Налог на движимое имущество организаций с 2019 года

Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019

  • Налогообложение движимого имущества: история вопроса
  • Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году
  • Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)
  • Итоги

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале «Налог на движимое имущество отменили». То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.

С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также «Движимое или недвижимое имущество: как определить?»

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

Разногласия по классификации объектов на движимое имущество и недвижимость

В связи с тем, что c 1 января 2019 года под объект налогообложения в рамках гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» подпадает исключительно недвижимое имущество (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ), обоснованно появилось пристальное внимание к классификации имущества организации на движимое и недвижимость.

Что такое недвижимое имущество

В Налоговом кодексе РФ нет определения недвижимого имущества. Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться определением, которое дано в ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

К недвижимости принято относить земельные участки и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба невозможно, в том числе: здания, сооружения, объекты незавершённого строительства, а также помещения и машино-места; иное имущество в соответствии с федеральными законами.

Что относится к недвижимости

В письме от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@ ФНС РФ дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации, которые базировались на выводах, Минэкономразвития России (письмо от 12.02.2020 № Д23и-4183).

Так, было акцентировано внимание на том, что определение объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ, в котором присутствует некоторая неопределённость, не позволяющая достоверно классифицировать объекты.

Однако из приведённого ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землёй, но не требуют разрешения на строительство или декларацию о начале строительства.

А также сделан окончательный вывод о том, что если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации (как объекты капитального строительства), то они с большой степенью вероятности относятся к недвижимости.

Какая-то ясность появилась, но выше названное письмо практически мгновенно было отозвано (письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@).

Данный шаг лишний раз подчеркнул, что чёткой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу на тот момент контролирующими органами сформировано не было.

Правоприменительная практика – в помощь всем

Письмом ФНС России от 20.04.2020 № БС-4-21/6581@ была направлена информация о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества.

Налоговые органы обратили внимание на то, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать наличие записи об объекте в ЕГРН.

При отсутствии сведений в ЕГРН следует изучить документы, подтверждающие прочную связь объекта с землёй и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, документы технического учёта или технической инвентаризации, разрешения на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектную документацию, заключения экспертизы, иные документы.

При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Так, по мнению Верховного Суда РФ, при решении спора о том, является ли имущество — производственное оборудование — движимым или недвижимым для целей налогообложения, принципиальным является вопрос, выполняет ли оно какую-либо самостоятельную функцию или предназначено только для обслуживания недвижимой вещи (здания, сооружения и т. п.)

Фактор наличия у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи не является основным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241, Письмо ФНС РФ от 30.07.2019 N БС-4-21/14997).

Необходимо обратить внимание на Обзор правовых позиций Конституционного суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения имущества (за 2020 год), доведённых письмом ФНС РФ от 15.02.2021 № БС-4-21/1811@.

На сегодняшний день важно понимать, что существует имущество, применительно к которому высока вероятность возникновения такого риска, как переквалификация движимого имущества в недвижимое и, как следствие, допущения ошибок при налогообложении данного имущества.

И даже тот факт, что какой-либо объект прямо отнесён в законодательстве к недвижимости, не исключает вероятности споров по поводу квалификации такого имущества как движимого или недвижимого.

Споры продолжаются

Окончательный вывод, как следует из практики, может быть сформулирован в зависимости от конкретных характеристик имущества.

Больше всего вопросов и споров вызывает имущество, которое расположено на земле или неразрывно с ней связано. Например, трансформаторные подстанции, автодороги или автостоянки.

Так, если трансформаторная подстанция сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями с кабельными электролиниями, имеет прочную связь с землёй, и её стоимость в учёте сформирована с учётом цены разработки проекта, устройства фундамента, монтажных и электротехнических работ, то, по мнению ФНС и ВС РФ, данный объект относится к недвижимости (письмо ФНС от 28.08.2019 № БС-4-21/17216, определение ВС РФ от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146).

В случае если подстанция может быть демонтирована, установлена и подключена к системе электроснабжения в другом месте, то это исключает её неразрывную связь с землёй и объект уже будет относиться к движимым (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.01.2019 № Ф07-15984/18).

Автостоянка для большегрузных автомобилей – плоскостная строительная система, смонтированная на заглублённом монолитном фундаменте. Её демонтаж без разрушения конструкций невозможен, поэтому объект, без сомнений, относится к недвижимому имуществу (определение Верховного суда от 13.09.2019 № 304-ЭС19-15010).

Аналогичный подход и к бетонным, асфальтовым площадкам, внутренним дорогам, которые входят в состав единого недвижимого комплекса. Они являются составной частью сложного объекта, и возможность демонтажа и перемещения без его разрушения значения не имеет (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.04.2019 № А29-4430/2018).

Как действовать в сложной ситуации

В связи с вышеизложенным и возникновением множества правовых и, как следствие, налоговых рисков при классификации имущества организации на движимые объекты и недвижимость, необходимо обратить внимание на следующее.

Тщательно подходить к классификации объектов и анализу сопроводительных документов на имущество, а также к их формированию в случае необходимости.

В сложных и спорных ситуациях с классификацией объектов вопрос выносить на рассмотрение комиссии, а в случае необходимости привлекать профильных специалистов.

По тем ситуациям, где цена риска слишком высока – обращаться в налоговые органы с просьбой подтвердить правомерность позиции при классификации объектов учёта. В запросе логично, обстоятельно и аргументировано привести свои доводы.

И в завершение напоминаем, что налогоплательщик освобождается от ответственности, если руководствовался разъяснениями контролирующих органов (письмо Минфина РФ от 28.09.18 № 03-02-08/69720), а также о приоритете судебной практики над разъяснениями контролирующих органов (письмо Минфина РФ от 14.11.2019 № 03-03-07/88049).

Хотите быть в курсе всех новостей о налоге на имущество организаций, знать тонкости и нюансы расчётов? Читайте наши материалы по ссылке.

Налог на имущество организаций в 2019 году: что изменилось?

С 1 января 2019 года движимое имущество перестало включаться в расчет налоговой базы. Теперь налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество. Стоит учесть и другие изменения.

Летние поправки в законодательстве 2018 года привели к изменению взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Были внесены ряд изменений, которые затронули как камеральную, так и выездную проверку. В этих изменениях есть полезные нюансы для налогоплательщиков, которые помогут грамотно отвечать на вопросы налоговой.

Основные новшества

Налог на имущество — это региональный налог: помимо гл. 30 НК он устанавливается еще и региональными органами власти. С 1 января 2018 года прекратила действие федеральная льгота, которая частично или полностью освобождала от налога движимое имущество компаний, принятое на учет как основные средства с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК). Право устанавливать самостоятельно такую льготу предоставили регионам. Именно они решают, будут ли льготировать или нет эти объекты основных средств. И часть субъектов приняли соответствующие нормативные акты на 2018 год. Такое решение, в частности, было принято Владимирской областью (Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ), Ивановской областью (Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ), Московской областью (Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ) и др. Получить актуальную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно на сайте ФНС с помощью специального сервиса.

Минфин и налоговая не раз напоминали о том, что, если субъект не принимал никаких решений, то тогда нужно ориентироваться на нормы федерального закона, согласно которому льгота отсутствует и поэтому объекты основных средств следует включать в расчет налогооблагаемой базы. Если региональные нормы приняты не были, то ставка налога в 2018 году была 1,1 %.

Когда организация заявляет льготу, налоговые органы, согласно п. 6 ст. 88 НК, могут проводить углубленную камеральную проверку налоговой декларации. То есть в субъектах, в которых предоставлена льгота, нужно пояснять, что нормой воспользовались правильно.

На 2019 год действует Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ. Но в силу п. 6 ст. 88 НК по годовой декларации за 2018 год придется давать пояснения по льготируемому движимому имуществу. А начиная с отчетности за первый квартал 2019 года у таких компаний уже не будет оснований обосновывать при камеральной проверке, какое имущество они включили в расчет налоговой базы.

Существенные поправки внес Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, согласно которому при изменении характеристик объекта налог на имущество считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Субъекты своими законодательными актами устанавливают, у кого какое имущество будет облагаться по кадастровой стоимости. По-прежнему налог на имущество не платится, но если недвижимость попала по кадастровой стоимости в перечень субъекта, то налог на недвижимость возникает и при спецрежиме.

На 2019 год установлено, что налог можно пересчитывать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году изменилась кадастровая стоимость. Это связано с поправками, внесенными в ст. 52 и ч. 2 НК РФ. Изменения кадастровой стоимости могут быть связаны с исправлением технической ошибки в величине кадастровой стоимости или уменьшением налога в результате корректировки ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Также могут быть изменения из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости.

В 2019 году с 1,9 до 2,2 % повышаются предельные налоговые ставки по законам субъектов РФ — в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ).

К 70 субъектам РФ, в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, присоединились еще четыре региона: Иркутская, Курская, Смоленская области и Чувашия. Поэтому нужно обращать внимание на то, какие законодательные особенности предусмотрены субъектами. Как правило, субъекты принимают законодательные акты с учетом того, что они должны быть опубликованы не позднее чем за месяц до начала налогового периода.

Поскольку налоговый период на налог по имуществу — год, то все законодательные акты должны были быть приняты к 1 декабря 2018 года. Однако есть исключение с Законом г. Москвы от 20.02.2019 № 7, который был принят в феврале, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Для расчета налога на имущество организаций помимо Налогового кодекса используется бухгалтерский учет, но в нем существенных изменений не произошло. Поэтому основными документами для ведения учета и расчета налога на имущество остаются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утвержден Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26Н);
  • Методические рекомендации по учету основных средств (утверждены Приказом Минфина от 12.10.2003 № 91Н);
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34Н);
  • Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н);
  • Приказ Минфина РФ от 17.02.97 № 15;
  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Учет по аренде (утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208Н – документ, принятый относительно недавно, в котором рассматриваются ситуации лизинга и аренды. В обязательном порядке он будет применяться только с 2022 года. По арендным отношениям по нему можно начинать работать с 2019 года, и это намерение нужно отразить в учетной политике.

Движимое и недвижимое имущество: как разграничить?

В прошлом году вышли сразу два письма налоговой – Письмо ФНС от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@ и Письмо ФНС РФ от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@. В этих документах приводятся критерии разграничения видов имущества.

Так, недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации, о чем свидетельствует запись в ЕГРН. Если такой записи нет, то дальше смотрим: если в соответствии со ст. 130 ГК РФ есть прочная связь объекта с землей и невозможно перемещение либо если при перемещении будет несоразмерный ущерб для эксплуатации основного средства, то тогда это будет считаться недвижимым имуществом.

Для объекта капитального строительства нужны документы: технический учет или техническая инвентаризация объекта в качестве недвижимости, разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В Письме ФНС от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@ анализируется судебная практика по налогу на имущество, когда возникают вопросы о квалификации объектов в качестве движимых или недвижимых. В частности, в нем приводится постановление Арбитражного суда Московского округа, в котором разбираются объекты типа «технологические трубопроводы» и «газоходы». У компании был вывод апелляционной инстанции о том, что эти объекты движимые. В качестве аргументов указывалось то, что такие объекты являются сборно-разборными конструкциями, имеющими в своем составе отводы, тройники, клапаны, опоры и т.д., что делает возможным их перемещение на новое место при сохранении эксплуатационных качеств. Но суд все же вынес окончательное решение о том, что такое имущество — недвижимое.

Другая спорная ситуация приводится в Постановлении Арбитражного суда СЗО от 18.05.2018 № Ф07-5328/2018 по делу № А05-1595/2017. В данном случае поднимается вопрос об отнесении комплекта трансформаторов к недвижимому имуществу и, как следствие, значительному занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций. Суды рассматривают трансформаторную подстанцию с находящимися в ней трансформаторами как единую сложную вещь и считают, что она является объектом недвижимого имущества, поскольку вынужденное деление единого комплекса «приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии».

Новая налоговая декларация

Приказ ФНС от 4.10.2018 № ММВ-7-21/575@ утвердил новую форму декларации и расчета по налогу на имущество и изменил порядок ее заполнения. Ее нужно применять, начиная с отчетности за 2019 год.

На что нужно обратить внимание:

  • исчезло поле Раздела 2 «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);
  • удалены поля для указания местонахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;
  • добавлены положения, позволяющие учитывать изменение кадастровой стоимости при исчислении налога (в Разделе 3 появилась строка с кодом 095 «Коэффициент Ки»);
  • появились новые положения — чтобы можно было исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости в результате изменения в течение налогового периода качественных или количественных характеристик объекта, при возникновении или, наоборот, прекращении у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности;
  • внесено поле «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (код строки 030 Раздела 2.1). Его нужно заполнять, если у объекта недвижимого имущества отсутствует кадастровый номер и условный номер, которые указаны в ЕГРН, и имеется инвентарный номер, а также присвоенный адрес на территории РФ;
  • В Порядке заполнения декларации появилось приложение № 7 «Коды субъектов Российской Федерации»;
  • в п. 1.6 Порядка исчезли положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту РФ.

Еще стоит обратить внимание на Письмо ФНС от 05.12.2018 № БС-4-21/23605. Перед тем как сдать налоговую декларацию, вы можете благодаря этому письму посмотреть, какие должны быть соотношения показателей декларации по налогу на имущество.

В 2019 году начинает действовать новшество: если у налогоплательщика в нескольких инспекциях одного субъекта есть объекты недвижимости, то у него есть возможность предоставлять единую отчетность и единую декларацию в любой из налоговых органов (Письмо ФНС от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@). Поскольку налог на недвижимость — региональный, всё будет идти в один субъект. В отчетность нужно будет включать все объекты недвижимости, которые находятся в этом регионе и облагаются налогом по среднегодовой стоимости.

Налоговый орган следует поставить в известность о выборе конкретной инспекции и о том, что вы намерены сдавать отчеты в эту инспекцию: это нужно успеть сделать до 1 апреля 2019 года.

В Письме ФНС от 03.12.2018 № БС-4-21/23363 уточняется, в каких случаях в единой налоговой отчетности могут отказать:

  • если уведомление подано после 30 апреля 2019 года;
  • если в уведомлении указаны ошибочные реквизиты;
  • если налогоплательщик не стоит на учете в том налоговом органе, который он выбрал для представления единой налоговой декларации;
  • если уведомление представлено в случае, когда у налогоплательщика имеются исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость;
  • если в субъекте принят закон, устанавливающий в налоговом периоде нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

В случае если вы неправильно рассчитали налог, то обратите внимание на Письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941. В нем говорится о том, что если сумма налога или авансового платежа завышена по ошибке, то тогда можно подать уточненную декларацию. Хотя абз. 2 п.1 ст. 81 НК РФ не обязует, а дает в таком случае право вносить уточнения.

Сроки представления декларации

За 2018 год декларацию нужно успеть представить до 1 апреля 2019 года. Отчетность подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Обновленные формы для отчетности по налогу на имущество следует использовать с первого отчетного периода 2019 года — с учетом поправок, внесенных Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Налог на имущество организаций для юридических лиц

ШАГ 1. Выясняем, кто платит налог на имущество организаций

Кто не платит налог на имущество организаций

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

ШАГ 2. На что начисляется налог на имущество организаций

Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:

1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они отражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Шаг 3. Определить налоговую ставку по налогу на имущество организаций

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2%. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Законом Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 (ред. от 24.04.2020) «О налоге на имущество организаций» установлены следующие налоговые ставки:

объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства

Для налогоплательщиков, осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 434, сумма авансовых платежей за период с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года:

для объектов недвижимого имущества, налоговая база которого определяется как среднегодовая стоимость имущества

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства

Шаг 4. Считаем, сколько платить

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости

Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день

налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).

Налог на имущество организации

  • Большинство организаций платят налог на имущество. Налог региональный, поэтому ставки зависят от места регистрации компании. В данной статье рассмотрим основные моменты, на которые важно обратить внимание при расчете и уплате.

    Все нюансы, касающиеся анализируемого налога, закреплены в гл. 30 НК РФ.

    Кто платит налог на имущество

    Организациям России вменяется обязанность по уплате налога, если одновременно выполняются четыре условия:

    • на балансе есть недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, полученное по договору концессии);
    • данное имущество учитывается на балансе как основное средство на счетах 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
    • имеющееся имущество признается объектом налогообложения по основаниям, указанным в ст. 374 НК РФ;
    • налоговая база в отношении такой недвижимости определяется как среднегодовая стоимость.

    Также налог на имущество уплачивается с недвижимости, находящейся в РФ и по общему правилу принадлежащей организации на праве собственности, полученной по концессионному соглашению, если в отношении нее налоговой базой является кадастровая стоимость.

    Обратите внимание, что с 2019 года налог на движимое имущество отменен!

    Предприятиям не придется платить налог по земельным участкам, водным и культурным объектам, а также по другим видам имущества, поименованным в п. 4 ст. 374 НК РФ.

    С ряда организаций в зависимости от рода деятельности налог не взимается (ст. 381 НК РФ).

    Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!

    Налоговая база и формула расчета платежей

    Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

    Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

    Расчет налога по среднегодовой стоимости

    В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

    Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

    По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
    01.01.19 100
    01.02.19 95
    01.03.19 90
    01.04.19 85
    01.05.19 80
    01.06.19 75
    01.07.19 70
    01.08.19 234
    01.09.19 207
    01.10.19 191
    01.11.19 174
    01.12.19 146
    31.12.19 118

    Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

    Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

    Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

    Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

    Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

    Согласно ст. 382 НК РФ авансовый платеж равен ¼ средней стоимости за отчетный период, умноженной на ставку.

    Авансовый платеж за I квартал = 92 500 х ¼ х 2,2 % = 509 руб.

    Аналогичным образом делается расчет платежа за полугодие.

    Средняя стоимость за полугодие = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70) / 7 х 1 000 = 85 000 руб.

    Аванс за полугодие = 85 000 х ¼ х 2,2 % = 468 руб.

    Средняя стоимость за 9 месяцев = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70 + 234 + 207 +191) / 10 х 1 000 = 122 700 руб.

    Аванс за 9 месяцев = 122 700 х ¼ х 2,2 % = 675 руб.

    Годовой налог платится за вычетом всех авансовых платежей.

    Налог за 2020 к уплате в бюджет = 2 818 – (509 + 468 + 675) = 1 166 руб.

    Расчет налога по кадастровой стоимости

    Налоговая база для определенной части объектов недвижимости соответствует кадастровой стоимостиуказанной в ЕГРН по состоянию на 1 января (ст. 375 НК РФ). Сюда попадает недвижимость из п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

    Если компания платит налог по кадастровой стоимости, то нужно сначала узнать ее в региональном отделении Росреестра или в выписке из ЕГРН. Также стоимость можно посмотреть в режиме онлайн на сайте Росреестра или в нормативном акте вашего региона, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости. Если ваша недвижимость входит в региональный перечень, но кадастровая стоимость по ней не установлена, платить налог не нужно. Однако жилые помещения, гаражи, незавершенное строительство и другие объекты из пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в региональных перечнях не указывают. Налог по ним платится на основании регионального закона, который должен предусматривать кадастровое налогообложение этих объектов. Если кадастровая стоимость для них не определена, налог считайте по среднегодовой стоимости.

    Формула расчета налога по кадастровой стоимости:

    Сумма налога за год = Кадастровая стоимость × 2,2 % — авансовые платежи.

    Авансовый платеж = Кадастровая стоимость объекта на 1 января × 2,2 % × ¼.

    Пример расчета. ООО «ПлюсМинус» имеет в собственности офис в бизнес-центре. Кадастровая стоимость помещения не определена, но известно, что оно занимает 1/16 площади здания. По данным Росреестра, кадастровая стоимость бизнес-центра — 184 млн рублей.

    Кадастровая стоимость офиса = 184 млн рублей / 16 = 11,5 млн рублей.

    Сумма налога за год = 11,5 млн рублей × 2,2 % = 253 000 рублей.

    Авансовые платежи составят = 253 000 / 4 = 63 250 рублей в квартал.

    Ставка налога на имущество в 2020 году

    На общих основаниях юридические лица рассчитывают налог на имущество исходя из ставки 2,2 % (ст. 380 НК РФ).

    Регионы вправе утверждать свои налоговые ставки при условии, что они не будут превышать 2,2 %. Также субъекты РФ могут вводить в действие дифференцированные ставки, которые зависят от категории плательщика.

    Прежде чем приступить к расчету налога на имущество, нужно уточнить ставку, действующую в регионе.

    Порядок и сроки уплаты налога

    Налоговый период — календарный год (ст. 379 НК РФ).

    Отчетный период — 1 год. Раньше приходилось каждый квартал сдавать расчеты по авансовым платежам. Теперь их включили в декларацию, поэтому отдельно отчитываться не придется. Последний отчет по авансам сдали за 9 месяцев 2019 года.

    По итогам года платится налог на имущество, по итогам кварталов — авансовые платежи. Региональные власти могут принять решение не устанавливать авансовые платежи, тогда платить налог придется только раз в год.

    Сроки для уплаты также устанавливают субъекты РФ (ст. 383 НК РФ).

    Декларация по налогу на имущество

    Обращаем внимание, что Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ в редакции от 28.07.2020 утверждена новая форма декларации по налогу на имущество за 2020 год. Приказ вступает в силу 3 ноября 2020 года. По итогам 2020 года (до 1 апреля 2021) уже нужно отчитаться по новой форме.

    Правила заполнения декларации с построчными комментариями из приложения к Приказу ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

    В первый раздел добавили строку 005 «Признак налогоплательщика», которая связана с коронавирус ными льготами, и строку 007 «Признак СЗПК» для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Для раздела два утвердили новые коды коронавирусных федеральных и региональных льгот, а также специальный код для имущества участников СЭЗ.

    Самое важное нововведение — появление четвертого раздела, в котором организациям вновь придется отражать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на балансе в качестве объектов основных средств (налогом оно по-прежнему не облагается). Поправки вносят, чтобы оценить стоимость движимого имущества, которое сейчас освобождено от налога. Планируется, что обложение движимого имущества вернется в ближайшее время, но ставки по налогу снизят.

    В Совфеде предлагают откорректировать закон об отмене налога на движимое имущество

    Предприятия должны постепенно начать платить налог на движимое имущество (в настоящее время отменен) за станки. А когда этому оборудованию исполнится, условно, десять или пятнадцать лет, налог за него нужно платить в полном объеме. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.

    Сенаторы предложили поправить закон об отмене налога на движимое имущество, вступившего в силу с 1 января 2019 года. По словам Анатолия Артамонова, в документе необходимо указать, что предприятия с момента принятия закона освобождаются от его уплаты, «но все-таки постепенно должны его начать платить по какой-то возрастающей прямой».

    «То есть, когда этому оборудованию исполнится, условно, десять или пятнадцать лет, нужно платить за него налоги в полной мере», — пояснил глава комитета.

    Это нужно для того, чтобы стимулировать техническое перевооружение предприятий, уточнил сенатор.

    Артамонов напомнил, что сегодня в Россию ввозится из других стран огромное количество станков, возраст которых не превышает пяти-шести лет. «Они нам по бросовым ценам эти станки предлагают и многие наши предприятия покупают и неплохо на них работают. Но почему это происходит? В Германии выгодно менять это оборудование, а нам — не выгодно. Выгоднее работать на старом».

    Напомним, на совещании со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти в декабре прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что палата регионов ранее предупреждала кабмин, что в результате принятия закона об освобождении движимого имущества от налогообложения могут возникнуть выпадающие налоговые доходы в региональных бюджетах.

    «Совет Федерации возражал против принятия подобного закона об освобождении движимого имущества от налогообложения. Было поручение президента, но оно исполнено было неточно. Мы говорили о том, что новое приобретаемое оборудование для повышения производительности труда, для улучшения условий труда, мы двумя руками за то, чтобы это новое оборудование не облагалось налогами, но не послушали, все освободили. В итоге мы настаивали на том, чтобы был сделан четкий перечень, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество. Ничего сделано не было, потому что это крайне сложно сделать. Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло», — сказала Матвиенко.

    По словам Анатолия Артамонова, Минэкономразвития так до сих пор не разработал документ, который бы точно определял, что относится к движимому имуществу, а что является недвижимостью.

    Отсутствие понимания в этом вопросе порождает огромное количество лазеек по уходу от налогообложения. В качестве примера глава комитета привел предпринимателей, которые покупают себе «дорогущие мерседесы», которые оформляются в качестве движимого имущества.

    Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Про РКО