Ст. 88 НК РФ

Запрос документов при камералке: что надо знать

Рассмотрели несколько важных вопросов о том, как налоговая вправе запрашивать документы при камеральной проверке.

Вопрос № 1

Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС по требованию о представлении документов запрашивать дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет:

  • регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета;
  • договоры,
  • заключенные с покупателями и поставщиками;
  • счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж);
  • выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • расшифровки отдельных строк декларации?

Да, если это предусмотрено ст. 88 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Быстро собрать все документы по запросу налоговой?

Это возможно: наш бухгалтер при документообороте больше 5000 входящих и исходящих документов в месяц готовит пакет документов по любому запросу за 30 минут. Смотрите, как мы этого добились.

Кроме того, п. 8 ст. 88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Вопрос № 2

Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всех первичных документов за прошедший год?

Нет — если в этом нет необходимости.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен ст. 346.23 НК РФ. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Главой 26.2 НК РФ обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено. Пунктами 3 и 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.11.2008 № 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Вопрос № 3

Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Вопрос № 4

В каких случаях налоговый орган вправе после окончания выездной налоговой проверки организации (после даты, указанной в справке) истребовать документы (информацию) у ее контрагентов, касающиеся деятельности проверяемого лица в охватываемый налоговой проверкой период, без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля?

Могут ли полученные таким образом сведения служить доказательством вины налогоплательщика, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка?

Пунктом 1 ст. 31 НК РФ определен перечень прав налоговых органов, который не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные НК РФ.

В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Контроль возврата документов от контрагентов

Все документы от поставщиков на месте:

В «1С» вы можете создать отчет о наличии документов в базе.

Отобрать документы вы можете либо по контрагенту, если это сверка, либо по типу документов — и выгрузить только накладные, поступления или реализации.

Указанные документы (информация) могут быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Согласно положениям пункта 4 статьи 101 Кодекса использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, не допускается. Доказательства, полученные в соответствии с НК РФ, должны оцениваться по правилам оценки доказательств с учетом их значимости для разрешения спора.

В соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и использовать ее в рамках любой налоговой проверки.

Вопрос № 5

Каков порядок оформления требований о представлении документов, запрашиваемых по месту нахождения налогового органа в рамках выездной налоговой проверки?

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ, абз.5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий. Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.

Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п.п. 30 п. 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28). НК РФ не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС РФ устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.

Вместе с тем, необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы.

Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

У кого, когда и что могут требовать налоговики

Несмотря на четкую регламентацию налоговым законодательством порядка истребования документов, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы в отношении правомерности действий налоговых органов. Попробуем разобраться в хитросплетениях этой проблемы.

✅ Кто, у кого и когда может просить документы

1. Если вы налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент

В соответствие с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

— истребует документы – должностное лицо того налогового органа, который проводит проверку;

— документы запрашиваются в рамках проведения камеральной и (или) выездной проверки;

— истребование документов идет у того лица, которое проверяют, то есть, у самого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Документы, которые истребованы, необходимо представить в течение 10 дней со дня получения требования (20 – при проверке консолидированной группы, 30 – при проверке иностранной организации) лично или через уполномоченного представителя, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Если нет возможности представить документы в срок, то в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомите налоговую о невозможности представления документов. Обязательно укажите причину и возможный срок представления. В течение двух дней со дня получения уведомления от вас налоговая вынесет решение о продлении сроков представления документов или откажет.

Помните, что отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, за которое начисляются штрафные санкции (ст. 126 НК РФ) или даже может последовать выемка документов (ст. 94 НК РФ).

Ранее уже представленные вами документы (информация) можно не передавать при условии уведомления об этом налоговой с указанием реквизитов сопровождающего их документа и наименования ИФНС, в которую их передали ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

2. Если вы контрагент налогоплательщика или просто лицо, у которого может быть информация, необходимая проверяющим

В соответствие с п.1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) эти документы.

— истребует документы – должностное лицо того налогового органа, который проводит проверку,

— документы запрашиваются в рамках проведения камеральной и (или) выездной проверки,

— истребование документов идет у контрагентов того лица, которое проверяют и иных лиц, которые по мнению налоговой, располагают документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого лица.

Если же, вне рамок проверок у налоговой возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно, обратите внимание, конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) именно об этой сделке.

В этом случае, инспекция, которая вправе истребовать документы (информацию) направляет поручение в налоговый орган по месту учета того лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В поручении обязательно указывают, при проведении какого мероприятия, либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации). При истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого требуют документы (информацию), направляет ему требование, к которому прилагает копию поручения об истребовании документов (информации).

Лицо, получившее требование исполняет его в течение пяти дней со дня получения или уведомляет налоговую о том, что не располагает запрашиваемыми документами (информацией). Если документы (информация) не могут быть представлены в указанные сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления об этом – вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Отказ лица от представления документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. А неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) запрашиваемой информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

✅ Какие именно документы могут истребовать у налогоплательщика в рамках проведения проверок

1. Выездная проверка

В ходе проведения выездной проверки налоговые органы вправе запросить у проверяемого лица любые документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов (ст. 89 НК РФ).

2. Камеральная проверка

В ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица дополнительные документы только в строго оговоренных случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Остановимся на самых распространенных основаниях:

— п. 6 ст. 88 НК РФ – заявлены операции, не подлежащие налогообложению по ст. 149 НК РФ;

— п. 8 ст. 88 НК РФ – заявлен НДС к возмещению (проверка порядка применения налоговых вычетов ст. 171-172 НК РФ);

— п. 8.1 ст. 88 НК РФ – выявлены противоречия и несоответствия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

— п. 8.3 ст. 88 НК РФ – представлена уточненная декларация по истечению двух лет со дня, установленного для подачи, в которой сумма налога уменьшена или увеличена сумма убытка по сравнению с ранее представленной;

Если истребуют документы по льготам – это, например, лицензии на ведение деятельности, освобожденной от НДС; документы, которые подтверждают ведение раздельного учета при осуществлении операций облагаемых и освобожденных от НДС; пояснения по правомерности применения льготы (п. 4 и 6 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание, что с 1 июля 2021 года вместо пояснений по применению льготы можно представить реестр подтверждающих документов в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ).

В п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ приведен перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако не каждое освобождение является льготой.

Так, например, операции по предоставлению займов (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) – льготой не являются, так как при осуществлении этих операций НДС не платят абсолютно любые организации (письмо Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029).

А вот освобождение от НДС, которым могут воспользоваться только, например, медицинские (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), или религиозные организации (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ), льготой будут считаться и инспекция может требовать подтверждающие документы.

Пониженные налоговые ставки для определенных категорий организаций – это тоже льгота, потому что она дает одним налогоплательщикам преимущества по сравнению с другими (письма Минфина от 29.09.2017 № 03-02-07/1/63534, от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, от 01.09.2016 № 03-03-06/2/51180, от 03.12.2014 № 03-07-15/61906; п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Важно знать и помнить, что границы действий налоговых органов четко очерчены, так как перечень оснований истребования документов закрыт и не подлежит расширенному толкованию. (п. 7 ст. 88 НК). Так, например, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

— первичные документы; договоры с контрагентами; выписки банка; платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; акты выполненных работ (письмо Минфина от 25.07.2012 г № 03-02-08/65, письмо ФНС от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309, постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12 и от 11.11.2008 № 7307/08);

— регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12);

— аналитические справки и другие материалы, которые не являются первичными документами (письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

В ответ на необоснованное требование налоговой имеете право отправить мотивированное уведомление о невозможности представить документы и информацию, так как на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ вы имеете полное право «не выполнять неправомерные акты и требования налогового органа, иных уполномоченных органов и их должностных лиц».

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

88 нк РФ камеральная налоговая проверка

Вопрос в следующем. Предприятием подана налоговая декларация по НДС, заявлена сумма к возмещению. Идет камеральная проверка, затребованные документы предоставлены. За две недели до ее окончания приходит от налогового органа требование со ссылкой на п.3 ст. 88 НК РФ о внесении исправлений в налоговую декларацию. Если организация требование исполнит и внесет исправления в декларацию, подаст уточненную декларацию, будут ли в этом случае последствия предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ? С другой стороны я подал уточненную декларацию не по своей инициативе (не в соответствии со ст. 81 НК РФ) а по требованию налогового органа.

Мы с супругой купили квартиру в 2014 г. по 1/2 долевой собственности. В этом году подали декларации на получение налогового вычета каждый со своей доли. Супруге пришел отказ. Причина отказа по заявлению налогоплательщика: на основании п.2 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течении трех месяцев со дня представления налоговой декларации. Непонятна причина отказа? Заранее спасибо!

Четвертый год подаю документы на налоговый вычет в связи с покупкой квартиры. Три года налоговый вычет выплачивался. В феврале этого года подал аналогичный прошлым годам набор документов (налоговый получен не до конца). Пришел отказ с очень странной формулировкой: на основании п.2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня предоставления налоговой декларации. Комментарий: по результатам камеральной налоговой проверки будет вынесено соответствующее решение. Уточните, что имеется в виду? Как трактовать этот отказ? Можно ли подать еще раз документы на вычет? Спасибо.

Первый раз подала на возврат налогового вычета на лечение, до этого никогда не сталкивалась с подобными задачами. Получила через 3 недели письмо из ИФНС — Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) по заявлению. Я не понимаю суть письма. Пишут (цитирую): Причина отказа по заявлению налогоплательщика: на осн. п 2 ст 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течении 3 х месяцев со дня предоставления налоговой декларации. Комментарий*: По результатам камеральной налоговой проверки будет вынесено соответственное решение. Помогите разобраться! Если нужны какие дополнительные подтверждения, то я готова оказать, но из письма этого не следует.

Получила отказ в возврате излишне уплаченного налога. Могу ли я попросить растолковать пояснение к отказу, не совсем понятна формулировка..

«На основании ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течении 3 х месяцев, со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации. Согласно п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 №98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» , срок, установленный для возврата налога, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду. Таким образом, срок, установленный для возврата налога, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации 29.01.2021″

Это окончательный отказ или еще есть возможность получить возврат?

Права компании при камеральной проверке

Статьей 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков и не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК РФ.

Право налогового органа на истребование от налогоплательщика документов (информации, объяснений и т. п.) корреспондирует обязанности налогоплательщика совершить соответствующие действия и предоставить документы (информацию, объяснения и т. п.), может быть реализовано только по тем основаниям в том порядке и в тех пределах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (или непредставление их в установленные сроки) признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Из системного толкования положений статей 93, 126 НК РФ следует, что ответственность за правонарушение, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, может быть применена только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии, а также если у него имелась реальная возможность представить эти документы в указанный срок.

Кроме того, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление документов и (или) иных сведений, налоговый орган обязан доказать наличие у него обязанности представить соответствующие документы и сведения.

В свою очередь, особенности получения налоговым органом сведений и документов при проведении камеральных проверок, а также корреспондирующая указанному праву обязанность налогоплательщика предоставлять сведения и документы в рамках камеральной налоговой проверки установлены положениями ст. 88 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, данная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 3 статьи 88 НК РФ предусмотрено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно пункту 4 статьи 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Из статьи 88 НК РФ следует, что если при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика или:

1) представить пояснения;

2) внести соответствующие исправления в установленный срок.

В свою очередь, право налогового органа при проведении камеральной проверки требовать от налогоплательщика предоставления документов в статье 88 НК РФ не предусмотрено.

Из буквального толкования положений пункта 4 статьи 88 НК РФ также следует, что налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок, противоречий, то есть выполняющий свою обязанность, корреспондирующую праву налогового органа, закрепленному в абзаце первом пункта 3 статьи 88 НК РФ, истребовать только пояснения, вправе по своему усмотрению дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Таким образом, положения статьи 88 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика при проведении камеральной проверки налоговой декларации предоставлять налоговому органу какие-либо конкретные документы.

Ответственность за отказ налогоплательщика от реализации своего права налоговым законодательством не установлена. В силу пункта 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

Налоговый орган вправе установить факт налогового правонарушения в отношении данных, отраженных в налоговой декларации, представленной для камеральной проверки, вне зависимости от исполнения налогоплательщиком своей обязанности представить пояснения и вне зависимости от реализации налогоплательщиком своего права представить документы к своим пояснениям.

Соответственно, у налогоплательщика отсутствует обязанность (в рамках камеральной налоговой проверки) предоставлять налоговому органу первичную документацию.

Камеральная налоговая проверка: истребование документов

Камеральные проверки вполне привычны для любого налогоплательщика, так как они являются, по сути, основным мероприятием налогового контроля. Проводя камеральную проверку, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, получить объяснения и интересующие ее сведения. Какие документы могут быть истребованы? Как быть, если их слишком много? Можно ли продлить срок представления документов? За что можно привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ и как избежать такой ответственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье.

В первую очередь определим, какие документы и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. В пункте 3 ст. 88 НК РФ указывается, что, если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В соответствии с правилами ст. 88 НК РФ истребование документов допускается:

  • при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы (п. 6);
  • подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8);
  • проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9).

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, а значит, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. На это указывает и Минфин России (см., например, письмо от 27 марта 2008 г. № 03–02–07/1–125).

Таким образом, налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, ссылаясь при этом на ст. 88 НК РФ.

В случаях, когда инспекторы превышают свои полномочия по истребованию документов, арбитражные суды встают на сторону налогоплательщиков.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 30 марта 2011 г. № КА-А40/1834–11 указано, что налоговый орган был не вправе истребовать у заявителя документы, касающиеся обоснованности отражения в налоговой декларации убытков от деятельности опытно-производственных хозяйств (п. 7 ст. 88 НК РФ). Глава 25 НК РФ также не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога.

Приведем еще ряд эпизодов из решений судов:

  • НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган вместе с декларацией по названному налогу первичных документов в случае отражения в ней операций, местом реализации которых не является территория РФ (Определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-13393/10);
  • глава 25 НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль первичные документы, подтверждающие суммы полученного дохода и произведенных расходов, а также документы, послужившие основанием для исчисления налогов в заявленном размере (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 октября 2011 г. № А27–17041/2010).

Что касается тех ситуаций, которые подпадают под случаи, предусмотренные ст. 88 НК РФ (п. 6, 8, 9), то возможности налоговых органов, на наш взгляд, здесь также небезграничны.

В частности, как уже отмечалось, одним из поводов для истребования документов является возмещение НДС. Минфин России в письме от 17 августа 2011 г. № 03–07–14/85 выразил мнение, что предусмотренный ст. 172 НК РФ перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, не является закрытым, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (см. также письмо Минфина России от 1 ноября 2011 г. № 03–07–08/302).

Однако такая позиция финансового ведомства представляется нам не бесспорной.

В силу ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Значит, налоговый орган при камеральной проверке вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов, т.е. счета-фактуры и первичные документы. Также, например, если налогоплательщик заявляет нулевую ставку в декларации по НДС, инспекция вправе запросить только те документы, которые указаны в ст. 165 НК РФ.

Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки. Такую же позицию занимают и суды. Вот их выводы:

  1. перечень документов, которые могут быть истребованы в ходе камеральной проверки декларации по НДС, следует из ст. 165 и 171, 172 НК РФ (в последнем случае только в отношении тех деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога). Таким образом, предмет камеральной проверки ограничен: это декларация и документы, которые в соответствии с законодательством к ней должны быть приложены. Налоговый орган не вправе был истребовать книги покупок, оборотно-сальдовые ведомости, бухгалтерские справки и иные документы, не предусмотренные ст. 165 НК РФ (Постановление Девятого ААС от 14 сентября 2011 г. № 09АП-22323/2011-АК);
  2. сведения о сотрудниках, табель рабочего времени, сведения о персонале вообще не подлежат рассмотрению в рамках камеральной проверки по вопросу правильности и обоснованности применения налоговых вычетов по НДС (Постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2010 г. № КА-А40/16643–10).

Аналогичное мнение выражает и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26 апреля 2011 г. № 17393/10.

Итак, можно констатировать, что налоговые органы при направлении требования о представлении документов должны соблюдать определенные правила.

При этом зачастую проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не всегда может представить их в обозначенные в требовании сроки. Напомним, что согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ). Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины. Также налогоплательщик указывает срок, когда документы будут представлены (п. 6 ст. 6 1 , абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не установлено, на какой срок налогоплательщик может «отодвинуть» момент представления документов. На наш взгляд, данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников (см., например, Постановление Девятого ААС от 25 января 2011 г. № 09АП-32547/2010-АК, оставленное без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 23 мая 2011 г. № КА-А40/3854–11).

Несмотря на тот факт, что НК РФ не содержит норм, согласно которым уведомление, поданное с нарушением срока, рассмотрению не подлежит, судами в каждом конкретном случае данный вопрос решается по-разному. Примером могут служить Постановление ФАС Московского округа от 8 декабря 2010 г. № КА-А40/14679–10 и противоположное ему Постановление того же ФАС Московского округа от 23 ноября 2010 г. № КА-А40/13098–10.

Стоит иметь в виду, что, если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности по ст. 126 НК РФ не имеется (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 октября 2011 г. по делу № А40–77797/11–75–325).

Получив такое уведомление, руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (п. 3 ст. 93 НК РФ).

При решении вопроса о продлении сроков контролирующие органы рассматривают причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования (письмо Минфина России от 5 августа 2008 г. № 03–02–07/1–336).

Обратите внимание: если налоговые органы отказали налогоплательщику в продлении срока представления документов, данный отказ можно обжаловать в суде и таким образом избежать штрафа по ст. 126 НК РФ или смягчить ответственность в силу подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Рассмотрим, какие аргументы налогоплательщики приводят в защиту своих интересов 1 :

  • решение об отказе в продлении срока на представление документов не содержит оснований и мотивов (Постановление ФАС Московского округа от 23 мая 2011 г. № КА-А40/3854–11);
  • объем документов являлся значительным, и у налогоплательщика не было возможности представить их в полном объеме в установленный срок (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2010 г. № А44–152/2010);
  • налоговый орган в установленный законом срок не принял решение по заявлению налогоплательщика о продлении либо об отказе в продлении срока представления документов и не довел данное решение до сведения налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. № А56–40217/2010).

Какие еще нарушения порядка истребования документов позволят налогоплательщикам избежать ответственности по ст. 126 НК РФ?

Во-первых, обратим внимание на новую норму п. 5 ст. 93 НК РФ, в соответствии с которой «в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица».

Согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, внесшего указанные изменения в НК РФ, такой запрет действует с 1 января 2010 г. в отношении документов, представляемых в налоговые органы после этой даты. Налоговые органы трактуют данный пункт таким образом, что с 2010 г. запрет на повторное истребование применяется только к тем документам, которые налогоплательщик уже представлял в налоговый орган после 1 января 2010 г. Соответственно на документы, которые налогоплательщик представил до 2010 г., указанный запрет не распространяется.

Однако, по мнению автора, рассматриваемый запрет действует в отношении документов, представленных в том числе и до 1 января 2010 г. Аналогичного вывода придерживаются и судебные ораны (см., в частности, Постановление ФАС Московского округа от 29 июня 2011 г. № КА-А40/5974–11).

Во-вторых, в требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы. Данная точка зрения была высказана в свое время в Постановлении Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07.

Ряд нижестоящих судов занимает такую же позицию. Так, суды указывают, что требование налогового органа не содержало конкретного перечня документов, обладающих индивидуально определенными признаками, ссылки на реквизиты и количество запрашиваемых документов указаны не были (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2011 г. № А57–15858/2010, ФАС Московского округа от 2 сентября 2011 г. № КА-А40/9516–11, от 1 августа 2011 г. № КА-А40/7907–11).

Однако, на наш взгляд, в данном вопросе все не столь однозначно. По сути, налоговый орган не располагает и не может располагать сведениями о реквизитах первичных учетных документов, на основании которых налогоплательщик исчислял и уплачивал налоги. Именно в целях получения этих документов инспекция и направляет требование. Такой вывод был изложен в ряде судебных дел.

Полагаем, что налогоплательщику стоит проявлять осторожность при отказе в представлении документов по такому основанию.

В-третьих, зачастую налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают различные расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.

Однако налогоплательщика можно привлечь к ответственности за непредставление только тех документов, которые у него есть в наличии и (или) составление которых предусмотрено действующим законодательством, а также тех документов, на основании которых производится исчисление налогов 2 (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2010 г. № А67–3928/2010, ФАС Московского округа от 9 марта 2010 г. № КА-А40/1571–10 и др.).

В заключение отметим, что у налогоплательщика существует достаточно прав при истребовании документов в рамках камеральной налоговой проверки. А многочисленные судебные решения, которые касаются нарушений налоговых органов, помогут налогоплательщикам защитить свои интересы и избежать налоговой ответственности.

1 Некоторые судебные дела касаются выездных проверок. Истребование документов при камеральной проверке осуществляется в том же порядке, что и при выездной (ст. 93 НК РФ). Поэтому выводы судов, на наш взгляд, можно распространить на камеральные проверки.

2 К примеру, формы статистической отчетности не отнесены законодательством к числу документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО