Что такое контролируемые иностранные компании?

Консультации по контролируемым иностранным компаниям (КИК)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

С 1 января 2021 года в Украине начали действовать правила КИК – контролируемых иностранных компаний, введенные Законом №466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве».

Данные нормы приняты в рамках мировой «деоффшоризации», путем введения в Украине международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли, согласно Плану противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План BEPS).

Таким образом, с 2021 года началась «новая налоговая эпоха» для всех иностранных компаний, со связными лицами с Украины. Украинским КИКам предоставлено время до конца 2021 года чтобы подготовиться к нововведениям.

ЧТО ТАКОЕ «КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ» (КИК)?

Контролируемой иностранной компанией — считается любое юридическое лицо (или другое образование без такого статуса: трасты, фонды, партнерства), зарегистрированное в иностранном государстве и находящейся под контролем резидента Украины.

Контролирующим лицом может быть как физическое лицо (конечный бенефициар), так и юридическое лицо резидент Украины (осуществляющее прямой или косвенный контроль над КИК).

Компания определяется как КИК, если контролирующее лицо подпадает под один из следующих критериев:

— владеет долей в иностранной компании в размере более 50%;

— владеет долей в иностранной компании в размере более 10% (для отчетных периодов 2022-2023 годов более 25%) при условии, что несколько физических лиц-резидентов Украины и/или юридических лиц-резидентов Украины владеют долями в иностранной компании, совокупный размер которых составляет 50% и более;

— отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами (например, родственниками) осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Фактический контроль (если резидент Украины юридически не владеет компанией) определяется, если лицо имеет возможность оказывать существенное или решающее влияние на решения компании (заключение соглашений, распоряжение активами и прибылью, прекращение деятельности), независимо от юридического оформления такого воздействия.

Дополнительно закон вводит ряд признаков, по которым может определяться фактический контроль над компанией:

— наличие доверенности от компании сроком действия год и больше;

— идентификация резидента Украины как бенефициара компании в банке;

— право принятия решений от имени компании без их утверждения правлением компании;

— право на получение части дохода компании;

— ведение переговоров по заключению сделок компанией, которые в дальнейшем не утверждаются правлением, либо проходят формальное утверждение;

— осуществление операций по банковским счетам компании или наличие возможности блокировать операции по таким счетам.

ОБЯЗАННОСТИ КИК

Если компания подпадает под выше указанные критерии КИК по новому законодательству у нее возникают следующие обязательства:

1) Задекларировать свою КИК в течение 60 дней с момента становления контролирующим лицом.

2) Подавать отчет по КИК вместе с годовой декларацией до 1 мая каждого календарного года.

3) Оплачивать установленные украинским законодательством налоги (если не применяется освобождение от налогообложения или другие налоговые схемы).

При этом, физическое лицо (или контролирующее лицо) обязано уведомлять налоговые органы Украины о следующем :

  • о наличии иностранных компаний, которыми владеет или контролирует на момент вступления в силу закона;
  • о каждом приобретении доли в иностранной компании или начале осуществления налогового контроля над иностранной компанией, которые приводят к признанию контролирующим лицом;
  • об учреждении, создании или наличии компании без статуса юридического лица;
  • о каждом отчуждении доли в иностранной компании или прекращении фактического контроля над иностранным лицом, что приводит к утрате статуса контролирующего лица.

ОТЧЕТНОСТЬ КИК

Контролируемые иностранные компании в лице своих контролирующих лиц обязаны подавать отчет о своих КИК в налоговые органы.

Первым таким налоговым годом будет 2022 год, отчетность по которому необходимо подать в 2023 году. Отчет по КИК подается вместе с годовой декларацией об имущественном состоянии и доходах (для физических лиц) или налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий (для юридических лиц).

Дополнительно также подается финансовая отчетность КИК, подтверждающая размер оборота и прибыли такой компании за отчетный (налоговый) год. В случае наличия у контролирующего органа сомнений в достоверности предоставленной финансовой отчетности КИК, контролирующий орган вправе потребовать предоставления письменного заключения аудиторской компании, которое подтверждает финансовую отчетность.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КИК

Налогообложению в рамках КИК подлежит часть скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, пропорциональная доле, которой владеет контролирующее лицо на последний день отчетного периода. Контролирующее лицо должно самостоятельно осуществлять расчет прибыли с учетом своей доли в компании и на основании ежегодной финансовой отчетности.

Если контролирующим лицом КИК является физическое лицо, применяются следующие ставки налогов:

— 18% (налог с дохода физического лица) + 1,5% (военный сбор), если прибыль компании не распределена (не выплачены дивиденды);

— 9% (налог с дохода физического лица) + 1,5% (военный сбор), если прибыль КИК будет распределяться украинскому лицу как дивиденды.

Вся скорректированная прибыль КИК должна быть представлена в отчете в национальной валюте Украины по курсу НБУ, соответственно другая валюта подлежит пересчету в гривну.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КИК: УСЛОВИЯ

Прибыль контролируемой иностранной компании не подлежит включению (не облагается) в общий налогооблагаемый доход контролирующего лица, если между Украиной и иностранной юрисдикцией есть действующий договор об избежании двойного налогообложения или об обмене налоговой информацией, а также выполняется хотя бы одно из следующих условий:

— КИК платит корпоративный налог по эффективной ставке 18%, или не ниже 13% (на 5 процентных пунктов меньше от украинской ставки);

— доля пассивных доходов КИК составляет не более 50% общей суммы доходов из всех источников.

Дополнительно, не зависимо от выполнения условий выше, прибыль КИК освобождается от налогообложения в Украине, если компания соответствует хотя бы одному критерию:

  • Годовой оборот всех КИК одного контролирующего лица не более 2 000 000 EUR.
  • КИК является публичной компанией, акции которой обращаются на признанной фондовой бирже.
  • КИК ведет благотворительную деятельность и не распределяет прибыль среди учредителей.

Более того, предусмотрено освобождение от оплаты налога за КИК, в случае ликвидации компании в установленные сроки — начало процедуры ликвидации не ранее чем 01.01.2020, а ее окончание — до 31.12.2021.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ КИК — ШТРАФЫ

За невыполнение законодательных требований по контролируемым иностранным компаниям, предусмотрена ответственность в виде штрафов:

— за неподачу отчета о КИК — 100 размеров прожиточного минимума (227 000 грн);

— за несвоевременную подачу отчета о КИК — 1 размера прожиточного минимума за каждый день просрочки, но не больше 50 размеров прожиточного минимума (2 270 грн в день, но не более 113 500 грн);

— за неподачу отчета о КИК на протяжении 30-ти дней после граничного срока оплаты штрафов — 5 размеров прожиточного минимума за каждый календарный день неподачи отчета о КИК, но не более 300 прожиточных минимумов (11 350 грн в день, не более 681 000 грн);

— за не отображение в отчете контролирующего лица сведений о КИК — 3% от суммы не отображённых операций КИК или 25% от суммы, не отображённой скорректированной прибыли КИК, но не более 1000 размеров прожиточного минимума (2 270 000 грн);

— за неподачу уведомления о приобретении/продаже доли в КИК — 300 размеров прожиточного минимума (681 000 грн).

Размер прожиточного минимума ежегодно увеличивается, поэтому и сумма выше указанных штрафов также ежегодно будет увеличиваться (данные суммы указаны с расчетом прожиточного минимума для трудоспособного лица по состоянию на январь-июнь 2021 года – 2270 грн).

Штраф за неподачу отчета по КИК налагается на физическое лицо-контролера, который отвечает по штрафным санкциям всем своим имуществом.

Таким образом, законодательных тонкостей функционирования, отчетности и налогообложения КИК в Украине очень много, и они индивидуальны. Но, разобраться в них помогут специалисты Campio Group, которые проконсультируют Вас в вопросах иностранных компаний и разработают выгодный план дальнейших действий для них.

Если Вам необходима профессиональная помощь в вопросах отчетности и налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний Украины, обращайтесь к юристам Campio group за консультацией:

Мы поможем Вам разобраться в любом вопросе налогового законодательства Украины, а также сопроводим вашу компанию на этапах отчетности и налогообложения.

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.

В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами

Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Контролирующее лицо иностранной компании

Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:

Условия, при которых лицо признается контролирующим

Условия, при которых лицо не признается контролирующим

над иностранной организацией

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.

Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.

Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей

Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

над иностранной структурой без образования юридического лица

Лицо выступает учредителем (основателем).

Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:

Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:

Уведомление о КИК

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

являются контролирующими лицами КИК;

обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):

за непредставление уведомления;

представление с опозданием;

указание неверных сведений в уведомлении.

Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

за 2017 г. и последующие — более 10 млн руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:

если недоплачен налог с прибыли КИК — 20% от его суммы, но не менее 100 тыс. руб.;

если не приложены документы КИК к декларации (либо приложены недостоверные) — 100 тыс. руб.

При этом, штрафовать за недоплату не будут в отношении налоговых периодов 2015 — 2017 гг.).

Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контролируемые иностранные компании

Новое налогообложение контролируемых иностранных компаний

В феврале 2016 года в силу вступил Федеральный закон, который внес ряд поправок в положения Налогового кодекса, касательно иностранных организаций.

В частности коррективы коснулись налогообложения прибыли иностранных компаний, а также доходов, которые выплачивались зарубежным организациям.

Лицо, имеющее фактическое право на доходы

В первую очередь, следует уточнить, что до вступления в силу ФЗ данное понятие подразумевало юридических либо физических лиц, имеющих право на самостоятельное распоряжение доходом в силу определенных обстоятельств.

На настоящий момент оно претерпело ряд коррективов, а именно:

  1. Понятие может распространяться на те иностранные структуры, которые по факту не имеют статуса юридического лица.
  2. Получаемое право на доход может быть реализовано третьими лицами, действующими в интересах выгодополучателя.
  3. Исключена возможность применения понятия для целей международных договоров.

Здесь следует обозначить границу между понятиями международного договора и Налогового кодекса. Международный договор имеет приоритет над Налоговым кодексом, а нормы, указанные в нём, не могут изменять положений НК. Возможно предположить, что в международном договоре прописывается определенная ситуация — без регуляций вытекающих последствий, — а в НК алгоритм действий для этой ситуации.

Таким образом, в ситуациях, когда по факту получателем дохода является нерезидент РФ, то применяется международный договор. Если же доход переходит в руки к налоговому резиденту РФ, то ситуация регулируется через НК. Кроме того, Налоговый кодекс регулирует и те случаи, когда зарубежный выгодополучатель не претендует на использование международного договора, а фактический получатель дохода неизвестен налоговому агенту.

Подтверждающие документы для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения

Начиная с 2017 года иностранной организации в целях избежания двойного налогообложения потребуется предоставить не только сертификат налогового резидентства РФ, но и документ, подтверждающий фактическое право на получение дохода.

Таковым документом могут считаться:

  • сведения об иностранных акционерах (или участниках);
  • заверительное письмо;
  • заполненная анкета;
  • учредительные документы;
  • финансовая отчетность.

В зависимости от обстоятельств налоговый агент индивидуально подбирает перечень необходимых документов. На их основании впоследствии производится анализ функций и рисков, которые берет на себя получатель дохода.

Такие подтверждающие документы могут быть предоставлены как до, так же после непосредственного получения дохода: Налоговый кодекс не устанавливает какой-либо санкции за подобную просрочку. Аналогичная особенность касается и подтверждения фактических прав иностранной организации на доходы.

Порядок удержания налога на прибыль при выплате иностранной организации отдельных видов доходов

Главное изменение в данном случае касается пункта 1.1 статьи 309 Налогового кодекса. Согласно ему, теперь любые доходы, источником которых является РФ, облагаются налогом, который взимается налоговым агентом.

Отмечается, что ранее налог не взимался в случаях, когда доход был получен через реализацию акций компании в ситуациях, если более 50% активов так или иначе являлись недвижимым имуществом, расположенным на территории РФ, а также финансовыми инструментами, производными от этих акций.

Другие доходы также подлежали налогообложению, при котором российская организация выполняла обязанности налогового агента, то есть исчисляла, удерживала и выплачивала налоги на доходы иностранных граждан. Учитывая вступившие в силу поправки описанная коллизия норм была устранена.

Порядок уведомления об участии в иностранных организациях

В Налоговый кодекс был внесен ряд поправок, касающихся уведомления об участии в иностранных организациях, среди которых:

  • Устранение необходимости уведомления налогового органа о контроле иностранных структур, не обладающих статусом юридического лица, а также праве на доход, которое данная структура получает. Не являются исключением и ситуации, в которых налогоплательщик является лицом, имеющим право на прибыль, либо выступает как учредитель названной структуры.
  • Введение обобщающего понятия «уведомление об участии в иностранных организациях». Данное понятие используется для обозначения документа, используемого для уведомления об участии либо прекращении участия в иностранной организации, а также организации иностранной структуры, не имеющей статуса юридического лица (фонд, товарищество, траст и т.д.).
  • Теперь обязанность уведомления об участии в иностранной организации распространяется и на доверительных управляющих, которые вкладывают капитал в учрежденную иностранную структуру. Ранее они направляли уведомления в качестве обычных организаций.
  • Новая форма уведомления о назначении лица, контролирующего иностранную структуру, теперь включает поля для указания сведений и том, не является ли учредитель контролирующим лицом указанной структуры. Также новые уведомления включили такие данные, как регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика и ИНН.
  • По новому закону сроки подачи уведомлений об участии в иностранных организациях увеличились до 3 месяцев. Ранее они составляли 1 месяц. При этом у лиц, участвующих в иностранных организациях через публичные российские компании, необходимость в подаче таковых уведомлений отсутствует.

Виды ответственности за непредставление уведомления об участии в иностранных организациях

Уведомления об участии либо прекращении участия в иностранных организациях, поступившие не в указанные сроки или с ложной информацией, облагаются штрафом в 50 000 рублей. Что касается иностранных структур без образования юридического лица, НК не содержит положений о сроках предоставления таких уведомлений.

Соответственно, не предусмотрена ответственность за просрочку предоставления таковых документов (или предоставления ложных сведений).

Размер взимаемого штрафа напрямую зависит от того, сколько выявлено иностранных организаций, данные о которых не были поданы либо оказались ложными. Также в данном случае следует учитывать, что понятия иностранной организации и иностранной структуры без статуса юридического лица различаются согласно Налоговому кодексу.

Уведомления о КИК

В НК был внесен ряд изменений и поправок, касающихся уведомления о КИК.

В их числе оказались следующие:

  • Алгоритм процедуры направления налоговым органом требований об уведомлении о КИК. Теперь эта процедура носит административный характер — то есть необходимый раньше судебный порядок теперь не требуется.
  • Уточнение даты уведомления о КИК. Теперь таковой датой назначено 20 марта следующего за налоговым периодом года. Речь идет о периоде, в котором контролирующим лицом признают доход в виде прибыли КИК.
  • Содержание уведомлений о КИК. Согласно изменениям они должны содержать сведения о государственном регистрационном номере, ИНН, наименовании и коде причины постановления на учет налогоплательщика.
  • Освобождение от ответственности. Если лицо, получившее требование от налогового органа, в течение 30 дней со дня получения предоставляет уведомление о КИК, то оно освобождается от ответственности за непредоставление, а также неуплату сумм налога вследствие невключения в налоговую базу долей от прибыли КИК.

Льготные категории КИК, освобожденные от налогообложения

В первую очередь, к льготной категории были отнесены КИК, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых. Участие должно основываться на таких соглашениях, как соглашение о разделе продукции; сервисное соглашение, аналогичное соглашению о разделе продукции; иные соглашения, основанные на условиях распределения риска.

Соответственно прибыль компании-льготника не облагается налогом, причем исключительно в тех случаях, когда стороной соглашения являются компании, уполномоченные правительством государства, либо само государство.

Также не облагаются налогом активные иностранные компании, а также активные иностранные субхолдинговые и холдинговые компании. Чтобы признать компанию активной необходимо соблюсти требования, касающиеся соотношения активных и пассивных доходов.

Подсчет суммы доходов производят посредством:

  • переоценки долей по справедливой стоимости согласно стандартам составления финансовой отчетности;
  • курсовой разницы;
  • суммы расходов на создание резервов и доходов от их восстановления;
  • общих сумм убытка или прибыли от дочерних организаций: они признаются в финансовых отчетах КИК согласно её личному закону (за исключением дивидендов).

В НК содержится перечень для проверки активных и пассивных доходов. Так, если в списке доход не состоит в списке пассивных, он автоматически считается активным.

Наконец, стоит отметить, что от выплаты налога освобождаются те доходы в виде дивидендов, которые были получены от КИК, если её прибыль ранее была задекларирована в налоговых органах и с неё был выплачен налог. Сведения о таких доходах должны быть включены физическими лицами в налоговую декларацию через НДФЛ.

Прибыль каких КИК облагается налогами?

Ранее не облагаемые налогом, теперь подвергаются налогообложению организации, которые были уполномочены на получение процентных доходов.

Причем эти доходы должны подлежать выплате по обращающимся облигациям.

Важно, что данная поправка вступает в силу лишь с 2017 года, потому контролирующие лица все-таки освобождаются от налогообложения прибыли, полученной в 2015-2016 годах.

Порядок учета прибыли КИК

К изменениям в порядке учета прибыли контролируемых иностранных компаний можно отнести следующие:

  • Процесс учета расходов и доходов от реализации иностранной компанией ценных бумаг (также имущественных прав, долей и т.п.) изменился в пользу российского взаимозависимого лица либо непосредственно контролирующего лица.
  • Прибыль КИК уменьшится на величину распределенной прибыли, если компания является юридическим лицом, для которого не предусматривается участие в капитале. При этом нормы об иностранных структурах без образования юридического лица будут применяться и к юридическим лицам, к которым не предусматривается участие в капитале.
  • Доходы и расходы КИК в виде цен приобретения не учитываются при подсчете убытка либо прибыли. Данная особенность актуальна в тех случаях, когда цена их реализации равняется документально подтверждаемой стоимости и не превышает рыночной стоимости. Указанный порядок действует в случаях реализации ценных бумаг как в пользу организации, так же в пользу физического лица.

Также теперь конкретизирована дата решения о распределении прибыли.

Для её определения используются следующие показатели:

  • должен закончиться финансовый год контролируемой иностранной компании;
  • налоговый период (на который придется дата окончания финансового года) по налогам на прибыль (или НДФЛ) должен истечь;
  • решение о прибыли принимается на следующий за этим периодом год по календарю. В противном случае датой решения назначается 31 декабря указанного года.

За дополнительной информацией обращайтесь к юристам компании Law&Trust International.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

К контролируемым иностранным компаниям относятся также иностранные структуры без образования юридического лица.

Понятие контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц, а также условия для иностранных компаний

Налоговый кодекс РФ, а также иные федеральные законы дают четкое определение контролируемым иностранным компаниям. Данной компанией признается любая иностранная организация, которая может удовлетворить сразу несколько условий, поставленных действующими федеральными законами и налоговым законодательством России. Установленные условия заключаются в следующем:

  • предприятие, либо иной орган, не был признан налоговым резидентом России;
  • резидентом России является контролирующее лицо данной организации, либо контроль осуществляется физическими лицами, также являющимися резидентами России.

Для того чтобы контролируемые иностранные компании – КИК, были признаны таковыми, должны быть соблюдены оба данных условия, в обязательном порядке.

Контролирующее лицо может являться:

  • физическим, либо юридическим лицом, доля участия которого в субсидиарной прибыли иностранной организации составляет не менее 25%, установленных нормами налогового права и соответствующими федеральными законами;
  • физическими, либо юридическими лицами, в тех случаях, если доля одного лица составляет более 10%, а общая доля участия всех налоговых резидентов России в данной организации составляет более 50%.

Иностранные организации, которые не отвечали одному, либо нескольким условиям и, следовательно, не были признаны резидентами России, могут быть признаны КИК несмотря на то, что конечными контролирующими лицами являются лица, не признанные резидентами России.

Лица, признающиеся контролируемыми и контролирующими иностранными компаниями

Согласно правилам законодательства России и налогового права, контролирующими лицами той или иной организации, в отдельных случаях, могут быть признаны лица, не отвечающие одному, либо нескольким установленным условиям. Это допустимо тогда, когда лицо осуществляет контроль в своих собственных интересах, либо соблюдая интересы своего законного супруга, а также несовершеннолетних детей.

Следовательно, действующий закон о контролируемых иностранных компаниях и Налоговый кодекс России не ограничивают само понятие контроля лишь четким размером доли от прибыли.

Определение контролирующих лиц дано в налоговом законодательстве России и соответствующих федеральных законов. Согласно нормам права, такими лицами могут быть признаны лица, которые напрямую, либо косвенно участвуют в иностранной организации. Данное участие может быть как самостоятельным, так и вместе с взаимозависимыми лицами.

Последний вариант предполагает наличие субсидиарной ответственности. Ответственность контролирующих лиц основывается на доли участия в иностранной организации каждого лица, так как данные доли будут являться взаимозависимыми.

Факт создания и существования иностранных контролируемых компаний, как любая сделка между юридическими или физическими лицами, должен быть известен налоговому органу. Для этого необходимо составить уведомление о контролируемых иностранных компаниях и направить его в соответствующий отдел налогового учреждения.

Осуществление контроля над организацией и контроль без образования юридического лица

Налоговый кодекс России дает определение процедуре осуществления контроля в отношении иностранной организации. Согласно нормам права, такой процедурой признается форма прямого, либо косвенного юридического участия в КИК, а также участие в соглашении, или договоре по управлению данной организацией.

Налоговый кодекс России также дает определение и такому понятию как осуществление контроля без образования юридического лица. Согласно нормам налогового права, такой контроль представляет собой процедуру оказания решающего влияния на определенные действия и решения, входящие в обязанности лица, имеющего соответствующие полномочия и регулярно осуществляющего необходимые управленческие функции.

Налоговый контроль без образования юридического лица направлен, прежде всего, на имеющиеся активы той или иной организации, а также на эффективное распределение полученной субсидиарной прибыли с учетом уплаты всех установленных налогов.

Налоговый кодекс определяет, что форма осуществления контроля над КИК имеет место не только при прямом, либо косвенном участии юридического, или физического лица, но и в иных предусмотренных вариантах, представляющих собой различные формы влияния на конкретные решения и определенные действия той или иной организации.

Например, форма участия в управлении данной компании предполагает принятие решения по заключению договора на проведение каких-либо работ, оказание определенных услуг и т.д.

Контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица, а также основания для признания данного лица контролирующим

В случае регистрации иностранной структуры без образования юридического лица, главным управляющим становится учредитель. С момента начала деятельности, он получает право на извлечение прибыли, форма которой не запрещена законами о налогообложении.

Сюда также относится и любая правовая сделка между взаимозависимыми юридическими лицами. Данная сделка между контрагентами направлена, прежде всего, на извлечение дохода.

КИК может быть признана любая иностранная структура без образования юридического лица, в том случае, если контроль над ней осуществляет лицо, являющееся официальным резидентом РФ.

Налоговый кодекс РФ создает ряд условий, при которых гражданин может быть признан контролирующим лицом иностранной структуры, форма которой не предусматривает образования юридического лица:

  • данное лицо должно иметь официальное право на получение дохода, то есть полной, либо субсидиарной прибыли, регулярно получаемой данной структурой в ходе осуществления ее деятельности, например, сделка между участниками различных иностранных структур;
  • данное должностное лицо должно иметь права на распоряжение полученным имуществом, а также определенные обязанности, являющиеся взаимозависимыми, например, сделка купли-продажи;
  • такое лицо приобретает права на получение того или иного имущества в том случае, если иностранная структура без образования юридического лица прекратила свою работу, например, по причине ликвидации, прекращения действия договора между сторонами и т.д.

Учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица, а также условия для признания данного лица учредителем

Налоговый кодекс и действующее законодательство РФ определяют учредителя иностранной структуры без образования юридического лица как должностное физическое лицо, создавшее данную структуру и имеющее весомую долю участия в субсидиарной прибыли данной компании. Субсидиарная прибыль может быть распределена между несколькими лицами, если их доли являются взаимозависимыми.

Налоговый кодекс наделяет учредителя полноценными правами на то, чтобы стать контролирующим лицом данной структуры без образования юридического лица. При этом иные лица, участвующие в данной структуре и обладающие определенным процентом от субсидиарной прибыли, могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Кроме того, взаимозависимыми лицами могут быть признаны и родственники: супруги, родители, законные опекуны и т.д.

Для того чтобы то или иное лицо могло быть признано учредителем, Налоговый кодекс предусмотрел определенные условия и обязанности:

  • должностное лицо не должно получать прямой, либо косвенный доход от деятельности КИК, например, любая сделка между сторонами не должна приносить прибыль;
  • данное должностное лицо не может распоряжаться полученным имуществом, либо доходом, являющимся частью субсидиарной прибыли, например, не может быть проведена сделка аренды, продажи и т.д.;
  • должностное лицо не должно сохранять за собой право на имущество, входящее в данную структуру, если оно ранее было передано на безотзывных условиях;
  • должностное лицо не осуществляет контроль над данной КИК.

Правила признания контролирующих лиц иностранных структур без образования юридического лица

Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные условия, являющиеся взаимозависимыми, которые должны быть выполнены между всеми заинтересованными лицами, для дальнейшего признания их контролирующими. При этом сама процедура контроля выражается в определенной степени влияния на принятие тех или иных управленческих решений. Сюда относится сделка между контрагентами, заключение договора, извлечение субсидиарной прибыли, привлечение новых активов и иная форма регулярной деятельности.

Основаниями для признания лица контролирующим, помимо субсидиарной и иной прибыли, может служить и другая форма участия.

Например, владение пакетом акций, либо отношения между несколькими лицами в рамках генеральной доверенности, являющиеся взаимозависимыми и т.д.

Допустимая форма КИК без образования юридического лица может представлять собой товарищество, фонд, траст и т.д. Деятельность и форма данной КИК всегда будут направлены на излечение субсидиарной прибыли, в целях удовлетворениях интересов пайщиков и иных лиц, которых можно назвать взаимозависимыми.

Основной метод и форма регулярного осуществления деятельности КИК – сделка. Сделка всегда будет направлена на извлечение определенного дохода.

Контролируемая иностранная компания — что это?

КИК — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны. Также контролируемой иностранной компанией считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Контролирующее лицо КИК

Контролирующим лицом иностранной организации признаются физические или юридические лица, доля участия которого в этой организации составляет более 25%. Кроме того, если иностранной компанией владеет группа физических или юридических лиц (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), чей суммарный процент участия превышает 50%, то лицо признается контролируемым, если его личная доля участия будет более 10%.

Типы контролируемых иностранных компаний

Контролируемые иностранные компании можно разделить на два типа: пассивные и активные.

Активной иностранной компанией (АИК) признается иностранная организация, у которой доля доходов от пассивной деятельности (п. 4 ст. 309.1 НК РФ) за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период.

Проще говоря, к активным компаниям относятся структуры, которые занимаются реальным бизнесом (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг и пр.) и способны предоставить финансовую отчетность с подтверждением своей активности.

Пассивная компания, в частности, это персональная компания, созданная с целью владения финансовыми активами, например, портфелем ценных бумаг или, возможно, недвижимостью. Такая Компания – не налоговый резидент РФ, инкорпорирована в офшоре или, как правило в подобной низконалоговой юрисдикции, к примеру (BVI, Сейшелы или Кайманы), инвестирует в ценные бумаги иностранных акций и облигаций через банковский/брокерский счет. Именно пассивная иностранная компания представляет наибольший интерес для российских налоговых резидентов, имеющих крупные инвестиционные портфели за рубежом. КИК для инвестиций обладает рядом существенных преимуществ, о которых мы расскажем в следующей публикации.

Обязанности владельца КИК

Разумеется, наряду с преимуществами, инвестирование через КИК имеет и определенные обязательства. Так физическое лицо, владеющее долей более чем 10% в уставном (или ему аналогичном) капитале иностранной компании, обязано подать в налоговый орган по месту своего жительства уведомление об участии в иностранной компании по установленной форме. Уведомление об участии представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения участия в организации, непредставление такого уведомления влечет к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Существует также обязанность подавать уведомление о контролируемых иностранных компаниях, которое представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Подробнее узнать о структуре КИК применительно к своей ситуации вы можете, записавшись на бесплатную консультацию к одному из наших экспертов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО