Как подготовиться к повышению ставки НДС

Как подготовиться к повышению ставки НДС

  • Ресторанам
  • Поставщикам
  • Блог
  • О нас
  • Контакты
  • Войти
  • +7 800 333 36 18

С Нового 2019 года в нашей стране меняется ставка НДС с 18% на 20%. То, что такое важное изменение приходится именно на праздники и на период высокого спроса можно объяснить особенностью бухгалтерского и налогового учета.

ФНС и бухгалтерам в масштабах всей страны будет гораздо проще разобраться с отчетностью, если смена налоговой ставки произойдет в разные налоговые периоды.

При этом ресторанам и их поставщикам приходится думать не только о том, как обеспечить себя необходимыми запасами к праздникам, но и о том, что делать с изменением цен из-за роста ставки НДС.

Именно о неизбежном росте цен мы сегодня и хотим поговорить. В независимости от того, по какой системе налогообложения вы работаете со своими поставщиками, такого повышения никому не избежать. Налог на добавленную стоимость присутствует во всем, что сопровождает продукт от поля до вашей кухни – топливо, электроэнергия, транспортные расходы, корма, комплектующие и т.д. И все это с 1 января 2019 года станет дороже. Этот факт нужно принять и успеть к нему подготовиться. Ну и постараться как-то минимизировать негативное влияние роста цен на ваш ресторан.

Ставка налога на добавленную стоимость увеличивается ровно на два процента. Но это вовсе не означат, что рост закупочных цен на продукты тоже будет ровно два процента. Именно из-за того, что в товаропроводящей цепочке так много звеньев будет происходить постоянное «округление» цен и оно всегда будет в большую сторону.

Другой стороной медали может стать вполне нормальное желание больше заработать на общем повышении цены. Когда все кругом дорожает уже становится трудно оценивать, оправданна ли цена на товар или она завышена. И в такой ситуации 1-2 процента дополнительной наценки могут стать обычным явлением. В итоге повышение цены на каждом этапе может в итоге привести к весьма заметному росту закупочной цены продуктов для ресторана.

Что ресторатору делать в ситуации постоянного роста цен

Повышать или нет цены в меню ресторана каждый будет решать самостоятельно. Январь и февраль сами по себе «мертвые» месяцы для общепита. С одной стороны, в этот момент поднять цены проще всего. С другой – таким «маневром» можно отпугнуть и без того немногочисленных «измученных нарзаном» после праздников гостей.

Остается тщательный контроль закупочных цен, смена поставщиков, выбор других продуктов. Все это может помочь поддержать маржинальность при невозможности повышения розничной цены. И на этом этапе мы можем быть полезны друг другу.

В DocsInBox реализован механизм контроля за изменением закупочной цены. Работает он очень просто – вы фиксируете в системе ценовые соглашения с поставщиками, а программа в автоматическом режиме начинает их контролировать. Если в накладной вы получили цены, выше, чем было согласовано на определенный вами пороговый процент, система может уведомить вас об этом или совсем отказать в приемке такой накладной.

Для мониторинга всей ситуации с ценами мы еженедельно формируем сводный отчет, в котором покажем все отклонения, а также общую сумму по ним. Такой отчет поможет проконтролировать качество работы вашего закупщика, а для контроля за работой сетевых ресторанов его просто невозможно переоценить.

Следующим шагом в процессе контроля за ростом цен станет мониторинг общей рыночной ситуации. Насколько ценовые договоренности с вашими поставщиками соответствует средним показателям на аналогичные позиции по вашему региону? Мы можем по вашему меню подобрать для вас новых поставщиков и предоставить их прайс-листы со средними медианными ценами на аналогичные продукты в вашем регионе. Об этом мы уже рассказывали в нашем блоге в статье «Оптимизация закупок в ресторане с DocsInBox.Маркет. Часть 1». Даже если вы не будете менять поставщика такая информация поможет вам в переговорах.

Ситуацию с ростом закупочных цен на продукты для ресторана следует считать «неизбежным злом». Вам нужно готовиться к тщательному контролю за закупкой в начале 2019 года. Постоянный мониторинг, переговоры с поставщиками или их замена должны стать еженедельными, по крайней мере на первый квартал нового года. DocsInBox поможет диджетализировать эту работу и сделать ее проще и эффективнее.

Повышение НДС с 1 января 2019 года — как учесть в документах

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, с 1 января 2019 плательщики НДС обязаны применять ставку 20%. Это касается всех товаров, отгруженных с начала года. Повышение ставки НДС с 1 января 2019 не зависит от того, когда и на каких условиях были заключены договоры. Так, если вы сделаете отгрузку в 2019 году, но предоплату получили в 2018 (а значит, исчислили НДС по ставке 18/118%), то покупателю предъявлять нужно все равно НДС по ставке 20%. Дата аванса на это не влияет.

Самый сложный вопрос в ситуации перехода на НДС 20 процентов — переходящие договоры, то есть сделки, которые были заключены в 2018 году, но выполняться будут только в 2019. Разберем, как учитывать НДС в документах, если оплата и отгрузка приходятся на разные годы.

Если отгрузка была в 2018, а оплата будет в 2019

Это вполне привычная ситуация, которая не вызовет сложностей. Налоговая база определяется в 2018 году. Продавец платит налог, а покупатель принимает его к вычету по ставке 18 процентов. После перехода на НДС 20% в 2019 году по таким договорам поставки не возникнет проблем: на момент оплаты налоговую базу не потребуется пересчитывать, и увеличение ставки не изменит налоговые обязательства продавца и покупателя.

Сложность может возникнуть только в том случае, если в 2018 году вы отгрузите не весь товар по договору. Тогда НДС потребуется начислить отдельно для каждой отгрузки на стоимость фактически отгруженных товаров. Для тех товаров, которые будут отгружены после 1 января 2019 года, будет применяться ставка НДС 20 процентов.

Если оплата была в 2018 году, а отгрузка будет в 2019

В случае предварительной оплаты расчет налога в переходный период по НДС с 18 на 20% зависит от того, указана ли в договоре цена с учетом налога или без.

Если цена приводится без учета НДС — начислите его сверху дополнительно. Это выгоднее для продавца, поскольку налог будет увеличен за счет покупателя.

Что если в договоре нет прямого указания, что НДС не входит в цену? Проверьте условия договора и обстоятельства его заключения, включая сопутствующую переписку. Если из всего этого не следует, что НДС не включен в цену, указанную в договоре, это будет означать обратное: он в эту цену заложен. В этом случае вам придется исчислить налог расчетным методом. Это невыгодная для продавца ситуация: при увеличении ставки уменьшится стоимость товаров, и получится, что НДС увеличивается за счет поставщика.

Если отгрузка была в 2018, а в 2019 делается возврат

Если покупатель возвращает товар, именно продавец составляет корректировочный счет-фактуру на возврат. В документе нужно указать ставку не 20%, а 18%. А в корректировочных строках продавец указывает те товары, которые покупатель хочет вернуть.

Компания в декабре 2018 года отпустила покупателю товары на сумму 120 000 рублей, в том числе 18 000 рублей НДС. Но в январе 2019 года покупатель решил вернуть часть покупок на сумму 60 000 рублей.

Компания-продавец должна составить счет-фактуру на 60 000 рублей. Бухгалтер должен там указать ставку НДС 18%, потому что товар продали в 2018 года по старой ставке.

Как учесть в договоре повышение ставки НДС с 18 на 20%?

Очевидно, что подготовиться к такой ситуации можно в оставшийся период 2018 года, когда вы будете заключать договоры, обязательства по которым собираетесь исполнять после 1 января. Безопасный и выгодный вариант, который защитит вас от убытков, — не указывать ставку НДС. Поскольку она увеличивается на основании закона, который вступит в силу только с 1 января следующего года, при заключении договора в этом году нет формального основания указывать ставку 20%. Вы можете прописать в договоре порядок формирования окончательной цены, то есть стоимость товаров без учета НДС + указание, что НДС будет предъявляться дополнительно по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ. Это будет значить, что до 31 декабря ставка НДС составит 18%, а с 1 января — 20%.

Можно ли при повышении ставки НДС вносить изменения в договор на 2019 год, который уже заключен? Прежде всего — согласуйте условия с партнером. Затем составьте дополнительное соглашение с изменениями по ставке НДС в 2019 году. Тут действует тот же принцип, что и с договорами. Заключая в 2018 году дополнительное соглашение, конкретную ставку НДС лучше не указывать, а просто сослаться на установленную Налоговым кодексом.

А что если мы указали ставку НДС 20 процентов при заключении договора в 2018 году?

Если вы подписали такой договор, ничего страшного не произойдет. Такое указание не создает налоговых рисков. Эксперты отмечают, что в этом случае существует возможность признания сделки недействительной, но на практике эта вероятность нулевая.

Как подготовить кассы к применению новой ставки НДС с 1 января 2019 года

Новая ставка НДС 20 процентов должна указываться в кассовых чеках начиная с 1 января 2019 года. К нарушениям ФНС намерена относиться строго. Поэтому кассовую технику нужно привести в соответствие этому требованию как можно скорее. Что нужно делать — читайте в нашей статье >>

  • Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@
  • Письмо ФНС России от 10.09.2018 № СД-4-3/17537
  • Письма Минфина России от 06.08.2018 N 03-07-05/55290, от 28.08.2018 № 24-03-07/61247, от 18.09.2018 № 03-07-11/66752, от 07.04.2015 № 03-07-09/19392
  • ст. 154, 164, 167, 168, 170, 171, 172 Налогового кодекса РФ
  • ст. 452 Гражданского кодекса РФ
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 (п.17)

В правительстве предложили повысить НДС с 2019 года до 20%

Льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены, пообещал премьер Дмитрий Медведев

Москва. 14 июня. INTERFAX.RU — Правительство предлагает повысить базовую ставку НДС с действующих 18% до 20%, заявил премьер Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства РФ.

При этом он отметил, что все льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены.

Предполагается, что новая ставка НДС будет действовать с 1 января 2019 года. Об этом позднее в ходе своего выступления заявил первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов.

НДС была понижена с 20% до 18% с 1 января 2004 года. Таким образом, ставка в 18% просуществует 15 лет.

По словам вице-премьера, повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд рублей дополнительных доходов в год.

«Этот шаг приведет к дополнительным доходам федерального бюджета более чем на 600 млрд рублей в год начиная со следующего года. Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года», — отметил он.

Почему повысят ставку НДС

«Теперь о налогах. Говоря об этом в контексте совершенствования пенсионного законодательства (до озвучивания налоговых новаций Медведев заявил о предложениях по постепенному повышению пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин — ИФ), я имею в виду, что свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес», — особо отметил премьер, начиная говорить о налоговых предложениях.

«Предложений было много. Напомню, что мы обсуждали и введение налога с продаж, и переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, и просто повышение ставки НДФЛ, и вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары. Но мы отказались от таких неоправданно тяжелых для людей шагов», — перечислил премьер-министр предложения в сфере налогового реформирования, которые не были приняты.

В результате обсуждения, по его словам, было принято решение о повышении ставки НДС.

«Сейчас базовая ставка НДС — 18%. Предлагается сделать ее 20%. Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары и услуги будут сохранены. Это пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки», — сказал Медведев о решении повысить НДС, сохранив действующие льготы.

Консолидированные группы налогоплательщиков

Медведев добавил, что институт консолидированных групп налогоплательщиков в России будет ликвидирован с 2023 года.

«У этого механизма есть существенные недостатки, прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому, начиная с 2016 года мы, напомню, приостановили создание новых групп и запретили расширение действующих, ввели ряд ограничительных мер. А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован», — сказал Медведев.

По его словам, принимая это решение заранее, следует «сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных группы налогоплательщиков».

Премьер-министр также отметил, что решение по консолидированным группам принято в связи с отменой требования по контролю за трансфертными ценами внутри страны. «Проблема вот этих так называемых консолидированных групп — она не новая, мы ее обсуждали с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, с главами регионов», — сказал Медведев.

Отмена налога на движимое имущество

Правительство РФ в числе прочих налоговых корректировок намерено отменить налог на движимое имущество как обременительный для бизнеса, заявил Силуанов.

«Предлагается отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество», — сказал Силуанов в ходе заседания правительства.

По его словам, это и другие налоговые решения будут внесены в составе готовящегося правительством проекта законов. «Надеемся на принятие их парламентом в весеннюю сессию», — добавил первый вице-премьер.

Экспортерам ускорят возмещение НДС

Силуанов, в свою очередь, сообщил, что кабмин предлагает «обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм, уплаченных предприятием за 3 года налогов, дающим право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд рублей«.

«Предусматривается снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС», — отметил первый вице-премьер.

Как сообщалось, в начале февраля, отвечая на вопрос о перспективах введения налога с продаж в качестве источника для пополнения региональных бюджетов в случае отмены налога на движимое имущество, Силуанов отмечал, что в прошлом этот налог не в лучшей степени себя зарекомендовал. «Но какие-то источники, я сейчас не хочу забегать вперед, для субъектов РФ могут быть предложены в обмен на сложный для бизнеса налог на движимое имущество», — сказал он.

Налоговый маневр

Медведев поручил к следующему заседанию правительства представить на рассмотрение готовый законопроект о завершении «налогового маневра» в нефтяной отрасли в течение шести лет.

«Соответствующие законодательные инициативы находятся в высокой степени готовности. Я поручаю оперативно согласовать оставшиеся позиции с участием всех заинтересованных сторон и на следующем заседании правительства рассмотреть доработанный документ по завершению налогового маневра», — сказал премьер.

«Этот процесс будет завершен постепенно, начиная с 2019 года в течение 6 лет», — отметил Медведев.

«Проводя налоговый маневр, мы, конечно, не можем не учитывать риск повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ценами на топливо сделаны. Чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьезных инноваций и соответствующих механизмов. Мы приняли решение с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо, а для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, мы изменили структуру распределения средств от акцизов между региональным и федеральным бюджетами», — отметил премьер-министр.

По словам Медведева, данное перераспределение позволит региональным бюджетам даже увеличить поступления от акцизов на топливо. Однако, подчеркнул глава правительства, данные средства можно использовать только на ремонт и строительство дорог.

Как менялся НДС в России

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 года Владимир Путин пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 года Аркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 24-01-07/3872 «Об изменении цены контракта, заключенного до 01.01.2019, в связи с повышением ставки НДС»

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 303-ФЗ) с 01.01.2019 ставка НДС повышена с 18 до 20 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 303-ФЗ ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019. При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках договоров, заключенных в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ до указанной даты, не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с учетом положений Закона № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с частью 54 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускалось по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществлялась после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не был предусмотрен условиями контракта.

При этом указанное увеличение цены контракта осуществлялось государственным (муниципальным) заказчиком в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на исполнение контракта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО