Нефинансовые активы в бюджетном учете это

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

  • Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
  • Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
  • Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
  • Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
  • Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
  • Итоги

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2021 годах (нюансы)».

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

Дата публикации: 29.03.2016

Статья просмотрена: 6656 раз

Библиографическое описание:

Ропотан, С. В. Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях / С. В. Ропотан, Е. А. Суша. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10125/ (дата обращения: 07.12.2021).

Вопрос учета нефинансовых активов актуален для учреждений бюджетной сферы, особенность формирования состава нефинансовых активов строго определён законодательством сферы бухгалтерского учета, нарушение которого недопустимо.

Ключевые слова: активы, бюджетное учреждение, нефинансовые активы, имущество, деятельность, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность

Нефинансовые активы — данная экономическая категория и понятие характерно только для бюджетных учреждений. Относительно бюджетных учреждений можно сказать, что это учреждения, которые не ставят цели получить прибыль, которые зависят от бюджетов различного уровня.

Несмотря на то, что цели получения прибыли у таких учреждений нет, все же они имеют право занимать предпринимательской деятельностью.

Учреждения, которые занимаются бюджетной и предпринимательской деятельностью, обязаны формировать годовую отчетную форму 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения».

Относительно нефинансовых производственных активов важно отметить тот факт, что они формируются как результат производственных процессов. Данные активы состоят из основных фондов, материальных оборотных активов и материальных ценностей.

В учете бюджетного учреждения имущество может быть признано объектом основных средств, при условии соблюдений сразу нескольких пунктов:

 объект является материальным [2];

 объект может быть использован в процессе функционирования учреждения при выполнении работ, оказании услуг ив сфере реализации управленческих нужд;

 у объекта срок полезного использования должен превышать 12 месяцев.

Особенности учета в бюджетном учреждении заключаются в применении особенного плана счетов. Для учета основных средств используется счет 0.101.00.000 «Основные средства». В данную группу входят такие активы, как жилые и нежилые здания, сооружения, различного рода машины и оборудование, транспорт, инвентарь как производственныйтак и хозяйственный.

Счет 0.102.00.000 «Нематериальные активы» предназначается для учета нематериальных активов, к которым относят такие активы как исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности.

Поступление материального запаса отражается на счете 0.105.00.000 «Материальные запасы». В бюджетном учреждении к материальным запасам относят материалы и сырье, которые применяются в ходе функционирования деятельности учреждения.

Счет 0.106.00.000 «Вложения в нефинансовые активы» формирует первоначальную стоимость объект основных средств, который принимается к учету, отражает вложение в нематериальные и непроизводственные активы, а также в материальные запасы.

Таким образом, можно подвести итого, что к нефинансовым активам относят:

 иные нефинансовые активы.

В бюджетном учреждении с целью учета нефинансовых активов применяют счет 0.100.00.000 «Нефинансовые активы».

Как было сказано выше — бюджетное учреждение, помимо бюджетной деятельности, вправе заниматься и предпринимательской деятельностью.

По окончанию отчетного года учреждение должно формировать вместе с другими отчетными формами отчет «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (форма 0503768) [3].

Необходимо изучить порядок заполнения формы 0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» и соотношение показателей данной формы с Балансом учреждения (форма 0503730) за отчетный финансовый год.

Годовая отчетная форма 0503768 формируется учреждением отдельно по видам деятельности (финансового обеспечения):

 бюджетная (КФО 4);

 предпринимательская (КФО 2).

В разделах «Нефинансовые активы» и «Недвижимое и особо ценное имущество учреждения» формы 0503768 должно быть указано:

 показатель стоимости объекта нефинансовых активов, сумма амортизации, сумма вложений в нематериальные активы, а также объекты нефинансовых активов, находящихся в пути, которая формируется по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на начало отчетного периода;

 показатель суммы поступивших объектов нефинансовых активов (превышение их балансовой стоимости), осуществленных вложений в нефинансовые активы за отчетный период, формируемые по данным дебетовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета;

 показатели суммы выбытий объектов нефинансовых активов (уменьшения их стоимости), уменьшения вложений в нефинансовые активы за отчетный период, которые формируются по данным кредитовых оборотов соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, уменьшенных в части амортизации на дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0.104.00.000 «Амортизация»;

 показатели стоимости объектов нефинансовых активов, суммы амортизации, вложений в нематериальные активы, а также объектов нефинансовых активов в пути, формируемые по данным соответствующих счетов (группам счетов) бухгалтерского учета, на конец отчетного года [2];

Стоит отметить тот факт, что учет в бюджетных учреждениях ведётся аналогично коммерческим организациям. Особенность и специфика бюджетного учета заключается лишь в том, что применяется специальный план счетов, предназначенный именно для бюджетного учета

Стоит отметить, что особенностью нефинансовых активов является тот факт, что они принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:

 суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

 суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

 суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу) [1];

 суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;

 регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;

 затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

 расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т. д.).

 иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов нефинансовых активов, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор.

Оценка объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Согласно Инструкции № 148н, под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету [3].

Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее — уровень бюджета), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» [4].

Переоценка активов в драгоценных металлах осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, и отражается по дебету счета 010108310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов»(положительная переоценка) или по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010108410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» (отрицательная переоценка).

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

1 Годовой отчет для бюджетных организаций-2014/ под ред. Ю. А. Васильева. — М: Изд-во Аюдар Пресс, 2015. — 418 с.

2 Данилов Д. Е. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Д. Е. Данилов, В. Е. Арабникова, Л. К. Шипиков. — Минск: Интерпрессервис, 2015. — 336 с.

3 Колеватова О. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях по новому плану счетов: Типовые проводки, примеры, постатейные комментарии. — М: Проспект, 2014. — 170 с.

4 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях/ Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. — 5-е изд., перераб и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. — 336 с.

Нефинансовые активы в бюджетном учете

Необходимо дать краткую характеристику бухгалтерского учета и его задач. Бюджетный учет представляет собой систему, которая занимается сбором информации как финансовых, так и нефинансовых активов Российской федерации, с делением на территориальные округа, охватывая все муниципальные образования. Далее полученная информация регистрируется, систематизируется и в дальнейшем производится её корректировка в зависимости от движения активов и обязательств. Задачами бухгалтерского учета являются тщательное и полное хранение и систематизация достоверной информации об активах и обязательствах, контроль за исполнением и состоянием бюджета.

Важной и весомой частью в бухгалтерском учете являются нефинансовые активы, ведь они занимают значительную часть в активах любой организации. О них и пойдет речь далее.

Нефинансовые активы в бюджетном учете представляют собой объекты, не являющиеся результатом производства, но активно помогающие получать эти результаты, путем вовлечения в процесс производства. Стоит отметить, что к нефинансовым активам не относятся природные активы, права на которые не могут быть приобретены!

Структура нефинансовых активов

Если обратиться к Единому плану счетов бухгалтерского учета №157н, то в первом разделе размещены нефинансовые активы. Они в свою очередь делятся на непроизводственные активы, производственные активы, включающие в себя основные средства производственного и непроизводственного назначения, материальные запасы и ценности, включая затраты на изготовление готовой продукции, выполнения работ и услуг. Непроизводственные активы, как правило, могут выступать в качестве объекта купли-продажи (традиционно привлекающие пристальное внимание бухгалтера), различных полезных ископаемых в качестве природных ресурсов и в целом являются источником получения различных выгод. Учет этого вида нефинансовых активов происходит в тот момент, когда они вовлекаются в оборот, начинают «работать». Основными средствами являются материальные объекты, которые неоднократно привлекаются (по мере надобности) к процессу производства какого-либо товара и оказания различных услуг. Они имеют свойство по мере износа утрачивать свою стоимость (например парк грузовых автомобилей в логистической компании), и учитываются даже если находятся на консервации, в запасе или аренде. Но необходимо помнить, что нельзя относить к основным средствам объекты, срок полезного использования которых менее 12 месяцев, а также драгоценности и ювелирные изделия! Материальные запасы и ценности в отличие от основных средств используются только однократно, как правило, изменяя свою вещественную форму. Поэтому они включают свою стоимость в стоимость готового товара и повторно не используются. В целом они, таким образом, частично участвуют в амортизации.

В результате деления на группы и происходит распределение нефинансовых активов, что помогает в грамотном управлении ими и позволяет производить профессиональный анализ, при их учете.

Практическое пособие по бюджетному учету
Наряду с коммерческими фирмами и предприятиями огромную роль в жизни общества играют предприятия, деятельность которых направлена на удовлетворение социальных и культурных.

Особенности учета в бюджетных учреждениях
После возникновения необходимости четкого контроля бюджетных средств, возникает необходимость перехода к новой методологии государственного учета. Благодаря инновационным.

Организация ведения бюджетного учета
Бухгалтерский учет бюджетных организаций ведется на основании Единого плана счетов бух.учета для государственных и муниципальных учреждений. В нормативно-правовую базу.

Методология бюджетного учета
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предполагает необходимость использования определенной методологии бюджетного учета. Основными задачами данного метода ведения учета.

Нефинансовые активы в бюджетном учете это

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 29 декабря 2011 года N 43-о

Об утверждении порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа

Во исполнение требований законодательства Российской Федерации по бюджетному учету приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Утвержден

приказом Управления финансов и

Ненецкого автономного округа

от 29 декабря 2011 г. N 43-о

Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа

I. Общие положения

II. Отражение в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны

2. Объектами аналитического учета нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа при ведении бюджетного учета являются:

а) недвижимое имущество, составляющее казну, в том числе:

— недвижимое имущество казны в жилом фонде, в том числе объекты, не завершенные строительством, прошедшие государственную регистрацию,

— недвижимое имущество казны в нежилом фонде, в том числе объекты, не завершенные строительством, прошедшие государственную регистрацию,

— иное недвижимое имущество казны, в том числе объекты, не завершенные строительством, прошедшие государственную регистрацию;

б) движимое имущество, составляющее казну;

в) нематериальные активы, составляющие казну;

г) непроизведенные активы, составляющие казну, в том числе:

— непроизведенные активы казны в земельных участках,

— иные непроизведенные активы казны;

д) материальные запасы, составляющие казну;

е) драгоценности и ювелирные изделия.

3. Объекты нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа (далее — объекты учета) отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного учета объектов имущества.

4. Первичными учетными документами для отражения операций с объектами казны являются Карты сведений об объекте учета, Запись об изменениях сведений об объекте учета, Запись об исключении сведений из реестра по формам согласно Приложениям 1, 2, и 3 к Положению об учете государственного имущества Ненецкого автономного округа, утвержденному постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 07.05.2009 N 68-п «О совершенствовании учета государственного имущества Ненецкого автономного округа».

5. На основании поступивших первичных учетных документов структурное подразделение, ответственное за бюджетный учет государственной казны Ненецкого автономного округа, ежемесячно в последний рабочий день месяца формирует справку (ф. 0504833). Данные по поступлению объектов учета отражаются в журнале по прочим операциям. Учет операций по выбытию и перемещению объектов в составе имущества казны ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

6. Принятие к бюджетному учету объектов нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа осуществляется по балансовой стоимости, указанной в Реестре.

Балансовая стоимость объектов для целей бюджетного учета не может равняться нулю. Объекты нефинансовых активов имущества государственной казны Ненецкого автономного округа, балансовая стоимость которых в Реестре равняется нулю, подлежат обязательной оценке по текущей рыночной стоимости.

Переоценка объектов учета осуществляется в установленном порядке.

7. Объекты учета, принятые к бюджетному учету, подлежат инвентаризации в установленном порядке. Инвентаризация может проводиться поэтапно по объектам аналитического учета на основании нормативно-правового акта органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества государственной казны Ненецкого автономного округа.

8. На объекты материальных основных фондов и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется.

Ведение аналитического учета по счетам амортизации имущества казны не осуществляется. Структурное подразделение, ответственное за бюджетный учет имущества государственной казны Ненецкого автономного округа, имеет право вести аналитический учет по счетам амортизации имущества казны в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), установив соответствующее положение локальным нормативным актом.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной казны Ненецкого автономного округа осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном Инструкцией N 157н.

9. Отражение в бюджетном учете операций с объектами учета в составе имущества казны осуществляется в соответствии с Инструкцией N 162н.

По операциям, по которым Инструкцией N 162н корреспонденция счетов не установлена, применяется следующий порядок:

— при списании пришедших в негодность объектов имущества казны (в том числе уничтоженных в результате террористического акта или иных действий, произведенных вне зависимости от воли собственника) производится запись по дебету счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» по остаточной стоимости. Одновременно списываются суммы амортизации, начисленные на дату включения амортизируемого имущества в состав имущества казны;

— списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 1 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» по остаточной стоимости. Одновременно подлежат списанию суммы амортизации, начисленные на дату включения амортизируемого имущества в состав имущества казны;

— списание недостающего и похищенного имущества казны отражается по дебету счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» по остаточной стоимости. Одновременно подлежат списанию суммы амортизации, начисленные на дату включения амортизируемого имущества в состав имущества казны, а также постановка на учет суммы выявленной недостачи имущества казны по рыночной стоимости;

— выбытие объектов имущества казны при их реализации, приватизации отражается по дебету счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» по остаточной стоимости. Одновременно подлежат списанию суммы амортизации, начисленные на дату включения амортизируемого имущества в состав имущества казны.

С целью формирования номера счета плана счетов бюджетного учета в 1-3 разряде указывается код главы органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества государственной казны Ненецкого автономного округа, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули.

Нефинансовые активы

Существование и деятельность любого предприятия связана с учетом всех параметров, в том числе и активов из нефинансовой категории. Именно плановое слежение и анализ того, что имеется в распоряжении собственника, позволяет вовремя реагировать на отсутствие определенных категорий из списка того, что имеется в распоряжении и пополнять все необходимое путем перенаправления финансовых потоков.

Что это

Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.

В связи с этим любое предприятие обязано проводить учет нефинансовых активов как в бюджетных учреждениях, так и в частных предприятиях. В некоторых случаях при небольшом количестве сотрудников и принадлежности к малой форме собственности, эту функцию на себя может возложить индивидуальный предприниматель или сам директор.

Не всегда для этого стоит привлекать бухгалтера. Ему необходимо разобраться, какие категории частного бизнеса принадлежат к финансовым, а какие составляют нефинансовые объекты.

Так как этот термин чаще всего применяют именно бухгалтеры, то стоит детально разобраться, что такое нефинансовые активы и что относится к ним. Сюда, в общем понимании, входят те ресурсы, которые имеют нематериальное выражение в цикле производства и используются предприятием в долгосрочной перспективе, по срокам не менее 1 года. Но они должны приносить реальную материальную выгоду собственнику бизнеса или бюджетной организации.

Важно также понимать, что именно эти объекты все время остаются в пользовании одного предприятия и не переходят от одного собственника к другому во время производственного цикла и процесса извлечения выгоды. Во время продажи они, в некоторых случаях выходят из списка собственных нефинансовых активов и переходят в список покупателя. Но это происходит исключительно по отношению к некоторым из них, а не к общей их совокупности.

В связи с тем, что они периодически вычеркиваются из перечня основных средств при производстве, собственник всегда должен осуществлять нефинансовые инвестиции для совершенствования инвентарной базы, транспортных средств, патентной базы, земельных участков и прочего.

Структура

Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:

  • Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
  • Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.

Порядок формирования

Для того чтобы обеспечить полноценное функционирование предприятия необходимо:

  • Обеспечить вложения в нефинансовые активы в определенном порядке. Естественно, что для каждого случая последовательность шагов будет своя. Но существует общая определенная закономерность, которой придерживаются собственники.
  • Для начала составляют инвентарный список нефинансовых активов в последовательности их необходимости. Для этого у уже действующего предприятия необходимо провести инвентаризацию и определить все инструменты, машины, типы оборудования, которое действуют и те, которые уже стали внеоборотными.
  • Составить список, а точнее, оборотную ведомость по нефинансовым активам, с выделением первоочередных пунктов, требующих инвестиции.
  • Рассчитать свободные средства, которые могут быть выделены на инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы и расписать календарный план для того, чтобы определить, что уже находится в пути, а что можно отсрочить по покупке и выплатам.

Классификация

Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:

  • Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
  • Медленно реализуемые активы в форме запасов.
  • Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
  • Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.

Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.

Бухгалтерский учет

В ходе бухгалтерской деятельности для грамотного учета всей нефинансовой совокупности активов используется прописанная форма 0504034. Структура документа позволяет вовремя реагировать на изменения, возникающие у предприятия, учитывать прибывшие и убившие активы и вовремя направлять средства на их пополнение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО