым необходимо предоставить жилье на время выполнения заказа. Может ли организация-заказчик учесть в своих расходах по налогу на прибыль расходы на проживание работников подрядчика? Важный момент – в этой ситуации работники не являются сотрудниками заказчика, и с ними не заключается гражданско-правовой договор.

    Главное правило для принятия к учету расходов в налоговом учете – эти расходы должны быть экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Пункт 1 ст. 702 ГК РФ гласит, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

    Пунктом 2 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Поэтому, если договор предусматривает, что заказчик оплачивает аренду жилья для работников подрядчика, то организация вправе учесть расходы при расчете налога на прибыль. В этом случае наем жилья является одним из условий, при которых подрядчик будет выполнять работы.

    Если же предприятие арендует помещение для работников подрядчика по своей инициативе, то, расходы на аренду признать экономически обоснованными не получится.

    Командировки: как учесть расходы

    Еще одна группа ситуаций связана с учетом расходов на командировки. Например: «Можно ли учесть расходы, если сотрудник проживает не в гостинице, а в санатории?», «Какими документами можно подтвердить расходы на проживание при аренде жилья у физического лица?», «Что делать, если работники не смогли вовремя вернуться из командировки по причине отмены или переноса рейса?». Обо всем по порядку.

    Расходы на командировки, в частности, на наем жилого помещения, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом НК РФ не содержит каких-либо требований к видам (типам) помещений, используемых работником для проживания во время командировки. Следовательно, прямого запрета на учет в целях налогообложения прибыли НК РФ не содержит. Это значит, что работодатель вправе отнести к расходам стоимость оплаты проживания работника в санатории. Обосновать свой выбор в пользу санатория налогоплательщику можно такими обстоятельствами, как удобство транспортного сообщения, близость санатория к объекту командирования работника, отсутствие мест в гостинице и т.п. Перечисленные факторы могут являться аргументами налогоплательщика в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов.

    Что касается найма жилого помещения у физического лица — требования к перечню документов законодательство не содержит. Расходы можно подтвердить документами в произвольной форме. Минфин в своем Письме от 15.01.2016 N 03-03-07/803 говорит о том, что для принятия расходов к учету достаточно документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в помещении командированных работников, например, договор аренды, акт и т.д. Так же в СПС «КонсультантПлюс» представлена Форма: Расписка арендодателя в получении денежных средств в счет оплаты по договору аренды жилого помещения для проживания командированного работника (образец заполнения) издательства «Главная книга», 2016, N 15.

    А в ситуации задержки рейса командированных сотрудников фактически получается удлинение срока командировки (ст. 166 ТК РФ). И на все время растянувшейся командировки работнику необходимо начислить суточные, средний заработок и зарплату в том случае, если день выезда или возвращения совпал с выходным днем. Все вышеперечисленные суммы подлежат выплате при условии, если работник представит доказательства того, что задержался в пути по уважительной причине (в силу абз. 2 п. 19 Положения о служебных командировках). Такими доказательствами могут быть, например, справка от перевозчика, акт из гостиницы, подтверждающий расходы на наем жилья (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/244). А дополнительно понесенные расходы будут учитываться в расходах по налогу на прибыль при их документальном подтверждении.

    Если у Вас остались вопросы по возможности или невозможности учета расходов в налоге на прибыль, или необходима информация по другим темам законодательства – обращайтесь к материалам Системы КонсультантПлюс и к специалистам сервиса «Линия консультаций».

    Обратиться к сервису «Линия консультаций» возможно из оболочки Системы «КонсультантПлюс», воспользовавшись кнопкой «Задать вопрос эксперту», на сайте Регионального информационного центра, заполнив форму заказа во вкладке «Линия консультаций», и по электронной почте Регионального информационного центра.

    Информация по представленным ситуациям подготовлена специалистами «Линии консультаций» на основе материалов, размещенных в справочной правовой системе «КонсультантПлюс»

    Как учитывать нормируемые расходы при расчете налога на прибыль

    При расчете налога на прибыль в расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы, включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Сделать это можно в случае, если они произведены в ходе деятельности, направленной на получение дохода.

    При расчете налога на прибыль в расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы, включаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Сделать это можно в случае, если они произведены в ходе деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Однако некоторые виды затрат компания не может включить в расчет налоговой базы в полном объеме. Такие расходы называются нормируемыми.

    К ним, в частности, относятся:

    • потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке МПЗ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ);
    • страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионное и личное страхование (п. 16 ст. 255 НК РФ);
    • расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов (подп. 13 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • плата государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки или реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках (подп. 43 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной продукции СМИ и книжной продукции (для налогоплательщиков, которые производят и выпускают СМИ и книжную продукцию), а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции СМИ и книжной продукции (подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    • представительские расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ);
    • рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ);
    • проценты по кредитным или заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ);
    • убыток от реализации или уступки права требования до наступления срока платежа (п. 1 ст. 279 НК РФ).

    Нормативы могут быть установлены:

    • в виде фиксированных сумм (например, компенсация за использование транспортного средства сотрудника);
    • в процентном отношении от установленного показателя (например, фонда оплаты труда и или выручки). В этом случае расчет необходимо производить по итогам каждого отчетного периода по налогу на прибыль нарастающим итогом (п. 7 ст. 274, п. 2 ст. 285 НК РФ).

    Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

    О применении пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ в связи с отменой системы лицензирования и введением саморегулирования

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

    ПИСЬМО
    от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/256

    О ПРИМЕНЕНИИ ПП. 29 П. 1 СТ. 264 НК РФ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ВВЕДЕНИЕМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

    Федеральная налоговая служба, в связи с запросами налоговых органов в отношении введения системы саморегулирования в отдельных сферах деятельности, по согласованию с Минфином России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 27.03.2009 N 03-03-05/56) сообщает следующее.

    Согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 148-ФЗ) с 01.01.2009 в сфере строительства вводится система саморегулирования, основанная на положениях Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ).

    1. Принятые поправки отменяют систему лицензирования в строительной деятельности, заменяя ее саморегулированием.

    При этом, Законом N 148-ФЗ предусмотрена необходимость переходного периода от лицензирования к саморегулированию деятельности в строительной отрасли.

    До 01.01.2010 осуществление предпринимательской деятельности по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:

    лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

    Статьями 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации — организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.

    Таким образом, саморегулируемой организацией признается основанная на членстве некоммерческая организация.
    С 2010 года работы по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, будут осуществляться исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.

    Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации (пункт 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса).
    Согласно статье 55.10 Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации устанавливает размеры и порядок уплаты вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд.

    Таким образом, согласно Градостроительному кодексу, к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.

    В соответствии с пунктом 40 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, кроме указанных в подпунктах 29 и 30 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
    Учитывая, что уплата вступительного взноса, взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов в саморегулируемую организацию является условием для получения организацией допуска к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, считаем, что указанные платежи в целях налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве прочих расходов по подпункту 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

    2. В отношении аккумулирования саморегулируемыми организациями вступительного взноса, регулярных членских взносов и взноса в компенсационный фонд сообщаем.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К таким целевым поступлениям относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде вступительных и членских взносов, осуществленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Взносы в компенсационный фонд в указанном перечне не поименованы.

    Вместе с тем, в соответствии со статьей 55.4 Градостроительного кодекса одним из требований к некоммерческой организации, необходимым для приобретения статуса саморегулируемой организации, является наличие компенсационного фонда.

    При этом, освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, не допускается (статья 55.16).

    Учитывая, что гражданское законодательство не содержит определения понятия «вступительный взнос в саморегулируемую организацию«, взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации, являющийся неотъемлемым условием принятия в члены саморегулируемой организации и направляемый на формирование имущества саморегулируемой организации, используемого целевым образом для ведения уставной деятельности в порядке, установленном Градостроительным кодексом, может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как часть вступительного взноса в саморегулируемую организацию. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-03-05/69.

    Учитывая изложенное, доходы в виде взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых членами саморегулируемой организации, для целей налогообложения прибыли в составе доходов данной саморегулируемой организации не учитываются.

    Действительный государственный
    советник Российской Федерации
    2 класса
    С.Н.ШУЛЬГИН

    Ассоциация международных
    автомобильных перевозчиков

    Создана в 1974 году

    Об учете расходов, связанных с коронавирусной инфекцией

    15.07.2020

    Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 июня 2020 г. N 03-03-06/1/54256 Об учете расходов, связанных с новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV)

    Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу учета расходов, связанных с новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и сообщает следующее.

    В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

    На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

    Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты, а также расходы на дезинфекцию помещений, расходы организации, направленные на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе расходы на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции и иммунитета к ней у сотрудников, в целях обеспечения функционирования организации, могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФ с учетом положений статьи 252 НК РФ.

    Что касается выплат сотрудникам за период, когда они не осуществляют трудовые функции, то такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организации только в тех случаях, когда такие выплаты производятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Расходы, связанные с вынужденным простоем, учитываются в составе внереализационных расходов на основании подпунктов 3 и 4 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

    Заместитель директора Департамента

    Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 25 июня 2020 г. N 03-03-07/54757 Об учете для целей налога на прибыль организаций и НДФЛ расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней

    Департамент налоговой политики рассмотрел обращение об учете для целей налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц расходов организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней и сообщает следующее.

    В части налога на прибыль организаций.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), произведенные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Согласно пункту 2 статьи 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

    Подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

    Так, пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).

    Таким образом, расходы организаций на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также иммунитета к ней, направленные на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

    В части налога на доходы физических лиц.

    Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

    Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

    С учетом вышеизложенного оплаченная работодателем для работников стоимость проведения исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков.

    Соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Про РКО