Комментарий к ст. 105.1 НК РФ

НК РФ Статья 105.1. Взаимозависимые лица

1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.

4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.

Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к ст. 105.1 НК РФ

В настоящее время в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ в целях НДФЛ дата фактического получения гражданином дохода в связи со списанием организацией безнадежного долга этого гражданина определяется как день списания долга с баланса организации-кредитора (при условии, что должник и кредитор признаются взаимозависимыми лицами согласно ст. 105.1 НК РФ). Больше упоминания безнадежного долга в гл. 23 «НДФЛ» НК РФ нет. В этой связи возникают вопросы:

  1. что в гл. 23 НК РФ понимается под безнадежным долгом и можно ли применять для целей НДФЛ определение такого долга, которое есть в п. 2 ст. 266 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. ГК РФ, регулирующий обязательственные отношения между гражданами и организациями, такого понятия не содержит. В п. 5 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» упоминается только, что на дату признания гражданина банкротом его задолженность перед кредитной организацией признается безнадежной;
  2. облагается ли НДФЛ списанный с гражданина безнадежный долг, если кредитор и должник не взаимозависимы;
  3. если облагается, то на какую дату определяется доход.

Разъяснения по этим вопросам дал Минфин России. По мнению чиновников, применение положений одной главы Налогового кодекса для целей другой его главы возможно, если это прямо указано в соответствующей главе НК РФ (письмо Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-06/77540). Ни гл. 23, ни гл. 25 НК РФ не содержат такого указания. Следовательно, применять для целей НДФЛ понятие безнадежного долга, которое есть в п. 2 ст. 266 НК РФ, нельзя.

Под безнадежным долгом финансовое ведомство предлагает понимать только случаи прекращения обязательства гражданина (должника) перед организацией-кредитором без его исполнения. В такой ситуации с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по его взысканию. Соответственно, в момент прекращения обязательства у физлица возникает экономическая выгода (п. 1 ст. 41 НК РФ) в виде экономии на расходах по погашению долга, т.е. доход, подлежащий обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом факт взаимозависимости сторон значения не имеет. Этот факт влияет только на дату фактического получения дохода. Если кредитор и должник не взаимозависимы, такой датой признается полное или частичное прекращение обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством РФ (например, на основании судебного решения, соглашения о прощении долга).

Что изменится в 2020 г.

Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ дополнил ст. 217 НК РФ новым пунктом 62.1, в соответствии с которым с 2020 г. доходы гражданина в виде списанной с него кредитором (организацией или ИП) суммы безнадежной задолженности не будут облагаться НДФЛ (при соблюдении определенных условий).

Прежде всего, в этой норме дается определение безнадежного долга для целей НДФЛ. Это задолженность, от исполнения требований по уплате которой гражданин освобождается (полностью или частично) при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию. При этом не совсем понятно, о каком именно порядке признания долга безнадежным (в связи с которым обязательство прекращается) идет речь. Однако точно ясно, что теперь законодательно закреплена вышеуказанная позиция финансового ведомства, согласно которой долг гражданина становится безнадежным только в случае прекращения обязательства (без его исполнения).

Так, основания прекращения обязательств могут содержаться как в ГК РФ, иных правовых актах, так и в договоре (п. 1 ст. 407 ГК РФ). В частности, обязательство гражданина по уплате долга прекращается в следующих случаях:

  • совпадение должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ);
  • прощение долга (ст. 415 ГК РФ);
  • невозможность исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с ГК РФ истечение срока исковой давности не является основанием для прекращения обязательства. Следовательно, в данном случае облагаемого дохода не возникает.

Кроме того, чтобы доход в виде списанного безнадежного долга освобождался от налогообложения в соответствии с п. 62.1 ст. 217 НК РФ, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства, т.е. с 2020 г. факт взаимозависимости сторон имеет значение для признания такого дохода облагаемым НДФЛ или необлагаемым (в отличие от сегодняшнего порядка – письма Минфина России от 25.07.2019 № 03-04-05/55777, от 25.01.2019 № 03-04-06/4277);
  • такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательства перед физлицом, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные (переданные) гражданином товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Если указанные условия не соблюдаются, списанный безнадежный долг признается облагаемым доходом. В этом случае датой фактического получения дохода признается дата прекращения (полностью или частично) обязательства гражданина перед организацией или ИП. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Методическое пособие по трансфертному ценообразованию

Стоимость методического пособия по трансфертному ценообразованию — 4000 рублей.

Методическое пособие по трансфертному ценообразованию

Содержание методического пособия по трансфертному ценообразованию

1. Правила определения взаимозависимости лиц.

Определение трансфертного ценообразования. «Принцип вытянутой руки» в Налоговом кодексе РФ.

Понятие взаимозависимых лиц. Виды взаимозависимых лиц. Основания для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения. Порядок определения доли прямого участия одной организации в другой организации или физического лица в организации. Порядок определения доли косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях. Обстоятельства, не являющиеся основанием для признания лиц взаимозависимыми.

Порядок определения взаимозависимости лиц в соответствии с разделом V.1 Налогового кодекса РФ на конкретных схемах. Сравнительный анализ статей 20 НК РФ (которая применялась до 1 января 2012 г.) и статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (применяется с 1 января 2012 г.).

Налоговые последствия сделок между взаимозависимыми лицами.

Основания признания лиц взаимозависимыми в судебно-арбитражной практике.

Обзор официальных разъяснений контролирующих органов за 2011-2017 гг.

2. Признаки контролируемых сделок.

Сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами. Обстоятельства, не являющиеся основанием для признания сделки контролируемой. Правила определения суммы доходов в контролируемых сделках. Расчет финансовых порогов.

3. Порядок составления уведомления о контролируемых сделках.

Уведомление о контролируемых сделках. Структура уведомления о контролируемых сделках. Порядок заполнения и направления уведомления о контролируемых сделках.

4. Структура документации, представляемой в налоговые органы в соответствии со ст. 105.15 НК РФ.

5. Критерии сопоставимости при определении рыночной цены: анализ характеристик по предмету сделки; анализ характеристик по условиям договора; анализ характеристик функций сторон сделки и рисков; анализ характеристик экономических условий сделки; анализ характеристик коммерческих стратегий.

Анализируемые и сопоставимые сделки. Критерии сопоставимости при определении рыночной цены.

Анализ характеристик по предмету сделки. Анализ характеристик по условиям договора. Анализ характеристик функций сторон сделки и рисков. Анализ характеристик экономических условий сделки. Анализ характеристик коммерческих стратегий.

Налоговые последствия заключения договора займа или договора поручительства между взаимозависимыми лицами

Источники информации, используемые при сопоставлении условий сделок. Основные источники информации об условиях сопоставимых сделок. Дополнительные источники информации об условиях сопоставимых сделок.

Анализ разъяснений Минфина и ФНС. «Переходная» арбитражная практика: основные судебные решения по статьям 20 и 40 НК РФ, остающиеся актуальными для применения новых правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

6. Источники информации, используемые при сопоставлении условий сделок: основные и дополнительные источники информации об условиях сопоставимых сделок.

Источники информации, используемые при сопоставлении условий сделок. Основные источники информации об условиях сопоставимых сделок. Дополнительные источники информации об условиях сопоставимых сделок.

7. Методы, используемые при определении доходов (прибыли, выручки).

Методы определения доходов (выручки, прибыли) для целей налогообложения: 1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) затратный метод; 4) метод сопоставимой рентабельности; 5) метод распределения прибыли.

Последовательность применения методов. Интервалы рыночных цен. Интервалы рентабельности.

8. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок.

9. Ответственность за нарушения законодательства о трансфертном ценообразовании.

Комментарий к статье 129.3 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми».

Основания освобождения от ответственности по ст. 129.3 НК РФ. Переходные положения применения ст. 129.3 НК РФ. Сравнительный анализ ст.ст. 122 и 129.3 НК РФ.

Административная и уголовная ответственность за применение «нерыночных» цен.

Комментарий к статье 129.4 НК РФ «Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках».

Налоговые последствия непредставления уведомления о контролируемых сделках или представления недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович — специалист, имеющий опыт работы в сфере трансфертного ценообразования. В основе методического пособия лежат практические наработки лектора, собранные им при оказании услуг в сфере трансфертного ценообразования в 2012-2017 гг. компаниям из различных секторов экономики (строительство многоквартирных домов, нефтегазовый комплекс, розничная и оптовая торговля и др.)

Комментарий к ст. 105.1 НК РФ

  • Статья 105.1 НК РФ: значение
  • Взаимозависимость по п. 2 ст. 105.1 НК РФ
  • Иные критерии взаимной зависимости
  • Возможность признания отсутствия зависимости
  • Итоги

Ст. 105.1 НК РФ, определяющая основные критерии для признания лиц взаимозависимыми, играет достаточно важную роль в системе налогообложения. Рассмотрим особенности ее применения.

Статья 105.1 НК РФ: значение

Взаимная зависимость во взаимоотношениях определяется как возможность оказания влияния на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Зависимость, отражающаяся на налоговых правоотношениях, устанавливается во взаимодействии между (п. 2 ст.105.1 НК РФ):

  • юрлицами;
  • юр- и физлицами;
  • физлицами.

В первую очередь она представляет интерес для налоговых органов, выявляющих в сделках, осуществляемых между зависимыми лицами, моменты, приводящие к занижению налоговой базы (пп. 1–3 ст. 105.3 НК РФ). Такое занижение может быть связано:

  • с уменьшением цены сделки в сравнении с рыночной, что требует проверки правильности определения налоговых баз по прибыли (для физлиц и ИП — НДФЛ), НДС, НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ);
  • игнорированием отсутствия права на применение льготы, что актуально для учета с 2015 года в налоге на имущество юрлиц движимых объектов, приобретенных после 2012 года и относимых к 3–10-й амортизационным группам (подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • сокрытием факта приобретения у взаимозависимого лица недвижимости, расходы по которой при отсутствии зависимости дают право на вычет по НДФЛ (п. 5 ст. 220 НК РФ).

Подробнее о влиянии взаимозависимости на контроль над величиной налогов, в т. ч. при спецрежимах, читайте в статье «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2016».

Таким образом, взаимная зависимость привлекает внимание в части более пристального налогового контроля. Но если факты занижения налоговой базы не выявлены, то ее значимость сводится к нулю.

Еще одним моментом, значимым для понятия взаимной зависимости, является предусмотренная подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ возможность принудительного взыскания имеющейся у налогоплательщика недоимки со счетов зависимого лица, если установлен факт передачи этому лицу части выручки или активов плательщика, имеющего недоимку, в т. ч. через цепочку лиц.

Взаимозависимость по п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Наиболее распространенные виды взаимодействия, приводящие к взаимной зависимости, указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Это ситуации:

  • участия (непосредственного или косвенного) юр- или физлица в какой-либо организации (или одновременно в нескольких) в доле, составляющей больше 25% (подп. 1–3);
  • зависимости формирования до 50% состава исполнительных органов юрлица от решений определенных юридических или физических лиц (подп. 4–6);
  • занятия физлицом должности единоличного исполнительного органа юрлица или нескольких юрлиц (подп. 7, 8);
  • наличия преемственности участия юр- или физлица в череде организаций в общей доле, составляющей больше 50 % (подп. 9);
  • существования между физлицами служебных отношений с должностной подчиненностью или близкородственных связей (подп. 10, 11).

Правила, по которым определяется доля участия, содержатся в п. 3 ст. 105.1 и ст. 105.2 НК РФ. Они предписывают:

  • участие физлица в юрлице оценивать как общий вклад его самого и всех его взаимозависимых лиц;
  • итоговую долю участия формировать как сумму долей непосредственного (прямого) и косвенного участия;
  • косвенное участие оценивать расчетным путем по формуле, приведенной в подп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ, с предварительным расчетом величины прямой доли для каждого звена каждой последовательности участия и суммированием косвенных долей, если последовательностей участия несколько.

Иные критерии взаимной зависимости

Помимо ситуаций, приведенных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, признание лиц взаимозависимыми возможно и по иным причинам, которые вправе установить:

  • сами взаимодействующие лица (п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
  • суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Необходимость обращения в суд возникает при наличии споров налогоплательщиков с ФНС, находящей дополнительные критерии взаимной зависимости. Однако суды не всегда принимают сторону налоговых органов. Примером таких решений могут служить постановления арбитражных судов:

  • Восточно-Сибирского округа от 20.08.2015 № А19-13974/2014;
  • Московского округа от 07.09.2015 № Ф05-9357/2015.

В то же время существуют судебные решения, принятые в пользу налоговых органов. Это, например, постановления:

  • Арбитражного суда Поволжского округа от 20.05.2015 № Ф06-23410/2015;
  • 8-го арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 08АП-5551/2015;
  • Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2015 № Ф05-10352/2015.

Возможность признания отсутствия зависимости

В ряде ситуаций допускается не считать лица зависимыми даже при наличии внешних признаков взаимного влияния:

  • если подобное воздействие вызвано преимущественным положением на рынке (п. 4 ст. 105.1 НК РФ);
  • когда участие в юрлице приобретает форму государственного контроля (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Однако в последнем случае признать наличие взаимной зависимости можно и по иным основаниям, не указанным в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

О влиянии зависимости на учет полученного от взаимозависимого лица имущества для целей налога на прибыль читайте в материале «Ст. 251 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Итоги

Взаимная зависимость приобретает первостепенное значение при проверке налоговых последствий сделок, совершенных между зависимыми лицами. Несмотря на существование достаточно подробного перечня критериев, делающих лица взаимозависимыми, имеет место возможность как создания дополнительных оснований для этого, так и непризнания лиц зависимыми.

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Объясняем, кто такие взаимозависимые лица, по каким признакам они определяются, почему взаимозависимость важно учитывать при выборе контрагентов, зачем налоговая отслеживает такие отношения между налогоплательщиками и что за это грозит.

Кто такие взаимозависимые лица

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими. И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды. Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами. Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога. К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

  • внешнеторговые сделки с некоторыми товарами (нефтепродукты, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни). Общегодовой доход по такой операции должен превысить 60 млн руб.;
  • сделки, в которых один из участников — контрагент-резидент государства или территории из Приказа Минфина от 13.11.07 №108н или его постоянный представитель в РФ (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4);
  • когда контрагенты привлекают сторонних посредников между двумя взаимозависимыми лицами без ограничений по сумме дохода (Письмо Минфина России от 14.11.12 № 03-01-18/9-169).

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО