Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах

Изменения в счетах-фактурах с 1 июля 2021 года

Хотя общий порядок выставления не изменился, изменения в счетах-фактурах с 1 июля 2021 года коснулись формы документа. Появились новые реквизиты, изменилось содержимое и оформление некоторых граф. Посмотреть, как выглядит новый счет-фактура, скачать бланк и образец можно на этой странице. Также мы подробно расскажем, как заполнять документ.

Скачать счет-фактуру нового образца в excel

Получите бланк счета-фактуры бесплатно!

Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:

  • Скачать интересующий вас бланк в формате Excel или Word
  • Заполнить и распечатать документ онлайн (это очень удобно)

Новые счета-фактуры с 1 июля 2021 года: образец заполнения >>

В документе — несколько изменений.

  • Добавилась строка 5а. В ней надо указывать номер и дату накладной, счета, акта или другого отгрузочного документа.
  • В табличной части документа расширили графу 1. Теперь в ней надо фиксировать порядковый номер записи товаров, поэтому их названия придется отражать в графе 1а, а присвоенный код — в графе 1б.
  • Графу 11 переименовали в «Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товаров, подлежащих прослеживаемости» (раньше называлась «Регистрационный номер таможенной декларации». Она заполняется одним из двух реквизитов: регистрационный номер партии товара, если счет-фактура по прослеживаемым товарам, или регистрационный номер декларации, если по другим товарам. Список прослеживаемых товаров смотрите здесь. м
  • В одном документе можно указать сведения как по прослеживаемым, так и не по прослеживаемым товарам. В графе 12 и 12а указывают единицу измерения товара. Она определяется по ОКЕИ. В графе 13 — количество товара, подлежащего прослеживаемости.

Что писать в полях документа — подробно расскажем ниже.

Инструкция по заполнению счета-фактуры 2021

Строка 1
Номер и дата составления счета-фактуры. Документы нумеруются по порядку, по возрастанию. Обратите внимание, что с 1 октября 2017 установлены новые правила хранения счетов-фактур. Теперь они должны храниться в хронологическом порядке — по дате выставления или по дате получения. Срок хранения счетов-фактур и накладных не изменился — по-прежнему не меньше четырех лет с даты последней записи.

Строки 2, 2а и 2б
Название, адрес, ИНН и КПП продавца. Будьте внимательны! Адрес с 1 октября 2017 года указываются в счете-фактуре по ЕГРЮЛ, подробно, без сокращений (которые допустимы в учредительных документах). Нарушение этого правила может стать основанием для лишения вычета.

Строка 3
Информация об отправителе груза. Указывается только при продаже товаров. При реализации услуг или выполнении работ ставьте прочерк. Если продавец и есть отправитель груза — пишите в этой строке «Он же».

Строка 4
Информация о получателе груза. Грузополучатель и его адрес в счете-фактуре указываются только при продаже товаров. Если выставляете документ на услуги, работы, имущественные права — ставьте прочерк.

Строка 5
Номер платежного поручения — если была предоплата (то есть счет-фактура составляется на аванс). Если нет — ставьте прочерк. Также прочерк ставится, если предоплата была сделана в день отгрузки.

Строка 6
Название, адрес (с 1 октября — строго по ЕГРЮЛ, без сокращений), ИНН и КПП покупателя.

Строка 7
Валюта и ее код. Счет-фактура выставляется в той денежной единице, в которой выражены цены и расчеты по договору.

Строка 8
Номер государственного контракта. Указывается идентификатор госконтракта в счетах-фактурах с 01 июля 2017, и все успели привыкнуть к новшеству. Но будьте внимательны! С 01 октября 2017 сама строка 8 счета-фактуры называется иначе: появилось уточнение о том, что она заполняется только при наличии данных. Вот как это выглядит:

Напомним, указывать в счете-фактуре номер госконтракта (или договора или соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий, инвестиций, взносов в уставный капитал) обязаны компании, которые работают с контрактами с казначейским сопровождением. Они получают 20-значный код. Он указывается во всех контрактах, составляемых по госзаказу. Найти этот код можно в договоре или в Единой информационной системе. Если вам не нужно писать ИГК в счете-фактуре (то есть вы не работаете с контрактом, которому присвоен идентификатор), то не оставляйте строку пустой — поставьте в ней прочерк.

Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах: образец

Заполнение табличной части счета-фактуры

Графа 1
Наименование товара или описание работ, услуг, переданных прав.

Графа 1а
Здесь в счете-фактуре с 01.10.2017 указывается код вида товара. Это касается только той продукции, которая вывозится в страны ЕАЭС.

Если вам нужно указать в счете-фактуре код вида товара, выберите его из справочника ТН ВЭД. Если не нужно — поставьте прочерк.

Графа 2
Код единицы измерения. В счете-фактуре указывается в соответствии с общероссийским классификатором ОКЕИ. Коды в нем находятся в разделах 1 и 2.

Графа 2а
Национальное условное обозначение единицы измерения. Например, «упак». Проверить или узнать это обозначение тоже можно по ОКЕИ.

Графа 3
Количество или объем товаров, работ или услуг. Если их невозможно определить — ставится прочерк.

Графа 4
Цена за единицу измерения без учета налога. Указывается в том случае, когда возможно ее указать, иначе ставится прочерк.

Графа 5
Стоимость товаров, работ, услуг. Указывается без учета налога.

Графа 6
Сумма акциза. Если вы продаете неподакцизные товары — прочерк ставить нельзя. В этом случае пишите здесь «Без акциза».

Графа 7
Налоговая ставка.

Графа 8
Сумма налога в рублях и копейках — полная, без округления.

Графа 9
Стоимость всего количества или объема товара с учетом суммы налога.

Графы 10 и 10а
Страна происхождения товара (в счете-фактуре оба поля заполняются только для импортной продукции). Здесь указываются цифровой код и краткое наименование. Оба значения приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Не пишите в десятой графе в счете-фактуре цифровой код России: для товаров отечественного производства заполнение не требуется. В этом случае ставьте прочерк, как и в следующей колонке.

Графа 11
Регистрационный номер таможенной декларации (в счете-фактуре указывается только для импортных товаров, в других случаях ставится прочерк). Эта графа — тоже нововведение с 1 октября 2017 года. Раньше в счете-фактуре номер ГТД указывали, но порядковый, а теперь указывается регистрационный. Выглядит это так:

Кто подписывает счет-фактуру?

Счет-фактуру должны подписать руководитель и главный бухгалтер организации или индивидуальный предприниматель. Но сделать это могут и другие сотрудники — те, которые в соответствии с доверенностью и распоряжением руководителя получают такие полномочия. С 1 октября в счете-фактуре появилось новое поле для подписи — в нем может подписаться вместо предпринимателя уполномоченное лицо. А поля для подписей представителей руководителя и главного бухгалтера были в документе и раньше.

Счет-фактура 2021: бесплатно скачать образец заполнения

Вот как выглядит заполненная новая форма счета-фактуры:

Идентификатор государственного контракта

Изменения 2017 года в счет-фактуре

Вступивший в силу с июля этого года Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 169 и 251 части 2 НК Российской Федерации” добавил в документы о возникновении денежных обязательств новый пункт: идентификатор государственного контракта. В бланках счет-фактур (в том числе авансовых, корректировочных и универсальных платежных документов) по этому поводу появилась соответствующая строка:

Это породило серьезную неразбериху, связанную с тем, что понятие “идентификатор государственного контракта” уже существует в госзакупках, но связано оно с законом “О государственном оборонном заказе”. Казалось бы, поставщиков, не имеющих отношения к оборонке, все это не касается, ведь в федеральных законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ такого понятия нет. Но не все так просто.

Что же такое идентификатор государственного контракта (ИГК), где его взять и кто должен указывать его в счет-фактуре? Давайте разберемся.

ИГК: что это, откуда берется и где его указывать?

Как вытекает из названия, ИГК – это уникальный номер государственного контракта, позволяющий его идентифицировать: соотнести с конкретной закупкой и отследить все связанные с ним расчеты. Нужен он для дополнительного контроля контрагентов.

Идентификатор присваивает государственный заказчик после того как внесет контракт в реестр. Соответственно, узнать его можно у заказчика. Правила (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2016г. №1552) предписывают указывать ИГК в соглашениях, договорах, контрактах, документах, связанных с платежами и расчетами, а также подтверждающих возникновение денежных обязательств. К последним относятся:

  • счет-фактуры или УПД, акты приемки-передачи, накладные – для товаров;
  • счет-фактуры или УПД, счета, акты выполненных работ, оказанных услуг – для работ или услуг;

Здесь возникает вопрос: как внести ИГК в контракт, если он выдается только после регистрации этого самого контракта в реестре? Один из вариантов – оформление доп.соглашения.

Как определить, нужно ли указывать ИГК?

Идентификатор нужен в 2 случаях:

1 — При заключении контрактов на закупки для оборонного комплекса Российской Федерации.

Такие сделки проходят под особым государственным контролем, требуют создания спецсчетов, причем только в определенных, одобренных Правительством банках. Все участники оборонного заказа проводят деньги только через эти спецсчета и проставляют идентификатор государственного контракта на всех расчетных документах.

2 — При казначейском сопровождении госконтрактов.

Государственные заказчики, работающие по № № 223-ФЗ, также могут проводить авансовые платежи по отдельным счетам. Так делает, например, «Росатом». Однако № 44-ФЗ аналогичного инструмента не предусматривает в принципе. Компромиссом стало введение казначейского сопровождения.

Суть та же, что и при банковском сопровождении, когда банк открывает всем участникам отдельные счета, ведет мониторинг расчетов и контроль целевого использования средств, отчитывается перед заказчиком – то есть является независимым арбитром сделки. При казначейском сопровождении таким “банком” выступает Федеральное казначейство (Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ).

Так, заказчик может быть спокоен, что поставщик не скроется с авансом. Поставщик может быть уверен, что ему заплатят. А государство, в свою очередь, убедится, что деньги из бюджета не пошли кому-то в карман.

Если вы не работаете с государственными оборонными заказами, а ваши госконтракты не курируются казначейством, в поле для ИГК можно ставить прочерк или оставлять его пустым.

Сколько цифр в идентификаторе государственного контракта?

Обратите внимание, что порядок формирования идентификатора государственного контракта для оборонки и для госзакупок на казначейском сопровождении содержат разное количество цифр.

Идентификатор по оборонным заказам содержит 25 разрядов:

  • 1 и 2 – две последние цифры года заключения;
  • 3 и 4 – две последние цифры года исполнения;
  • 5, 6 и 7 – код госзаказчика;
  • 8 – код, в котором зашифрован способ определения исполнителя (например, закупка у единственного поставщика);
  • 9, 10, 11 и 12 – порядковый номер контракта;
  • 13 – код вида цены (уточняемая, фиксированная, возмещающая издержки);
  • 14 — 25 – определяются государственным заказчиком. Если разряды не используются, то ставятся нули.

В идентификаторе государственных контрактов с казначейским сопровождением 20 цифр, которые различаются в зависимости от вида документа.

  • 1 — 19 – соответствуют разрядам номера в реестре контрактов;
  • 20 – “1” контрактов, содержащих государственную тайну, и “0” для остальных.

  • 1 — 8 – нули;
  • 9 — 19 – соответствуют разрядам номера в реестре соглашений (с 1 по 11);
  • 20 – идентификатор реестра соглашений – “2”.

Для соглашения, содержащего государственную тайну:

  • 1 — 8 – нули;
  • 9 — 11 – код главного распорядителя средств федерального бюджета, заключившего соглашение;
  • 12 — 13 – первые две цифры кода территориального органа Федерального казначейства;
  • 14 – код типа бюджета – “6”;
  • 15 — 16 – две последние цифры года заключения соглашения;
  • 17 — 19 – порядковый номер, присвоенный территориальным органом Федерального казначейства;
  • 20 – “3”.

Для контракта учреждения:

  • 1 — 19 – соответствуют разрядам номера в реестре контрактов;
  • 20 – идентификатор реестра контрактов – “5” для контрактов, содержащих государственную тайну, и “4” для остальных.

Если у вас остались вопросы и нет уверенности, требуется ли указание идентификатора государственного контракта в вашем конкретном случае, добро пожаловать на консультацию! Наши юристы с радостью вам помогут:

Идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код, который формируется госзаказчиком

Bacho / Shutterstock.com

В рассмотренном примере компания, реализующая товары в рамках госконтрактов, с 1 июля 2017 должна указывать идентификатор госконтракта в стр. 8 счета-фактуры (постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 625). Однако понятие идентификатор государственного контракта в Законе № 44-ФЗ и Законе № 223-ФЗ отсутствует. Данное понятие содержится лишь в терминологии госконтрактов по оборонному заказу. В связи с этим возник вопрос: где содержится расшифровка термина «идентификатор государственного контракта»? Какой цифровой шифр/код под ним понимается? Где исполнитель услуги может получить сведения об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счетов-фактур?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании Гарант пояснили, что идентификатор госконтракта используется при казначейском сопровождении госконтрактов, контрактов учреждений, соглашений о предоставлении целевых субсидий (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»). Так, идентификатор госконтракта подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств (подп. «д» п. 7 Правил казначейского сопровождения). Порядок его формирования устанавливается Федеральным казначейством. В частности, на 2017 год этот порядок установлен приказом Федерального казначейства от 20 марта 2017 г. № 9н (далее – Приказ № 9н).

ФОРМА

В свою очередь идентификатор госконтракта представляет собой двадцатизначный цифровой код, который формируется заказчиком и сохраняется на весь период действия контракта. Он определяется после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (п. 3 Приказа № 9н). Идентификатор указывается в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ «/» перед номером документа (п. 6-7 Приказа № 9н). К документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, относится в том числе договор (контракт) (Приложения 4.1 к Порядку).

Данный идентификатор указывается в договоре (контракте). Структура идентификатора госконтракта установлена п. 7 Приказа № 9н. Информацию об идентификаторе госконтракта для корректного заполнения счета-фактуры исполнитель может уточнить у заказчика.

Напомним, что в формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включена новая стр. 8. (ст. 169 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 56-ФЗ , постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 625). При этом с 1 июля 2017 года в ней, при наличии, должен быть указан идентификатор:

  • государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
  • договора или соглашения о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.

Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах

  • Идентификатор госконтракта: что это
  • Правила отражения ИГК в счете-фактуре
  • Итоги

Идентификатор госконтракта: что это

Идентификатор государственного контракта (ИГК) нужно указывать только при отгрузках по госзаказу. ИГК — это 20-значный цифровой показатель, формируемый госзаказчиком и содержащий данные (п. 7 приказа Федерального казначейства от 20.03.2017 № 9н):

  • О номере госконтракта, состоящем из 19 цифр, являющемся уникальным для каждого из этих документов и отражающемся в перечнях контрактов, заключенных госзаказчиками. Таких перечней существует два. В один из них выделяются контракты, содержащие информацию, относимую к государственной тайне.
  • Наличии или отсутствии в госконтракте сведений, составляющих гостайну. Эта информация шифруется одной цифрой (оказывающейся в ИГК последней) и имеет два варианта отражения: 0 проставляется в ИГК обычных контрактов, 1 — в ИГК контрактов с информацией, расцениваемой как государственная тайна.

ВНИМАНИЕ! При поставках в рамках гособоронзаказа ИГК состоит из 25 цифр (п. 4 Приложения к Приказу Министра обороны РФ N 475, Федерального казначейства N 13н от 11.08.2015).

Уникальность присваиваемого госконтракту номера в перечне этих документов обеспечивает уникальность относящегося к конкретному контракту ИГК. Указывать ИГК необходимо во всех документах, свидетельствующих о возникновении обязательств по контракту и о платежах по этим обязательствам, если речь идет об обычном (не содержащем сведений, относимых к гостайне) госконтракте (п. 6 № 9н).

Как результат положения об ИГК, отраженного в п. 6 приказа № 9н, в НК РФ (подп. 6.2 п. 5, подп. 4.2 п. 5.1, подп. 6.1 п. 5.2 ст. 169) и в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, утвердившем формы документов, оформляемых в связи с расчетами по НДС, с 01.07.2017 (даты вступления в силу соответствующих пунктов постановления № 625) возникло требование об указании идентификатора государственного контракта в счетах-фактурах, оформляемых в связи с операциями, производимыми по госконтрактам.

С 01.07.2021 действует новый бланк счета-фактуры, в т.ч. корректировочного, в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 № 534. Обновление бланка вызвано внедрением системы прослеживаемости товаров. Использовать новый бланк обязаны все налогоплательщики, даже в случае, если товары не включены в систему прослеживаемости. Подробнее об изменениях внесенных в счет-фактуру мы рассказали здесь.

Скачать новый бланк счета-фактуры можно кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.

Правила отражения ИГК в счете-фактуре

Для указания идентификатора государственного контракта в счетах-фактурах (как обычных, так и корректировочных) отведена специальная строка под номером 8 в части этого документа, располагающейся над основной его таблицей и содержащей сведения о покупателе, заказчике, основных их реквизитах, валюте расчетов и платежах, осуществленных в связи с поставкой, по которой оформляется счет-фактура. В наборе этих строк строка, отведенная для идентификатора, является самой последней, т. е. место для номера ИГК в счете-фактуре размещается непосредственно над основной таблицей.

Данные об этом номере возникнут в счете-фактуре, если:

  • счет-фактуру оформляет поставщик/исполнитель, осуществляющий поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) за счет полученных из бюджета субсидий, инвестиций или вложений в уставный капитал (подп. «н» п. 1 приложения № 1, подп. «л» п. 1 приложения № 2 к постановлению № 1137);
  • подтверждающий наличие перечисленных в п. 1 отношений договор не относится к документам, содержащим сведения о гостайне (п. 6 приказа № 9н).

При отсутствии информации для заполнения в строке, отведенной для ИГК, следует поставить прочерк, т. е. поступить так же, как в приложениях № 1 и № 2 к постановлению № 1137 рекомендуется делать в отношении иных строк счета-фактуры, не имеющих данных для внесения в них.

Итоги

Идентификатор госконтракта отражает уникальный номер, присвоенный ему при внесении в один из реестров контрактов, заключаемых госзаказчиками, и код, указывающий на наличие/отсутствие в нем сведений, относимых к гостайне. Всего в ИГК присутствует 20 (25) цифр, из них 19 отвечают номеру, сформированному в перечне госконтрактов, а 1 — коду наличия/отсутствия в контракте информации, относимой к гостайне. В счете-фактуре для ИГК отведена специальная строка, располагающаяся непосредственно над основной таблицей, отражающей информацию о расчете НДС. Заполнять ее нужно лицам, являющимся поставщиками/исполнителями по госконтракту, при условии что этот контракт не содержит данных, относимых к гостайне. При отсутствии информации для заполнения в строке, отведенной для ИГК, ставятся прочерки.

Департамент общего аудита по вопросу применения нового счета-фактуры до 01.07.17

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

С 01.07.2017 изменилась форма счета-фактуры, а именно, добавилась строка 8 Идентификатор госконтракта.
Вопрос: Если компания получит от поставщика счет-фактуру, датированный ранее 01.07.2017, но оформленный по форме, действующей с 01.07.2017, то есть будет содержать строку 8 с Идентификатором госконтракта, имеет ли компания право принять НДС по такому счету-фактуре к вычету в 3 квартале 2017 года или нужно просить поставщика переделать документ и убрать строку с госконтрактом?

С 01.07.17 в соответствии с Федеральным законом от 03.04.17 № 56-ФЗ [1] пункт 5 статьи 169 НК РФ изложен в следующей редакции:

«В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

6.1) наименование валюты;

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации;

15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза.»

Также Постановлением от 25.05.17 № 625 [2] в форму счёта-фактуры была добавлена строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)».

Таким образом, 01.07.17 счета-фактуры должны содержать такой реквизит как «Идентификатор государственного контракта» при его наличии.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Таким образом, по нашему мнению, поскольку добавление рассматриваемой строки в счёт-фактуру не может препятствовать налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг) и иные необходимые сведения, то наличие такой строки не может являться основанием для отказа в вычете НДС. [3]

Также в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства от 26.12. 11 № 1137 (далее – Постановление № 1137) налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.11 № 1137.

Таким образом, внесение дополнительной информации, при условии сохранения формы счёта-фактуры, является правомерным.

В ФНС РФ от 17.08.16 № СД-4-3/15094@ указано следующее:

«На основании пункта 9 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила заполнения счета-фактуры), налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа, при условии сохранения формы счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137.

Таким образом, отражение дополнительных сведений между строкой 7 «Валюта: наименование, код» и табличной частью счета-фактуры, а также дополнительных сведений в табличной части счета-фактуры (при условии сохранения последовательности граф формы счета-фактуры) не противоречит вышеуказанному положению пункта 9 Правил заполнения счета-фактуры.

Одновременно сообщаем, что соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.»

Поскольку, введённая с 01.01.17 строка 8 «Идентификатор государственного контракта» располагается между строкой 7 и табличной частью счёта-фактуры, то указание такой информации, по мнению ФНС РФ, соответствует норме пункта 9 Постановления № 1137.

Однако, в Письме Минфина РФ от 08.04.16 № 03-07-09/20121 содержится иное мнение:

«На основании пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Перечень реквизитов, которые должны быть указаны в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, установлен подпунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса.

Форма и Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г . N 1137.

В соответствии с пунктом 9 Правил налогоплательщик вправе указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры дополнительную информацию при условии сохранения формы счета-фактуры.

Таким образом, дополнительную информацию следует указывать в дополнительных строках и графах после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи индивидуального предпринимателя).

Указывать дополнительную информацию в дополнительных строках и графах, размещаемых до предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица (подписи индивидуального предпринимателя), не следует.» [4]

Таким образом, Минфин РФ не рекомендует указывать дополнительную информацию в дополнительных строках, располагающихся до подписи руководителя и главного бухгалтера.

Однако, в рассматриваемых Письмах Минфин РФ не указывал, что на основании счетов-фактур, с дополнительной информацией до подписей, организация не вправе предъявить НДС к вычету.

Судебная практика по вопросам применения вычета НДС по счёту-фактуре с ошибками, позволяющими идентифицировать указанную в абзаце 2 пункта 2 статьи 169 НК РФ информацию, складывается в пользу налогоплательщиков:

Например, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.12.14 № Ф02-6073/2014 по делу № А78-859/2014 указано:

«Инспекция также пришла к выводу о том, что обществом неправомерно предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по счету-фактуре N 00000004 от 14.01.2010, поскольку в ней неверно указан покупатель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Судами установлено, что при оформлении счета-фактуры N 00000004 от 14.01.2010 были допущены технические ошибки в указании покупателя.

Между тем, указанные недостатки в оформлении счета-фактуры не могут служить основанием для вывода о невозможности вычетов по налогу на добавленную стоимость в силу того, что содержание счета-фактуры позволяет идентифицировать общество в качестве покупателя и грузополучателя. Неуказание в счете-фактуре отдельных реквизитов не оказало влияния на достоверность содержащейся в ней информации о совершении обществом хозяйственных операций.»

В Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.14 № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013 суд пришёл к выводу:

«Счет-фактура в силу п. 1 ст. 169 Кодекса является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса. Указанный документ должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением утвержденного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Согласно положениям абз. 2 п. 2 ст. 169 Кодекса, письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.07.2012 N 03-07-09/94, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленного покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

С учетом изложенного, неправильное указание продавцом — ООО НПЦ «Импульс» в счете-фактуре от 17.08.2012 N 1 ИНН суды правомерно расценили как ошибку, которая не повлекла трудностей в идентификации продавца

Следует отметить, что существующая судебная практика не рассматривает конкретную ситуацию о неправомерности вычета НДС по счёту-фактуре с дополнительными сведениями. Однако, отсутствие такой судебной практики может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о отсутствии претензий налоговых органов к таким счетам-фактурам.

Учитывая изложенное, на нашему мнению, Организация может принять НДС к вычету на основании такого счёта-фактуры.

При этом полностью исключить риск предъявления претензий налоговыми органами мы не можем, однако, по нашему мнению, у Организации существует высокая вероятность отстоять свою позицию в суде.

Коллегия Налоговых Консультантов, 12 июля 2017г.

[2] О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12. 11 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

[3] Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина РФ от 27.03.17 № 03-07-11/17396, от 12.01.17 № 03-07-09/411

[4] Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 26.02.16 № 03-07-09/10933, от 24.11.20 № 03-07-09/68169

Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО