Налоговый период по налогу на прибыль

Налог на прибыль

Кто платит налог на прибыль в 2021 году. Ставка налога на прибыль и в 2020, и в 2021 году составляет 20 %. Сам расчет налога на прибыль организаций не составляет труда. А вот определение налоговой базы — процесс довольно трудоемкий. Разберем пример расчета налога на прибыль, сроки уплаты и штрафные санкции. Расскажем про изменения в порядке заполнения и сроках сдачи декларации по налогу на прибыль.

Кто платит налог на прибыль

Налог на прибыль — это разновидность федерального налога, который платят юридические лица.

Налогоплательщики данного налога зафиксированы в ст. 246 НК РФ.

Можно выделить три основные группы, которые обязаны платить налог на прибыль:

  • организации на общей системе налогообложения (ОСНО);
  • иностранные организации, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ;
  • участники консолидированной группы налогоплательщиков.
Дарим онлайн‑бухгалтерию тем, кто сдает отчетность!

Подключите Контур.Экстерн для отчетности и получите Контур.Бухгалтерию на год в подарок

Ставка налога на прибыль

И в 2020, и в 2021 году стандартная ставка налога составляет 20 % (ст. 284 НК РФ).

Важно учесть, что платежи по данному налогу направляются в два разных бюджета:

  • 3 % от рассчитанного налога идут в федеральный бюджет;
  • 17 % от рассчитанного налога направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Такое распределение по бюджетам действует до 2024 года.
Для отдельных организаций и видов доходов действуют специальные ставки: 0, 5, 9, 13, 15, 30 % и др.

Сдайте декларацию по налогу на прибыль через интернет.

Расчет налога на прибыль

Сам расчет налога на прибыль организаций не составляет труда. А вот определение налоговой базы — процесс довольно трудоемкий и требует от бухгалтера знания всех нюансов главы 25 Налогового кодекса.

Как определить налоговую базу

Подробный алгоритм расчета базы описан в ст. 315 НК РФ.

Налог платится с полученной прибыли. Чтобы узнать сумму прибыли, следует из полученных доходов вычесть понесенные расходы. И доходы, и расходы для расчета следует брать с начала года нарастающим итогом.

Расходы обязательно должны быть экономически обоснованы и поименованы в соответствующих статьях главы 25 НК РФ.

Полученная прибыль — это и есть налоговая база, с которой берется налог в размере 20 %. Если расходы превысили доходы и образовался убыток, то налоговая база будет равна нулю — налог платить не надо.

Формула расчета налога на прибыль: (Доходы — Расходы) × 20 %.

Пример расчета налога на прибыль

Как рассчитать налог на прибыль, рассмотрим на примере.

Доходы ООО «Дело» за 2020 год составили 1 250 000 рублей. Расходы, принимаемые к учету, составили 836 000 рублей.

Налоговая база: 1 250 000 — 836 000 = 414 000 рублей.

Налог на прибыль: 414 000 × 20 % = 82 800 рублей.

В этой сумме присутствует налог, зачисляемый в федеральный бюджет, — 12 420 рублей (414 000 х 3 %), налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, — 70 380 рублей (414 000 х 17 %).

12 420 + 70 380 = 82 800 рублей (общая сумма налога).

Проводка «Начислен налог на прибыль» будет представлена такой записью: Дебет 99 Кредит 68.

Декларация по налогу на прибыль: порядок заполнения и сроки

Налоговую декларацию по налогу на прибыль нужно направить даже фирмам, которые по тем или иным причинам не вели деятельность (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Порядок заполнения декларации прописан в Приказе ФНС РФ от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

Обязательные составляющие декларации: титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1, лист 02, приложения № 1 и № 2 к листу 02. Остальные разделы и приложения заполняют по ситуации.

По срокам отчетности отчитывающиеся компании можно условно разделить на две группы:

  1. Организации, которые платят налог ежеквартально или ежемесячно, исходя из прибыли в предыдущем квартале.
  2. Организации, которые платят налог ежемесячно по фактической прибыли.

Для первой группы отчетные периоды и сроки такие:

  • I квартал — 28 апреля;
  • полугодие — 28 июля;
  • 9 месяцев — 28 октября;
  • год — 28 марта следующего года.

Для второй группы отчетные периоды отличаются: месяц (январь), два месяца (январь — февраль), три месяца (январь — март) и по этой аналогии еще девять периодов (п. 3 и 4 ст. 289, п. 1 ст. 287 НК РФ) Сроки сдачи — не позднее 28-го числа каждого месяца.

Сроки уплаты налога на прибыль

Сроки уплаты налога легко запомнить. Они совпадают со сроками отправки декларации (ст. 287 НК РФ).

Для компаний, производящих ежемесячные платежи, исходя из прибыли предыдущего квартала, сроком уплаты является 28-ое число каждого месяца квартала. При этом до 28-го числа месяца, следующего за кварталом, при необходимости нужно доплатить налог за квартал.

Для компаний, которые платят авансовые платежи ежемесячно по фактической прибыли, срок — 28 число месяца, следующего за отчетным периодом.

Для компаний, уплачивающих только квартальные платежи, сроками уплаты налога являются 28 апреля, 28 июля, 28 октября, 28 марта следующего года.

Штрафные санкции

Если не отчитаться и не заплатить налог в срок, компанию оштрафуют (ст. 119 НК РФ).

В общем случае штраф равен 5 % от суммы налога. Но для штрафа есть определенные пределы. Во-первых, минимальный штраф составит 1000 рублей, даже если налог был всего 100 рублей. Несомненный плюс для нарушителя в том, что максимальный штраф составляет 30 % от суммы налога. При этом штраф берется за каждый месяц просрочки, в том числе неполный (ст. 119 НК РФ).

При неуплате налога, отраженного в декларации, инспекция может заблокировать на расчетном счету сумму долга или арестовать имущество. Также за каждый день опоздания начисляются пени (ст. 75 НК РФ).

Должностное лицо предприятия могут привлечь к административной ответственности, выписав предупреждение или оштрафовав на 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Статья 287 НК РФ. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода, если иное не установлено настоящей статьей.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

2. Российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

3. Особенности уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются статьей 288 настоящего Кодекса.

4. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, не позднее дня, следующего за днем выплаты.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком — получателем дохода в течение 10 дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

5. Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала пять миллионов рублей в месяц либо пятнадцать миллионов рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи с учетом требований пункта 6 статьи 286 настоящего Кодекса.

6. Организации, указанные в пункте 3.1 статьи 286 настоящего Кодекса, уплачивают налог за налоговые периоды 2020 и 2021 годов не позднее 28 марта 2022 года.

Комментарии к ст. 287 НК РФ

Как разъяснено в Определении ВАС РФ от 25.03.2011 N ВАС-17750/10, положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).

Суд указал, что налогоплательщик своевременно, 26.03.2007, представил в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 2006 год, указав к уменьшению суммы налога на прибыль, ранее исчисленные и уплаченные в федеральный и краевой бюджеты по итогам отчетных периодов, что и повлекло возникновение у него соответствующей переплаты, юридические основания для возврата которой по итогам его финансово-хозяйственной деятельности возникали с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Соответственно, обращение 09.03.2010 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль обществом осуществлено с соблюдением трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, отказ налогового органа, оформленный решением, противоречил положениям действующего налогового законодательства, что позволяло налогоплательщику обратиться в суд за защитой своего нарушенного права предусмотренными законом способами: как с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, так и имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога. В этом случае срок на обращение в суд должен исчисляться с момента нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, своевременно предпринявшего попытку досудебного урегулирования спора с инспекцией.

Поскольку налогоплательщик обратился в суд 13.04.2010, его нарушенное право подлежало защите.

Вопрос начисления пеней на сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, уплаченных не в полном объеме или с нарушением установленных сроков уплаты, рассмотрен в письме Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению.

Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 разъясняется, что, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого отчетного периода.

Письмом Минфина России от 18.10.2007 N 03-02-07/2-168 налоговым органам рекомендовано при применении пункта 3 статьи 58 и статьи 75 НК РФ учитывать вышеуказанное разъяснение Пленума ВАС РФ.

ФНС России в письме от 13.11.2009 N 3-2-06/127 разъяснила, что НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению N 47 Пленума ВАС РФ пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. При этом механизм пересчета не установлен.

В настоящее время налоговые органы при начислении пени на авансовые платежи применяют механизм ее расчета, действовавший до 01.01.2007. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пеня начисляется на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансовый платеж, исчисленный исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

То есть если согласно налоговой декларации за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа меньше суммы начисленных ежемесячных авансовых платежей на этот квартал, то налоговый орган производит начисление пени на ежемесячные авансовые платежи за последний квартал отчетного (налогового) периода, принимая их (для расчета пени) в суммах не выше авансовых платежей за этот квартал.

Если по итогам за отчетный (налоговый) период сумма исчисленного за последний квартал авансового платежа равна или превышает сумму начисленных на этот же квартал ежемесячных авансовых платежей, то начисление пени при несвоевременной их уплате производится исходя из сумм начисленных ежемесячных авансовых платежей, которые налогоплательщик должен был уплатить в течение квартала.

ФНС России привела следующий пример.

Ежемесячные авансовые платежи организации на IV квартал 2008 г. составили 1700000 руб. По срокам уплаты 28.10.2008 и 28.11.2008 ежемесячные авансовые платежи в сумме 3400000 руб. уплачены своевременно, платеж по третьему сроку — 28.12.2008 не уплачивался. Согласно налоговой декларации за 2008 г. налог исходя из прибыли за IV квартал исчислен в размере 1600000 руб.

Для расчета пени ежемесячные авансовые платежи принимаются в сумме не выше 1600000 руб. или соответственно по указанным срокам уплаты: 533333 руб., 533333 руб. и 533334 руб.

При условии, что по состоянию на 01.10.2008 недоимки по налогу на прибыль организаций не имелось, а уплаченные платежи по срокам 28.10.2008 и 28.11.2008 в размере 3400000 руб. превысили сумму ежемесячных авансовых платежей, принимаемых для расчета пени (1600000 руб.), начисление пени в IV квартале 2008 г. не производится.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменились сроки перечисления налоговыми агентами сумм налогов, удерживаемых при выплате дохода. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы налога не позднее дня, следующего за днем выплаты такого дохода. При этом налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет, перечисляется в валюте РФ (абзац 2 пункта 2 статьи 287 и абзац 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ).

Ранее существовало противоречие между нормой абзаца 7 пункта 1 статьи 310 НК РФ и положениями статьи 287 НК РФ в части срока на перечисление налоговым агентом в бюджет налога, удержанного с доходов иностранной организации.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 14.12.2005 N 20-12/92363 разъясняло, что налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Минфин России в письме от 31.12.2009 N 03-08-05 обратил внимание, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. При этом пересчет суммы налога, исполненной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

Учитывая изложенное, при применении вышеуказанных норм НК РФ следует исходить из того, что при уплате суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, налоговый агент обязан осуществить пересчет в валюту Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога. Эту же дату следует использовать при заполнении раздела 1 налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, форма которого утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

В письме Минфина России от 13.10.2011 N 03-03-06/4/115 указано, что налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, может быть уплачен саморегулируемой организацией не только за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.

Инвестиционный портал

тел: +7 (342) 212-45-38, 212-91-44

  • — — —

Налоговый калькулятор

Выбор системы налогообложения

Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и регулируется положениями гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщиками рассматриваемого налога признаются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения по данному налогу признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налоговая база — денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ).

По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ).

Таким образом, налоговой базой является денежная величина, определяемая как превышение полученных вами доходов над учтенными для целей налогообложения расходами. Если доходы меньше расходов (т.е. вами получен убыток), налоговая база равна нулю (абз. 1 п. 8 ст. 274 НК РФ).

Прибыль нужно определять нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) (п. 7 ст. 274 , п. 1 ст. 285 НК РФ).

Освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие единый налог на вмененный доход (патентную систему вправе применять только индивидуальные предприниматели, деятельность которых налогом на прибыль не облагается).

При условии осуществления капитальных вложений на территории Пермского края, и (или) благотворительную деятельность в соответствии с Законом Пермской области «О благотворительной деятельности в Пермском крае», и (или) безвозмездные перечисления, в том числе пожертвования некоммерческим организациям на ведение уставной деятельности в сфере физической культуры и спорта можно снизить ставку налога на показатель снижения ставки налога на прибыль организаций.

Ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Пермского края, с учетом показателя снижения не может быть ниже 13,5%.

Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций рассчитывается в процентах с округлением до десятых долей (первого знака после запятой) числа.

Для налогоплательщиков, использующих пониженную ставку налога, расчет показателя снижения производится по следующей формуле:

На 2017 г.:
  • Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций отчетного (налогового)периода = (Объем осуществленных в отчетном (налоговом) периоде капитальных вложений, и (или)средств, направленных на благоьтворительную деятельность, и (или) безвозмездных перечислений, в том числе пожерствований) / (Общая сумма налогооблагаемой прибыли отчетного (налогового)периода)*9
Для остальных категорий налогоплательщиков показатель рассчитывается по следующей формуле:
  • Показатель снижения ставки налога на прибыль организаций отчетного (налогового)периода = (Объем осуществленных в отчетном (налоговом) периоде капитальных вложений, и (или)средств, направленных на благоьтворительную деятельность, и (или) безвозмездных перечислений, в том числе пожерствований) / (Общая сумма налогооблагаемой прибыли отчетного (налогового)периода)*19

Законом Пермского края от 30 августа 2001 года № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» с изменениями, принятыми Законом Пермского края № 549-ПК от 08.10.2015 г. установлена пониженная ставка по налогу на прибыль для налогоплательщиков – юридических лиц, являющихся субъектами деятельности в сфере промышленности, реализующих на территории Пермского края инвестиционный проект по созданию и (или) освоению новых промышленных производств в рамках заключенного в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации», Законом Пермского края «О промышленной политике в Пермском крае» специального инвестиционного контракта в размере 13,5% в отношении прибыли, полученной в результате реализации товаров (работ, услуг), произведенных на объектах имущественного комплекса, предназначенного для производства промышленной продукции в ходе реализации специального инвестиционного контракта, на срок действия инвестиционного контракта.

ВС пояснил, как правильно уточнять налоговую базу по налогу на прибыль за прошлые периоды

12 апреля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 306-ЭС20-20307 по делу № А72-18565/2019, в котором прояснила вопрос корректировки налоговой базы по налогу на прибыль на выявленные ошибки прошлых налоговых периодов.

В декларации по налогу на прибыль за 2018 г. ООО «Евроизол» заявило расходы на 99 тыс. руб., отразив их как корректировку налоговой базы на выявленные ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, которые привели к излишней уплате налога. Данная сумма расходов являлась безнадежной к взысканию суммой задолженности перед налогоплательщиком со стороны общества «ТД Порфирит-Урал», сведения о котором были исключены из ЕГРЮЛ в 2016 г.

По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска отказалась привлекать общество к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислив ему недоимку по налогу на прибыль почти на 20 тыс. руб. Основанием для отказа в признании рассматриваемой суммы затрат в 2018 г. и доначисления налога послужил вывод налогового органа о том, что безнадежную к взысканию задолженность следовало списать еще в 2016 г. при ликвидации контрагента и учесть ее в том же налоговом периоде для целей налогообложения. Поэтому, заключили налоговики, неправомерно отражение этой суммы в налоговой декларации за 2018 г. Впоследствии региональное УФНС России поддержало решение инспекции.

Налогоплательщик оспорил решение ИФНС в арбитражном суде, который удовлетворил его заявление. Первая инстанция сочла, что в силу п. 1 ст. 54 НК РФ общество было вправе учесть в 2018 г. расходы, относящиеся по периоду своего возникновения к 2016 г., поскольку допущенная ошибка (искажение) в определении периода учета расходов не привела к неуплате налога и не имела негативных последствий для казны.

В дальнейшем апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований общества. Вторая инстанция указала на отсутствие всей совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 54 НК, при которой расходы, не учтенные в предыдущих налоговых периодах, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль за текущий период. По мнению апелляционного суда, в рассматриваемом случае не было выполнено условие об излишней уплате налога за 2016 г., поскольку в указанном налоговом периоде общество понесло убыток свыше 20 млн руб. и не уплачивало в бюджет налог в связи с отсутствием прибыли. Окружной суд поддержал постановление апелляции.

В кассационной жалобе в Верховный Суд общество сослалось на существенные нарушения норм материального права судами апелляционной и кассационной инстанций.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что по общему правилу, установленному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК, ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены. Согласно п. 1 ст. 81 НК при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в инспекцию декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы уплачиваемого налога, он вправе внести необходимые изменения в данный документ и представить уточненную налоговую декларацию.

С 1 января 2009 г., отметил Суд, в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ закреплено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если они привели к излишней уплате налога. Из содержания пояснительной записки к проекту этих поправок следовало, что они направлены на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования касательно регламентации контрольных полномочий налоговых органов. Соответственно, пояснил ВС, правила перерасчета налоговой базы в периоде выявления ошибки (искажения) должны толковаться и применяться таким образом, чтобы исключать формальное возникновение недоимок при отсутствии неблагоприятных материальных последствий для государства в результате допущенных при исчислении налогов ошибок.

Они также должны обеспечить уменьшение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков в связи с устранением таких ошибок (искажений), и эффективность работы налоговых органов, поскольку необходимость подачи уточненных деклараций по каждому факту исправления в соответствии с ранее действовавшим регулированием влекла бы за собой проведение отдельных камеральных налоговых проверок в каждом из этих случаев. При этом судебная практика исходит из правомерности перерасчета в текущем налоговом периоде налоговой базы, если ранее допущенные ошибки не имеют негативных последствий для казны. Исправление их не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а путем отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации также допускается судами.

Верховный Суд добавил, что вопреки выводам апелляции и кассации возможность перерасчета налоговой базы не ограничивается только случаями получения налогоплательщиком положительного финансового результата в периоде возникновения ошибки и не обусловливается излишней уплатой налога исключительно в этот период, поскольку такие ограничения не вытекают ни из буквального содержания абз. 3 п. 1 ст. 54 НК, ни из телеологического толкования этой нормы.

Со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2004 г. № 6045/04 Суд пояснил, что невключение расходов в налогооблагаемую базу в периоде, в котором они возникли, могло привести в этом периоде либо к завышению налогооблагаемой прибыли и переплате налога на прибыль, либо к занижению убытка. В первом случае неправильный учет повлек бы излишнюю уплату налога, что компенсирует занижение налога в следующем периоде, во втором – увеличилась бы сумма убытка, на которую в силу права налогоплательщиков на перенос накопленного убытка уменьшалась бы налогооблагаемая прибыль последующих налоговых периодов.

«Следовательно, вне зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса значение имеет влияние допущенной ошибки (искажения) на состояние расчетов с бюджетом в этом и (или) последующих периодах – до периода, в котором налогоплательщиком заявлен перерасчет. В данном случае, как указывалось налогоплательщиком и не опровергнуто налоговым органом при рассмотрении дела в судах трех инстанций, увеличение убытка за 2016 г. (208 430 096 руб.) на сумму вновь выявленных расходов (99 458 руб.) не могло привести к неуплате налога за названный налоговый период, и с учетом установленного ст. 283 Налогового кодекса права налогоплательщика на перенос накопленного убытка должно повлечь за собой излишнюю уплату налога в 2017–2018 гг., что свидетельствует о соблюдении налогоплательщиком условий, указанных в абз. 3 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса», – отмечено в определении.

Экономколлегия добавила, что налоговым органом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано наличие у общества по итогам 2016–2017 гг. неуплаченных сумм налога на прибыль. В ходе судопроизводства по делу ИФНС также не оспаривалось соблюдение обществом положений п. 2.1 ст. 283 Налогового кодекса, ограничивающих с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. предельный объем переносимого убытка (не более 50% налоговой базы). Доказательства, которые бы позволяли утверждать о нарушении нормы в связи с включением в налоговую базу 2018 г. расходов, ошибочно неучтенных в предшествующих налоговых периодах, в материалах дела также отсутствуют. Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации, оставив в силе решение первой инстанции.

Старший партнер юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин позитивно оценил позицию Верховного Суда. По его словам, только такой подход позволяет установить размер действительных налоговых обязательств налогоплательщика. «Поскольку спор связан с исчислением налога на прибыль организаций, размер которого должен определяться экономически, исходя из финансового результата, с учетом реального дохода и реальных затрат налогоплательщика, искусственная корректировка экономических показателей налогоплательщика по формальным основаниям недопустима. Как справедливо отметила Коллегия, такая корректировка в любом случае повлечет искажение действительных налоговых обязательств налогоплательщика», – отметил он.

При этом эксперт подчеркнул, что абз. 3 п. 1 ст. 45 НК истолкован Судом расширительно: «Формально норма дает налогоплательщику право произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога в периоде выявления ошибок только “в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений)”, однако в данном деле контрагент исключен из ЕГРЮЛ в 2016 г. – т.е. период совершения ошибки, очевидно, известен».

Кроме того, по словам Романа Речкина, позиция ВС РФ значима еще и потому, что Судебная коллегия подтвердила право налогоплательщика выбрать способ исправления ошибок (искажений) либо посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период (с последствием в виде повторной камеральной проверки), либо путем отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации.

Адвокат АП г. Москвы Марина Дарьина отметила, что ВС РФ фактически разрешил перенести убыток прошлых лет на будущий налоговый период. «При этом нужно учитывать тот факт, что требования ст. 54 НК РФ к возможности учета ошибок (искажений), выявленных за прошлые налоговые периоды, не являются столь жесткими по сравнению с требованиями ст. 283 НК РФ, которые предъявляются к налогоплательщику при переносе убытков прошлых лет», – подчеркнула она.

По мнению эксперта, судебный акт ВС разрешает налогоплательщику в том числе переносить убыток прошлых лет более доступным способом, следуя требованиям ст. 54 НК РФ, а не норме, отвечающей за перенос убытков, указав, что переносимая сумма является ошибкой (искажением). «Из чего следует данный вывод? Суды трех инстанций не уделили должного внимания раскрытию обстоятельств выявления налогоплательщиком факта ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы в виде безнадежной к взысканию суммы задолженности перед налогоплательщиком. То есть не исследован и не доказан момент обнаружения налогоплательщиком факта ошибки, момент, когда сумма задолженности перед ним стала безнадежной к взысканию. Суды также не стали выяснять, является ли это ошибкой либо данная сумма могла быть выявлена обществом при соблюдении определенных обстоятельств. При анализе обстоятельств дела ВС РФ ссылался на соответствующее постановление ВАС РФ и даже на пояснительную записку к законопроекту, что делается им довольно редко и говорит о наличии пробела в судебной практике при разрешении подобных ситуаций», – отметила Марина Дарьина.

Коды налоговых периодов в 2021 году

  • В налоговых декларациях обязательно указывают код налогового периода. Цифровые обозначения периодов зависят от вида декларации. Какие коды ставить, отчитываясь по налогам, разберемся в данной статье.

    Код налогового периода включает в себя две цифры. Помимо деклараций, такой код проставляют в платежках на уплату налогов. Благодаря этим кодам инспекторы ФНС определяют отчетный период по сданной декларации. Также подобный код даст понять ФНС, что компания ликвидируется (при ликвидации ставится свой код).

    Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

    Виды налоговых периодов:

    • месяц;
    • квартал;
    • полугодие;
    • 9 месяцев;
    • год.

    Код налогового периода фиксируется на титульном листе декларации или иной отчетной формы. Обычно все коды по той или иной декларации плательщики могут найти в порядке по заполнению декларации (в приложении). Например, для декларации по налогу на прибыль коды периодов расписаны в Приказе ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

    Коды налогового периода для декларации по налогу на прибыль

    Если налог считается нарастающим итогом, декларации сдаются в перечисленные ниже периоды с кодами:

    • квартал — 21;
    • первое полугодие — 31;
    • 9 месяцев — 33;
    • календарный год — 34.

    Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

    Если декларация подается ежемесячно, коды будут следующими:

    36 — два месяца (январь и февраль);

    38 — четыре месяца;

    39 — пять месяцев;

    40 — шесть месяцев;

    41 — семь месяцев;

    42 — восемь месяцев;

    43 — девять месяцев;

    44 — десять месяцев;

    45 — одиннадцать месяцев;

    Для консолидированных групп налогоплательщиков утверждены свои коды: от 13 до 16:

    • квартал — 13;
    • первое полугодие — 14;
    • 9 месяцев — 15;
    • календарный год — 16.

    Кодировка месячной отчетности консолидированных групп начинается с кода 57 и заканчивается кодом 68. Например, апрельская декларация за январь-март сдается с кодом 59, а годовая — с кодом 68.

    При сдаче декларации за последний налоговый период в связи с ликвидацией (реорганизацией) компании нужно ставить код 50.

    Для расчетов авансовых платежей по имущественному налогу применяют иные коды:

    51 — 1 квартал при реорганизации;

    47 — полугодие при реорганизации;

    48 — 9 месяцев при реорганизации.

    Для ежегодной декларации по имущественному налогу коды такие:

    50 — последний налоговые период при ликвидации.

    Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

    Коды налогового периода для декларации по НДС

    В декларации по НДС используйте один из этих кодов:

    • 1 квартал — 21;
    • 2 квартал — 22;
    • 3 квартал — 23;
    • 4 квартал — 24.

    Если организация проходит ликвидацию или реорганизацию:

    • 1 квартал — 51;
    • 2 квартал — 54;
    • 3 квартал — 55;
    • 4 квартал — 56.

    При выполнении соглашения о разделе продукции предусмотрены специальные коды:

    • 01-12 — за январь — декабрь;
    • 71-82 — за январь — декабрь при реорганизации или ликвидации.

    Коды налогового периода для деклараций по акцизам и косвенным налогам

    Коды указываются в соответствии с порядковым номером отчетного месяца:

    • 01-12 — за январь — декабрь;
    • 71-82 — за январь — декабрь при реорганизации или ликвидации.

    Коды налогового периода для УСН и ЕСХН

    При сдаче годовой декларации по УСН применяется код 34, а при сдаче декларации за последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) — код 50.

    Также есть специальные коды для УСН:

    95 — завершающий налоговый период при смене режима налогообложения;

    96 — последний налоговый период перед завершением предпринимательской деятельности или деятельности на УСН.

    Коды при ЕНВД

    Заполняя декларацию по ЕНВД, плательщики должны использовать следующие коды:

    21 (51) — 1 квартал (1 квартал при ликвидации);

    22 (54) — 2 квартал (2 квартал при ликвидации);

    23 (55) — 3 квартал (3 квартал при ликвидации);

    24 (56) — 4 квартал (4 квартал при ликвидации).

    Код всегда можно проверить, открыв соответствующее приложение к порядку по заполнению декларации. Обычно все коды сведены в таблицу.

    Код налогового периода для единой упрощенной декларации

    • квартал — 3;
    • полугодие — 6;
    • 9 месяцев — 9;
    • год 1.

    Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Adblock
    detector