Изменения в НК РФ по транспортному налогу в 2015 году

Налог на имущество

По какой причине налог на имущество физических лиц за 2017 год вырос в регионах, которые не перешли на применение кадастровой стоимости недвижимости?

Согласно ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России и на 2016 год составляет 1,329, а на 2017 год – 1,481.

Кроме того, рост налога может обуславливаться изменением налоговых ставок или отменой налоговых льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объекта налогообложения. С информацией о соответствующих налоговых ставках и налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).

По почте до сих пор не пришло налоговое уведомление за 2017 год, какие действия необходимо выполнить в связи с этим?

Необходимо понимать, что за налоговый период 2017 года налоговые уведомления не направлялись владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением расчета налога за 2015 год;

3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

В иных случаях при неполучении до ноября т.г. налогового уведомления за период владения налогооблагаемыми недвижимостью или транспортным средством в 2017 году, налогоплательщику необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или месту нахождения объектов недвижимости либо направить информацию через личный кабинет налогоплательщика или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления и не заявляли налоговые льготы в отношении налогооблагаемого имущества, обязаны сообщать о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@, размещенной на интернет-сайте ФНС России).

На какой вычет по земельному налогу можно уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость) земельного участка? Какие лица могут воспользоваться указанным вычетом?

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, если он находится в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства, детей-инвалидов;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

По какой причине в налоговом уведомлении земельный налог за 2017 год вырос по сравнению с 2016 годом?

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена налоговых льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объекта налогообложения. С информацией о соответствующих налоговых ставках и налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/);

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу с 2017 года новых результатов государственной кадастровой оценки земель, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида его разрешенного использования. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3) наличие иных установленных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований для формирования налоговых обязательств (например, в результате проведенного перерасчета налога, утраты права на применение налоговой льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Конкретные причины роста налога можно узнать, обратившись в налоговые органы.

По какой причине в налоговом уведомлении транспортный налог за 2017 год вырос по сравнению с 2016 годом?

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1) изменение налоговых ставок и (или) отмена налоговых льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объекта налогообложения. С информацией о соответствующих налоговых ставках и налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/);

2) применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. рублей согласно размещённому на сайте Минпромторга России 28.02.2017 г. Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2017 года;

3) наличие иных установленных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований для формирования налоговых обязательств (например, в результате проведенного перерасчета налога, утраты права на применение налоговой льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Конкретные причины роста налога можно узнать, обратившись в налоговые органы.

Почему в налоговом уведомлении за 2017 год не учтена льгота для пенсионера по транспортному налогу?

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации льготы, освобождающие от уплаты транспортного налога пенсионеров, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации для определённого налогового периода по месту жительства владельцев транспортных средств.

С информацией о соответствующих законах субъектов РФ и условиях применения налоговых льгот можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).

Если такая льгота введена для определённых видов транспортных средств, её применение осуществляется на основании заявления о предоставлении налоговой льготы, которое необходимо подать в налоговый орган вместе с документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу (если ранее такое заявление не представлялось).

По какой причине в одних регионах владельцам автомобилей до 70 л.с. не пришли налоговые уведомления, а в других – за эти машины надо платить налог?

Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации льготы, освобождающие от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей до 70 л.с. могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации для определённого налогового периода по месту жительства владельцев таких транспортных средств.

С информацией о соответствующих законах субъектов РФ и условиях применения налоговых льгот можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn38/service/tax/).

Таким образом, вопрос об основаниях для освобождения от налогообложения для таких владельцев автомашин относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Что делать, если в моём налоговом уведомлении неверно указан период владения квартирой?

Согласно ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налога на имущество физических лиц осуществляется на основании информации о периодах владения объектами налогообложения, представленной в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (в настоящее время – органы Росреестра).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации необходимо обратиться в налоговый орган (например, по почте, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России либо через рубрику «Обратиться в ФНС России), который направит уточняющий запрос в регистрирующий орган и при наличии правовых оснований (с учетом полученных сведений из Единого государственного реестра недвижимости) выполнит перерасчет налога.

По какой причине индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД и ранее освобожденный от уплаты налога, получил налоговое уведомление в отношении принадлежащего ему здания?

Разъяснения: Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ отменены льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости индивидуальных предпринимателей, при условии, что такие объекты включены в Перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, утвержденный на соответствующий налоговый период уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Перечень).

Таким образом, если объект недвижимости предпринимателя включен в Перечень объектов на 2017 год, то предприниматель получит налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год.

Информацию о Перечнях действующих в субъектах РФ можно получить на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных определять Перечни.

Больше с налогоплательщика лишнего не попросят

После внесения поправок в Налоговый кодекс автовладельцы не будут доплачивать транспортный налог за прошлые годы, а дольщики – уплачивать НДФЛ, если захотят продать квартиру сразу после завершения затянувшегося на годы строительства

В ноябре в Налоговый кодекс РФ были внесены важные поправки, затрагивающие налогообложение физических лиц 1 . В целом нововведения следует признать позитивными, поскольку они предусматривают послабления для налогоплательщиков.

(В статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок» читайте о том, что в конце ноября в Налоговый кодекс были внесены изменения, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам).

Долг до 10 тыс. руб. в суде не взыщут

Налоговые органы не смогут взыскать в суде долги до 10 тыс. руб. Налогоплательщик должен самостоятельно погасить такую задолженность. Если сумма превысила 10 тыс. руб., то налоговый орган вправе обратиться в суд. Раньше заявить требования в суд можно было при задолженности от 3 тыс. руб.

Транспортный налог платить будет выгоднее

В этом году многие автовладельцы получили налоговые уведомления с перерасчетом транспортного налога за предыдущие налоговые периоды. Ситуация выглядела так: в 2018 г. налогоплательщик уплатил налог за 2017 г., а в 2020-м получил уведомление с требованием доплатить. Почему это было возможно? Размер транспортного налога зависит, в частности, от мощности двигателя, года выпуска и стоимости транспортного средства – для дорогих ТС применяется повышающий коэффициент. Но не всегда налоговые органы корректно осуществляют расчет – возможно, из-за технических сложностей или человеческого фактора. Обнаружив свою ошибку, они тут же выставляют к доплате недополученные суммы налога. Налоговый кодекс это допускал. Причем перерасчет можно было осуществить за три налоговых периода, предшествующих году выставления требования, т.е. в 2020 г. налоговый орган мог пересчитать и выставить к доплате транспортный налог за 2017, 2018, 2019 гг. Добросовестный налогоплательщик, уплативший налог своевременно по расчету налоговиков, вынужден был доплачивать.

Новыми поправками введен запрет на перерасчет транспортного налога, ухудшающий положение налогоплательщика. Доплачивать теперь не придется. Это изменение было принято с целью соблюдения интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно уплативших налог.

Кроме того, изменился порядок исчисления транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства в результате пожара, аварии, стихийного бедствия и т.д. Исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено. Ранее автовладельцы вынуждены были уплачивать налог до даты снятия ТС с учета.

Уточнили правила перерасчета земельного налога и налога на имущество

Право на перерасчет земельного налога и налога на имущество за предыдущие налоговые периоды установлено еще в 2019 г. Такой перерасчет сейчас возможен в двух случаях: 1) если кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена в размере его рыночной стоимости; 2) если кадастровая стоимость была уменьшена (п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Оспорить стоимость можно было при обращении в Росреестр или суд.

Изменение п. 15 ст. 378.2 НК РФ связано с уточнением порядка пересчета кадастровой стоимости имущества: этим будут заниматься не комиссии при Росреестре, а специальные бюджетные учреждения по оценке. Исходя из нововведений, при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах изменение кадастровой стоимости имущества не учитывается, если иное не предусмотрено законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки, и п. 15 ст. 378.2 НК РФ. А в этом пункте названа лишь одна такая ситуация: изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. В случае такого изменения информация об обновленной кадастровой стоимости, внесенная в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы с даты применения для целей налогообложения информации об обновляемой кадастровой стоимости. Налог за три предшествующих года будет пересчитан, только если это не повлечет увеличение ранее уплаченных налогов. Переплату можно будет зачесть в счет иных налогов.

Кроме того, предусмотрен беззаявительный порядок получения налоговых льгот. Это позволит произвести перерасчет налогов с момента возникновения права на льготу, а не со дня, когда налоговый орган узнал об этом при подаче заявления налогоплательщиком.

Дольщики смогут быстрее продать квартиру без уплаты налога

Если собственник владеет недвижимостью в пределах минимального срока владения, установленного Налоговым кодексом, то он освобождается от уплаты НДФЛ с дохода от ее продажи. Минимальный срок владения составляет 3 года и 5 лет – в зависимости от того, когда и как было приобретено право собственности на недвижимость.

Новыми поправками изменен порядок расчета минимального срока владения жилым помещением, приобретенным по договору долевого участия, для целей освобождения от налогообложения доходов от его продажи. Этот срок теперь будет исчисляться с даты полной оплаты жилья, а не с даты госрегистрации прав на него. Аналогичный порядок будет применяться при продаже жилого помещения, право на которое возникло у налогоплательщика на основании договора уступки прав требования по договору долевого участия.

Изменения эти направлены на защиту интересов дольщиков. Поясним: регистрация права собственности на помещение, приобретенное по договору долевого участия, возможна только после завершения строительства и передачи недвижимости дольщику. Но нередко из-за банкротства застройщиков помещения передавались дольщикам спустя годы после их покупки, многие вынуждены были приобретать другое жилье. В случае если человек продавал переданное ему наконец жилое помещение сразу после завершения долгостроя, он должен был уплатить НДФЛ с дохода от продажи, поскольку минимальный срок владения рассчитывался с даты регистрации права собственности на объект. Очевидно, что такие правила несправедливы. Теперь минимальный срок владения будет течь с даты оплаты жилья.

Доходы медицинских сотрудников освобождены от налогообложения

В период распространения коронавируса медицинским работникам предоставляются продукты питания и жилые помещения во временное пользование. Считается, что тем самым медики получают доходы в натуральной форме. С таких доходов начиная с 2020 г. не будет удерживаться НДФЛ.

1 Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения в НК РФ по транспортному налогу в 2015 году

Городской округ город Михайловка
Волгоградская область

  • Главная
  • Новости
  • Администрация
  • Антикоррупционная политика
  • О городе
  • Приемная
  • Открытые данные
  • Версия для слабовидящих
  • Власть
  • Экономика и финансы
  • Архитектура и градостроительство
  • Муниципальное имущество и землепользование
  • Официальные документы
  • Социальная сфера
  • ЖКХ
  • Потребительский рынок
  • Защита прав потребителей
  • Отдел по сельскому хозяйству, Отделы сельских территорий и ТОСы
  • ЗАГС
  • Кадровое обеспечение
  • ГО и ЧС
  • Отдел по культуре, молодежной политике, спорту и развитию туризма
  • Это важно
  • Вам помогут
  • Горячая линия
  • Это интересно
  • Центр занятости
  • .
  • Муниципальный архив
  • Оценка регулирующего воздействия
  • Антитеррористическая комиссия
  • Предпринимательство
  • Муниципальный контроль по 294 ФЗ
  • Комитет по муниципальному контролю и административной практике
  • Антимонопольный комплаенс
  • Национальная политика
  • Муниципальный контроль

Это важно

  • Информация для беженцев
  • Бесплатная юридическая помощь
  • Доступная среда
  • Информация Пенсионного фонда
  • Административная комиссия
  • Сведения, подлежащие представлению с использованием координат
  • Прокуратура информирует
  • Фонд социального страхования РФ информирует
  • Налоговая инспекция информирует
  • Росреестр и кадастровая палата информируют
  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Профилактика коронавируса
  • COVID-19 Нормативно-правовые акты
  • Важная информация для предпринимателей
  • Мы и ЗОЖ
  • Сервитут

Изменения налогового законодательства в 2016 году

Исчисление имущественных налогов в 2016 году будет проводиться налоговыми органами Волгоградской области за 2015 год.

Основные моменты, на которых необходимо обратить внимание налогоплательщиков:

1.В 2016 году установлен единый срок уплаты имущественных налогов физическими лицами – 1 декабря.

2.По налогу на имущество физических лиц, при сохранении перечня лиц, имеющих право на льготы, предусмотренного ранее на федеральном уровне, изменился порядок применения льготы, а именно, налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении только одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (например: если у гражданина имеется одна квартира, один жилой дом, одна дача и один гараж, то он имеет право воспользоваться льготой на все указанные объекты, однако если у человека имеется 2 и более квартиры, то гражданин имеет право воспользоваться льготой только в отношении одной квартиры).

Налоговая льгота не предоставляется в отношении имущества, используемого в предпринимательских целях, дорогостоящих объектов (кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей), а также административно-деловых и торговых комплексов, нежилых помещений для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и т.д. (изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом №284-ФЗ от 04.10.2014).

3.В 2016 году претерпел изменения перечень объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. В перечень объектов налогообложения включены единый недвижимый комплекс (база отдыха, гостиница, автозаправка), машино — место и объект незавершенного строительства (п.1 с.401 НК РФ), которые до этого не являлись объектом налогообложения.

4. Транспортный налог будет исчисляться налоговыми органами Волгоградской области по новым ставкам, установленным Законом Волгоградской области от 21.11.2014 №152-ОД.

Если ранее при начислении транспортного налога за легковой автомобиль до 100 л.с. применялась налоговая ставка 7,5 руб./л.с., то в 2016 году будет применена налоговая ставка 9 руб./л.с., за легковой автомобиль свыше 100 л.с. до 150 л.с. применялась налоговая ставка 17,5 руб./л.с., то в 2016 году будет применяться налоговая ставка – 20 руб./л.с.

5.На территории Волгоградской области исчисление налога на имущество физически лиц осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости, на основании последних данных, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, умноженной на коэффициент – дефлятор, устанавливаемый ежегодно Минэкономразвития России.

Таким образом, в 2016 году за налоговый период 2015 год налог на имущество физически лиц будет исчислен с учетом коэффициента – дефлятора в размере 1,147 (ст. 404 НК РФ, Приказ Минэкономразвития от 29.10.2014 №685).

6. В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса РФ» со 2 июня 2016 года для граждан, имеющих доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц», вступает в силу новый порядок получения документов из налоговых органов, в том числе уведомлений на уплату имущественных налогов, а также передачи сведений в налоговые органы. Теперь граждане, имеющие доступ к серверу «Личный кабинет налогоплательщика для физически лиц», будут получать налоговые уведомления на уплате имущественных налогов только в электронной форме. Налоговые уведомления на бумаге пользователям ЛК ФЛ по почте направляться больше не будут.

Однако если налогоплательщику все же необходимо получить налоговое уведомление на бумажном носителе, ему достаточно будет направить уведомление об этом в любой налоговый орган по своему выбору (п.2 ст. 11.2 НК РФ).

К вопросу исчисления и уплаты имущественных налогов

В преддверии окончания срока уплаты (до 1 декабря 2016 года) имущественных налогов с физических лиц за 2015 год, к которым относятся налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги, актуальной представляется норма Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), определяющая некоторые особенности исчисления и уплаты данных налогов. Напомним, что налоговые органы осуществляют направление налоговых уведомлений за 2015 год за 30 дней до последнего дня платежей, то есть до 1 ноября 2016 года налоговые уведомления должны были быть направлены.

В этой связи речь пойдет о так называемой «налоговой амнистии» граждан, рассчитанной на период действия с 2015 года до 2017 года и предусмотренной Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Положениями указанного федерального закона внесены отдельные поправки в НК РФ — статья 23 НК РФ дополнена пунктом 2.1, а статья 52 НК РФ — абзацем четвертым пункта 2. Суть положений данных статей сводится к следующему.

Начиная с 1 января 2015 года, за гражданами, не получающими налоговые уведомления на уплату имущественных налогов (в виду не направления налоговым органом) и соответственно не уплачивающими налоги по имеющимся у них объектам налогообложения (транспортным средствам и недвижимому имуществу), закреплена обязанность по представлению в налоговые органы сведений о таком имуществе. До 1 января 2017 года предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественные налоги не уплачивались, начать уплачивать налог с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта. Иными словами, все, о чем ФНС России по каким-либо причинам не было известно об объектах налогообложения, «прощается». По своей сути, норма революционна, своевременна и имеет глубокий социальный и экономический смысл.

Во-первых, она направлена на актуализацию и совершенствование учета объектов налогообложения, и потенциальное формирование качественной налоговой базы в перспективе, что позволит увеличить налоговые поступления, а во-вторых, призвана мотивировать граждан к ответственному самостоятельному «декларированию» наличия объектов налогообложения и привить привычку платить налоги за владение имуществом, повысив налоговую и финансовую грамотность.

Но от общих тенденций налогового администрирования вернемся непосредственно к частностям. Обращаем внимание, что «послабление» в виду «налоговой амнистии» справедливо исключительно для тех граждан, которые никогда не получали налоговые уведомления от налоговых органов, а точнее уведомление налоговым органом никогда не направлялось по конкретному объекту налогообложения. Это может быть следствием сложности механизма администрирования имущественных налогов (при относительно их небольшой доле, в частности в структуре поступлений консолидированного бюджета города Москвы), а именно: в виду отсутствия у налогового органа данных, необходимых для исчисления соответствующего налога, либо технической проблемы при обработке сведений. Необходимо отметить, что сведения, информацию, данные, необходимые для исчисления имущественных налогов, предоставляют налоговым органам регистрирующие органы (Росреестр, ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России и т.д.), и от качества соответствующей информации, в частности баз данных, напрямую зависит и результат исчисления налогов.

К примеру, вы владеете транспортным средством начиная с 2013 года, и ни в 2014 году, ни 2015 году, ни в текущем 2016 году налоговым органом не было направлено Вам налоговое уведомление на уплату налога на данное автотранспортное средство. Как законопослушный налогоплательщик, вы обязаны сообщить о владении данным автотранспортным средством (о наличии объекта налогообложения) до 31 декабря 2016 года. Форма, формат представления и порядок заполнения сообщения установлен Приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@. К указанному сообщению должны быть приложены копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документы, подтверждающие государственную регистрацию транспортных средств. Представляться сообщение в налоговый орган должно в отношении каждого объекта налогообложения однократно.

После исполнения указанной обязанности вам будет «прощен» налог за 2013, 2014, 2015 гг., а первым налоговым периодом для вас станет 2016 год и уведомление на уплату транспортного налога за указанный период будет направлено вам налоговым органом в 2017 году.

Те граждане — налогоплательщики, которым когда-либо налоговым органом направлялось уведомление по конкретному объекту налогообложения, но по каким-либо причинам перестало направляться, вышеуказанной нормой воспользоваться не смогут, что в целом вытекает из рассматриваемых положений НК РФ. Единственным верным решением для законопослушного налогоплательщика в данном случае будет самостоятельно побеспокоиться об отсутствии направленного уведомления, обратиться в налоговый орган для уточнения и сверки данных и уплатить налог за соответствующий период (периоды).

После окончания «переходного периода» в случае получения налоговыми органами от регистрирующих органов (из внешних источников) сведений об объектах налогообложения до сообщения от физического лица, исчисление имущественных налогов будет произведено с учетом даты возникновения (регистрации) прав на объект или государственной регистрации транспортного средства, но не более чем за три предшествующих налоговых периода. Кроме того, в случае непредставления гражданами сообщения о наличии объекта налогообложения в установленный срок, с 1 января 2017 года налоговыми органами будут применяться штрафные санкции в соответствии с пунктом 3 статьи 129.1 НК РФ. Это значит, что за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения положен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 НК РФ.

Исследованные нормы законодательства позволяют сделать вывод о том, что в целом данные меры налоговой политики направлены на привлечение граждан, владеющих имуществом и не уплачивающих налоги, к «декларированию» наличия имущества для его легализации в целях налогообложения.

Вопросы порядка учета, планирования, контроля и регулирования в области имущественных налогов, а также наличие адекватных законодательных инициатив приобретают особую актуальность. Необходимо отметить, что администрирование имущественных налогов, как уже было сказано, при их небольшой фискальной доле в структуре поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ, но особой социальной и политической значимости, на современном этапе требует дополнительных мер и усилий, как от государства, так и от рядового налогоплательщика. И данные усилия не должны сводиться исключительно к фискальным, административным и контрольным функциям, а наоборот, они должны быть направлены на формирование благоприятного налогового климата. Для реализации этих задач необходима согласованность всего механизма: начиная от регистрации права собственности на объект и данных для расчета, заканчивая собственно исчислением и уплатой налога и удобством исчисления и уплаты налога, а также доступностью его собираемости.

Необходимость дальнейшей работы по актуализации баз данных по имущественным налогам необходима также и с точки зрения урегулирования задолженности по имущественным налогам, которая с каждым годом нарастает как «снежный ком». В соответствии с Отчетом по форме №4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» по состоянию на 01.10.2016 в г. Москве составляет (Диаграммы 1):

Диаграмма 1

Показатели задолженности в целом по России по состоянию на 01.08.2016 представлены в Диаграмме 2:

Диаграмма 2

Данные диаграмм показывают, что задолженность в рассматриваемых сопоставимых периодах приобретает тренд к увеличению.

На наш взгляд целесообразно рассмотреть, в частности изменение порядка исчисления транспортного налога. Здесь широкие возможности: начиная от изменения объекта налогообложения и физических показателей, взятых за основу (сейчас это лошадиные силы), заканчивая «включением налога» в акциз, цену 1 литра топлива и т.п. Однако для реализации данных инициатив нужны дополнительные исследования.

Ведь «понятность исчисления» и простота администрирования налога является залогом обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней. А развитие новых технологий предопределяет новые тенденции и, безусловно, новые законодательные инициативы в области права и налоговых отношений, в том числе более новые и эффективные методы налогового администрирования, которые в непростых условиях успешно развивает и совершенствует Федеральная налоговая служба.

Какие изменения ждут транспортный налог в 2021 году

Предпринимателю, особенно если его деятельность связана с перевозками, необходимо знать о налоговом периоде по транспортному налогу, порядке и сроках его уплаты организациями, а также об изменениях в этой области в 2021 году.

Транспортный налог отнесен ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) к числу региональных налогов. Это имущественный налог, взимаемый вне зависимости от того, используется имущество в хозяйственной деятельности либо в личных целях или нет. Как указано в Письме ФНС России от 23.04.2020 № БС-3-21/3255@, исчисление транспортного налога зависит от факта регистрации транспортного средства и не зависит от факта и времени его использования. Порядок его исчисления и уплаты установлен гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Налоговый период

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий кварталы (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ).

Поскольку транспортный налог отнесен НК РФ к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды и предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 3 ст. 360, п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если отчетные периоды все же установлены региональным законодательством, то сумма авансовых платежей по транспортному налогу исчисляется по истечении каждого квартала в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Особенности уплаты налога и авансовых платежей

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ). При установлении региональных налогов законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, установленных НК РФ, должны быть определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).

С января 2021 года регионы не будут устанавливать сроки уплаты транспортного налога организациями. Соответствующие изменения в ст. 356 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Исходя из предположения, что транспортный налог за налоговый период 2019 г. уже уплачен организациями, отметим, что с 01.01.2021 транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть сумма транспортного налога за налоговый период 2020 г. должна быть уплачена не позднее 01.03.2021.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу (если они не освобождены от обязанности уплаты авансовых платежей региональным законодательством). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и нерабочим днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Первая такая ситуация возникнет при уплате транспортного налога за налоговый период 2024 г., поскольку дата 01.03.2025 приходится на субботу. Следовательно, налог должен быть уплачен не позднее 03.03.2025.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. И если документы либо денежные средства будут сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Итак, в установленные сроки транспортный налог должен быть уплачен по месту нахождения транспортных средств, коим на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для:

• водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспортного средства (подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ);

• воздушных транспортных средств – место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица – собственника транспортного средства (подп. 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ). Поскольку в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие «место (порт) приписки» используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, местом нахождения воздушных судов является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению собственника (правообладателя) воздушного судна (Письмо Минфина России от 06.04.2009 № 03-05-05-01/22);

• транспортных средств, не указанных в предыдущих подпунктах, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года или за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (п. 4 ст. 85 НК РФ).

В отношении транспортных средств, не указанных в подп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ отметим, что в соответствии с п. 8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится с внесением в банки данных адреса места нахождения юридических лиц, определяемого местом их государственной регистрации либо адреса места нахождения их обособленных подразделений.

На основании п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Следовательно, при отсутствии сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, об изменении места государственной регистрации транспортного средства (в том числе в связи с закрытием организацией обособленного подразделения) отсутствуют основания для снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, по которому это транспортное средство зарегистрировано.

В Письме Минфина России от 11.03.2020 № 03-02-07/2/18031 указано, что НК РФ не предусмотрено признание местом нахождения транспортного средства места нахождения организации при отсутствии по этому месту государственной регистрации такого транспортного средства, в том числе в случае закрытия указанной организацией обособленного подразделения, по месту нахождения которого транспортное средство зарегистрировано.

Прекращение уплаты транспортного налога

Необходимо отметить, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия транспортного средства с учета в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств. При этом согласно ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком, о чем сказано в Письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-04/95689.

Причем списание или уничтожение транспортного средства без прекращения его регистрации в органах, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию транспортных средств, не освобождает от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога (Письма ФНС России от 26.10.2018 № БС-4-21/20949@, Минфина России от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269). Этот вывод подтверждает и арбитражная практика, в частности Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457.

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога

Минфин России в Письме от 06.05.2015 № 03-05-06-04/26019 напомнил о праве налогоплательщика в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога. Одним из оснований предоставления таковой является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382.

Отсрочка по уплате транспортного налога предоставляется по решению налогового органа по месту нахождения заинтересованного лица на срок, не превышающий один год. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации (ст. 63 НК РФ).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, направленному в уполномоченный орган, должны быть приложены документы, указанные в п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ.

Изменение порядка уплаты налога организациями с 2021 года

Изменения были внесены в ст. 363 НК РФ Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”» (далее – Закон № 63-ФЗ).

Так, начиная с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу (п. 9 ст. 3 Закона № 63-ФЗ). Как сказано в Письме ФНС России от 17.04.2019 № БС-4-21/7176@ «Об основных положениях Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ, касающихся налогообложения имущества», данная мера направлена на повышение эффективности контроля за полнотой уплаты налога, а также призвана снизить административную нагрузку в виде избыточной отчетности для участников налоговых отношений.

Для этого Законом № 63-ФЗ ст. 363 НК РФ дополнена п. 4–7, которые вступают в силу с 01.01.2021. Налоговые органы в случаях, указанных в п. 4 ст. 363 НК РФ (в редакции Закона № 63-ФЗ), направляют налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее – Сообщение) в следующие сроки:

• в течение 10 дней после составления Сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

• не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;

• не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения, полученные в соответствии со ст. 85 НК РФ. Форма Сообщения утверждается ФНС России и должна включать сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

Сообщения передаются налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами Сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку. В случае направления Сообщения по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения Сообщения (в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в Сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога.

Представленные пояснения или документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения дополнительных сведений или документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных пояснений или документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.

О результатах рассмотрения пояснений или документов налоговый орган информирует налогоплательщика, а в случае, если по результатам рассмотрения пояснений или документов сумма налога, указанная в Сообщении, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное Сообщение в течение 10 дней после его составления.

Если по результатам рассмотрения пояснений или документов либо при их отсутствии сумма исчисленного налога в Сообщении превысит сумму уплаченного налога, налоговый орган выявляет недоимку и приступает к ее взысканию в общеустановленном порядке (ст. 70 НК РФ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО