Убыточная комиссия
— проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин налоговых убытков налогоплательщика.
Комментарий
Убыточные комиссии — это проводимые с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссии, целью которых является выявление причин налоговых убытков налогоплательщика.
Налоговые органы рассматривают убытки налогоплательщика, как один из негативных признаков. И это понятно, так как в случае убытков отсутствует налог на прибыль и, как правило, НДС.
Налоговые органы применяют такую процедуру налогового контроля, как вызов налогоплательщика на комиссию (убыточная комиссия), во время проведения которой устанавливаются причины возникновения убытков. Такие комиссии прямо не предусмотрены Налоговым кодексов России. Они проводятся на основании Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» 1 . Следует отметить, что вызов на комиссию производится не только в связи с убытками, но и по иным причинам: низкая налоговая нагрузка в целом, низкий уровень заработной платы работников (Зарплатная комиссия), высокая доля вычетов по НДС. Полный перечень причин вызова на комиссию указан в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722.
Так, за 9 период месяцев 2014 года рабочие группы комиссии УФНС России по Москве в территориальных инспекциях заслушали представителей 10,5 тыс. убыточных организаций. В результате более 7 тыс. организаций представили 7 тыс. 697 уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль с уменьшением ранее заявленного убытка на сумму 155 млрд 715,5 млн руб. и исчисленным налогом на прибыль в сумме 789,4 млн руб. (Москва: убыточным организациям за 9 мес. 2014 г. доначислено 221 млн руб. налогов (nalog.ru)).
1) Документ (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722) был отменен Письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», но комиссии на практике продолжают работать.
Правомерность вызова на убыточную комиссию
Вызывая налогоплательщиков на комиссии налоговые органы пользуются своим правом, установленным пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ: вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Этому праву соответствует ответственность, предусмотренная статьей 19.4. «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, рекомендуется решить вопрос о целесообразности проведения в отношении них следующих мероприятий (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722):
— повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России;
— вызов налогоплательщика на аналогичную комиссию в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации;
— вызов налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);
— проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
— подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Как обосновать убытки
Налоговая комиссия, как правило, проходит быстро. Налоговые органы просят объяснить причины убытков и рекомендуют показать прибыль и сдать уточненные декларации.
Налогоплательщик не обязан следовать таким рекомендациям. В практической деятельности довольно много ситуаций, которыми объясняются убытки. Например, Развитие нового направления деятельности, Рецессия в стране, отрасли или на предприятии, Крупные разовые расходы (ремонт помещения, модернизация производства и т.д.), Маркетинговая политика, связанная с завоеванием рынка (предоставление скидок, развитие сети продаж и т.д.).
Обычно в пояснениях к убыткам указывают краткий анализ доходов и расходов (сумма доходов и расходов в разрезе их видов), а также причины убытков (указаны выше).
Налоговые последствия убытков
1) Если налогоплательщик представил налоговую декларацию с убытком, то налоговые органы, в рамках проведения камеральной налоговой проверки, имеют право требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).
За невыполнение этого требования установлена ответственность, предусмотренная статьей 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу НК РФ.
2) Налоговики рассматривают убытки, как один из факторов, на основании которых принимается решение о проведении выездной налоговой проверки. Перечень таких факторов указан в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок». В пункте 2 указан, как один из таких факторов: Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
3) На практике налоговики могут вызвать убыточного налогоплательщика на убыточную комиссию, целью которой является выявление причин получения убытка (рассмотрено в этом материале).
4) Убытки текущего налогового периода могут быть перенесены на будущие налоговые периоды по правилам, указанным в статье 283 НК РФ (см. Перенос убытков на будущее (налог на прибыль)).
Дополнительно
Зарплатная комиссия — проводимая с вызовом налогоплательщика в налоговые органы комиссия, целью которой является выявление причин установления налогоплательщиком заработной платы ниже рыночного уровня. Зарплатная комиссия проводится с целью выявления «серых схем» минимизации налогообложения.
Перенос убытков на будущее (налог на прибыль) — по налогу на прибыль предусмотрена возможность переносить убытки на будущие налоговые периоды (ст. 283 НК РФ)
Реализация ниже себестоимости — реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) с убытком, по цене, ниже чем сумма расходов на их приобретение или производство.
Исправление ошибок (бухгалтерский учет, налоги) — предусмотренный законодательством порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском и налоговом учете.
Убыточные комиссии
Компанией TaxTechnologyGroup предлагается услуга » помощь в прохождении убыточных комиссий». В сложившихся экономических реалиях она оказывается весьма востребованной.
Целью работы убыточных комиссий, действующих при налоговых органах, является выявление фактов нарушения норм Налогового Кодекса РФ. На комиссию, как правило, приглашаются владельцы компаний, показывающих убытки в отчетной документации в течение двух налоговых периодов и более. На заседании комиссии от них ожидают объяснения причин убыточности своей хозяйственной деятельности. Основная цель комиссии — вынудить компанию подать пересмотренные данные по налогу на прибыль, снизив указанную ранее величину потерь. Приглашение руководства компании на убыточную комиссую — свидетельство того, что у налоговиков имеются веские основания подозревать компанию в сокрытии доходов и связанным с этим налоговых нарушениях.
По данным налоговиков, такие комиссии — весьма серьезный способ оказывать воздействие на налогоплательщиков.
Требования к явке на убыточные комиссии
Явиться на убыточную комиссию должен владелец, руководитель или главный бухгалтер компании. От него потребуется аргументированно объяснить причины убытков, подтвердить их документально и дать информацию, когда планируется выход компании/предприятия на уровень безубыточности.
Как показывает практика прохождения убыточных комиссий, на заседаниях осуществляется заметный прессинг на приглашенных, настоятельные требования подать уточненную налоговую декларацию (в которой уже не будет указана сумма убытков). Налоговиками озвучивается ряд возможных репрессивных мер, которые будут предприняты в сторону компаний — внеочередные камеральные и выездные проверки, и прочие, вплоть до проведения процедуры банкротства. По результатам такого «взаимодействия» с налоговиками значительное число компаний оказываются вынужденными представить уточненные налоговые декларации, в которых сумма убытков существенно уменьшена, или заявлена полученная прибыль.
Минимизация трат на убыточных комиссиях
Реальный путь минимизировать нежелательные для своего бизнеса последствия вызова на убыточную комиссию — воспользоваться услугой, которая предлагается TaxTechnologyGroup. Прибегнув к нашей помощи, вы гарантируете себе прохождение убыточной комиссии без негативных моментов и избежите материальных потерь.
На законодательном уровне деятельность т.н. «убыточных комиссий» ничем не регламентируется, действия комиссий оправдываются только подзаконными актами, принимаемыми местными властями. Компетентные юристы TaxTechnologyGroup окажут полноценную консультативную помощь как в процессе подготовки к заседанию комиссии, так и непосредственно в ходе ее прохождения. Так как список лиц, имеющих право присутствовать на комиссии, не утверждается строго, присутствие нашего юриста в качестве консультанта возможно и будет более чем оправдано.
Подготовка документов к комиссиям
С помощью юристов TaxTechnologyGroup для предоставления на заседании комиссии может быть подготовлен пакет документов, в которых будут изложены и аргументированно обоснованы причины, по которым компания несет убытки (в том числе не только очевидные, такие как недавние сроки существования компании, прошедшая реорганизация, падение потребительского спроса и пр.) Составляются документы, в которых называются причины недостаточных выплат бюджет, собираются справки о наличии у компании задолженностей по кредитам и пр., обосновывается величина себестоимости товара и размеры торговых наценок и пр.
Прибегнув к помощи, предлагаемой нашей компанией, каждый предприниматель или руководитель компании может быть уверен в том, заседание убыточной комиссии пройдет без неприятных сюрпризов и не приведет к нежелательным последствиям для его бизнеса.
Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы
Правда ли, что комиссии рассматривают вопросы уплаты налогов, которые не входят в их компетенцию, а на заседаниях на предпринимателей могут оказывать психологическое давление? Как тогда подготовиться к даче пояснений в налоговой инспекции?
За последние несколько лет налоговый контроль претерпел значительные изменения. Выездных налоговых проверок с каждым годом становится все меньше. Согласно статистике ФНС России, в 2015 г. их количество составило 30,7 тыс., а в 2018 г. – всего 14,2 тыс. Теперь контроль состоит в основном в проведении камеральных проверок и аналитической работы.
АСК-НДС, АИС «Налог» и другие программы позволяют отслеживать движение товаров, вычеты по НДС и выявлять налоговые нарушения. Налоговым органам остается только анализировать полученные данные. Для этого были созданы комиссии по легализации налоговой базы.
Как регулируется деятельность комиссий?
Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.
В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.
Кто входит в состав комиссий и как проходят их заседания?
Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.
Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.
Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.
Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.
Как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии?
Главное – не паниковать и начать заблаговременно готовиться к претензиям налоговой инспекции.
Вы получите уведомление о вызове в налоговый орган. В нем перечислят вопросы, которые станут обсуждаться на заседании. Если какой-то из них касается НДС, будут указаны контрагенты, к которым у проверяющих есть вопросы.
Пожалуй, лучшее, что можно сделать в данной ситуации, – это подключить ваших сотрудников и консультантов к выработке правовой позиции по интересующим инспекцию вопросам.
Попросите бухгалтера найти первичные документы по контрагенту. Менеджеру поставьте задачу поднять деловую переписку с ним. Служба безопасности или юротдел должны выяснить, в каком состоянии контрагент пребывает: не находится ли он в процессе ликвидации или банкротства, есть ли у него задолженности по налогам, не возбуждено ли в отношении него исполнительное производство, нет ли судебных споров и проч. Юристам или адвокатам поручите дать оценку документам, которые касаются взаимоотношений с контрагентом.
На заседание комиссии может прийти любое уполномоченное лицо, в том числе представитель по доверенности. Это необязательно должен быть руководитель бизнеса, хотя инспекция будет убеждать вас в обратном. В любом случае предпринимателю не стоит приходить на заседание без адвоката или юриста, обладающего специальными знаниями и опытом взаимодействия с налоговыми органами.
По результатам заседания, скорее всего, будут предъявлены претензии, связанные с неуплатой налогов. Поэтому вам и вашей команде, в которую обязательно должны входить бухгалтер, налоговый юрист и другие ответственные сотрудники, необходимо адекватно оценить перспективы предстоящего спора с налоговой инспекцией.
Если, например, ваш контрагент оказался фирмой-однодневкой, а из документов у вас есть только договор с общими условиями и несколько товарных накладных, возможно, наиболее эффективным решением будет добровольно удовлетворить требования проверяющих. Просто сдайте уточненную декларацию и уплатите налог в бюджет 1 .
Однако если вы уверены в своей правоте, у вас имеются первичные документы и иные доказательства реальности сделки и добросовестности контрагента (показания свидетелей, журналы учета транспортных средств и посещений, сайт контрагента и т.д.), предоставьте налоговой инспекции мотивированный ответ о том, что спорная сделка соответствует требованиям ст. 54.1 НК РФ, а налоги правильно исчислены и своевременно уплачены в бюджет.
При принятии решения необходимо учитывать актуальную судебную практику. На ее основании ваш адвокат или юрист должен будет оценить перспективы налогового спора.
Что будет, если не удовлетворить требования комиссии?
Если после общения с представителями комиссии вы пришли к выводу, что претензии к вам необоснованны и вы сможете отстоять свою позицию в суде, а потому отказались удовлетворять предъявленные требования, будьте готовы к тому, что вас могут включить в план выездных налоговых проверок. Однако зависеть это будет от того, какой объем доказательств удастся собрать проверяющим. План выездных проверок формируют сотрудники инспекции, и им нужно защитить его в региональном управлении ФНС. Предпринимателя включают в план, только если необходимость проверки является обоснованной: имеются весомые доказательства его виновности и сведения о наличии у него имущества, достаточного для взыскания недоимки 2 . Таким образом, если в отношении вас назначили выездную налоговую проверку, будьте уверены, что налоговая уже запаслась необходимыми доказательствами: допросила директоров контрагентов, провела встречные проверки и т.д. 3
Именно поэтому к любой проверке важно готовиться заранее. Нельзя забывать о проявлении должной осмотрительности: нужно обязательно собирать досье на своих контрагентов, сохранять их лицензии, деловую переписку и выполнять иные стандартные мероприятия 4 . А уж если налоговая начала проявлять интерес к конкретному контрагенту, лучше сыграть на опережение: попросить своего адвоката провести адвокатский опрос или нотариальный допрос руководителя контрагента, попросить последнего предоставить возможность сфотографировать офисные и складские помещения и т.д.
1 О новой методике оценки финансового положения налогоплательщика для предоставления ему возможности выплачивать сумму налоговой задолженности поэтапно читайте в публикации «Получить рассрочку по уплате налогов стало проще».
2 В публикации «Почему после налоговой проверки счета компании могут заблокировать?» вы прочитаете о том, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм налога, но и сразу после выездной налоговой проверки, а также о том, какие выплаты можно производить с заблокированного счета и когда его «разморозят».
3 При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС. Читайте об этом в публикации «Как налоговый орган оценивает платежеспособность налогоплательщика».
4 Об оценке добросовестности и благонадежности контрагентов как ключевом элементе эффективных комплаенс-программ читайте в публикации «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста» и «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».
Убыточная комиссия и когда ее не стоит бояться
Налоговый убыток – это отрицательный результат, когда расходы периода, учитываемые при налогообложении, превышают учитываемые для целей налогообложения доходы. Тех, кто показывает в декларации по прибыли убытки, ожидает вызов на убыточную комиссию.
Хозяйствующий субъект может работать с убытком, но для этого должны быть объективные причины (Постановление Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Убытки сами по себе не позволяют делать вывод о недобросовестности налогоплательщика.
Убытки могут возникать по объективным причинам, которые не зависят от организации. Например, падение продажных цен на товары, повышение цен на сырье, материалы и топливо, появление новых налогов. Убытки могут возникать из-за особенностей учетной политики, которые позволяют учитывать при налогообложении максимально возможные расходы (на законных основаниях).
Но то, что многие организации работают долгое время с убытками, вынуждает налоговиков ставит под сомнение их достоверность. В пункте 1 статьи 2 ГК РФ содержится определение сути предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли деятельность. Поэтому, если организация регулярно показывает убытки, то, скорее всего, по мнению инспекторов, она является недобросовестной.
В таком случае у инспектора, как правило, возникает подозрение, что организация:
- завысила расходы;
- скрыла часть выручки;
- использует схемы для искусственного снижения налога на прибыль.
Поэтому налоговые службы создают специальные «убыточные» комиссии для проверки убыточных деклараций.
В дальнейшем будем исходить из того, что налогоплательщик добросовестный и не применял в своей деятельности незаконные схемы налоговой оптимизации.
Что такое убыточная комиссия
Официально убыточные комиссии именуются комиссиями по легализации налоговой базы. Они создаются при налоговых инспекциях. Их деятельность регламентируется Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.
Создаются такие комиссии на местном, региональном и межведомственном уровне.
Первые формируются в местных налоговых инспекциях, вторые — при УФНС России по регионам, третьи — при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.
В состав комиссии включаются начальники отделов налоговой инспекции по проведению камеральных и выездных проверок, а также структурных подразделений, занимающихся предпроверочным анализом и урегулированием задолженности. В комиссии могут участвовать и сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, рассматриваемых на комиссии. При необходимости в состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, ПФР, Роструда.
В рамках работы комиссии налоговики обязаны соблюдать налоговую тайну, а также нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Работа комиссии по легализации налоговой базы состоит из нескольких этапов:
- отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий (на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах);
- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении этих налогоплательщиков;
- направление информационных писем налогоплательщикам в целях внесения ими изменений в налоговую отчетность, погашению «задолженности» по налогам;
- подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
- рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;
- дальнейший мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность была рассмотрена на комиссиях;
- подготовка информации для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.
Кого вызовут на комиссию
Критерии для вызова на убыточную комиссию для разных категорий налогоплательщиков разные.
Для юридических лиц
Для вызова на комиссию юридического лица будут следующие причины.
- Заявленные убытки от ведения бизнеса.
Отбор осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 листа 02 заявлен убыток за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.
- Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН и по ЕСХН.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога (строка 180 листа 02 налоговой декларации) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 налоговой декларации) за соответствующий отчетный (налоговый) период.
Низкой налоговой нагрузкой в этом случае для производственных компаний признается нагрузка, составляющая менее 3%, а для торговых — менее 1%.
- Низкая налоговая нагрузка по НДС.
Отбор таких компаний осуществляется на основании налоговых деклараций по НДС за ряд кварталов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составляет 89% и более.
Для предпринимателей
У предпринимателей критерии отбора для вызова на комиссию следующие.
- Низкая налоговая нагрузка по НДФЛ, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении УСН, или по единому сельскохозяйственному налогу.
Как и в случае с организациями, уровень налоговой нагрузки коммерсанта определяется как отношение суммы исчисленного налога к общей сумме доходов, полученных за соответствующий отчетный период.
- Низкая налоговая нагрузка по НДС.
Отбор также осуществляется на основании налоговых деклараций по НДС, представленных за ряд кварталов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составляет 89% и более.
- Высокая доля профессионального вычета (более 95% от общей суммы доходов, полученных за налоговый период).
Отбирают таких налогоплательщиков на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, в которых отношение показателя «профессиональные вычеты» к показателю «доходы от предпринимательской деятельности» превышает 95%.
- Несоответствие данных в декларациях.
В налоговых декларациях по НДС выручка от реализации отражена, а в форме 3-НДФЛ показан нулевой доход (или налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за соответствующий период не представлена).
Для всех налогоплательщиков
Вызов на комиссию грозит тем налогоплательщикам, у которых:
- в налоговых декларациях по НДС заявлен уровень вычетов выше среднего по региону за предшествующий период, а также уровень вычетов заявлен в размере 89% и более;
- у налогового агента по НДФЛ имеется задолженность по перечислению налога в бюджет или НДФЛ текущего года снизился по сравнению с предыдущим годом более чем на 10% при сохранении среднесписочной численности сотрудников;
- данные по заработной плате сотрудников ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
- имеется информация о выплате заработной платы в конвертах. Получить такую информацию налоговики могут из разных источников, например от компетентных источников иностранных государств или из обращений контрольно-надзорных ведомств, граждан и организаций.
Как вызывают на комиссию
Прежде, чем вызвать налогоплательщика на убыточную комиссию, налоговики проанализируют показатели его финансово-хозяйственной деятельности на основе имеющейся в налоговом органе информации, а также информации, полученной в рамках встречных проверок, от банков, правоохранительных органов, таможенной службы, лицензирующих органов и иных источников.
По результатам работы налоговики оформят соответствующие документы и сформируют досье налогоплательщика.
Читайте в бераторе
Как объяснить убыток
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).
Обосновать убытки можно, предоставив доказательства, что организация вела обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли. А прибыль была не получена по целому ряду причин.
Вновь созданные организации
Отдача от первоначальных инвестиций обычно наступает через несколько лет. Вновь созданная компания еще не занимают прочное положение на рынке. Пока у нее не появятся надежные поставщики и крупные клиенты, сумма расходов будет превышать сумму доходов.
Развитие компании
Убыток на протяжении нескольких лет может быть связан с освоением компанией новых рынков или видов деятельности. В этой ситуации одновременно растут показатели капитальных вложений и вложений в долгосрочные активы. Чтобы доказать обоснованность убытков, организации необходимо иметь бизнес-план, расчеты и другие документы. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.
Сезонные колебания спроса
Убытки могут возникать в связи со спецификой деятельности. Убытки, возникшие в связи со снижением спроса, должны быть погашены за счет доходов, полученных в период повышенного спроса на товары, работы и услуги.
Падение доходов
Неустойчивое состояние рынка: падение цен на отдельные товары, повышение цен на сырье, материалы, топливо и т.д.
Невыгодная продажа товаров
Товары были реализованы по цене ниже себестоимости. Это нужно подтвердить актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен. В акте надо привести данные о качестве товара, о его свойствах и характеристиках, а также о причинах, по которым данный товар невозможно реализовать с прибылью.
Демпинговая политика
Расширение рынка сбыта через временное занижение цен, планируя за счет этого значительно увеличить будущие объемы реализации. В качестве обоснования привести маркетинговую политику организации, бизнес-план, план развития рынков сбыта и ожидаемый эффект от этих мероприятий.
Изменение цен поставщиков
Это касается ситуации, когда с заказчиком заключен долгосрочный договор с фиксированными ценами в рублях, а договор с поставщиком – в иностранной валюте. Результат – возникновение убытка, так как договор с покупателем не предусматривает одностороннего повышения цен. А при расторжении данного договора можно понести еще большие потери на штрафах. Кроме того, потеря этого заказчик лишит перспективы заключения с ним других договоров.
Форс-мажор (затопление, пожар и др.)
В этом случае понадобится инвентаризационная опись в связи с убытками и справка от государственного органа, зафиксировавшего ситуацию.
Нередко убытки возникают в результате неосмотрительного выбора способов учета при формировании учетной политики для целей налогообложения. В результате при получении небольших доходов у компании в отчетном периоде появляется существенная сумма расходов.
Читайте в бераторе
В заключение отметим, что наличие убытков чаще всего бывает вызвано объективными причинами. Если компания может привести аргументы в оправдание своих убытков, то смысла скрывать их нет. Главное, чтобы это объяснение соответствовало действительности.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Вызов на убыточную комиссию в налоговую инспекцию
2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений
2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:
в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
в связи с налоговой проверкой;
в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы . Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;
Настоящие рекомендации не распространяются на работу комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Приведено справочно.
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы ). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;
Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.
4) в иных случаях.
2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).