Налог на прибыль организаций
Основание и правовые основы
Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.
Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.
Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.
Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.
Налогоплательщики
Плательщиками налога на прибыль являются:
- Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
- Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.
Освобождаются от уплаты налога на прибыль:
- Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
- Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
- Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.
Объект налогообложения
Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.
Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:
- для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
- для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
- для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определены статьей 309 Налогового кодекса РФ).
Что такое доходы и расходы?
Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.
Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила — из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).
Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.
Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:
- доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
- внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:
- имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
- имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
- взносы в уставный капитал организации;
- имущество, полученное по договорам кредита или займа;
- капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
- имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
- другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Расход — это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:
- суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
- дивиденды;
- суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
- материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
- и т.д.
Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.
Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично — в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются — «нормируемые расходы».
Обращаем внимание!
С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.
Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом при оплате налога на прибыль является календарный год.
Отчетные периоды:
- I квартал
- полугодие
- 9 месяцев календарного года
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
С 1 января 2016 года произошли изменения в лимите на среднеквартальную сумму доходов от реализации, который определяется за предыдущие четыре квартала. Этот лимит повышен с 10 до 15 млн. рублей.
Налоговая база по налогу на прибыль
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
По общему правилу, прибыль — это полученные доходы минус учтенные согласно НК РФ расходы. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю.
Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).
Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.
Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.
Финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Учет доходов и расходов по ним также ведется отдельно.
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль. Это:
- банки (НК, статьи 290-292);
- страховые организации (НК, статьи 293, 294);
- негосударственные пенсионные фонды (НК, статьи 295, 296);
- потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (НК, статьи 297.1 — 297.3);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (НК, статьи 298, 299);
- операции с ценными бумагами (НК, статьи 280 — 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);
- операции с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, статьи 301-305);
- клиринговые организации (НК, статьи 299.1, 299.2)
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (статьи 271, 273 НК РФ).
Зачисление в бюджет
Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.
Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Налоговые ставки
Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% — в бюджеты субъектов РФ.
Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:
Налоговая ставка
Статья НК РФ
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)
1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок
2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций:
— ставка при соблюдении определенных условий
пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ
пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ
Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций
пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ
пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы, указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ
пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ
Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п. 7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ
п. 4.2 ст. 284 НК РФ
Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
п. 5 ст. 284 НК РФ
Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН
п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ
Прибыль участников проекта «Сколково», прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль
статья 246.1 НК РФ
Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств)
п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ
Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций
п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ
Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности
п. 1.2 ст. 284 НК РФ
Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы
п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ
Налоговая база резидентов территории опережающего социально-экономического развития
Виды налогов
Налоги в Беларуси взимаются с физических и юридических лиц и перечисляются в республиканский или местные бюджеты. Среди основных видов налогов можно выделить следующие:
Налог на добавленную стоимость (НДС). Плательщиками этого налога являются юридические лица – именно они делают перечисление в бюджет, однако НДС включается в цену товаров и услуг, поэтому на практике НДС касается и физических лиц. Ставка НДС в Беларуси составляет 20%, однако существует ряд товаров и услуг, для которых предусмотрены льготы: налоговая ставка может быть понижена либо отсутствовать вообще. Налог на добавленную стоимость – важнейший источник налоговых доходов государства, за счет него, как правило, формируется примерно треть всех налоговых поступлений. НДС поступает как в республиканский, так и в местные бюджеты.
Подоходный налог с физических лиц. Данный налог уплачивается гражданами с доходов, которые они получают. В основном, это заработные платы. Кроме того, подоходным налогом в некоторых случаях могут облагаться доходы по банковским депозитам, доходы от продажи недвижимости и другого имущества, подарки и так далее. Ставка подоходного налога в Беларуси составляет 13%, но в некоторых случаях может быть понижена. За счет этого налога, как правило, формируется около 15% доходов консолидированного бюджета. При этом получателями подоходного налога выступают местные бюджеты.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины, или так называемые налоги на внешнеэкономическую деятельность. Эти налоги платят в основном организации при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин устанавливаются индивидуально для различных стран-партнеров и видов деятельности. Пошлины поступают в республиканский бюджет, и за счет них может формироваться 10-12% доходов консолидированного бюджета.
Налог на прибыль. Этот налог уплачивают организации за счет своей прибыли. Основная ставка налога на прибыль составляет 18%, но в ряде случаев она может быть ниже или выше. Налоги на прибыль поступают как в республиканский, так и в местные бюджеты. За счет этого налога обычно формируется около 10% консолидированного бюджета Беларуси.
Акцизы. Этим налогом облагается ряд подакцизных товаров: автомобильное топливо, алкогольные напитки, табачная продукция. Ставки акцизов устанавливаются индивидуально для каждой группы товаров. Как и в случае с НДС, акцизы включаются в цену и перечисляются в бюджет юридическими лицами. За счет акцизов обычно формируется 7-8% доходов консолидированного бюджета, а получателем этого налога является республиканский бюджет.
Налоги на собственность. Их платят люди и организации, которые владеют недвижимостью или земельными участками. Ставки этих налогов устанавливаются на местном уровне и могут отличаться от региона к региону. Налоги на собственность поступают в местные бюджеты, за счет, них правило, формируется до 4% всех поступлений белорусской казны.
Прочие налоги – например, налог на владение домашними животными или курортный сбор. Прочие налоги могут поступать как в республиканский, так и в местные бюджеты, и уплачиваюся, в зависимости от вида налога, как физическими, так и юридическими лицами. Доля таких налогов в консолидированном бюджете очень невелика.
Какие расходы можно включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль
Расходы компании, учитываемые при расчете налога на прибыль, подразделяются на две группы: связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы.
При расчете налога на прибыль в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, можно включить экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Сделать это можно при условии, что они произведены для выполнения деятельности, которая направлена на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Если какое-либо из перечисленных условий не выполняется, то такие затраты при расчете налога учесть нельзя.
Понятно, что как и доходы, расходы компании должны быть учтены в денежной форме в рублях (п. 3 ст. 274 НК РФ).
Не получится учесть в расходах и затраты, прямо поименованные в статье 270 НК РФ «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения». Кроме этого, законодательством установлен перечень расходов, которые учитываются при расчете налога в пределах установленных норм. Например, к таким расходам относятся расходы на рекламу и представительские расходы (п. 16 ст. 255, ст. 264 НК РФ).
Дарим онлайн‑бухгалтерию тем, кто сдает отчетность!
Подключите Контур.Экстерн для отчетности и получите Контур.Бухгалтерию на год в подарок
Расходы компании, учитываемые при расчете налога на прибыль, подразделяются на две группы (п. 2 ст. 252 НК РФ):
- Расходы, связанные с производством и реализацией (п. 1 ст. 253 НК РФ). В частности, к ним относятся:
- расходы, связанные с производством, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, покупкой и продажей товаров;
- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание основных средств и другого имущества;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на НИОКР;
- расходы на страхование (обязательное и добровольное);
- прочие расходы.
- Внереализационные расходы — это расходы, которые не имеют непосредственной связи с производством и реализацией. Например, проценты по займам, судебные расходы, расходы за обслуживание банковского счета и прочие, приведенные в ст. 265 НК РФ. Перечень из НК открытый.
Расходы компании могут признаваться одним из двух предусмотренных законодательством способов (ст. 272, 273 НК РФ):
- методом начисления;
- кассовым методом.
Напомним, что если организация применяет метод начисления, то доходы следует включать в расчет налоговой базы в периоде их возникновения, а расходы — в периоде, к которому они относятся.
Если же компания применяет кассовый метод, то доходы следует признавать в периоде их получения, а расходы в периоде их оплаты. То есть расходы при кассовом методе нужно признавать в день выплаты денег из кассы, списания с расчетного счета или выбытия имущества (п. 3 ст. 273 НК РФ).
На практике бывает, что расходы компании выражены в иностранной валюте. Такие расходы нужно пересчитать в рубли по курсу Центрального банка на дату их признания в налоговом учете. Расходы организации, выраженные в у.е., нужно пересчитать по курсу, который установлен договором (п. 5 ст. 252 НК РФ). Курсовые разницы, возникшие от такого пересчета, относятся в доходы или расходы.
Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна
Налоговая ставка
Налоговая ставка — это величина отчислений физического лица или субъекта предпринимательской деятельности, которая рассчитывается на единицу налогооблагаемой базы.
Налоговая ставка представляет собой основу налоговой системы государства. С ее помощью уполномоченные органы производят расчет сумм налоговых отчислений за конкретный период времени. Размер ставки устанавливается законодательными актами государства, принятыми в установленном порядке.
Виды налоговых ставок
Существует четыре основных вида ставок, которые отличаются друг от друга способом их расчета.
- Твердые налоговые ставки. Устанавливаются в виде абсолютной суммы, которая должна уплачиваться в государственные бюджеты на одну единицу базы налогообложения или весь объект. Яркий пример такой ставки — транспортный налог, который устанавливается в зависимости от характеристик имеющегося транспортного средства. Альтернативное название твердой ставки — реальный налог. Преимуществом этого типа является простота начисления и фискального контроля. Минус в том, что при повышении цен из-за инфляции приходится пересматривать размер ставки. Так как процедура изменения налогового законодательства сложна, изменение суммы происходит не сразу, вследствие чего государство несет потери в налоговых отчислениях.
- Пропорциональные налоговые ставки. Устанавливаются в виде процента от единицы налогооблагаемой базы. Это распространенный вариант, в качестве примера можно привести налог на прибыль при стандартной системе налогообложения. Применяются в случаях, когда налоговая база исчисляется в денежной сумме. С ростом цен процент не требует индексации. Примеры пропорциональных налоговых ставок: налог на прибыль, НДС, налог на имущество, который не может превышать 2,2%, налог на доходы физических лиц (13% от начислений). Данные ставки не требует проведения индексации.
Пропорциональные налоговые ставки, в свою очередь, делятся на два подвида.
- Прогрессивные налоговые ставки. Процент отчислений от базы налогообложения увеличивается по мере ее роста. Возможны простая и сложная схемы начисления. В первом случае рост процента пропорционален увеличению налогооблагаемой базы. Во втором расчет налога по повышенной ставке осуществляется только на ту часть налоговой базы, которая превышает установленную в законе сумму.
- Регрессивные налоговые ставки. Процент отчислений в бюджеты уменьшается по мере увеличения налогооблагаемой базы. Применяется в случаях, когда госорганы хотят стимулировать развитие конкретных отраслей промышленности.
От чего зависит вид налоговой ставки
В зависимости от вида налоговых платежей государством могут применяться разные виды ставок для конкретных субъектов предпринимательской деятельности. Поэтому для законной минимизации налоговых платежей важно правильно выбрать систему налогообложения.
Размер налоговых ставок регламентируется ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году
- Федеральные налоги и сборы
- Региональные налоги
- Местные налоги и сборы
- Чем отличается налог от сбора
- Налоги и специальные режимы
- Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2021 году (таблица)
- Страховые взносы
- Итоги
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.
А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Региональные налоги
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Чем отличается налог от сбора
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
- режим для сельскохозяйственных производителей;
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
- соглашение о разделе продукции;
- патентная система.
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».