Анализ и аудит учетной политики в организации

Учетная политика организации представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные ос­новы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, по­гашения стоимости активов, организации документооборота, ин­вентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.

Целью изучения учетной политики является анализ и аудит ос­новных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:

• приказ об учетной политике проверяемого предприятия;

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• перечень утвержденных форм первичных документов и форм до­кументов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• правила документооборота и технологии обработки учетной ин­формации;

• утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.

Изучив и проанализировав представленную информацию, необ­ходимо оценить, не является ли отношение руководства предпри­ятия к формированию и исполнению учетной политики формаль­ным, поскольку только лишь наличие приказа об учетной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприяти­ем.

При проведении аудиторской проверки учетной политики ауди­тор должен установить:

• наличие и состав распорядительных документов по учетной поли­тике;

• соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;

• последовательность применения учетной политики;

• раскрытие способов учета, отличных от установленных нор­мативными документами, но позволяющих предприятию досто­верно отразить его имущественное состояние и финансовые резуль­таты;

• полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгал­терской отчетности;

• соблюдение учетной политики.

В процессе аудиторской проверки необходимо проанализи­ровать соответствие избранной учетной политики характеру и ус­ловиям деятельности предприятия, а также действующим пра­вилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зре­ния рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достовер­ной картины имущественного и финансового положения предпри­ятия.

Для оценки полноты и правильности положений учетной поли­тики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика со­держит информацию, обосновывающую выбор способов бух­галтерского учета и особенности их применения исходя из спе­цифики отраслевой принадлежности и иных условий.

Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы веде­ния бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оце­нить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требовани­ям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Рос­сийской Федерации.

Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внут­ренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководите­лям, учредителям (участникам) и собственникам имущества пред­приятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;

• обеспечение единства методики при организации и ведении бух­галтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;

• обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления фи­нансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловленные изменениями законодательных и нормативных актов;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюде­нием законодательства Российской Федерации и целе­сообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нор­мами, нормативами и сметами;

• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной де­ятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резер­вов обеспечения его финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики и последующем ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагающие принципы, требования и допущения, такие как:

1) допущение имущественной обособленности — предпола­гает, что активы и обязательства предприятия существуют обо­собленно от активов и обязательств собственников этого пред­приятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в ба­лансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обя­зательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;

2) допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликви­дации или существенного сокращения деятельности, и, следова­тельно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного пе­риода;

3) допущение временной определенности факторов хозяйст­венной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

4) требование полноты — означает полноту отражения в бух­галтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности неза­висимо от желаний отдельных работников;

5) требование своевременности — означает своевременное от­ражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

6) требование осмотрительности — означает большую готов­ность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

7) требование приоритета содержания перед формой — озна­чает отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной дея­тельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;

8) требование непротиворечивости — означает тождество дан­ных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтети­ческого учета на последний календарный день каждого месяца;

9) требование рациональности — означает рациональное ве­ление бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной де­ятельности и масштабов предприятия.

В случае наличия дополнений и изменений к учетной политике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки предприятием новых способов ведения бух­галтерского учета. Применение нового способа ведения бухгал­терского учета предполагает более достоверное представление фак­тов хозяйственной деятельности в учете и отчетности предприятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степе­ни достоверности информации;

3) существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, изме­нением видов деятельности и т. д.

Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприятия учетной политики для целей налогового учета.

В учетной политике для целей налогообложения должен оыть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с прави­лами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аудитор также проверяет наличие приложений к учетной поли­тике для целей налогообложения, таких как формы регистров нало­гового учета и порядок отражения в них аналитических ишных на­логового учета, данных первичных учетных документе.

АНАЛИЗ И АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Процесс формирования учетной политики включает в себя несколько этапов:

1) оценка существующего процесса сбора и обработки финансовой и учетной информации;

2) разработка стандартов управленческого учета;

3) разработка стандартов бухгалтерского учета;

4) сопряжение управленческих и бухгалтерских аспектов учетной политики;

5) взаимодействие учетной политики и иных функций управления предприятием;

6) определение влияния учетной политики на показатели финансового состояния организации;

7) определение механизма внесения изменений в учетную политику.

Цель аудита учетной политики выявить несоблюдение указанных этапов, так как это приводит к искажению имущественных и финансовых результатов предприятия и должно рассматриваться как неправильное ведение бухучета.

Типичные ошибки и нарушения:

1) неполное раскрытие информации о способах организации и ведения бухучета на предприятии;

2) отсутствие схемы и графика документооборота;

3) несоответствие даты утверждения приказа учетной политики требованиям законодательства.

Учетная политика и финансовые процедуры применяются последовательно из года в год с 1 января года, следующего за годом утверждения. При экспертизе учетной политике организации важно проверить, вносились ли какие-то изменения в нее. Имела ли организация право на внесение данных изменений. Вступили ли изменения в силу в срок, установленный законодательством. Соответствует ли бухгалтерский учет в организации положениям, закрепленным в учетной политике, была ли скорректирована отчетность после внесенных изменений в учетную политику.

Дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года в случаях:

1) упущения каких-либо моментов при ее первоначальном утверждении;

2) изменения видов деятельности предприятия;

3) появления новых участков бухгалтерского учета.

ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильность их отражения в учете.

• Книга регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

• Отчеты кассира с приложенными первичными документами.

• Регистры синтетического и аналитического учета к счету 50 «Касса».

План и программа проверки

В процессе аудита кассовых операций проверяются и выясняются следующие моменты: 1) правильность документального оформления (наличие всех документов, подписей); 2) законность совершения кассовых операций и их соответствие требованиям нормативных документов; 3) полнота, своевременность и правильность оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, поступления выручки и других операционных доходов и расходов; 4) расходование наличных денежных средств из кассы (юридическая обоснованность выдачи денег – наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, командировки, выдачу средств на представительские расходы по исполнительным листам); 5) обоснованность выделения НДС в ПКО, РКО; 6) соблюдение установленного лимита расчетов наличными между юридическими лицами; 7) факты оплаты сотрудникам производственных хозяйственных расходов без оформления авансовых отчетов; 8) факты повторной оплаты по ранее оформленным документам; 9) факты выплат подставным лицам и другое; 10) правильность записей по счету 50; 11) проверяется организация аналитического учета всех хранящихся на предприятии денежных документов (путевки, проездные билеты и др.).

Обобщение результатов проверки. Рабочие документы аудитора. Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем документе аудитора.

ПРОВЕРКА СЧЕТОВ В БАНКАХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

Основная цель проверки счета – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильности отражения их в учете.

• Договоры на банковское обслуживание.

• Выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами.

• Регистры аналитического и синтетического учета по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

План аудита: 1) установить количество и состав открытых предприятием в банках рублевых и валютных счетов, классифицировать хозяйственные операции, связанные с движением иностранной валюты; 2) выяснить законность и целесообразность операций по движению средств на этих счетах; 3) определить правильность отражения банковских операций в учете; 4) дать оценку состояния платежно-расчетной дисциплины; 5) провести арифметический контроль расчета курсовых разниц и подтвердить отражения на счетах бухучета.

Программа аудита: 1) выборочно проверяются банковские выписки с приложенными документами; 2) устанавливается правильность учета поступивших денежных средств и полнота их зачисления, а также правильность корреспонденции по счетам 51, 52, 55, 57; 3) изучаются контракты (договоры), заключенные предприятием с иностранными партнерами по экспортно-импортным операциям; 4) проверяется полнота и своевременность зачисления валютной выручки предприятия-экспортера на его валютные транзитные счета в уполномоченных банках; 5) при закупках товаров по импорту проверяется исчисление покупной стоимости поступающих товарно-материальных ценностей, исходя из условий контрактов с учетом таможенных пошлин, транспортных расходов и прочих расходов по закупке товаров или иных ценностей.

Обобщение результатов проверки. Обнаруженные нарушения фиксируются в рабочих документах, определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушений, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения.

Анализ учетной политики

То, насколько эффективно работает предприятие, зависит от многих существенных факторов. Но среди них особое место занимает уровень организации бухгалтерского, налогового учёта, а также чёткая организация документооборота, с ними связанного.

Почему это так? Необходимость ведения бухгалтерии обусловлена законодательством, но сделать это не просто. Поэтому нужно правильно оценивать положение дел в своей бухгалтерии. Очень важен внутренний аудит на предприятии посредством регулярного проведения  проверок и использования полученных результатов для совершенствования своего бизнеса.

Организация учета

Для того, чтобы бухгалтерский учёт на предприятии был максимально эффективен, он должен быть организован на основе всех необходимых норм и правил. С другой стороны, он должен максимально соответствовать конкретной специфике предприятия. Важным фактором, влияющим на эту ситуацию, является правильное формирование учётной политики на предприятии и проведение ее внутреннего аудита на регулярной основе. Выполнение поставленной цели и собственно разработка учетной политики реализуется главным бухгалтером предприятия и представляется на утверждение директором. Законодательством предусмотрено, что разработка и утверждение учетной политики должно быть завершено до начала финансового года. Учётная политика на вновь созданном предприятии должна быть сформирована не позже, чем через девяносто дней с момента регистрации предприятия.

Законодательством предусмотрен список основных вопросов, которые должны быть отражены в учетной политике:

  1. План счетов предприятия.
  2. Формы первичных документов.
  3. Технология составления отчетности предприятия.
  4. Способ выполнения инвентаризации.
  5. Методы выполнения оценки обязательств и активов.
  6. Правила внутреннего документооборота и система работы с имеющейся учетной информацией.
  7. Другие вопросы, влияющие как на ведение бухучёта, так и на выбор определённой налоговой политики.

Как мы видим, предлагаемые меры можно условно разделить на три группы:

  1. Технические вопросы
  2. Методические вопросы
  3. Налоговые вопросы.

Правильная организация этих мер служит как для официального закрепления установленных положений, так и для улучшения взаимодействия между различными подразделениями и руководящими органами предприятия.

В процессе работы предприятия необходимо регулярно проводить анализ бухгалтерской учетной политики.

Как часто разрешено вносить изменения в существующую отчётную политику? Как правило, вносить изменения можно раз в год. В особых случаях изменения могут быть сделаны в середине года. Имеются в виду:

  1. Изменения в законодательстве РФ.
  2. Совершенствование учётной деятельности на предприятии, которое ведёт к более качественному учёту, выводит его на должный уровень.
  3. Существенные изменения в работе предприятия, имеющие важный хозяйственный эффект.

Внутренний анализ и аудит учетной политики организации позволяет проводить дальнейшее её совершенствование на основе имеющегося опыта.

Почему важен аудит

Мы видим, что организация учётной политики на предприятии является весьма непростым процессом. Как обеспечить её эффективность и соответствие актуальным требованиям законодательства? Качественный аудиторский контроль и оценка качества являются действенной мерой для решения таких задач. На что можно рассчитывать предприятию при обращении к профессиональной аудиторской фирме? Как происходит работа по аудиту? Какой финансовый и налоговый эффект можно ожидать от этого?

Обычно работа происходит в три основных этапа:

  1. Определяется круг лиц, которые отвечают за учётную политику на предприятии и их ответственность.
  2. Происходит анализ учетной политики организации на основе тщательного изучения бухгалтерской документации. Оценивается состояние учёта. Особое внимание обращается на такие вопросы, как способ, которым начисляется амортизация основных средств, как производится оценка стоимости нематериальных активов, какие методы используются для оценки ресурсов и готовой продукции, как формируются резервы на предприятии и с помощью каких методов оцениваются активы и обязательства предприятия.
  3. На основании проведённой работы формируется независимая оценка учётной политики, будет подготовлен полный пакет рабочих документов и будет сделан отчёт с перечнем слабых мест в учёте и путей их исправления.

Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)

Анализ и аудит учетной политики в организации

  • Когда проводится анализ учетной политики организации
  • Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия
  • Нюансы анализа учетной политики
  • Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита
  • Итоги

Когда проводится анализ учетной политики организации

Анализ учетной политики (УП) проводится:

  • во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
  • для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
  • в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).

структура анализа учетной политики

Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.

Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса экспертиза УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.

Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая политика не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.

Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия

Чтобы провести анализ учетной политики, необходимо:

  • детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
  • исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;

ВНИМАНИЕ! С 2022 года обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Стандарт можно применять и раньше, закрепив его положения в учетной политике предприятия.

Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

  • обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).

Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.

К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.

Нюансы и методика анализа учетной политики

При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:

  • Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
  • Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
  • Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
  • Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
  • УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Пример учетной политики для целей бухучета, а также для различных систем налогообложения, можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:

  • могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
  • сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.

Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.

Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита

Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.

Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях: 

  1. Как провести внутренний аудит на предприятии

  2. План и программа аудита

  3. Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия, и пр.

Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.

То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.

Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.

Итоги

Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.

Приложение

При анализе учетной политики предприятия необходимо также выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.

таблица анализа учетной политики

таблица анализа учетной политики 2 лист

таблица анализа учетной политики 3 лист

таблица анализа учетной политики 4 лист

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять