Оператор фискальных данных требования для получения лицензии

Оператор фискальных данных требования для получения лицензии

Очень хороший магазин. Заказал кассовый аппарат Эвотор Смарт-терминал ФН .Безотказно работает,очень доволен,хороший магазин.

Работу данного сервиса я бы охарактеризовала слоганом «Все для людей». И я не шучу, весь принцип работы компании это подтверждает! Помимо покупки кассового аппарата, здесь можно его сразу зарегистрировать, заключить многие необходимые договора и так далее.

МАРКИРОВКА: ИДЕАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА ОТ «ШТРИХ-М»

К 2024 году на территории Российской Федерации будут маркироваться все выпускаемые в оборот товары. «ШТРИХ-М» предлагает готовые решения для ритейла уже сейчас.

Компания АТОЛ выпустила первый в России ньюджер — касса нового поколения.

Она предназначена для предприятий торговли и сферы услуг, которые пробивают до 100 чеков в день. Это палатки или киоски на рынках и ярмарках, магазинчики у дома, специализированные мини-магазины, закусочные или кофейни.

Бюджет 2018 проходит испытание в парламенте.

Силуанов пообещал более внимательно рассмотреть предложения и просьбы регионов. В частности, речь идет о том, чтобы освободить предпринимателей, работающих по патенту или по ЕНВД от обязательного использования кассовых аппаратов, о снижении госпошлины при получении лицензии на алкоголь для малого бизнеса (сейчас размер пошлины и для крупных сетей, и для сельских магазинов одинаков).

Оператор фискальных данных (ОФД) — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.Онлайн-передача чеков с кассовой техники в налоговую службу в соответствии c изменениями в 54-ФЗ, а также регистрация касс через интернет и аналитика по торговым точкам.

Передача фискальных данных от ОФД в ФНС

15 июля 2016 года вступил в силу Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» с учетом изменений от 03 июля 2016 года, в соответствии с которым необходимо осуществлять передачу фискальных данных в режиме реального времени в ФНС России через ОФД (оператора фискальных данных).

Согласно предусмотренным срокам:

  • до 01.02.2017 разрешена регистрация и постановка на учет ККТ, не отвечающей новым требованиям;
  • до 01.07.2017 разрешено использование ККТ, не отвечающей новым требованиям;
  • с момента вступления Закона в силу начинается добровольная постановка на учет и использование новых и модернизированных ККТ;
  • с 01.07.2017 года начинается использование и регистрация только соответствующей новым требованиям ККТ.

Впервые налогоплательщики в России узнали об ОФД в законопроекте «О внесении изменений в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 12 июля 2016 года вступил в силу сам Закон 54-ФЗ «О применении ККТ» с последними правками от 3 июля 2016 года.

Для работы ОФД регламентированы обязательные требования. Так оператор фискальных данных должен располагать специальными техническими средствами, которые в режиме реального времени позволяют обрабатывать фискальные данные, формировать и проверять фискальный признак, а также хранить у себя базы фискальных данных.

Оператор фискальных данных через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в режиме реального времени получает со всей закреплённой за ним контрольно-кассовой техники (ККТ) данные о финансовых операциях. ОФД накапливает такие данные, обрабатывает и передаёт в налоговый орган.

«Переход на новую ККТ должен снизить административную нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по её регистрации (перерегистрации) и исключить необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ; способствовать снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ; сократить теневой оборот наличности и, как следствие, увеличить налоговые поступления.»

Все налогоплательщики, которые используют ККТ, должны официально её зарегистрировать и заключить договор с ОФД на обработку фискальных данных.

Законом предусмотрен плавный переход на новую схему работы налогоплательщиков с контролирующим органом (ФНС), включающую оператора фискальных данных, как обязательного.

Как стать оператором фискальных данных

В России оператором фискальных данных может стать любое юридическое лицо удовлетворяющее обязательным требованиям.

У кандидата на ОФД должно быть:

  • Разрешение на обработку фискальных данных от ФНС;
  • Лицензия ФСТЭК на техническую защиту информации;
  • Лицензия ФСБ на разработку и производство средств криптографической защиты;
  • Лицензия ФСБ на деятельность по защите данных;
  • Технические средства в собственности для обработки фискальных данных;
  • Технические средства для защиты фискальных данных;
  • Нежилое помещение в собственности или аренде.

Теперь все кассовые аппараты должны будут осуществлять передачу фискальных данных в режиме реального времени в ФНС через специально созданный институт операторов фискальных данных (ОФД). А ОФД, в свою очередь, будут должны обеспечить прием от контрольно-кассовой техники (ККТ) фискальных данных (чеков) и направление обратно в ККТ подтверждения об их доставке.

Лицензии для оператора фискальных данных

Бесплатно по России:

8 800 505 71 37

15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Операторы фискальных данных

Кто же такой оператор фискальных данных? Исходя из определения данного Федеральной Налоговой Службой: «Оператор фискальных данных — организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных».

Само разрешение на обработку фискальных данных выдает Федеральная налоговая служба, так же она принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных, о проведении проверки осуществления деятельности оператором фискальных данных.

Кроме того оператор фискальных данных, согласно все того же закона должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь экспертное заключение о соответствии технических средств, требованиям РФ о применении контрольно-кассовой техники;
  • иметь лицензию на оказание телематических услуг связи;
  • иметь лицензию ФСТЭК;
  • иметь в собственности или в аренде здание или помещение в котором будут размещаться технические средства, осуществляющие обработку фискальных данных.

Согласно Приказа ФНС России от 31.08.2016 № ЕД-7-20/468 на данный момент, выдано всего 4 разрешения на обработку фискальных данных. Соответственно у операторов занимающихся документооборотом с ФНС РФ, возникает множество вопросов о необходимости и возможности получения данного разрешения. Наша компания готова провести консультацию, ответить на наиболее острые вопросы, помочь с получением необходимых документов и лицензий.

Документы необходимые для подачи заявления на лицензию на оказание телематических услуг в Роскомнадзор для оператора фискальных данных:

  • копии учредительных документов юридического лица:

для индивидуальных предпринимателей — свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

для юридических лиц — документ подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, устав заверенный в налоговой;

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Сроки получения лицензии:

В течении двух дней после получения ваших учредительных документов московским офисом ТелекомКонсалтинг, пакет документов будет собран, проверен и передан в Роскомнадзор. Решение по заявке и получение номера лицензии, будет принято Роскомнадзором в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии. Получение бланков лицензий в срок, не превышающий 21 рабочий день со дня принятия решения о выдаче лицензий.

Статья 4.4. Разрешение на обработку фискальных данных

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 4.4

Статья 4.4. Разрешение на обработку фискальных данных

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.4 настоящего Федерального закона

1. Разрешение на обработку фискальных данных выдается уполномоченным органом на основании заявления соискателя разрешения на обработку фискальных данных в месячный срок со дня представления такого заявления. При рассмотрении заявления соискателя разрешения на обработку фискальных данных уполномоченным органом проводится проверка соискателя разрешения на обработку фискальных данных на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Указанный в абзаце первом настоящего пункта срок может быть продлен на один месяц по решению руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа при необходимости проведения дополнительной проверки соискателя разрешения на обработку фискальных данных на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и (или) в случае представления соискателем разрешения на обработку фискальных данных дополнительных сведений до истечения срока рассмотрения его заявления.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

2. Заявление соискателя разрешения на обработку фискальных данных должно содержать следующие обязательные сведения:

полное наименование организации;

идентификационный номер налогоплательщика;

дата, номер выдачи экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении;

даты и номера документов о соответствии установленным требованиям средств формирования фискального признака и средств проверки фискального признака, используемых соискателем разрешения на обработку фискальных данных, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

даты и номера выписок из заключений экспертизы результатов оценки влияния технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных на средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака, используемые соискателем такого разрешения, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

сведения о лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи и сведения, содержащиеся в документах о классе защищенности информационной системы технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных, определяемом в соответствии с требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

сведения о принадлежащих соискателю разрешения на обработку фискальных данных на праве собственности или праве аренды и размещенных на территории Российской Федерации технических средствах, предназначенных для осуществления обработки фискальных данных, и принадлежащих ему на праве собственности средствах формирования фискального признака и средствах проверки фискального признака;

адрес сайта в сети «Интернет» соискателя разрешения на обработку фискальных данных.

К заявлению прилагаются копия экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, копия лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи и копии документов о классе защищенности информационной системы технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных, определяемом в соответствии с требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

3. Уполномоченный орган получает от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности сведения, содержащиеся в заключении экспертизы результатов оценки влияния технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных на средства формирования фискального признака и средства проверки фискального признака, а также документы о соответствии средств формирования фискального признака и средств проверки фискального признака установленным требованиям.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта документы и сведения могут быть представлены в уполномоченный орган соискателем разрешения на обработку фискальных данных. Непредставление указанных документов и сведений соискателем разрешения на обработку фискальных данных не является основанием для отказа в рассмотрении его заявления.

4. Сведения, содержащиеся в заявлении соискателя разрешения на обработку фискальных данных, представляются в уполномоченный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата размещения указанных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники.

5. Уполномоченный орган отказывает соискателю разрешения на обработку фискальных данных в выдаче разрешения на обработку фискальных данных при предоставлении соискателем недостоверных сведений, сведений не в полном объеме, а также при несоответствии соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

6. Разрешение на обработку фискальных данных направляется уполномоченным органом оператору фискальных данных, указанному в разрешении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники. Оператор фискальных данных вправе получить разрешение на обработку фискальных данных на бумажном носителе.

Разрешение на обработку фискальных данных должно содержать следующие обязательные сведения:

полное наименование оператора фискальных данных, идентификационный номер налогоплательщика и адрес сайта в сети «Интернет» оператора фискальных данных, которому выдано такое разрешение;

дата выдачи разрешения.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

7. При изменении сведений, указанных в заявлении соискателя разрешения на обработку фискальных данных, оператор фискальных данных обязан в течение трех рабочих дней уведомить о таком изменении уполномоченный орган.

В уведомлении оператора фискальных данных об изменении сведений, указанных в заявлении соискателя разрешения на обработку фискальных данных, должны быть указаны сведения, в которые вносятся изменения.

Уполномоченный орган при изменении сведений, указанных в разрешении на обработку фискальных данных, на основании уведомления оператора фискальных данных в течение трех рабочих дней выдает такому оператору фискальных данных разрешение на обработку фискальных данных с измененными сведениями.

Сведения, содержащиеся в уведомлении оператора фискальных данных об изменении сведений, указанных в заявлении соискателя разрешения на обработку фискальных данных, представляются в уполномоченный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи уведомления в электронной форме считается дата размещения указанных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники.

8. Уполномоченный орган аннулирует разрешение на обработку фискальных данных в случае:

выявления несоответствия оператора фискальных данных требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники по результатам осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

неисполнения два и более раза в течение одного года оператором фискальных данных предписания налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в установленный данным предписанием срок;

подачи заявления о прекращении в установленном федеральными законами порядке деятельности организации, являющейся оператором фискальных данных;

подачи оператором фискальных данных заявления об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

если действия (бездействие) оператора фискальных данных привели к нарушению конфиденциальности любого из используемых им мастер-ключей, либо в случае привлечения оператора фискальных данных к административной ответственности два и более раза в течение одного года за нарушение им требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо в случае выявления налоговым органом недостоверных сведений, представленных оператором фискальных данных при подаче заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.

9. Сведения, содержащиеся в заявлении об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных, представляются в уполномоченный орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата размещения указанных сведений в кабинете контрольно-кассовой техники.

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 3 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ

10. Если разрешение на обработку фискальных данных аннулировано на основании абзацев второго, третьего, пятого и шестого пункта 8 настоящей статьи, организация вправе подать заявление о получении нового разрешения на обработку фискальных данных не ранее чем по истечении одного года с даты принятия решения об аннулировании.

11. Решение об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных должно содержать следующие обязательные сведения:

полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный оператору фискальных данных, в отношении которого принято такое решение;

дата принятия решения;

дата прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных;

срок уничтожения базы фискальных данных и ее резервных копий.

12. Решение об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных направляется уполномоченным органом в течение трех рабочих дней с даты принятия решения лицу, указанному в решении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники.

13. Информация о выданных и об аннулированных разрешениях на обработку фискальных данных подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» в течение трех рабочих дней с даты соответственно выдачи, принятия решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных.

ГАРАНТ:

См. Список операторов фискальных данных

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

14. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обработку оператором информационных систем маркировки информации, переданной ему оператором фискальных данных от имени и по поручению пользователя в соответствии с условиями договора, заключенного между оператором фискальных данных и пользователем. Обработка такой информации оператором информационных систем маркировки осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Оператор информационных систем маркировки не является оператором фискальных данных.

Информация об изменениях:

Статья 4.4 дополнена пунктом 15 с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

15. Деятельность оператора информационных систем маркировки, связанная с получением от оператора фискальных данных и передачей им оператору фискальных документов, указанных в пункте 4.1 статьи 4.1 настоящего Федерального закона, а также с обработкой сведений, содержащихся в этих документах, не требует получения им разрешения на обработку фискальных данных в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Кто и как может стать оператором фискальных данных

Уже вступили в силу поправки в Федеральный закон «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». По сути новшества явились результатом двухлетней подготовки к принятию нововведений, ведь новые правила торговли существенно отличаются от старых и вводят, как новые понятия, так и новых участников гражданских правоотношений.

Согласно принятым изменениям меняется весь порядок торговли с применением контрольно-кассовой техники. Теперь любая касса должна быть подключена к Интернету и информация о каждой пробитой кассиром денежной сумме в оплату товара обязана быть передана оператору фискальных данных, который в свою очередь должен обработать поступившие сведения, присвоить чеку уникальный номер и отправить всю информацию о проведенных операциях на сервер налоговой службы.

Операторы фискальных данных — кто это такие

По смыслу требований закона 54-ФЗ, оператор фискальных данных – это специализированное юридическое лицо, располагающее необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением, способным получать с ККТ сведения о каждой совершенной покупке.

В дальнейшем ОФД, обработав их, должен присвоить чеку уникальный номер, который в свою очередь он обязан направить продавцу, а всю полученную информацию передать на сайт налогового ведомства.

При этом все действия оператора должны быть совершены в реальном времени, как обработка чека, так и отправление данных на сайт ФНС.

Предполагается, что торговая организация перед тем, как зарегистрировать новый кассовый аппарат в налоговом органе, должна предварительно заключить договор на обслуживание с ОФД. В среднем стоимость такого годового обслуживания одной единицы ККТ составляет 3000 рублей.

В указанную цену входит комплексный пакет услуг в виде приема и передачи фискальных данных, создание и доступ пользователя к Личному кабинету, аналитическая обработка и мониторинг полученных сведений.

Например, можно заключить договор с оператором фискальных данных СКБ Контур — СМ. ПОДРОБНЕЕ.

Заключить договор с оператором фискальных данных можно не выходя из офиса, для этого достаточно выбрать подходящего из существующего списка, который размещен на сайте ФНС России, после чего потребуется зарегистрироваться на сайте ОФД, указав свои регистрационные данные: юридический статус ИП или ООО, ОГРН, ИНН и контактные сведения: почта и номер телефона.

Всем клиентам операторы предлагают стандартные договоры, которые необходимо подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Далее зарегистрировав кассовую технику в ИФНС, что тоже можно теперь сделать онлайн на сайте налоговой службы. Нужно будет подать заявку ОФД для подключения кассы к базе оператора, после чего ККТ начнет работать в новом режиме, передавая фискальные данные для обработки.

Кто и как может стать ОФД

Оператором фискальных данных может стать любое юридическое лицо, но наиболее вероятными претендентами могут считаться:

  • те, что предоставляют услуги по составлению и передаче отчетности посредством электронных устройств;
  • крупные торговые сети, желающие создать свою систему по передаче фискальных данных;
  • компании, осуществляющие деятельность в области высокоточных технологий;
  • производители кассовых аппаратов.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен — Онлайн-касса!
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Требования к претендентам

Требования к ОФД предусмотрены самим федеральным законом и заключаются в следующем:

  • в наличии лицензии, выдаваемой ФНС на обработку фискальных данных;
  • выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю лицензии на техническую защиту сведений, полученных от торговой организации;
  • лицензии от ФСБ на производство средств криптографической защиты;
  • владение нежилым помещением, принадлежащее на праве собственности или аренды, расположенное на территории Российской Федерации;
  • и самое важное требование состоит в наличии специального оборудования, предназначенного для обработки фискальных данных и формирования фискального признака с целью передачи на сервер ФНС.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Условия, которые должны быть выполнены

Условия, которые должны выполнять ОФД, так же содержатся в нормах законодательства о применении ККТ:

  • обработка полученных фискальных данных в режиме реального времени со всех кассовых аппаратов, которые в соответствии с договором обслуживаются у оператора;
  • ежедневно передавать полученные с кассовой техники сведения на сайт ФНС, при чем с момента получения данных должно пройти не более суток;
  • бесперебойно обрабатывать фискальные данные и обеспечить техническую защиту с целью недопущения утечки информации, а так же доступа к ней посторонних лиц;
  • обеспечивать доступ налоговым органам к базе фискальных данных по их запросу и предоставлять запрашиваемые сведения;
  • идентифицировать владельца ККТ и осуществлять запись переданных данных в некорректируемом виде, проще говоря, поступившие сведения не подлежат исправлению;
  • хранить базу данных в течение 5 лет с момента поступления фискального документа;
  • защищать полученные сведения;
  • исключить возможность изменения, корректировки, обезличивания, блокирования, удаления и уничтожения фискальных данных при их обработке;
  • способствовать возможности проверки покупателями достоверности, выданных торговой организацией чеков;
  • при договоренности с владельцем ККТ направлять на Интернет-почту покупателя электронную версию кассового чека;
  • обеспечить создание резервной копии базы данных, что бы при возникшей форс-мажорной ситуации иметь возможность ее восстановления без потерь;
  • разместить на своем сайте доступную информацию о себе, как операторе фискальных данных с указанием контактных данных, разрешительной документации, в соответствии с которой ОФД осуществляет свою деятельность и образца типового договора, предлагаемого владельцам ККТ, пожелавшим сотрудничать с ним;
  • немедленно уведомлять налоговый орган о поступлении документа с ККТ, не прошедшего проверку на фискальный признак;
  • информировать ИФНС о заключаемых договорах с владельцами кассовых аппаратов, а так же об их расторжении.

Услуги ОФД в учете бюджетного учреждения

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” между учреждением и оператором фискальных данных (далее – ОФД) заключен договор на обработку фискальных данных (онлайн-касса), предусматривающий оказание услуг абоненту, предоставление доступа абоненту к программным средствам системы для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также предоставления сопутствующего сервиса. Доступ к программным средствам системы (далее – Продукт) предоставляется на условиях лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью договора на обработку фискальных данных.
Предмет лицензионного договора заключается в том, что лицензиар предоставляет лицензиату право использования программных средств системы ОФД для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также получения сопутствующего сервиса. Оператором фискальных данных учреждению направлено уведомление о выделении лицензии на право использования программных средств системы ОФД и предоставлении услуг информационной, консультационной и технической поддержки (базовый уровень). В рамках данного договора учреждению выставлены счета на пакет “Касса-онлайн” один год (то есть в течение года с контрольно-кассового аппарата учреждения будут отправляться фискальные данные к оператору для обработки, хранения и передачи их в налоговый орган) и на пакет “СМС – чек 100” (это услуга, представляющая собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту).
По какой подстатье КОСГУ следует оплачивать данные расходы (подстатье 221 “Услуги связи” или 226 “Прочие работы, услуги”)?

Согласно п. 1 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания проводимой операции. При этом п. 3 раздела V Указаний № 65н предусмотрено, что расходы по оплате услуг для нужд автономных учреждений подлежат отнесению на статью 220 “Оплата работ, услуг” КОСГУ.

Соответственно, услуги, предоставляемые автономному учреждению оператором фискальных данных (далее – ОФД), подлежат отражению в учете по одной из подстатей статьи 220 “Оплата работ, услуг” КОСГУ. Конкретная подстатья КОСГУ, по которой отражаются соответствующие услуги, Указаниями № 65н не предусмотрена, поэтому ее выбор необходимо осуществлять, исходя из экономической сути заключаемого договора.

В рассматриваемой ситуации суть договора, заключаемого между автономным учреждением и ОФД, состоит в предоставлении последним права использования программных средств системы (Продукта) ОФД для передачи фискальных данных с целью их обработки в соответствии с законодательством Российской Федерации и получения сопутствующего сервиса.

Передача права пользования программными средствами осуществляется на основании лицензионного договора. Указаниями № 65н прямо предусмотрено, что приобретение права на использование программного продукта подлежит отнесению на подстатью 226 “Прочие услуги, работы” КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации использование пакета “Касса-онлайн” предусматривает отправку в течение года с контрольно-кассового аппарата фискальных данных оператору для обработки, хранения и передачи их в ИФНС. То есть по своей сути данная услуга представляет собой право пользования специализированным программным продуктом, расходы на пользование которым могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить данные документы в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Одним из требований, предъявляемых к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных, является наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи (п. 1 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона № 126-ФЗ “О связи” услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (п. 1 ст. 29 Федерального закона № 126-ФЗ). Телематические услуги связи входят в названный перечень.

SMS – это служба сотовой сети, позволяющая осуществлять прием и передачу текстовых сообщений сотовым телефоном. А электронная почта представляет собой технологию и службу по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети (в том числе сети Интернет).

Пунктом 3 раздела V Указаний № 65н предусмотрено отнесение на подстатью 221 “Услуги связи” КОСГУ расходов на приобретение услуг связи, в том числе услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров.

Таким образом, оплата по счету, выставленному автономному учреждению за использование пакета “СМС – чек 100” (данная услуга представляет собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту), может быть отнесена на подстатью 221 КОСГУ.

Ответ подготовил: Киреева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Также читайте:

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО