НДС в Налоговом кодексе

Статья 166. Порядок исчисления налога

Статья 166 . Порядок исчисления налога

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 166 НК РФ

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

ГАРАНТ:

Для расчета суммы НДС воспользуйтесь калькулятором, разработанным экспертами компании «Гарант»

2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 октября 2021 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ

3. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками — иностранными организациями, указанными в пункте 1 статьи 161 настоящего Кодекса. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 166 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

3.1. При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумма налога исчисляется налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ в пункт 4 статьи 166 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

4. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 настоящего Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 5 статьи 166 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость

5. Общая сумма налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьей 160 настоящего Кодекса.

Если в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 160 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров, по каждой из указанных налоговых баз сумма налога исчисляется отдельно в соответствии с порядком, установленным абзацем первым настоящего пункта. При этом общая сумма налога исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных отдельно по каждой из таких налоговых баз.

6. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.

7. В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Госдума приняла большой пакет поправок в Налоговый кодекс. Обобщение

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU — Госдума в среду приняла в окончательном, третьем чтении большой (93 страницы) пакет правительственных поправок в Налоговый кодекс (НК) РФ, который затрагивает вопросы взимания налога на добавленную стоимость (НДС), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), долговое финансирование контролируемых сделок, работу участников региональных инвестиционных проектов, безналоговый вывод дивидендов в офшоры, а также процедуру продажи квартир, купленных по договору долевого участия (ДДУ).

Законопроект (N1022670-7) был внесен в парламент в сентябре. В базе данных Госдумы он получил комментарий как законопроект, направленный на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики.

НДС и все, все, все

Принятый закон продлевает на 2021 год действие ставки НДС в размере 10% на перевозки пассажиров и багажа на внутренних авиарейсах в том случае, когда хотя бы один из пунктов маршрута находится в Москве или Московской области.

НДС в размере 10% на все внутренние авиаперевозки был введен в 2016 году, и предполагалось, что его действие завершится 31 декабря 2021 года. Ранее Минфин заявлял, что выступает против продления данной нормы, однако депутатам удалось убедить министерство.

Участники и клиенты финансового рынка в новом законе получили освобождение от НДС ряда услуг, которые предоставляет инвестиционная платформа или так называемый супермаркет финансовых продуктов (marketplace). Через эту платформу граждане могут инвестировать свободные средства: заключать сделки на предоставление банковских, страховых услуг, совершать сделки с финансовыми инструментами. В принятом законе приводится закрытый перечень услуг финансовых платформ, которые освобождаются от уплаты НДС: услуги по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы через интернет, услуги по информационному обеспечению.

Кроме того, уточняется, что от НДС освобождаются услуги по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы.

Российские компании освобождаются от уплаты НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации отечественного программного обеспечения (ПО). Для получения вычета по НДС программы, в отношении которых с иностранными контрагентами заключаются договоры на рекламу и маркетинговое обслуживание, должны быть включены в российский реестр ПО.

Рыбопромышленники получили возможность представлять к вычету НДС при продаже на экспорт водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России.

НДФЛ: долевка и облигации

Принятый закон устанавливает, что минимальный срок владения квартирой, купленной по договору долевого участия (ДДУ), после которого можно не уплачивать НДФЛ, считается не с момента оформления собственности, а с момента покупки «долевки». Сейчас от уплаты НДФЛ (в размере 13%) при продаже жилья освобождены физические лица, владевшие им минимальный срок. При наследовании, дарении, приватизации, договорах пожизненной ренты в отношении единственного жилья минимальный срок составляет три года, для всех остальных случаев — пять лет. В итоге минимальный срок владения для квартир, купленных по ДДУ, начинал отсчитываться с момента оформления их в собственность (сдачи дома), а не с момента оплаты по договору ДДУ.

Функции налогового агента по НДФЛ при покупке любых облигаций, совершенных с использованием инвестиционных платформ, возлагаются на депозитарии. Гражданам — потребителям финансовых услуг не нужно будет в этом случае подавать декларацию в налоговые органы.

Законопроект уточняет перечень компенсационных и социальных выплат, освобождаемых от НДФЛ.

НДПИ: алмазы и нефть

Корректируется база для расчета НДПИ при добыче драгоценных камней, в том числе алмазов. Согласно действующему законодательству, НДПИ при добыче алмазов и других драгоценных камней составляет 8%. База для НДПИ рассчитывается на основании прейскурантов Минфина. Министерство рассчитывает их на основе предложений Гохрана, АО «В/О «Алмазювелирэкспорт» и компаний по добыче. Прейскурант пересматривается в случае изменения цены более чем на 10%, которое держится в течение 90 дней. Принятый закон при начислении НДПИ предлагается оценивать стоимость драгоценных камней исходя из цены их реализации, а не из действующей сейчас первичной оценки, то есть прейскурантов Минфина, при этом цена должна быть не ниже прейскурантов.

Отдельно описывается порядок оценки стоимости алмазов специальных размеров (массой 10,80 карата и более).

Госдума упростила процедуру учета фактических потерь в расчете компаниями базы по НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти (с коэффициентом сложности добычи (Кд) меньше 1). Сейчас анализ так называемой добываемой «скважинной жидкости» (смеси нефти, воды и примесей) нужно проводить не реже четырех раз в месяц. Поправки разрешают проводить замеры с учетом времени работы скважины, но не реже одного раза в месяц. В итоге нововведений четыре проверки в месяц могут понадобиться только в случае, если скважина работает в постоянном режиме.

Налог на прибыль: РИПы И НИОКРы

Участники региональных инвестиционных проектов (РИП) в случае невыполнения инвестиционных обязательств могут лишиться права на предоставление льгот, основная из которых — льгота по налогу на прибыль.

«Коллеги, мы об этом говорили, что у нас должны быть льготы, связанные с инвестициями. Если инвестиций не делается, то надо снимать. Не выполнил обязательства по инвестициям — не может получать льготы», — пояснял ранее суть поправки глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Как сообщалось, депутаты также намерены добиться возврата компаниями недоплаченных налогов по итогам прошедших налоговых периодов в случае нарушения инвестиционных соглашений по РИП.

Одновременно принятый закон позволяет компаниям получить инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и включить туда до 90% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). При этом регионы вправе снизить предельный размер вычета, определить виды разработок, по которым могут быть предоставлены льготы.

Корпоративка

Принятый закон запрещает применять нулевую ставку по налогу на дивиденды, если они выплачиваются хоть и российскому акционеру, но через иностранные компании группы. Предусмотрен переходный период с 2021 года по конец 2023 года. Речь идет о структуре с двумя российскими компаниями, между которыми находится иностранная компания. Сейчас налог на дивиденды в данном случае составляет 0%, и такая возможность у компаний сохранится до конца 2023 года. Затем ставка составит 13%. Ранее эксперты, опрошенные «Интерфаксом», отмечали, что предлагаемые изменения окажут существенное влияние на российские компании, которые создают вместе со своими иностранными партнерами зарубежные совместные предприятия для ведения операционной деятельности в России через российские проектные компании.

Уточняется порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

Долговое финансирование

Принятый закон расширяет на 2020 и 2021 годы интервалы так называемой безопасной гавани процентных ставок по долговым обязательствам в контролируемых сделках. Кроме того, законопроект при применении правил недостаточной капитализации (специальное правило налогообложения процентов по займам, было введено в НК в 2002 году для борьбы с минимизацией налогообложения) для долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, предлагает использовать в течение 2020-2021 годов валютную оговорку: величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, будет определяться по курсу ЦБ на последний день отчетного или налогового периода, но не превышающему курс на 28 февраля 2020 года.

Эксперты, комментируя ранее законопроект, отмечали, что поправки направлены на сокращение случаев применения правил недостаточной капитализации в условиях существенного роста рублевой оценки валютных внутригрупповых долгов и уменьшения собственного капитала.

Прочее

Увеличивается пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании с физических лиц, которые при этом не являются индивидуальными предпринимателями.

С 1 июля меняются правила проведения камеральных налоговых проверок в отношении признанной непредставленной налоговой декларации. Определен закрытый перечень ситуаций, когда декларация будет считаться непредставленной.

Из другого законопроекта в этот «переехала» норма о том, что не является разглашением налоговой тайны представление от ФНС оператору системы «Одно окно» в сфере ВЭД сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%.

В декларации по налогу на имущество будет необходимо указывать среднегодовую стоимость движимого имущества, при том, что сейчас данное имущество не является объектом налогообложения.

Для большинства норм срок вступления в силу — через месяц после официального опубликования.

НДС в Налоговом кодексе

С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).

1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).

2.Налог на добавленную стоимость (НДС).

2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.

Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.

При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.

Согласно подпункту 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:

лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

ЛП-N(XXXXXX) — (YY-ZZ), где:

позиция «ЛП» — лекарственный препарат;

позиция «N(XXXXXX)» — единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством — членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);

позиция «YY» — статус государства — члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата («РГ» — референтное государство; «ГП» — государство признания);

позиция «ZZ» — двухбуквенный код государства — члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения — AM; Республика Беларусь — BY; Республика Казахстан — KZ; Кыргызская Республика — KG; Российская Федерация — RU).

медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.

Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:

МИ — Х Х — ХХХХХХ,

__ __ __ ________

элемент 1 — медицинское изделие;

элемент 2 — 2-значный буквенный код референтного государства в соответствии с классификатором стран мира;

элемент 3 — 2-значный буквенный код государств признания в соответствии с классификатором стран мира (указываются коды всех государств признания, подтвердивших согласование экспертного заключения референтного государства);

элемент 4 — 6-значный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный уполномоченным органом референтного государства (присваивается автоматически из единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза).

Утверждение перечня лекарственных средств и медицинских изделий по аналогии с Указом № 107 для целей применения ставки 10% не предусмотрено. То есть, при наличии оснований, определенных в подпункте 2.2 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений), ставка НДС в размере 10% применяется в отношении лекарственных средств и медицинских изделий вне зависимости от кода товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2.1.1.При заявлении в ДТ лекарственных средств и медицинских изделий и применении ставки НДС в размере 10 % должны быть указаны следующие сведения:

в элементе 4 графы 36 указывается код ТМ [1] ;

графа 44 должна содержать:

сведения в отношении лекарственных средств, включенных в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, под кодом «10051» [2] ;

в отношении незарегистрированных лекарственных средств сведения о заключении (разрешительном документе) на ввоз на территорию Республики Беларусь, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «01081» [3] ;

в отношении медицинских изделий сведения о включении сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо о наличии разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения, под кодом «10021» [4] ;

графа 47 ДТ в отношении вида платежа «5010» должна содержать запись «10%» в колонке «Ставка».

2.2. Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, определен в Приложении 26 к Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом Изменений (далее – Перечень к Кодексу).

То есть с 1 января 2021 г. перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом № 287 (далее – Перечень 287), не применяется.

Перечень к Кодексу содержит значительные отличия от аналогичного Перечня 287.

[2] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[3] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

[4] Согласно классификатору видов документов и сведений (Приложению 8 к Решению № 378)

В Таджикистане принят новый Налоговый кодекс, который, как утверждают власти, снижает налоговую нагрузку

В Таджикистане сокращено количество налогов с 10 наименований до 7. Власти заявляют, что это одно из послаблений в проекте Налогового кодекса. В течение многих лет налоговую систему Таджикистана критиковали за то, что она слишком обременительна для предпринимателей.

Одним из нововведений, которое может стать хорошей новостью для работодателей в Таджикистане, является снижение налога на социальное обеспечение. На сегодняшний день работодатели в Таджикистане платят в бюджет 25 процентов заработной платы каждого работника в виде социального налога. Новый кодекс устанавливает ставку на уровне 20 процентов.

Министр финансов Таджикистана Файзиддин Каххорзода, представляя 3 ноября проект нового налогового кодекса в парламенте, сказал, что в новом налоговом кодексе также снижены: ставка НДС — с 18 до 15 процентов, подоходный налог с юридических лиц – с 23 до 20 процентов, с физических лиц – с 13 до 12 процентов.

Согласно законопроекту, налог на пользователей транспортных средств совмещен с налогом на недвижимое имущество, а акцизный налог на электронные услуги увеличится с 5 до 7 процентов.

Депутат нижней палаты парламента Рустам Кудратов подтвердил, что от нескольких ведомств поступили критические замечания на повышение некоторых налоговых ставок. «Я объясню, почему это произошло. Мы должны принять во внимание пандемию COVID-19, чтобы обеспечить полностью доходную частью бюджета в будущем. Наш бюджет социальный, более 50 процентов его имеет социальный характер», — пояснил он.

Сейчас около 70 процентов бюджета Таджикистана покрывается за счет налоговых поступлений.

На заседании нижней палаты парламента 3 ноября больше не было предоставлено никаких других подробностей о новом проекте Налогового кодекса. Лишь Саиджафар Усмонзода, председатель Демократической партии Таджикистана и депутат Маджлиси намояндагон, предложил рассмотреть возможность лишения налоговых льгот некоторых крупных предприятий, которые ранее были освобождены от уплаты отдельных видов налогов.

Он не назвал конкретные компании, но подчеркнул, что с учетом экономической ситуации и пополнения доходной части бюджета, льготы некоторых из этих компаний должны быть исключены.

На это предложение Усмонзода никакой конкретной реакции среди депутатского корпуса не последовало, хотя и вопрос о предоставлении налоговых льгот для некоторых компаний вызывает серьезную обеспокоенность у представителей малого и среднего бизнеса. Проведенные журналистами в последние годы расследования показали, что некоторые из этих компаний связаны с высокопоставленными чиновниками в стране.

Таким образом депутаты парламента приняли законопроект без особых обсуждений.

Нусратулло Давлатзода, председатель налогового комитета, отказался от общения с прессой после принятия нового кодекса. Министр финансов и некоторые депутаты прокомментировали новый налоговый кодекс, указав, что он направлен на развитие различных секторов экономики, включая предпринимательский сектор.

В то же время некоторые эксперты говорят, что новый проект кодекса не дает таких значимых послаблений для налогоплательщиков, чтобы это могло бы поднять экономику страны.

Эксперт по экономическим вопросам Абдуманнон Шералиев сказал Радио Озоди 3 ноября: «В условиях Таджикистана никакие налоговые льготы не смогут помочь бизнесу, поскольку налоги в Таджикистане собираются в соответствии с заранее установленным планом. И этот план увеличивают с каждым годом, независимо от экономической ситуации, развивается ли мировая экономика или идет экономический кризис, увеличиваются ли или уменьшаются налоговые источники, а Налоговый комитет должен выполнить этот план любой ценой».

Он подчеркнул, что в прошлом, если налоги и собирались, но план не был выполнен полностью, власти применяли штрафные санкции. налагали штрафы. «В таких условиях, со снижением некоторых ставок налогов единственное, что изменится, — это увеличатся штрафные санкции», — отметил Шералиев.

Действующий Налоговый кодекс Таджикистана был принят в 2013 году и из-за его большой налоговой нагрузки подвергался критике со стороны предпринимателей, и в него практически каждый год вносились поправки.

В исследовании World Bank Group и аудиторско-консалтинговой компании PwC «Paying Taxes 2019» (Уплата налогов 2019), которым было охвачено 190 стран мира, Таджикистан вошел в десятку стран с самой высокой налоговой нагрузкой. Общая налоговая ставка в Таджикистане составила 67,3 процента, что более чем в два раза превышает среднюю налоговую ставку в Центральной Азии и Восточной Европе – 32,8 процента.

Призывы к снижению налогов в Таджикистане звучат уже много лет. Власти заявляют, что шансов на значительное снижение налогов нет, поскольку в бюджете страны не хватает денег. Около 70 процентов бюджета Таджикистана покрывается налогами.

За годы независимости в Налоговый кодекс Таджикистана трижды вносились поправки, но, по мнению экономистов, ни один из этих законов не создал благоприятных условий для развития бизнеса. Мнение, с которым не согласны власти, которые каждый раз утверждают, что они пошли на большие уступки предпринимателям.

Новые изменения в Налоговый кодекс (Часть 2)

Показать вложения

Tax Messenger, 25 May 2020

Как мы сообщали ранее в нашем Информационном бюллетене от 19 мая 2020 года, в середине мая 2020 года был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)» (далее – «Законопроект») 1 , изменяющий ряд положений Налогового кодекса Российской Федерации 2 (далее – «НК РФ») в отношении НДС, налога на прибыль, НДПИ.

Законопроектом предлагаются изменения по ряду существенных вопросов налогообложения. Часть из них уже раскрыта в нашем прошлом Информационном бюллетене, остальные существенные предложения по изменения налогового законодательства представлены ниже.

Предлагается урегулировать особенности налогообложения НДС при реализации водных биологических ресурсов (далее – «ВБР»), добытых в исключительной экономической зоне РФ (далее – «ИЭЗ»).

Законопроектом устанавливается, что местом реализации товаров в виде ВБР, добытых в ИЭЗ, и/или товаров, произведенных из ВБР в ИЭЗ, признается территория России, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в ИЭЗ.

Отсутствие в действующей редакции НК РФ специальных положений в отношении определения места реализации ВБР, добытых в ИЭЗ, создаёт неопределенность в отношении необходимости уплаты НДС в отношении таких ВБР, а также прав налогоплательщиков на вычеты НДС. Данная неопределенность усиливалась также отсутствием единообразия в судебной практике.

Таким образом, новое положение должно ликвидировать существующий пробел и существенно сократить споры с налоговыми органами по данному вопросу.

Налог на прибыль

Распространение инвестиционного налогового вычета на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Действующее законодательство предусматривает право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ, на определенную величину расходов — инвестиционный налоговый вычет (далее – «ИНВ»).

Согласно действующей редакции НК РФ, ИНВ может применяться в отношении расходов 3 :

  • на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств (далее – «ОС»);
  • на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС, а также иные аналогичные расходы, за исключением расходов на ликвидацию ОС.

Законопроект расширяет перечень расходов, которые могут быть учтены в составе ИНВ, в частности могут быть учтены следующие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее –«НИОКР»):

  • суммы амортизации по ОС и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР;
  • расходы на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, а также суммы страховых взносов, начисленные на указанные расходы на оплату труда;
  • материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР;
  • другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (не более 75% от суммы расходов);
  • стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика НИОКР.

Согласно текущей версии Законопроекта, право на применение ИНВ возникает с налогового (отчетного) периода, в котором завершены НИОКР (или отдельные этапы) и/или подписан акт сдачи-приемки.

Напомним, что действующее законодательство предполагает широкие полномочия субъектов РФ в части регулирования ИНВ. Так, законом субъекта РФ могут устанавливаться:

  • размеры ИНВ, не превышающие предельного размера. Субъект РФ также может определять указанную предельную величину путем установления уровня налоговой ставки, участвующей в ее расчете;
  • категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ;
  • категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ.

Таким образом, вышеизложенные полномочия субъектов РФ будут применимы и в случае учета затрат расходов на НИОКР в составе ИНВ.

По аналогии с действующим в отношении ОС механизмом ИНВ, законопроект вводит следующие особенности учета затрат на НИОКР, в отношении которых применен ИНВ. Так, налогоплательщики, применившие ИНВ в отношении затрат на НИОКР, не могут:

  • учитывать в расходах для целей налога на прибыль данные затраты на НИОКР и затраты на формирование резервов предстоящих расходов по НИОКР;
  • амортизировать для целей налога на прибыль нематериальные активы, созданные по результатам НИОКР, а также учесть расходы в виде остаточной стоимости 4 при реализации нематериального актива, в отношении которого был применен ИНВ.

Напомним, что решение об использовании права на применение ИНВ отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Ужесточение порядка применения льгот по налогу на прибыль резидентами территории опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток

Законопроект предусматривает обязанность резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее – «ТОСЭР») и Свободного порта Владивосток (далее – «СПВ»), в случае расторжения соглашения по решению суда, уплатить налог на прибыль в бюджет исходя из ставок без применения льгот за весь период действия расторгнутого соглашения.

Предлагаемая формулировка представляется достаточно дискуссионной так как связывает обязанность восстановления налога непосредственно с расторжением соглашения по решению суда, без дополнительных условий о невыполнении налогоплательщиком каких-либо обязательств.

Схожее правило о восстановлении налога уже предусмотрено действующим законодательством 5 , в случае расторжения специального инвестиционного контракта, прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, а также для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Однако, во всех указанных случаях восстановление налога должно производиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком принятых обязательств.

Возможно предлагаемое положение будет дополнено в дальнейшем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО