...

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов

  • Алгоритм определения таможенной стоимости
  • Влияют ли условия поставки на включение транспортных затрат в таможенную стоимость?
  • Включаются ли в таможенную стоимость дополнительные транспортные расходы?
  • Итоги

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов даст возможность организациям, участвующим во внешнеэкономической жизни страны, избежать ответственности, установленной налоговым и административным кодексом. Рассмотрим нюансы включения транспортных издержек в таможенную стоимость.

Алгоритм определения таможенной стоимости

При ввозе товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на территорию России таможенные органы рассчитывают их стоимость с целью корректного исчисления НДС и таможенной пошлины. Руководствуются они при этом нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), отдельными нормативно-правовыми актами, положения которых будут рассмотрены в статье, и ст. 160 НК РФ.

Налоговая база для исчисления НДС представляет собой сумму:

  1. Таможенной стоимости ТМЦ.
  2. Таможенных пошлин.
  3. Акцизов (для подакцизных ТМЦ).

Для определения таможенной стоимости необходимо руководствоваться нормами Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (ст. 64 ТК ТС) при импорте и постановлением Правительства «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ» от 06.03.2012 № 191 — при экспорте.

ВАЖНО! Поскольку Таможенный кодекс РФ, утвержденный ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1, фактически утратил силу, положения Соглашения об определении таможенной стоимости используются для импорта ТМЦ как из стран ЕАЭС, так и из иных государств. Аналогично используются нормы постановления Правительства № 192 при экспорте.

Согласно двум вышеперечисленным документам таможенная стоимость складывается из:

  • подлежащей уплате или уже оплаченной фактически цены за ТМЦ;
  • транспортных издержек по доставке ТМЦ до аэропорта, морского порта или другого места прибытия (выбытия) ТМЦ;
  • дополнительных расходов, перечисленных в ст. 5 Соглашения.

Невключение в декларацию транспортных или иных расходов, увеличивающих таможенную стоимость ТМЦ, влечет за собой занижение таможенных пошлин и налогов и, как следствие, наложение административных санкций, предусмотренных ст. 16.2 КоАП.

Как в постановлении № 192, так и в Соглашении об определении таможенной стоимости законодатели выделяют 6 аналогичных способов формирования стоимостной оценки ТМЦ таможенными органами.

Методы определения таможенной стоимости, используемые при экспорте (импорте) ТМЦ на территории РФ:

Стоимостью оцениваемых ТМЦ является

Не применяется, если

Включение в стоимость транспортных расходов

По стоимости сделки

Фактически уплаченная или подлежащая оплате цена за ТМЦ

1. Нет ограничений прав покупателя (продавца) на распоряжение ТМЦ

Отсутствуют подтверждающие документы

Транспортные затраты включаются в таможенную стоимость

2. Цена и реализация ТМЦ не зависят от количественно определенных обязательств

Отсутствует достоверная, количественно определяемая информация

3. Никакой доход от последующей перепродажи товаров покупателем-импортером не будет причитаться первому продавцу-экспортеру (и при импорте и при экспорте ТМЦ)

Таможенная стоимость ТМЦ отсутствует и не может быть применена

4. Взаимосвязь между продавцом и покупателем отсутствует или установлена, но не влияет на стоимость ТМЦ

По стоимости аналогичной сделки с идентичными ТМЦ

Таможенная стоимость ТМЦ, принятых таможней по сделке с идентичными ТМЦ, проданными для ввоза на территорию РФ или вывоза в ту же страну за соответствующий период

1. Таможенная стоимость ТМЦ с идентичными ТМЦ, реализованными на том же коммерческом уровне и в том же объеме, что и оцениваемые ТМЦ

Сделки с проданными идентичными ТМЦ не были выявлены

Транспортные издержки включаются в таможенную стоимость.

При расчете суммы могут корректироваться в зависимости от вида транспорта и расстояний, на которые ТМЦ транспортируются

2. Если аналогичных продаж нет, выбираются сделки, произведённые на том же коммерческом уровне, но в иных количествах

3. Если таких нет, то учитываются сделки, совершенные на ином коммерческом уровне, но в тех же объемах

4. Если и таковые отсутствуют, то используются сделки, осуществленные на ином коммерческом уровне в других количествах. При этом сведения могут корректироваться

По стоимости сделки с однородными ТМЦ

Таможенная стоимость аналогичной сделки с однородными ТМЦ, вывезенными в ту же страну (ввезенными из той же страны) и в тот же временной промежуток

В расчет принимаются сделки, аналогичные методу 2, при условии выбора операций с однородными ТМЦ

Сделки с однородными ТМЦ не были выявлены

Транспортные издержки включаются в таможенную стоимость. При расчете возможны корректировки с учетом вида транспорта и расстояния доставки в каждом конкретном случае

Метод вычитания (используется только при импорте)

Цена единицы ТМЦ, по которой однородные или идентичные ТМЦ продаются невзаимосвязанным лицам на территории Таможенного союза, за исключением следующих сумм:

1. В случае, если идентичные или однородные ТМЦ не реализуются на территории Таможенного союза, в расчет принимается цена идентичных или однородных ТМЦ, продаваемых на территории Таможенного союза, на самую раннюю дату прибытия ТМЦ, но не более 90 дней после этой даты.

2. Если товары, указанные выше, не были выявлены, то в расчет принимается цена таких же или аналогичных переработанных ТМЦ

Таможенные расходы, осуществленные до территории Таможенного союза, включаются в таможенную стоимость. А сумма транспортных издержек, понесенных на территории страны — члена Таможенного союза, исключается

Расчетная стоимость ТМЦ, которая складывается из суммы затрат на закупку или производство продукции, а также управленческих и коммерческих расходов, аналогичных другим сделкам, прошедшим таможенные процедуры

Стоимость определяется на основании данных производителя ТМЦ при наличии подтверждающих бухгалтерских документов

Производитель не может подтвердить сумму расходов коммерческими документами

Затраты на транспортировку включаются в состав таможенной стоимости

В расчет принимаются аналогичные сделки с однородными или идентичными ТМЦ с временными отклонениями

Влияют ли условия поставки на включение транспортных затрат в таможенную стоимость?

Условия поставки указываются в контракте с учетом обозначений, предусмотренных международными правилами Инкотермс 2010, введенными в действие с января 2011 года. Согласно ст. 5 данных правил выделяются 4 варианта доставки:

  1. Продавец передает ТМЦ в распоряжение покупателя в стенах своих складов.
  2. Покупатель самостоятельно организует транспортировку груза со склада продавца, а продавец передает груз перевозчику, указанному покупателем.
  3. Продавец организовывает доставку собственными силами, но не принимает на себя риски повреждения или утраты ТМЦ.
  4. Продавец принимает на себя ответственность и риски по доставке ТМЦ покупателю.

В 1-м и 2-м случаях затраты по доставке и страхованию груза ложатся на плечи покупателя, а сама транспортировка осуществляется собственными силами покупателя или с привлечением перевозчика-посредника. Данные затраты увеличивают таможенную стоимость товаров.

Компания ООО «ИнертГарант» закупила партию цемента в турецкой компании «ТанкКомюр» на сумму 80 тыс. долларов. Доставка осуществляется морским сообщением силами «ИнертГарант». Затраты на страхование составили 1 тыс. долларов, доставка по морю 3 тыс. долларов. Перевозка со склада «ТанкКомюр» до морского порта осуществлена транспортной компанией за 1 тыс. долларов. Стоимость погрузочных работ 500 долларов. Таким образом, таможенная стоимость равна сумме всех вышеперечисленных затрат, то есть составит 85,5 тыс. долларов (80 + 1 + 3 + 1 + 0,5). Предположим, что цена доллара на дату растаможки составила 63,5234 руб.

Рассчитаем таможенную пошлину и НДС к уплате по формуле:

ТС — таможенная стоимость;

ТП — таможенная пошлина;

Ст — ставка таможенной пошлины.

В данном примере таможенная пошлина исчисляется по адвалорным ставкам, т. е. в процентном соотношении к таможенной стоимости. Согласно нормам ст. 71 ТК ТС таможенная пошлина может рассчитываться по специфическим (в зависимости от характеристик товара, например массы или объема) и комбинированным ставкам (сочетающим и адвалорные, и специальные ставки, например 17%, но не менее 2 долларов за кг).

При этом адвалорные ставки применяются при обложении ТМЦ одной товарной группы, но с различными качественными характеристиками. Специфические ставки обычно используются при обложении стандартизированных ТМЦ. А комбинированные чаще всего отражают пиковые ставки таможенных тарифов.

Ставка таможенной пошлины устанавливается согласно единым таможенным тарифам, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. В данном случае она равна 3%.

Таможенная пошлина = 162 937,52 руб. (5 431 250,70 (85 500 долл. × 63,5234) × 3%).

База НДС = 5 594 188,22 руб. (5 431 250,70 + 162 937,52);

НДС = 1 006 953,88 руб. (5 594 188,22 × 18%).

При этом товары не будут выпущены на территорию РФ в случае неоплаты данных сумм.

Напомним, что таможенная пошлина и НДС оплачиваются в таможню и обязательны к оплате всеми налогоплательщиками вне зависимости от режима налогообложения. При этом компании на ОСНО имеют право предъявить уплаченный НДС к возмещению, а спецрежимники учитывают сумму налога в себестоимости ТМЦ (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если применяется 3-й или 4-й метод доставки, то есть доставку организовывает продавец, а сумму затрат на нее возмещает покупатель, то транспортные издержки также увеличивают таможенную стоимость товара.

При этом, если товар доставляется продавцом до пункта пропуска, а не до самой границы с РФ, например железнодорожным транспортом, расходы на доставку до границы включаются в цену ТМЦ, а транспортные затраты от границы РФ до пункта пропуска не подлежат включению в таможенную стоимость (см. схему 1). Такое мнение выразил Минфин в своем письме «Об учете затрат при определении таможенной стоимости товаров» от 30.11.2006 № 03-10-05/161. Данная позиция была отражена и в судебных спорах, например в постановлении ФАС Московского округа от 13.01.2012 по делу № А41-35376/10.

Возможен также смешанный вариант доставки, когда продавец организует поставку до определенного места вне границ ЕАЭС, а затраты по доставке от этого пункта до границы РФ оплачивает покупатель.

Компания ООО «Ригма» заключила контракт с норвежским поставщиком на поставку партии ТМЦ на сумму 43 350 долларов. По договору продавец организовывает доставку ТМЦ до Финляндии морским сообщением, а «Ригма» оплачивает погрузочно-разгрузочные работы –- 500 долларов, доставку ТМЦ фирмой-перевозчиком из Финляндии до границы с РФ — 1 300 долларов, а также сумму страховки груза — 800 долларов. Цена доллара равна 62, 4523 руб.

Таможенная стоимость ТМЦ = цена товара по контракту + сумма погрузочно-разгрузочных работ + доставка ТМЦ + страхование груза = 45 950 долларов (43 350 + 500 + 1 300 + 800).

Включаются ли в таможенную стоимость дополнительные транспортные расходы?

В таможенную стоимость товаров также включаются дополнительные транспортные издержки, понесенные покупателем при транспортировке ТМЦ с помощью собственных транспортных средств. При этом для расчета транспортных затрат используются сведения бухгалтерского учета и калькулирования транспортных издержек с включением всех статей и элементов расходов (п. 22 решения Комиссии Таможенного союза «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров» от 20.09.2010 № 376). К ним относятся затраты на:

  • ГСМ;
  • оплату гостиницы и суточные;
  • ремонт и техническое обслуживание машин;
  • таможенное оформление ТМЦ при их вывозе из страны продавца;
  • оплату магистралей и платных автодорог;
  • вознаграждение экспедитора;
  • страхование груза и т. д.

Компания ООО «Альтернатива» отправила сотрудника Артеменко А. Е. в иностранное государство для покупки основного средства стоимостью 1 587 433 руб. Доставка была осуществлена компанией-перевозчиком. В затраты вошли:

  • стоимость перелета в страну покупки — 24 557 руб.;
  • проживание в гостинице и суточные — 28 352 руб.;
  • таможенное оформление — 384 570 руб.;
  • страхование груза — 143 558 руб.;
  • доставка груза до таможни — 287 358 руб.

Таким образом, таможенная стоимость составила 2 455 828 руб.

При этом отнесение суточных к транспортным расходам является спорной операцией. Таможня настаивает на их включении в состав транспортных издержек, а вот мнения судов разделились. Так, ФАС МО в постановлении от 19.10.2007 № КА-А40/10111-07 оставил суточные в составе таможенной стоимости, а ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.10.2008 по делу № А44-2902/2008 сделал вывод о том, что суточные не соответствуют понятию «транспортные расходы» и не должны относиться к таковым при определении таможенной стоимости.

Относится ли покупаемая модель станка к товарам, не облагаемым НДС, узнайте, изучив публикацию «Изменен перечень не облагаемого НДС технологического оборудования».

Итоги

При всем разнообразии вариантов поставки ТМЦ транспортные издержки увеличивают таможенную стоимость товаров при их оплате покупателем и упоминании в коммерческих документах. Исключением могут являться случаи доставки ТМЦ наемным наземным транспортом (к примеру, железнодорожным сообщением) от границы РФ до пункта пропуска на территории РФ. В данном случае транспортные расходы не включаются в таможенную стоимость товаров.

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2009 г. N А42-7980/2008 Общество представило все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в которых отдельной строкой выделены, понесенные транспортные и таможенные расходы, соответственно, подтвердило свое право на спорный вычет

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2009 г. N А42-7980/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Любченко И.С.,

при участии от открытого акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» Чемарова А.Ю. (доверенность от 23.01.2009 N 01/01/13), от Мурманской таможни Романова Е.Д. (доверенность от 28,12.2007 N 25-16/21766), Хариченкова А.В. (доверенность от 28.12.2007 N 25-16/21766),

рассмотрев 01.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2009 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу А42-7980/2008,

открытое акционерное общество «Ковдорский горно-обогатительный комбинат» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Мурманской таможни (далее — Таможня), выразившихся в корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) N 10207030/220908/0000546.

Решением суда первой инстанции от 17.03.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2009, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня указывает на неправильное толкование и применение судами норм материального права и просит отменить вынесенные по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, судами не полно исследованы значимые для рассмотрения дела обстоятельства, в частности тот факт, что Обществом в цене товара, указанной во внешнеторговом контракте и в первоначальных счетах-фактурах , не выделены расходы на транспортировку вывозимого товара и на уплату экспортных таможенных платежей.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Общество по внешнеторговому контракту от 01.02.2007 N 195, экспортировало в адрес получателя — литовской компании «LIFOSA» товар — апатитовый концентрат размолотый. На товар представлена временная периодическая декларация (далее — ВПД) N 10207030/290508/0000306.

22.09.2008 Общество представило в таможенный орган полную периодическую декларацию (далее — ППД) N 10207030/220908/0000546, в которой указало количество товара — 12 795 900 кг. Таможенная стоимость экспортируемого товара определена за минусом расходов: на транспортировку груза до порта Мурманск и его перевалку; по уплате экспортных таможенных пошлин. При этом Общество руководствовалось пунктом 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее — Правила).

Установив, что заявленные Обществом вычеты не выделены в цене сделки отдельной строкой, Таможня скорректировала таможенную стоимость товара, увеличив ее на транспортные расходы по территории Российской Федерации в сумме 3 077 810,48 руб., на расходы по уплате таможенных платежей в сумме 8 065 645,26 руб., и скорректировала подлежащую уплате вывозную таможенную пошлину, увеличив ее на 724 324,63 руб. (уведомление от 26.09.2008 N 43-11/129).

Общество оспорило действия таможенного органа, выразившиеся в корректировке таможенной стоимости экспортируемого товара, в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, признав действия таможенного органа незаконными и не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что Общество представило все необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в которых отдельной строкой выделены, понесенные транспортные и таможенные расходы, а соответственно подтвердило свое право на спорный вычет.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 были утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее — Правила).

Согласно пункту 7 Правил, основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.

Первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, в значении пункта 10 Правил — это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца ( пункт 15 Правил).

В пункте 16 Правил предусмотрен перечень отдельных расходов, которые не включаются в таможенную стоимость вывозимых товаров при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально. К числу таких расходов в частности отнесены:

— расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой для их вывоза с таможенной территории Российской Федерации, расходы по последующей перевозке (транспортировке);

— пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации в связи с вывозом товаров;

— пошлины, налоги и сборы, взимаемые в отношении оцениваемых товаров в стране, в которую ввозятся эти товары.

Из материалов дела усматривается, что основанием, послужившим для принятия Таможней решения о корректировке таможенной стоимости товара послужило не включение Обществом в таможенную стоимость товара транспортных и таможенных расходов, поскольку в представленных Обществом документах при подаче ВПД, контракте и коммерческом счете от 09.06.2008 N 73085/2, цена поставки указана без выделения сумм указанных выше расходов.

При подаче ППД Общество представило счет от 22.08.2008 N 002-0134386 и приложение от 21.08.2008 N 002-0134386/858 к дополнительному соглашению к контракту от 28.05.2008 N 002-0114787/570, в которых в общую стоимость экспортируемого товара были включены транспортные и таможенные расходы. Данные документы не были приняты во внимание таможенным органом, поскольку не использовались сторонами при осуществлении внешнеэкономической деятельности, так как в них имеется оговорка «для таможенных целей», поэтому оспариваемые расходы, по мнению Таможни были включены в общую стоимость товара, указанную в контракте и коммерческом счете от 09.06.2008 N 73085/2, представленные Обществом вместе с подачей ППД.

Согласно статье 138 ТК РФ, вывоз российских товаров с таможенной территории Российской Федерации осуществляется на основании временной таможенной декларации, сведения в которой заявляются исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного, заявляемого декларантом периода вывоза (для облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров указанный период не может превышать один календарный месяц).

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом полная таможенная декларация подается к конкретной временной таможенной декларации и содержит в себе уточненные сведения о количестве, таможенной стоимости, качестве вывезенных товаров, транспортных документах на товары. Изменение в полной таможенной декларации иных сведений, в частности, сведений о периоде вывоза товаров, заявленных во временной таможенной декларации, Таможенным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Исходя из характера груза (невозможности точного определения его массы до перевалки в порту отправления) и особенностей условий заключенного между Обществом и экспедиторской компанией договора перевозки, Общество в соответствии со статьей 138 ТК РФ, осуществляло временное периодическое декларирование товаров.

В соответствии со статьей 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимости товаров.

В связи с этим Таможня обязана опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное — несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.

Таким образом, Общество, представив в таможенный орган вместе с полной ГТД N 10207030/220908/0000546 счет от 22.08.2008 N 002-0134386 и приложение от 21.08.2008 N 002-0134386/858 к дополнительному соглашению к контракту от 28.05.2008 N 002-0114787/570, в которых соответствующие расходы выделены отдельной строкой, подтвердило свое право на спорный вычет в размере понесенных транспортных и таможенных расходов.

В то же время, предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться, как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( пункты 2 , 3 , 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

В ходе таможенного оформления вывозимых товаров, декларант представил в Таможню необходимый комплект документов, предусмотренный статьей 131 ТК РФ, при этом Таможня не опровергла достоверность содержащихся в этих документах сведений. Доказательства несоответствия действительной стоимости товаров стоимости, заявленной Обществом в таможенных целях, суду не представлены и в материалах отсутствуют.

Кроме того, довод подателя жалобы о том, что представленные к полной грузовой таможенной декларации документы не использовались сторонами при осуществлении внешнеэкономической деятельности, поскольку имеют оговорку «для таможенных целей», являлся предметом исследования в суде апелляционной инстанции и обоснованно признан несостоятельным.

Таким образом, выводы судов, как первой, так и второй инстанций о незаконности действий Таможни, выразившихся в корректировке стоимости товаров, вывезенных на основании полной ГТД , являются законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьей 286 , пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 08.06.2009 по делу N А42-7980/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни — без удовлетворения.

Учет расходов, связанных с доставкой товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, при определении их таможенной стоимости

Рубрика «Таможенное регулирование и ВЭД»

Л.А. БИТУС, главный инспектор управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Статьей 14 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XII «О Таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон) установлено, что при определении таможенной стоимости товара в цену сделки, помимо иных составляющих, необходимо включать расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, если они не были ранее в нее включены в соответствии с коммерческими (базисными) условиями поставки, определенными внешнеторговым договором. При этом такие расходы включают в себя стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров.

При осуществлении доставки, как правило, возникают затраты, связанные со страхованием. Законом определено, что плата за страхование (страховая премия) учитывается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

В случае поставки одной партии товаров разных наименований определение расходов по доставке (стоимость транспортировки и расходов по погрузке, разгрузке, перегрузке, перевалке товара) осуществляется между товарами различных наименований пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого товара к весу брутто партии товара, а расходы по страхованию — пропорционально их стоимости.

При этом согласно подп. 3.4 Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация», утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 июля 1998 г. № 246-ОД, под партией товаров понимается совокупность товаров, поставка которых осуществляется на одних и тех же условиях в рамках одной внешнеэкономической операции по одному товаросопроводительному документу.

В статье 14 Закона определены расходы и платежи, которые не должна включать в себя таможенная стоимость, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, в т.ч. расходы по доставке товара после его ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь.

Пунктом 26 Инструкции о порядке и контроле таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного Таможенного комитета Республики Беларусь от 5 июля 2005 г. № 46 (далее — Инструкция), установлен перечень документов, которые декларант должен представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости при ее определении путем применения метода по цене сделки с ввозимым товаром (метод 1), в т.ч.:

  • страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки;
  • счет за транспортировку или заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки.

Кроме того, п. 40 Инструкции перечислены документы, которые могут быть использованы декларантом для подтверждения заявленных им сведений о расходах по доставке товара, в т.ч. по таможенной территории Республики Беларусь, а именно:

  • документы, определяющие отношения сторон в сделке по оказанию услуг по доставке товаров от места отправления до места назначения, такие как договор на доставку груза, содержащий сведения о лицах, заключивших договор, предмет договора, его стоимость и условия оплаты (платежа). При этом в качестве заказчика услуг по доставке товаров могут выступать как продавец товаров, так и покупатель, а в ряде случаев — третье лицо, действующее от имени или по поручению одного из них (как правило, это экспедиторская фирма);
  • счет-фактура, который идентифицируется с договором доставки. При этом необходимо иметь в виду, что в случае представления декларантом счета-фактуры, содержащего наименования сторон, заключивших договор на перевозку, получателя товаров, условия оплаты, а также четкое определение обязательств исполнителя (например, погрузка товаров на транспортное средство, транспортировка от места отправления (погрузки) до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь и от места ввоза до места назначения (разгрузки), разгрузка товаров с транспортного средства и прочее), такой счет-фактура может выступать в качестве договора на доставку товаров;
  • банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг по доставке товаров в соответствии с выставленным счетом-фактурой;
  • документы и сведения, подтверждающие дальность перевозки, если величина транспортных расходов рассчитывалась на основании тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта и (или) дальности перевозки.

Одновременного представление всех документов, перечисленных в п. 40 Инструкции, не требуется. Состав документов, необходимых для подтверждения расходов по доставке и страхованию товара (в т.ч. по таможенной территории Республики Беларусь), определяется ст. 22 Закона, которой установлены права и обязанности декларанта. Так, в обязанности декларанта входит заявление таможенной стоимости товара и представление сведений, относящихся к ее определению, основывающихся на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Следует обратить внимание, что если доставка товара осуществлялась безвозмездно либо с помощью собственных транспортных средств, то в его таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта. При отсутствии данных о единых тарифах на перевозку указанным видом транспорта для расчета транспортных расходов должны использоваться данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.

Согласно п. 37 Инструкции таможенный орган не вправе требовать представления документов в отношении составляющих расходов на доставку товаров, вошедших в цену сделки, или документов о стоимости отдельных операций по доставке товара (например, стоимости хранения или погрузки), если они являются частью общего договора на оказание услуг по доставке товара.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3 (45), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

А есть ли возможности уменьшить таможенные платежи?

Каждый здравомыслящий участник внешне-экономической деятельности рано или поздно задает вопрос: «А есть ли возможности уменьшить таможенные платежи? »

Такие возможности, конечно, существуют и каждый желающий может уменьшить свои расходы на совершенно законном основании.

Выбор условий поставки

При заключении контракта необходимо максимально точно определить, каким же способом будет отправляться товар, в какой момент переходят риски в случае потери или повреждения товара, то есть выбрать для себя оптимальные условия поставки согласно международным правилам по толкованию торговых терминов Инкотремс .

Как выбор условий поставки позволяет нам снизить стоимость таможенного оформления грузов?

Согласно «Закону о таможенном тарифе» декларант имеет право не включать в таможенную стоимость расходы, понесенные им на территории Российской Федерации. А таможенная стоимость- это то как раз и есть та величина, которая облагается НДС и пошлиной.

Таким образом, желая снизить свои таможенные расходы, выбираем те условия поставки, когда транспортировка осуществляется самостоятельно. Это Еx Works-« перевозка осуществляется самим Покупателем», группа F «основная перевозка не оплачена» (FCA, FAS,FOB) и, пожалуй, DAF- доставка до границы.

Какие документы нужны

При проверке законности вычета транспортных расходов в таможенном органе попросят предъявить:

Если груз вывозился самостоятельно своим транспортом:

  • Калькуляцию транспортных расходов
  • Путевые листы, документы на машину, т.е. документы, подтверждающие, что машина принадлежит Покупателю
  • Если груз вывозился транспортом Перевозчика:
    • Договор транспортировки с транспортной компанией, осуществляющей перевозку
    • Транспортный заказ либо заявку на перевозку
    • Счет на транспортировку
    • Оплата и расчет ж/д тарифа по территории РФ ( при ж/д отправках)

Очень важно, чтобы в заявках и счетах от транспортных компаний была сделана РАЗБИВКА транспортных расходов от места загрузки до конкретного пункта на территории РФ и от этого же пункта до места назначения. Ведь именно величину транспортных расходов от границы РФ до пункта назначения декларант имеет право не включать в таможенную стоимость.

Чего делать не надо

Крайне нежелательно предоставлять в таможенный орган недостоверную информацию о стоимости перевозки, занижать её. Стоимости должны быть реальны, т.е. соответствовать существующим на рынке перевозок расценкам, так как в ином случае таможня может не согласиться с заявленной стоимостью и предложить сделать корректировку таможенной стоимости товара (КТС) по своим данным.

Разумный подход

Конечно, не всегда возможно сделать вычеты транспортных расходов из таможенной стоимости. Выбор оптимальных условий поставки зависит и от вида транспорта, и от степени готовности покупателя или продавца понести определенные риски. Все это надо знать и учитывать при работе. Но , тем не менее, при разумном и творческом подходе к таможенному оформлению всегда можно найти способ сокращения расходов!

Включение в таможенную стоимость транспортных расходов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

от 20 июля 2005 года Дело N А08-846/05-16

[Признавая незаконным и отменяя постановление таможни по делу об административном правонарушении о привлечении истца к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа, суд обоснованно пришел к выводу, что включение в таможенную стоимость товара стоимости пробега пустого транспортного средства до места погрузки не соответствует закону]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: . при участии в заседании: от истца — не явились, извещены надлежаще; от ответчика — не явились, извещены надлежаще, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на решение от 29.03.2005 (судья . ) и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2005 (судьи: . ) Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-846/05-16, установил:

ООО «НПП «Контакт» (далее — Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Белгородской таможни от 10.02.2005 по делу об административном правонарушении N 10101000-1956/2004 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 524 руб. 54 коп.

Решением от 29.03.2005 признано незаконным и отменено постановление Белгородской таможни от 10.02.2005 по делу об административном правонарушении N 10101000-1956/2004 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 524 руб. 54 коп.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2005 решение суда первой инстанции от 29.03.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Белгородская таможня просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применена ст.19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые решение и постановление арбитражного суда не подлежат отмене.

Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора N 11 от 05.12.2003 о поставке продукции производственно-технического назначения, заключенного между ООО «Литейщик» (Украина) и ООО «Фирма Пирс», на таможенную территорию России в адрес российского предприятия был ввезен товар — «радиаторы отопительные чугунные» в количестве 480 штук по ГТД N 10101110/270804/0001758. При этом таможенная стоимость согласно ДТС была заявлена в размере 441160 руб., в том числе 431160 руб. — фактурная стоимость, и 7000 руб. — расходы по доставке товара до места ввоза.

Декларирование товара произвело Общество на основании договора об оказании услуг по таможенному оформлению от 21.04.2003, заключенного с ООО «Фирма Пирс».

В ходе общей таможенной ревизии в отношении ООО «Фирма Пирс» Белгородская таможня пришла к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

По мнению таможенного органа, в таможенную стоимость при декларировании не были включены транспортные расходы перевозчика, от таможенной границы РФ до места получения товара (стоимость пробега незагруженного транспортного средства в сумме 5780 руб.).

Данное обстоятельство послужило основанием для составления 28.01.2005 Белгородской таможней протокола об административном правонарушении по факту заявления декларантом — Обществом в ГТД недостоверных сведений о таможенной стоимости импортированного товара, повлекших занижение таможенных платежей в сумме 1049 руб. 07 коп. (ч.2, ст.16.2 КоАП РФ).

На основании материалов дела об административном правонарушении, Белгородской таможней 10.02.2005 принято постановление по делу об административном правонарушении N 10101000-1956/2004, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 524 руб. 54 коп.

В соответствии со ст.124 ТК РФ декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ст.127 ТК РФ декларант обязан произвести декларирование товаров и исчислить таможенные платежи в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Пунктом 1 ст.323 ТК РФ установлено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Пунктом 6 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе» определено, что таможенная стоимость товара — стоимость товара, определяемая в соответствии с настоящим Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с использованием метода по цене сделки с ввозимыми товарами установлен ст.19 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Согласно указанной норме таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации;

расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

Анализируя положения данной нормы, суд обоснованно пришел к выводу, что включение в таможенную стоимость товара стоимости пробега пустого транспортного средства до места погрузки не соответствует закону.

В таможенную стоимость включаются только расходы по доставке товара, стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров, т.е. расходы, непосредственно связанные с перемещением ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров.

Судом установлено, что сведения о таможенной стоимости в части транспортных расходов в сумме 7000 руб. были подтверждены декларантом калькуляцией, которая была принята Белгородской таможней в качестве документа, подтверждающего обоснованность суммы транспортных расходов, что послужило основанием для оформления товара в режиме «выпуск для внутреннего потребления».

Поэтому суд правомерно признал незаконным постановление об административном правонарушении Белгородской таможни и отменил его.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются по существу позицией таможенного органа по настоящему спору. Им дана надлежащая судебная оценка при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.

У суда кассационной инстанции нет оснований для иного толкования примененных нормативных актов.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба Белгородской таможни не подлежит удовлетворению.

Решение от 29.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2005 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-846/05-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Белгородской таможни — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Текст документа сверен по:
рассылка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.