Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Общие положения о профессиональных стандартах
Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).
При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.
Кроме того, несмотря на рекомендательный характер ПС, есть и случаи, когда их соблюдение является императивным, а именно:
- если работа связана с ограничениями или назначением льгот и компенсаций (ст. 57 ТК РФ);
- если особые требования к профессионализму прописываются в ТК РФ, иных законах и нормативных актах (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ); при этом под последними имеются в виду постановления, приказы, распоряжения, но не сами стандарты.
Порядок разработки и утверждения профстандартов
Согласно Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (далее — Правила), стандарты разрабатываются работодателями, их объединениями и другими заинтересованными лицами за счет средств этих субъектов (п. 3 Правил). После разработки проект обсуждают с работодателями, профсоюзами и остальными неравнодушными к данному вопросу лицами.
Далее подготовленный документ направляется в Минтруд РФ для утверждения. На этой стадии текст проходит процедуру общественного обсуждения, а также согласование в ряде организаций:
- федеральном органе, занимающемся разработкой государственной политики в кадровой сфере;
- союзе «Агентство развития профессиональных сообществ…»;
- Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
По результатам всех обсуждений Минтруд РФ утверждает ПС, после чего сведения о новом нормативном акте вносятся в реестр, который ведет данное министерство.
Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?
Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:
- методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
- макета, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
- приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации…» от 12.04.2013 № 148н.
Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.
Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.
Таблица уровней
Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:
- Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
- Деятельность специалистов (4–7).
- Самые сложные обязанности руководителей (7–9).
Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:
Критерии степени квалификации
Способы приобретения уровня
Полномочия и ответственность (компетенция)
Знания и навыки
Работа под чьим-то контролем
Выполнение обычных поручений
Краткие объяснения сути работы, практический опыт
Подконтрольная работа с некоторой долей автономности
Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения
Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев)
Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы
Понимание методов и технологий
Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации
Начальные профессиональные программы (до 1 года)
Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты
Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации
Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности
Обучение до среднего профессионального уровня
Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения
Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск
Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов
Программы подготовки специалистов среднего звена
Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации
Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию
Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности
Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена
Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка
Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации
Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий
Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы
Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики
Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли
Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли
Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура)
Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне
Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний
Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов
Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения
В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
- Кем и как могут разрабатываться профстандарты
- Сфера применения уровней профстандартов
- Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
- Итоги
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
- к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
- квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Данные по квалификационным уровням
Что требуется для достижения уровня квалификации
Должностные полномочия и ответственность
Выполнение заданий под руководством.
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд)
Элементарные или базовые специальные
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса.
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач.
Выполнение стандартных поручений.
Выбор подхода к выполнению задания из инструкций.
Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев.
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий.
Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения.
Решение стандартных практических задач.
Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте.
Корректировка действий с учетом условий их осуществления
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации.
Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников.
Ответственность за себя и своих подчиненных
Умение решать различные практические задачи.
Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний.
Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий.
Способность к самостоятельной обработке информации
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.
Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации.
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений.
Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений.
Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования.
Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации.
Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации
Использование технологических или методических профзнаний.
Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели.
Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями.
Ответственность за подразделение или предприятие в целом
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера.
Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации
Получение высшего образования.
Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена.
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности.
Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера.
Разработка новых подходов, методик, технологий
Понимание методологических основ профдеятельности.
Разработка новых практических решений в определенной сфере.
Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности
Получение высшего образования (специалитет или магистратура).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений.
Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера.
Подбор и анализ информации для развития деятельности
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Программы высшего образования (магистратура или специалитет).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера.
Особый вклад в определенную сферу деятельности.
Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.
Профессиональные
Разработка описания ОТФ
5. Разработка описания ОТФ
5а. Определение возможных наименований должностей, профессий
Возможные наименования должностей первично определялись на шаге 4а (таблица приложения 2, 3-й столбец). На данном этапе производится их проверка и при необходимости уточнение.
Перечень должностей может включать от 1 до 5 позиций (синонимичных наименований должностей, профессий). При его составлении необходимо учитывать, что ОТФ корреспондируется с типовой должностью и относится к одному уровню квалификации, следовательно, в предлагаемом перечне, как правило, не могут находиться должности, относящиеся к разным уровням квалификации, например «инженер» и «ведущий инженер»; «младший техник» и «старший техник». Все исключения из правил должны быть понятны. Например, «старшему …» соотнесены одна или несколько ТФ, которые не выполняют «младшие», или указано, что в дополнение к перечисленным ТФ он выполняет ТФ других (каких?) ОТФ данного ПС. Для соответствующих пояснений можно использовать графу «Другие характеристики» ОТФ.
Наименования должностей, профессий должны быть узнаваемы, использоваться в большинстве организаций. Не надо стремиться назвать много возможных наименований. Особое внимание необходимо обратить на наименования должностей, профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации. Здесь лучше не давать несколько возможных наименований, а ограничиться тем, что указано в соответствующем списке (номенклатуре).
5б. Определение требований к образованию и обучению
Необходимо указать требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк. При формировании требований к образованию и обучению необходимо учитывать, что указанные в данном разделе требования будут предъявляться «на входе» в деятельность. Если в процессе выполнения деятельности рекомендуется проходить повышение квалификации, это может быть указано в разделе «Другие характеристики» ОТФ (например, «рекомендуется получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификаций в соответствии с профилем деятельности»).
Примеры требований к образованию и обучению приведены в приложении 5.
Общий формат описания (при наличии требований): уровень профессионального образования (профессиональное обучение) – наименование программы (при необходимости):
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование;
краткосрочное обучение или инструктаж;
профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих;
профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – магистратура или специалитет;
высшее образование – специалитет;
высшее образование – аспирантура;
высшее образование – адъюнктура;
высшее образование – аспирантура (адъюнктура);
высшее образование – ординатура;
высшее образование – ассистентура-стажировка;
дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации;
дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки.
Поскольку профессиональное обучение не ведет к повышению уровня образования, рекомендуется указать требования и к образованию, и к обучению. Например: «основное общее образование; профессиональное обучение…» или «профессиональное обучение на базе основного общего образования».
Частные случаи
1) Возможно указание нескольких образовательных «траекторий», обеспечивающих получение квалификации, требуемой для выполнения конкретной ОТФ. В этом случае рекомендуется использовать следующий формат:
«Высшее образование – бакалавриат.
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена».
В качестве одной из траекторий (а она в большинстве случаев возможна) рекомендуется указать дополнительное профессиональной образование – программы профессиональной переподготовки. В этом случае при трудоустройстве человек предъявляет диплом об основном профобразовании (доказательство наличия требуемого уровня образования) и диплом о профпереподготовке (доказательство наличия требуемой квалификации).
2) При необходимости можно указать конкретные направления, укрупненные группы или области подготовки, например:
«Высшее образование – бакалавриат в области инженерного дела, технологий и технических наук».
Такая необходимость чаще всего возникает, если в ОКСО отсутствует нужное направление подготовки (специальность, профессия), а значит, в подразделе «Дополнительные характеристики» нет возможности указать направленность (профиль) программы с использованием ссылки на один из классификаторов сферы образования.
3) При наличии обязательных требований к ДПО они могут быть оформлены так:
«Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в образовании».
4) Вопрос соотношения уровня квалификации и требований к образованию и обучению.
В общем виде соотношение отражено в Уровнях 1 , но разработка ПС по сути является апробацией этого документа. Если обнаружатся многочисленные нестыковки его с практикой, документ можно скорректировать. Если нестыковки единичные, то они – исключение из правил, менять ничего не нужно. Таким образом, в большинстве случаев необходимо проверять соответствие требований к образованию и обучению заявленному уровню квалификации.
Пример 1. Для ОТФ определен 2-й уровень квалификации. В соответствии с «Уровнями квалификации в целях разработки проектов ПС» для его приобретения достаточно освоения основных программ профессионального обучения – программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программ переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев). Вместо этого разработчики указывают СПО – программы подготовки специалистов среднего звена. Такого быть не должно.
Пример 2. Указан уровень квалификации 5, в качестве требования к образованию и обучению заявлена магистратура или специалитет. Такого быть не должно.
5в. Определение требований к опыту практической работы
Необходимо определить требования к характеру и продолжительности опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк. При описании требований к характеру опыта работы рекомендуется ссылаться на область деятельности, вид(ы) выполняемых работ, ОТФ. Менее желательны ссылки на выполнение работ по той или иной должности, профессии, особенно если должностные обязанности работников в разных организациях значительно различаются.
Примеры правильных формулировок:
не менее трех лет в области проектирования аналоговых блоков;
не менее двух лет выполнения вспомогательных функций по управлению локомотивом и ведению поезда, техническому обслуживанию локомотива.
Возможно указание нескольких вариантов требований, если было предложено несколько образовательных «траекторий». В этом случае рекомендуется следующее оформление:
- «при наличии квалификации бакалавра – выполнение таких-то работ не менее двух лет
при наличии квалификации магистра или специалиста – выполнение таких-то работ не менее одного года».
Если для одной из предложенных образовательных «траекторий» опыт работы не требуется, то никакая информация не указывается. То есть не следует писать, например, «при наличии квалификации магистра опыт работы не требуется».
5г. Определение особых условий допуска к работе
Особые условия допуска к работе – половозрастные характеристики работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию; наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии условий в соответствующей позиции ставится прочерк.
5д. Определение других характеристик ОТФ
Позиция «Другие характеристики» заполняется при необходимости. Здесь может быть указано наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые, по мнению разработчика, характеристики ОТФ, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности. Также здесь могут быть указаны рекомендации по повышению квалификации или получению более высокой должностной позиции. В случае отсутствия ставится прочерк.
5е. Заполнение таблицы «Дополнительные характеристики»
См. п. 2 настоящих Методических рекомендаций. Наименования групп занятий, должностей и профессий, направлений образования вносятся точно в таком виде, как они даны в соответствующих классификаторах (не допускается сокращать формулировки, менять падежи и числа входящих в них слов), профессии из ЕТКС упоминаются вместе с разрядами. В позиции ОКПДТР указывается только код и наименование должности, профессии, контрольное число, диапазон тарифных разрядов не указываются. При первом упоминании классификатора делается концевая сноска с расшифровкой аббревиатуры. При использовании ЕТКС в сноске указывается выпуск и раздел классификатора. Если в ПС используется несколько выпусков ЕТКС, сноска делается при первом применении каждого выпуска. Знак сноски в этом случае ставится при номере параграфа. В позиции ОКСО указывается только код и наименование специальности, код квалификации не указывается.
1 Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Минтруда России №148н от 12.04.2013).
Как правильно определить квалификационный уровень работника
Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву
Марии Финатовой.
О чем эта статья?
В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.
Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Как определяется уровень квалификации
Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.
Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.
Показатели уровней квалификации
Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.
Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:
А на 6-м квалификационном уровне вот такие:
Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:
- Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
- Затем проанализировать его трудовую функцию, определенную трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
- После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
- И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.
Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.
Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
- Анализ уровней квалификации
- Подуровни профессиональных стандартов
- Изменение трудового законодательства в области профстандартов
- Должности с обязательными квалификационными требованиями
- Практическое применение уровней квалификации
Анализ уровней квалификации
Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Ознакомиться подробно с уровнями квалификации в первоисточнике, утвержденном приказом Минтруда № 148н, вы можете в системе Консультант Плюс по ссылке. Для перехода по ссылке может понадобиться доступ в систему — предлагаем подключить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:
- полномочия и ответственность;
- характер умений;
- характер знаний.
Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:
- инструктаж;
- образование определенного уровня по основным образовательным программам;
- дополнительное профессиональное образование;
- практический опыт.
Рассмотрим уровни квалификации подробнее:
- 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
- 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
- 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
- 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
- 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
- 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.
Таким образом, рассмотренные 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, можно разбить на 3 группы:
- наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью (1–3 , низкий уровень);
- деятельность специалистов (4–7, средний уровень);
- самые сложные обязанности руководителей (7–9, высокий уровень).
Подуровни профессиональных стандартов
Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. Для того чтобы детализировать требования к мастерству сотрудника, нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Подуровни квалификации обозначаются в формате x.x, в котором первый знак – это уровень квалификации, а второй знак через точку — подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Например, 6.1 — первый подуровень шестого уровня квалификации.
Изменение трудового законодательства в области профстандартов
Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.
ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом.
Как не совершить ошибку, меняя уровень квалификации в должностных инструкциях под профессиональные стандарты? Экспертная статья в системе Консультант Плюс отвечает на этот вопрос.
Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.
Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.
Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Должности с обязательными квалификационными требованиями
Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:
- педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
- медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
- летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
- адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
- аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
- государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
- муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).
Практическое применение уровней квалификации
Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.
Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.
Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:
- наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
- отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
- признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).
Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.
Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.
Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.