Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств
- Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств?
- Как легально заключить контракт без лимитов?
- Итоги
Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств в общем случае является незаконной процедурой, однако легализация подобных правоотношений в некоторых случаях возможна, с учетом толкования норм бюджетного законодательства РФ. Рассмотрим, каким образом заключение контрактов без лимитов может быть осуществлено учреждениями бюджетной системы.
Кто должен соблюдать лимиты бюджетных обязательств?
Лимит бюджетных обязательств — финансовый параметр, который устанавливается только для казенных учреждений. Он представляет собой право учреждения на расходование определенного объема получаемых от распорядителя бюджетных средств (ст. 6 БК РФ).
Автономные и бюджетные организации осуществляют деятельность вне соответствующего лимита, и потому могут свободно заключать любые контракты, если это позволяют им сделать имеющиеся финансовые ресурсы — представленные, к примеру, средствами, заработанными в ходе коммерческой деятельности.
Порядок доведения лимита бюджетных обязательств до казенных учреждений определяется:
- приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н — при исполнении федерального бюджета;
- нормами региональных либо муниципальных нормативных актов — при исполнении бюджетов на соответствующих уровнях.
Можно отметить, что лимит считается доведенным до казенного учреждения уже в момент получения им расходного расписания от распорядителя — то есть еще до принятия учреждением сметы бюджетных расходов в соответствии с лимитами (которая должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания).
Казенное учреждение не вправе заключать контракты, превышающие лимиты бюджетных обязательств. В противном случае учреждение может быть оштрафовано на основании ст. 15.15.10 КоАП РФ с аннулированием через суд контрактов, заключенных с превышением лимита (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, принятие казенным учреждением обязательств в случае выработки лимита на текущий год в общем случае признается незаконным. Однако с учетом специфики толкования норм бюджетного законодательства в принципе возможны варианты законного вступления учреждения в соответствующие правоотношения даже при выработке имеющегося лимита. Рассмотрим их.
Как легально заключить контракт без лимитов?
Лимиты, отраженные в расходных расписаниях от распорядителей бюджетных средств, в общем случае доводятся до получателей бюджетных средств (в данном случае — казенных учреждений) до начала финансового года.
Если лимит на следующий финансовый год фактически доведен до учреждения — оно получает право заключать контракты по этому лимиту и даже получать необходимые товары и услуги по ним при том, что оплачены они будут в будущем году (письмо Минфина РФ от 31.07.2013 № 02-13-11/30710).
Выше мы отметили, что лимит считается доведенным до учреждения уже сразу после того, как оно получит от распорядителя расходное расписание. Поэтому, если для контрагента принципиальна срочность — можно заключать с ним контракт сразу после получения соответствующего документа от вышестоящего ведомства, например в декабре текущего года. Правда, оплатить контракт получится не раньше января следующего года, при условии утверждения сметы на следующий год, которая составляется учреждением на основе расходного расписания.
Проводки, отражаемые в регистрах бухучета по обязательствам, которые принимаются казенным учреждением в рамках указанной схемы — без лимитов текущего года, но с использованием соответствующего объема финансовых прав, установленного на следующий год или на более длительный плановый период, будут следующими:
1. Проводки, фиксируемые в регистрах текущего года (отражают принятие обязательств в рамках доведенных лимитов на следующий финансовый год):
- Дт 501 23;
- Кт 502 21.
Указанные цифры означают, что:
- приняты лимиты (код 501 03), и притом на первый год, следующий за текущим (код 20) — соответственно в итоге получается кодировка 501 23 — приняты лимиты на следующий год (далее в пояснениях мы этого уточнять не будем — логика везде одинакова);
- приняты бюджетные обязательства (код 502 01), и притом на первый год, следующий за текущим (код 20).
2. Проводки, отражающие факт переноса обязательств, возникших в прошлом году, на следующий финансовый год:
- Дт 502 21;
- Кт 502 11.
Указанные цифры означают, что:
- будет осуществляться исполнение бюджетного обязательства (код 502 01), принятого в прошлом году на следующий финансовый год (код 20);
- учреждение исполняет соответствующие бюджетные обязательства (код 502 01) в текущем финансовом году (код 10).
3. Проводки, отражающие факт принятия финансовых обязательств по прошлогоднему контракту в текущем году:
- Дт 502 11;
- Кт 502 12.
Указанные цифры означают, что:
- учреждение исполняет бюджетное обязательство (код 502 01) в текущем финансовом году (код 10);
- учреждение исполняет соответствующее бюджетному финансовое обязательство (код 502 02) в текущем финансовом году (код 10).
ВНИМАНИЕ! Указанные в примерах выше счета бухучета — сокращенные. Полный счет бюджетного учета состоит из 26 цифр. Первые 17 цифр определены в перечне КБК и одинаковы для всех типов расходных операций учреждений, функционирующих в определенной бюджетной сфере. Следующая — обозначает код финансового обеспечения (в данном случае будут применяться стандартные кодировки). Следующие за ней 5 — как раз таки используемые нами, ключевые с точки зрения корректной классификации хозяйственной операции (первые 3 цифры здесь — это синтетический код, следующие 2 — аналитический). Последние 3 цифры полного 26-значного счета — это код КОСГУ (применяется казенными и бюджетными учреждениями) либо собственный код автономного учреждения.
Итоги
Принимать контрактные обязательства казенное учреждение может только при условии наличия возможности их исполнить за счет неизрасходованного лимита текущего года или утвержденного в достаточном объеме лимита на следующий год или более длительный плановый период.
Принятие обязательств в текущем году по лимитам следующего года отражается особой последовательностью бухгалтерских проводок: отражающих факт принятия учреждением обязательства в текущем году по утвержденному лимиту на следующий год, а также факт переноса обязательств на следующий год.
Ознакомиться с иными нюансами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вы можете в статьях:
Что делать, если изменили лимиты бюджетных обязательств
Бюджетное обязательство по 44-ФЗ — это денежные средства, выделенные для закупок товаров, работ, услуг. Если после исполнения контракта остались деньги и заказчик их не использовал, БО отзовут.
Уменьшение и отзыв ЛБО
Деньги, выделенные и доведенные казенным учреждениям (КУ) для исполнения государственных и муниципальных закупок, — это и есть бюджетные обязательства (БО). Выделяют бюджетные обязательства в пределах лимитов, установленных для конкретного учреждения. В совместном письме Минфина № 02-13-10/141 и ФК РФ № 42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 дается определение контрактации бюджетных средств — заключение получателями денег из бюджета контрактов по принципам российского законодательства. То есть контрактация ЛБО показывает процентное соотношение сумм контрактов и объемов выделенных ЛБО.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отражать в бюджетном учете лимиты бюджетных обязательств без ошибок и нарушений.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Учреждения закупают по 44-ФЗ нужные им товары, работы или услуги за счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год денег из бюджета страны. По правилам, заключение контрактов без лимитов бюджетных обязательств невозможно. Заказчики не имеют права использовать средства сверх установленных для них лимитов. Устанавливает их ГРБС. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию:
- об отсрочке;
- уменьшении ЛБО;
- о сроке уменьшения.
ЛБО уменьшают и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшают как на государственном, так и на муниципальном уровне. По БК РФ, сокращение лимитов бюджетных обязательств, по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования, в соответствии с законом (решением) о бюджете, выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, но условия эти оказались невыполненными, — это блокировка расходов (п. 1 ст. 231 БК РФ). ЛБО блокируют 31 декабря по причине окончания финансового года.
Приостановка операций на лицевых счетах и отзыв лимитов бюджетных обязательств и учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные деньги.
БО в Единой информационной системе формируется на основании извещения о проведении госзакупки (письмо Минфина РФ № 07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами Федерального казначейства (ТОФК).
Что делать заказчику
В процессе исполнения контракта не допускается изменять его основные условия. Вот какие обязанности возникают у казенного учреждения после изменения лимитов бюджетных обязательств по 44-ФЗ в текущем году:
- согласовать с поставщиком новые условия контракта по цене, срокам исполнения, объему поставки (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, п. 6 ст. 161 БК РФ);
- изменить условия заключенного договора по соглашению сторон.
Поставщик вправе потребовать у казенного учреждения возмещения расходов, которые он понес из-за изменения условий исполнения госконтракта (письмо Минфина № 09-01-11/30530 от 16.04.2020). Для возмещения необходимо предоставить в Казначейство подтверждающий факт и оплату поставки или частичной поставки в КУ товаров, работ и услуг по госконтракту.
Уменьшение в контракте количественных и ценовых параметров по п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ регламентируется методикой, закрепленной ПП РФ № 1090 от 28.11.2013. Там указано, что делать, если исполнитель повысил тарифы на оказываемые услуги, превышающие лимиты заказчика, — изменять условия госконтракта по соглашению сторон. Если стороны не достигли договоренности о корректировке цены или количества поставляемых на основании контракта товаров, работ или услуг, применяется пункт 2 методики. Пункты 4-7 методики указывают, что организация-заказчик принимает решение об изменении госконтракта из-за сокращения ЛБО, базируясь на эквивалентности изменения количественных и ценовых критериев ТРУ. Правки вносят, только если контрактные отношения уже вступили в силу: контракт заключен и подписан обеими сторонами.
Все изменения оформляются в виде дополнительного соглашения сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ) и обязательно вносятся в реестр контрактов, который заказчик ведет в ЕИС (п. 8 ч. 2, ч. 3, 7 ст. 103 44-ФЗ). Сведения в реестр вносят в течение трех рабочих дней. Изменения в контракте публикуются в ЕИС в течение одного рабочего дня после даты утверждения изменений (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
Минфин разъясняет, как проводить возврат незаконно отозванных ЛБО (восстановление) под неисполненный контракт в текущем году (письмо Минфина № 09-01-09/49997 от 10.06.2020). Срок расчетов по переходящим госконтрактам, не исполненным в предыдущем году, увеличивается до 1 октября текущего финансового периода. Этот срок не распространяется на контракты, заключенные в текущем году из-за расторжения предыдущих.
Дополнительное финансирование запрашивают по форме, утвержденной ГРБС. Вот примерный образец повторного запроса ЛБО у главного распорядителя:
Скачать запрос-требование о выделении дополнительных лимитов заполненное, в Word |
Можно ли заключать контракты в период отзыва лимитов
На основании изменений, внесенных 178-ФЗ в статью 72 БК РФ, у заказчиков появилась возможность заключать контракты в момент отзыва ЛБО.
По п. 2 ст. 72 БК РФ, организация-заказчик заключает госконтракты в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок товаров, работ, услуг и не превышая доведенные ЛБО (исключение — п. 3). Если уменьшение или отзыв провели, чтобы привести ЛБО в соответствие с ассигнованиями, то у заказчика появляется возможность заключить необходимые контракты в объемах, не превышающих обязательства, поставленные на учет в определенном финансовом году.
А вот как аннулировать денежные обязательства в ЕИС в 2021 при ошибочных сведениях:
Шаг 1. Перейти в личный кабинет заказчика в Единой информационной системе.
Шаг 2. Найти карточку нужного контракта.
Шаг 3. Выбрать вкладку «Документы» и действие «Аннулировать».
После аннулирования сформируется новая версия сведений о БО и отобразится страница сведений об обязательствах бюджета.
А в Приказе Минфина № 258н от 30.10.2020 разъясняется, как отменить бюджетное обязательство в «Электронном бюджете», — самому заказчику это сделать сложно. По правилам, сведения о деньгах по принятым БО формируют только органы Федерального казначейства (п. 22 Порядка № 258н). Но есть ряд исключений. Получатели самостоятельно формируют денежное обязательство (ДО) в случае:
- его неоднократного исполнения;
- подтверждения поставки товаров, работ, услуг по платежам, которые произвели ранее, но требуют подтверждения;
- исполнения ДО, которые возникли на основании документа о приемке из ЕИС одним распоряжением, сумма которого равняется сумме ДО, подлежащего постановке на учет;
- исполнения ДО в период, который превышает срок, установленный для его оплаты по правилам санкционирования;
- исполнения ДО, которое возникло на основании акта сверки взаимных расчетов, решения суда о расторжении госконтракта или уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта через 30 дней со дня его размещения заказчиком в реестре контрактов, в рамках полностью оплаченного БО в отчетном финансовом году.
Если заказчик ошибся в формировании или учете БО, он обязан уведомить Казначейство и попросить аннулировать такое бюджетное обязательство. Самостоятельно инициировать и проводить аннулирование не допускается. Все действия необходимо согласовывать с вышестоящим финансовым ведомством.
Письмо Минфина России от 30.12.2019 № 09-04-06/103748 «О разъяснении порядка принятия бюджетных обязательств на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ . «
1. В части принятия бюджетных обязательств, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок, не превышающий трехлетний период.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.
Согласно положениям пунктов 2.1 и 5 статьи 217 Бюджетного кодекса показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Пунктом 2 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1496, установлено, что главные распорядители средств федерального бюджета распределяют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведенные до них лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями средств федерального бюджета для принятия и (или) исполнения получателями средств федерального бюджета бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств.
В целях обеспечения своевременного принятия бюджетных обязательств на основе заключенных государственных (муниципальных) контрактов получателями бюджетных средств абзацем вторым пункта 2 Положения N 1496 предусмотрено, что лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд подлежат доведению до получателей средств федерального бюджета в полном объеме не позднее 20-го рабочего дня после их отражения на лицевых счетах главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, открытых главным распорядителям средств федерального бюджета.
При этом в соответствии с положениями статьи 15.15.1 Кодекса об административных правонарушениях несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 232 Бюджетного кодекса субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (в случае получения уведомления об их предоставлении), направляются на увеличение расходов бюджета, соответствующих целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), получение финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) предусмотренного пунктом 2.1 статьи 219 Бюджетного кодекса уведомления, является основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись и доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Абзацем первым статьи 215.1 Бюджетного кодекса установлено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При этом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
В этой связи, установленные в отношении главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета требования о доведении лимитов бюджетных обязательств в сроки, предусмотренные Положением 1496, могут быть отражены в соответствующих нормативных правовых (правовых) актах субъекта Российской Федерации (муниципального образования), регламентирующих исполнение бюджета, в случае, если исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) софинансируется из федерального бюджета.
Поскольку в силу положений абзаца второго пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, государственными заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации, заключение государственных контрактов возможно до начала очередного финансового года в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств на указанные цели.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Исключения из общего правила предусмотрены пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, определяющим право получателя бюджетных средств заключать контракты на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать согласно плану-графику государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе в 2019 году со сроком принятия и исполнения обязательств в 2020 году и плановом периоде — 2021 и 2022 годах, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им как получателям бюджетных средств на указанные цели.
2. Особенности планирования и исполнения в 2020 году бюджетных обязательств, возникших на основании государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, источником финансового обеспечения которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляются в соответствии с письмом Минфина России от 28 ноября 2019 года N 09-02-09/92636.
ФАС считает, что госконтракт можно заключить под отлагательным условием.
Госконтракт может содержать условие о том, что контрагенты начинают исполнять обязательства только после доведения лимитов бюджетных обязательств. Такой вывод следует из письма антимонопольной службы.
Ведомство отметило: заключение госконтракта при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к несвоевременной оплате по нему и повлечь расходы бюджетных средств на уплату неустойки. Вместе с тем Закон N 44-ФЗ не запрещает заключить госконтракт под отлагательным условием.
В 2015 году на возможность включить отлагательное условие в госконтракт уже указывал Минфин.
Документ: Письмо ФАС России от 20.03.2017 N РП/17453/17
Текст пиьсма ФАС России от 20.03.2017 N РП/17453/17
Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), рассмотрев обращение Управления Федерального казначейства Республики Крым от 07.02.2017 № 75-07-06/680, перенаправленное письмом Крымского УФАС России от 10.02.017 № 02/980, по вопросу о заключении государственных (муниципальных) контрактов до доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.
В соответствии с положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России).
Позиция по указанному вопросу изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.12.2016 № Д28и-3330, от 23.12.2016 № Д28и3399.
Дополнительно ФАС России сообщает, что принятие заказчиком бюджетных обязательств до доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования может содержать признаки нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 5.15 (1) Положения в Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет Федеральное казначейство.
Таким образом, по вопросу о заключении государственных (муниципальных) контрактов и принятии заказчиком бюджетных обязательств до доведения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год целесообразно обратиться в Федеральное казначейство.
Вместе с тем, ФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд заказчик обязан заключить контракт с победителем закупки.
Вместе с тем, принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты за поставленные товары (работы, услуги), что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.
Дополнительно ФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено запрета на заключение контракта под отлагательным условием.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Позиция Министерства Финансов Российской Федерации о возможности включения в проект государственного контракта отлагательного условия изложена в письме от 25.05.2015 № 02-02-04/16546.
Заключение контракта без лимитов бюджетных обязательств
Вопрос: Об увеличении срока исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 марта 2020 г. N 24-03-07/15585
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение ФГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части изменения существенных условий контракта, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в установленных пунктом 6 части 1 данной статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1090 (далее — Методика).
Согласно пункту 2 Методики, в случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг.
Таким образом, в указанном в обращении случае при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств допускается по соглашению сторон внесение изменения в контракт в части увеличения срока исполнения контракта без изменения цены контракта и без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг на основании пункта 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.