Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

При аренде госимущества НДС уплачивает арендатор

Andrey_Popov / Shutterstock.com

Налоговики разъяснили, что при предоставлении органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (письмо ФНС России от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/25449@). Аналогичный вывод следует из решений Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 309-КГ17-16472, определение ВС РФ от 27 сентября 2017 г. № 301-КГ17-13104, определение ВС РФ от 26 марта 2015 г. № 310-КГ15-1150).

Напомним, что операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). При этом к казенным учреждениям относится государственное (муниципальное) учреждение (ст. 123.22 Гражданского кодекса). За государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (ст. 214, 215, 296 ГК РФ).

Соответственно, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

В то же время при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В свою очередь госсобственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляют госказну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Узнать, как получить вычет по НДС при аренде госимущества, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом

  • Налоговый агент – арендатор госимущества
  • Когда обязанности агента у арендатора не возникают
  • Налоговый агент – покупатель имущества казны
  • Итоги

Ситуации, когда организации или ИП участвуют в сделках с госимуществом, не так уж редки. Рассмотрим, когда арендаторы и покупатели приобретают статус налоговых агентов и что понимается под сделками с госимуществом.

Налоговый агент – арендатор госимущества

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:

  • Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
  • Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).

При этом не важно:

  • какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
  • перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).

Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).

Когда обязанности агента у арендатора не возникают

Не нужно платить «агентский» НДС:

  1. Если арендодателем является:
  • казенное учреждение.

Дело в том, что оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе услуги аренды) не являются объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, от 19.09.2014 № 03-07-14/46917, от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605);

  • балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти, местного самоуправления.

В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-07-14/28624, от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 06.05.2016 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).

  1. При аренде конструктивных элементов зданий.

Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).

Налоговый агент – покупатель имущества казны

При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
  • данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
  • покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).

Итоги

Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.

В каких случаях организация или ИП еще может быть признана налоговым агентом и какие возникают в этом случае обязательства, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

О заполнении налоговым агентом декларации по НДС можно узнать из статей:

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту

Систем налогообложения в нашей стране много. Каждый выбирает ту, которая удобна ему. Самое интересное, что с НДС работают только те компании и предприниматели, которые применяют ОСНО. Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда платить НДС и отчитываться по налогу приходится даже тем, кто применяет спецрежимы. Рассмотрим когда это возможно и при каких условиях.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Понятие о таком явлении, как налоговый агент дается в статье 161 НК РФ. Нужно помнить, что налоговым агентом могут быть как компании, так и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговом органе в установленном порядке.

Конечно, обычные плательщики НДС встречаются намного чаще, однако представители бизнеса становятся налоговыми агентами в следующих случаях:

  1. Товары для перепродажи куплены у иностранных предпринимателей или организации, которые не платят налоги в нашей стране
  2. Если производятся операции с государственным имуществом. Например, сюда включаются аренда и покупка такого имущества
  3. Если есть решение суда и компания или предприниматель продают имущество в соответствии с таким решением
  4. Если происходит продажа конфиската, скупленных и бесхозных вещей, ценностей, которые принадлежат государству
  5. Если юридическое лицо или ИП является посредником в сделках с иностранцами и принимает участие в расчетах. При этом иностранцы не делают отчисления налогов в нашей стране
  6. Если происходит покупка сырых шкур, вторичного алюминия, лома чермета и цветмета
  7. При применении спецрежимов или даже те, кто официально может не платить НДС

Вышеперечисленные случаи встречаются не так часто, все – таки основная масса организаций и предпринимателей являются просто налогоплательщиками НДС.

Что входит в круг обязанностей налогового агента

Как становится ясно из вышесказанного, налоговые агенты – это все те, кто платит налог вместо лиц или организаций, которые по каким – то причинам не могут это сделать самостоятельно.

При этом абсолютно не имеет значения, на каком режиме налогообложения находится плательщик – на ОСНО, спецрежимах, а может быть и вовсе освобожден от уплаты НДС. Налоговым кодексом установлено, что на тот НДС, который заплатит агент, может быть уменьшен налог.

Если возникает обязанность налогового агента, то нужно сделать три простых шага:

  • Для начала необходимо рассчитать сумму налога к уплате
  • Далее следует удержать эти суммы из дохода налогоплательщика. При этом, если получить величину НДС из дохода иностранных бизнесменов не представляется возможным, то об этом нужно поведать налоговой инспекции. Для этого в течение месяца после момента, как агент узнал о невозможности такого удержания, нужно направить в налоговый орган письмо. В нем же указывается, какую сумму налога не удалось удержать
  • После этого необходимо отправить платеж в бюджет

Порядок действий ничем не отличается от порядка уплаты налога обычными налогоплательщиками. Единственное отличие – если агент не может удержать НДС, он должен оповестить об этом налоговый орган.

Перечисление агентом НДС в бюджет

После того, как сумма налога станет известна, ее нужно перечислить в бюджет.

В большинстве случаев агент перечисляет НДС в те же сроки, что и обычные налогоплательщики, то есть до 25 числа, тремя частями в течение квартала.

Исключение составляют случаи, когда иностранные партнеры оказывают услуги или выполняют работы. В такой ситуации нужно одновременно и перечислить оплату иностранному лицу и отправить налог в бюджет. Причем в платежном поручении нужно проставить код «02» в поле 101.

Особенности предоставления декларации НДС

Форма декларации регламентирована законодательно и утверждена приказом налоговой службы. В этом же приказе закреплен порядок заполнения документа. Декларация подается как в электронном виде, так и на бумаге. Делать это нужно ежеквартально, до 25 числа.

Всегда нужно следить за актуальностью подаваемой формы, последнее изменение произошло не так давно, в связи с изменением ставки НДС.

Форму отчета на бумаге составляют те, у кого нет обязанности исчислять НДС (например, спецрежимники), а также те, кто вообще освобожден от уплаты данного налога. Если субъект предпринимательства не является крупнейшим налогоплательщиком или численность работающих в компании не превышает 100 человек, то отчет также можно предоставить в бумажном виде.

Налоговые агенты обязаны заполнять следующие части отчета:

  • Лицо формы – титульный лист, где заполняются основные сведения о компании
  • Раздел 1 и раздел 2. Раздел 1 должен содержать сведения о самом агенте: ИНН, КПП, код ОКТМО, а так же КБК налога. Лист с разделом необходимо подписать. Больше никакой информации в него не вносится. Заполнение раздела 2 рассмотрим отдельно
  • Раздел 12 в том случае, если есть что отразить в книге продаж

При заполнении декларации применяется множество различных кодов. Какой код в каком случае ставить, прописано в правилах заполнения отчетной формы.

Заполнение второго раздела декларации

Второй раздел декларации наиболее важен для заполнения. Особенностью раздела является то, что сведения по каждой организации, по которой налогоплательщик является агентом, отражаются отдельно. То есть, сколько контрагентов, столько и листов в разделе 2. Рассмотрим заполнение раздела построчно.

Строка декларации Как заполняется
010 Если контрагент – иностранная организация, то в строке нужно записать КПП ее филиала
020 Здесь приводится название иностранной компании или российского учреждения, за которые агент перечисляет НДС
030 Указывается ИНН контрагента, который является продавцом
040 Заполняем код бюджетной классификации, который соответствует уплачиваемому налогу, то есть НДС
050 Заполняем код ОКТМО
060 Заносится величина рассчитанного налога
070 В этой строке нужно указать код операции, в зависимости от того, какое событие произошло. Эти коды поименованы в порядке заполнения отчетной формы, в приложении 1
080-100 Из данных этих строк складывается сумма строки 060. То есть 060=080+090-100

Заполнение декларации происходит на основе данных учета, книг покупок и продаж.

Получение вычета налогового агента

Агент в некоторых случаях может получить налоговый вычет. Для этого следует соблюсти некоторые условия:

  • Агент находится на общей системе и официально зарегистрирован в налоговом органе
  • Нужно иметь платежное поручение, подтверждающее, что налог перечислен в бюджет
  • Все, что приобретено, должно использоваться в деятельности с НДС
  • Агент корректно оформил счет – фактуру и принял к учету товары

Особенностью применения вычета для налоговых агентов является то, что налоговая и суды так и не пришли к единому мнению, когда именно можно применять вычет.

Позиция налогового органа следующая. Вычет применяется в том периоде, когда соблюдены условия для его получения. Это значит, что при оплате налога равными долями, вычет можно получить только в квартале, следующем за тем, в котором сдана декларация.

Суд считает, что вычет можно получить в периоде, за который уплачивается налог и встает не на сторону инспекции.

Тем не менее, если условия для применения вычета соблюдены, то уменьшение налога произойдет в любом случае, либо в текущем, либо в следующем квартале.

Ответственность, предусмотренная за неисполнение агентом своих обязанностей

В отношении налогового агента, при нарушении законодательства, применяются стандартные меры ответственности.

Если агент мог удержать налог, но не перечисляет его в бюджет, то штраф составит 20% от не перечисленной суммы налога. Но даже уплата штрафа не освобождает агента от обязанности перечислить основную сумму налога.

Кроме штрафа предусмотрено начисление недоимки и пени. Это происходит в тех случаях, когда агент удержал налог и не перечислил его в бюджет или и не удержал и не перечислил, даже когда такая возможность была.

Подведя итог можно сказать, что любой представитель бизнеса может стать налоговым агентом и начать перечислять НДС в бюджет страны. Все те достаточно специфические случаи, когда обычный налогоплательщик становится агентом, прописаны и регулируются законодательно. Все агенты сдают декларацию НДС, но заполняют определенные разделы. Расчет налога происходит проще, чем у обычных налогоплательщиков. Кроме того, есть возможность принять к вычету перечисленный в бюджет налог.

Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Комментарии к статье

Как получить освобождение от НДС при операциях с ноу-хау и ПО?

Подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом важным условием для получения льготы, особенно если лицензионный (сублицензионный) договор заключается с иностранным лицензиаром (сублицензиаром), считается место предоставления этих прав. От НДС будут освобождаться операции, совершенные исключительно на территории РФ. Минфин также считает правомерным предоставлять налоговую преференцию российским организациям, получающим на территории РФ неисключительные права на программы по лицензионному договору от иностранных лиц (письма от 13.08.2013 № 03-07-08/32852, от 02.03.2012 № 03-07-08/58). Следует отметить, что освобождение от НДС «работает» только в отношении прав на указанные в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ объекты интеллектуальной собственности. Если даже местом реализации услуг признана территория РФ, лицензионный договор составлен по правилам ГК РФ, но по нему передаются права на иные объекты, такие операции подлежат налогообложению по общеустановленным правилам. На льготу по НДС также не смогут рассчитывать и отечественные налогоплательщики, которые заключают лицензионный договор и приобретают на территории РФ услуги по передаче прав, указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК Р у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах. В этом случае покупатель выступает в качестве налогового агента, поэтому обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет страны (статья 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2013 № 03-07-08/4142).

Применяется ли НДС, если российская организация приобретает услуги у иностранной фирмы, но местом их реализации является Россия?

Да, НДС в этом случае применяется. Только уплачивает его не продавец, а приобретать услуги. Если услуги реализуются иностранным лицом, которое не зарегистрировано в России как налогоплательщик, но при этом осуществляются они на территории нашей страны, то НДС в российский бюджет уплачивает налоговый агент, приобретающий эти услуги. Налоговая база при этом составляется из суммы дохода от реализации услуги и суммы НДС, предусмотренной в договоре. Если договор российской организации с иностранной фирмой не предусматривает сумму НДС, то российский агент НДС определяет налоговую базу сам. То есть он увеличивает стоимость услуг на сумму налога. Как налоговый агент, уплативший НДС, российская организация имеет право на налоговый вычет.

Кто признается налоговым агентом по НДС при продаже органами местного самоуправления муниципального имущества?

По п 3 ст 161 НК РФ в случае продажи имущества, составляющего часть муниципальной казны городского или сельского поселения, которое не закреплено за какими-либо учреждениями, налоговыми агентами будут признаны покупатели этого имущества. Именно они обязаны уплатит НДС в бюджет. Исключение составляют физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Деньги, вырученные за продажу такого имущества, зачисляются на лицевой счёт органа самоуправления как бюджетные средства, поступающие в его временное распоряжение. Если покупателем муниципальной собственности всё же будет являться физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью, то выплаченная им сумма также зачисляется на лицевой счёт. Сумма налога в этом случае переводится со счёта органа местного самоуправления на счёт органа Федерального казначейства. Это происходит в рамках распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. В последствии НДС перечисляется в соответствующий бюджет.

Можно ли засчитать переплату налогоплательщика в счёт уплаты им налога в качестве налогового агента по НДС?

Налоговые агенты также как и обычные налогоплательщики наделены правом на своевременный зачёт или возврат излишне уплаченных сумм. Сумма переплаты по налогам засчитывается в счёт будущих платежей по этому или по иным налогам, либо за её счёт погашаются пени, недоимки и штрафы за налоговые нарушения. Также эта сумма может быть возвращена плательщику. Если налоги делятся на федеральные, региональные и местные, то и переплата засчитывается по соответствующим группам. Однако вопрос — можно ли зачесть переплату налогоплательщика НДС в счёт суммы, подлежащей уплате этим же лицом в качестве налогового агента, — является спорным. Официальной позиции по этому поводу нет, поэтому мнения экспертов делятся на две группы. По одному из мнений переплата налогоплательщика по НДС не может быть зачтена в счёт суммы уплаты им налога в качестве агента. Обосновывающие эту позицию судьи ссылаются на разграничение обязанностей налоговых агентов и налогоплательщиков. Они считают, что если законодательством прямо не предусмотрена возможность такого зачёта, то и осуществить его лицо как налоговый агент не вправе. Поэтому, как налоговый агент, организация или предприниматель должны отчислять НДС в бюджет независимо от своих функций налогоплательщика. Но есть и противоположное мнение, по которому подобный зачёт излишне уплаченного налога считается допустимым. Приверженцы этой позиции отмечают, что НДС в российском законодательстве представлен как налог, пополняемый различными способами. Он может удерживаться с налогового агента или уплачиваться самим налогоплательщиком. И так как не существует прямой нормы, запрещающей такой взаимозаменяемый зачёт, то его осуществление некоторыми судами допускается. Практика применения судами как одной, так и второй позиции достаточно обширна, поэтому приведенный вопрос остаётся открытым и спорным.

Налоговые агенты по НДС на практическом примере в 1С: Бухгалтерии

К налоговым агентам относят те компании, которые выполняют обязанность расчета и перечисления налогов за налогоплательщиков. Словосочетание «налоговый агент» часто упоминается при учете налога на доходы физических лиц — НДФЛ. Но налоговым агентом компания может являться и в части НДС. Причем система налогообложения, по которой работает ваше предприятие совершенно не имеет значения. Учет НДС сторонних компаний придется вести даже если ваша компания работает по «упрощенке» или ЕНВД. Это положение устанавливает статья сто шестьдесят первая НК РФ. Компания признается налоговым агентом по НДС в следующих ситуациях:

  • арендует государственное имущество (Федеральное или муниципальное);
  • работа с иностранными лицами в части реализации или приобретения услуг;
  • реализация кладов, конфискованного имущества и других ценностей;
  • работа на основании агентского договора, поручения или договора комиссии в части перевозки грузов для другого лица железнодорожным транспортом;
  • реализация на территории России отходов и лома цветных и черных металлов, шкур животных в сыром виде и макулатуры (этот пункт действует только для предприятий на ОСНО).

Как правило, самый распространенный случай — аренда имущества у органов государственного управления. Изучим этот случай подробнее.

Начать необходимо с настройки программы. Во вкладке «Администрирование» находим опцию «Функциональность». В ней находим поле «Расчёты» и активируем пункт «Организация – налоговый агент по НДС».

Далее, необходимо отразить факт получения у арендодателя муниципального имущества. Это устанавливается бухгалтерской проводкой по дебету забалансового счета 001. Активируем документ из вкладки «Операции» — «Операция, введённая вручную».

Акты оказанных услуг арендодатель передает нашей компании в конце месяца. Таким образом, необходимо открывать «Поступление (акты, накладные)» из вкладки «Покупки». Договор аренды и статья затрат являются основными реквизитами для работы с документом «Поступление услуг: Акт». В поле договора необходимо ввести дату, номер и наименование. Затем, с помощью галочки нужно активировать опцию «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС». В этом поле выбирается вид договора и общее название для счет-фактуры.

В случае, если компания не проводила подобных операций, нужно открывать новую. Вкладка «Вид расхода» содержит необходимый пункт «Аренда федерального и муниципального имущества».

Корректно заполненный акт поступлений будет выглядеть так:

Операция сопровождается следующими проводками:

  • Д-ет 44.01 К-ит 60.01 — стоимость аренды, исключая НДС;
  • Д-ет 19.04 К-ит 60.01 — сумма входящего НДС;
  • Д-ет 60.01 К-ит 76 — НДС, начисленный в качестве налогового агента.

Сделаем оплату за имущество арендодателю за помещение, создав документ «Списание с расчётного счёта».

Контролируйте сумму оплаты и ставку НДС.

Создание документа сопровождается проводкой: Д-ет 60.01 К-ит 51.

Выполним функции налогового агента и зарегистрируем счет-фактуру. Операция выполняется специальной обработкой:

На экране монитора появится пустое окно. Проведите действия: «Заполнить» — «Выполнить».

При корректном заполнении появится информационное окно. Оно называется «Регистрация счетов-фактур выполнена». Этот документ уже прошел регистрацию и доступен во вкладке «Продажи» функция «Счета-фактуры выданные». Проверьте проводку: Д-ет 76 К-ит 68.32.

Подходит срок уплаты НДС. Бухгалтер выполняет операцию «Списание с расчётного счёта». Обязательно изменять автоматический режим ввода на ручной и менять счет 68.02 на 68.32 и вносить арендодателя.

Обязательно контролировать активацию статуса на 02 — налоговый агент.

Давайте оценим, какое влияние оказали наши действия на Декларацию НДС, а именно пункт 2.1. Данные в декларацию переносятся из регистров учета автоматически. Бухгалтеру необходимо лишь проконтролировать, чтобы код операции соответствовал виду операции, по которой ваша компания проходит налоговым агентом.

Проконтролируем девятый раздел счет-фактуры «Сведения из книги продаж». Код вида операции — НДС от аренды муниципального имущества должен быть 06.

Если имущество предоставлено бесплатно, то арендатор исчисляет и оплачивает НДС по ставке 20/120. Налоговая база — средняя арендная плата по отрасли (по рыночной цене с учетом налога). Это положение установлено письмом МинФина от 02.04.2009 №03-07-11/100.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО