Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению

ФНС сократит срок проведения камеральных проверок деклараций по НДС

ФНС запустила новый пилот по сокращению сроков камеральной проверки деклараций по НДС до одного месяца. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства .

Особенности проведения проверки в сокращенный срок приведены в письме ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

В письме отмечается, что в отношении деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 НК РФ, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня представления декларации.

Днем представления декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день представления уточненной декларации по НДС.

Не позднее 10 календарных дней со дня представления декларации по НДС, налоговые органы должны осуществить оценку на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

  • налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;
  • возмещение НДС из бюджета заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70 % от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;
  • более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации;

По истечении месяца со дня представления декларации, налогоплательщики, соответствующие указанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

  • отсутствие ошибок в декларации и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в декларациях по НДС, представленных налогоплательщиком и его контрагентами;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

В ФНС уверены, что сокращение срока камеральных проверок по НДС позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами и улучшит деловой климат.

По общему правилу камеральная проверка декларации по НДС и документов ее сопровождающих проводится в течение двух месяцев со дня представления такой декларации. Инспекторы могут увеличить срок проверки до 3 месяцев, если только выявят в декларации по НДС признаки налоговых нарушений.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Представить пояснения плательщик обязан в течение пяти дней с момента получения требования ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). При проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате, ИФНС также вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей.

Возмещение НДС при экспорте

Это предусмотренное законом право применить налоговую ставку 0% к выручке от реализации на экспорт, и вернуть весь налог, уплаченный поставщикам или на таможне при приобретении товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт (в результате применения налоговых вычетов).

При этом право на возврат подтверждает камеральная проверка по НДС, проводимая ИФНС РФ.

Многолетний опыт дает нам возможность обоснованно отвечать на следующие наиболее часто задаваемые вопросы:

1. Подтверждение 0 % ставки к выручке;
2. Возмещение экспортного НДС (возврат уплаченного НДС поставщикам)

  • либо Возврат на расчетный счет,
  • либо Зачет в счет предстоящих платежей по данному или иным видам налогов.

При соблюдении общих установленных законом условий одним из базовых условий является подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 % по операциям по реализации на экспорт.

Да. При соблюдении условий, предусмотренных законом.

Возврат экспортного НДС осуществляется после проведения ИФНС РФ проверки.

Камеральная проверка по НДС проводится в течение 3-х месяцев, когда в ИФНС РФ представлена налоговая декларация и необходимые документы для возврата НДС.

Эта проверка завершается принятием ИФНС РФ решения, предусматривающего возмещение экспортного НДС или отказ в нем.

Ориентировочный период времени, обеспечивающий возврат на расчетный счет сумм налога (либо его зачет), составляет 3-3,5 месяца с момента представления в ИФНС РФ налоговой декларации и необходимого пакета документов.

В любых регионах РФ и независимо от расположения Вашей компании.

Получение возмещения осуществляется на основании письменных документов (декларации и прилагаемого к ней пакета документов) и по результатам проведения ИФНС РФ камеральной проверки этих документов.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а не по месту нахождения налогоплательщика. При этом НК РФ не предусматривает обязательного личного взаимодействия должностных лиц налогоплательщика и ИФНС РФ при проведении такой проверки.

Наиболее важным этапом является подготовка декларации с приложением к ней оформленных в соответствии с законодательством при осуществлении хозяйственных операций документов, так как именно на их основе ИФНС РФ проводит проверку и принимает решение о возмещении.

Указанные факторы делают возможным юридических услуг, связанных с реализацией права на применение вычетов, вне места нахождения Вашей компании и без направления к Вам налоговых юристов.

Перечень услуг

1. Консультационные услуги до начала проверки

  • Определение оптимальных условий заключаемых договоров, обеспечивающих возврат экспортного НДС, в том числе, выбор оптимальных условий поставок согласно «ИНКОТЕРМС»;
  • Проверка (расчет) размера Вычета по экспортной деятельности;
  • Проверка правильности оформления (заполнения) документов для возврата налога, в т. ч., первичных учетных документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган в целях реализации права на возмещение налога на расчетный счет;
  • Рекомендации по по выработке методики, обеспечивающей необходимый раздельный учет при экспорте (в т. ч., распределение НДС косвенных расходов);

2. Сопровождение проверки (камеральная проверка по НДС)

  • Сопровождение проведения проверки (камеральная проверка по НДС проводится ИФНС РФ в течение 3-х месяцев с момента представления в налоговый орган декларации и комплекта документов) для возмещения экспортного НДС.
  • Оценка действий и актов налогового органа при камеральной проверке (истребование документов, сообщения и т.п.);
  • Подготовка сопроводительной документации в отношении запрошенных ИФНС РФ документов для их представления в налоговый орган;
  • Подготовка (при необходимости) возражения по акту камеральной налоговой проверки, предусматривающего отказ в возмещении налога на добавленную стоимость, и представление интересов в ИФНС РФ, если потребуется рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки в налоговом органе.

3. Обеспечение зачисления возмещаемой суммы на банковский счет

  • Обеспечение получения решения налогового органа, предусматривающего возмещение экспортного НДС (отказ в его возмещении);
  • Сопровождение исполнения налоговым органом принятого решения, чтобы казначейством был осуществлен возврат на расчетный счет НДС.

В случае вынесения решения об отказе в возмещении экспортного НДС нашими юристами осуществляется дальнейшее урегулирование спора в досудебном порядке (услуга «Досудебное урегулирование налоговых споров») или в судебном порядке (услуга «Налоговый арбитраж»).

Общая информация об основных особенностях и преимуществах возмещения налога на добавленную стоимость раскрыта на странице Досудебное урегулирование налоговых споров.

Стоимость услуг

Стоимость услуг определяется в зависимости от объема подлежащих оказанию юридических услуг.

Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению

  • Почему налоговые декларации по НДС проверяют по-разному?
  • Компания отразила в декларации НДС к возмещению: чего ожидать?
  • Что делать, если контролеры запрашивают лишние документы?
  • Готовим документы для камеральной проверки по НДС
  • Представляем документы контролерам
  • Ждем результаты камеральной проверки по НДС
  • «Отбиваем» у контролеров каждый рубль возмещения НДС
  • Как облегчить процедуру камеральной проверки НДС к возмещению в 2021 году?
  • Камеральные проверки налоговой по НДС к возмещению: чего ждать в дальнейшем?
  • Итоги

Почему налоговые декларации по НДС проверяют по-разному?

Камеральная проверка по НДС к возмещению отличается от простой камералки по этому налогу. Когда в декларации налог показан к уплате, а не к возмещению, контролеры запрашивают меньше документов и исследуют их не так пристально. Причина здесь проста: возмещение НДС производится из бюджета, где каждая копейка на особом счету. Поэтому и ответственность у контролеров при проведении камеральной проверки по НДС к возмещению значительно возрастает.

При этом усложняется и сама процедура проверки — она может включать, кроме анализа документов, встечную проверку контрагентов, допросы свидетелей, специальные экспертизы и иные контрольные мероприятия.

С 03.09.2018 года изменен срок проведения камеральной проверки с трех месяцев до двух с даты подачи декларации по НДС (п.2 ст. 88 НК РФ внесены). Но при обнаружении признаков нарушений, контролеры вправе продлить срок до 3-х месяцев.

В 2020 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.

Подробнее о процедуре камеральной проверки декларации по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году».

Для того чтобы проверка прошла успешно и возмещение было получено, необходимо заранее к ней подготовиться. Как это сделать, расскажем на конкретном примере.

Компания отразила в декларации НДС к возмещению: чего ожидать?

Рассмотрим пример: ООО «Эллада» подало налоговую декларацию за 1 квартал 2021 года, в которой указало НДС к возмещению.

Заполнить декларацию за 1 квартал 2021 года вам поможет наш чек-лист, скачать который можно в материале «Чек-лист по заплнению декларации по НДС за 1 квартал 2021».

Подавая декларацию с суммой налога к возмещению, компания была готова к тому, что к ее отчету со стороны налоговиков будет пристальное внимание, поэтому заранее подготовила необходимые документы (счета-фактуры, первичные документы, книги покупок и продаж).

Однако, получив от налоговиков требование о представлении документов, фирма с удивлением обнаружила, что помимо первички и счетов-фактур контролеры запросили еще и целый ряд других документов (учетную политику, анализ счетов, пояснения относительно источников финансирования и др.). Что с этим запросом делать, рассмотрим далее.

О том, в какой форме надо подавать в ИФНС пояснения по заполнению декларации, читайте здесь.

По каким критериям налоговики проверяют декларацию при возмещении НДС подробно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению материала бесплатно.

Что делать, если контролеры запрашивают лишние документы?

Первый вопрос после получения требования: как собрать документы в установленные Налоговым кодексом сроки и избежать ответственности за неисполнение его норм?

Важно! За каждый непредставленный или поданный с опозданием документ по налоговому требованию возможен штраф 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сразу бросать все дела и собирать весь запрашиваемый перечень не нужно. Важно удостовериться, все ли перечисленные в требовании документы относятся к проверяемой декларации и подтверждают информацию, отраженную в ее строках.

Важно! В ходе камеральной проверки налоговики могут затребовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки (ст. 88 НК РФ).

Если запрашиваемые сведения к проверяемой декларации не относятся, контролеры не имеют права их требовать (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Наказать компанию за непредставление таких документов налоговикам будет затруднительно — судебная практика в основном на стороне налогоплательщика. К примеру, в постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 указано, что к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС, не относятся оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухучета.

Тем не менее иногда можно встретить иную судебную позицию, когда судьи поддерживают право налогового органа самостоятельно определять перечень запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 № КА-А40/9438-06). Неоднозначность ситуации объясняется тем, что в НК РФ критерии отбора документов для проверки не определены.

Выяснив, что часть документов запрошена неправомерно, рискованно просто сократить их объем — лучше направить налоговикам письмо с пояснением причины непредставления тех или иных документов. В тексте письма можно сделать ссылку на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, в котором сами налоговики указали, что право инспектора запрашивать документы при камеральных проверках ограничено.

Судебная практика по возмещению НДС очень обширна. Получите пробный доступ к Консультант и изучите Энциклопедию спорных ситуаций бесплатно.

Готовим документы для камеральной проверки по НДС

Когда проходит камеральная проверка по НДС, контролерами особо тщательно изучаются первичные документы и счета-фактуры. Если в них будут выявлены недочеты, на возмещение НДС можно не рассчитывать.

Счет-фактура — один из главных документов, дающих право на вычет НДС. Недопустимо указание в нём неверной ставки налога или допущение ошибки в наименовании продавца (покупателя), мешающей правильно его идентифицировать (письмо Минфина от 07.05.2015 № 03-01-11/26312).

Хотя ошибка в реквизитах счета-фактуры и не всегда приводит к невозможности вычета. К примеру, вычету не препятствует неполная информация о номере таможенной декларации в графе 11 (письмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06) или отсутствие кода единицы измерения товара в графе 2 (письмо ФНС от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@).

Подробнее об ошибках в счетах-фактурах, которые не препятствуют вычету, читайте в статье «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Даже если счет-фактура идеален, вычета всё равно можно лишиться, если ошибки найдены в первичке.

Важно! Обязательные реквизиты первичного документа приведены в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011.

Представляем документы контролерам

В процессе общения компании с налоговиками в рамках проверки важна каждая деталь. К примеру, копии предоставляемых документов должны оформляться особым образом — иначе их просто не примут к проверке. Рассмотрим это подробнее.

Продолжим пример: ООО «Эллада» в установленный срок собрало необходимые документы по высланному инспекторами требованию.

Важно! Запрошенные в рамках камеральной проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Работники компании подготовили копии запрашиваемых документов и заверили их надлежащим образом.

Важно! С апреля 2015 года компании могут не использовать круглую печать в документах, оформленных на бумаге (закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

ООО «Эллада» печати на копиях поставило. Компания исходила из следующего: термин «заверенные копии» в Налоговом кодексе не расшифровывается, а потому нужно ли сейчас на копии ставить печать компании, до конца не понятно. Чиновники Минфина по этому вопросу ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.26), согласно которому на копии документа следует ставить печать. Чтобы избежать ненужных придирок контролеров, компания решила подстраховаться и печать все-таки поставить.

Ждем результаты камеральной проверки по НДС

После отправки контролерам надлежаще оформленных (сшитых, пронумерованных, заверенных) копий документов вместе с описью и сопроводительным письмом остается дождаться результата проверки.

При этом не стоит расслабляться — в рамках камеральной проверки контролеры могут на законных основаниях появиться в компании (для осмотра места нахождения товара или иного имущества, проведения дополнительных мероприятий контроля). Ст. 90 НК РФ позволяет им допрашивать свидетелей, а ст. 95 НК РФ — назначать экспертизу.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, можно вздохнуть свободно. В течение 7 дней после окончания проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС (подп. 2, 7 ст. 176 НК РФ). Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Но такие случаи в практике встречаются нечасто. И в документах ООО «Эллада» контролеры нашли недостатки, которые снижают сумму заявленного возмещения. Об этом они сообщили компании в акте.

Важно! Акт камеральной проверки составляется в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Получив акт проверки, руководство ООО «Эллада» не согласилось с выводами контролеров. О последующих шагах компании расскажем далее.

«Отбиваем» у контролеров каждый рубль возмещения НДС

Если в акте описано много нарушений, не нужно отчаиваться, а тем более бездействовать. Сначала его требуется тщательно изучить — обычно не все выявленные нарушения бывают обоснованными, и у компании остается шанс отстоять если не всё, то значительную часть вычетов. Главное — вовремя представить свои возражения, подкрепив их соответствующими обоснованиями.

Важно! На письменные возражения по акту проверки компании отводится 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Образец возражения на акт камераильной проверки можно скачать в этом материале.

Налоговики из нашего примера, рассмотрев доводы компании, сняли часть своих замечаний, и сумма возмещения НДС значительно возросла. Однако и сейчас не время расслабляться — на счет компании может попасть не вся сумма, которую удастся отстоять в нелегком поединке с контролерами.

Это может произойти, если у компании есть недоимка по НДС или федеральным налогам (включая долги по пеням и штрафам) — по п. 4 ст. 176 НК РФ налоговики вправе самостоятельно произвести зачет суммы налога, подлежащего возмещению, в счет погашения указанных задолженностей.

Поэтому налогоплательщику заранее следует провести сверку с инспекторами, чтобы к моменту перечисления возмещения вся сумма оказалась в его распоряжении.

О форме акта сверки, действующей в 2021 году, читайте в материале «Форма акта сверки с налоговой».

Как облегчить процедуру камеральной проверки НДС к возмещению в 2021 году?

Если вы не готовы проходить процедуру возмещения НДС, стоит подумать о переносе вычетов на более поздние периоды.

Важно! Вычеты НДС можно заявить в течение 3 лет после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В нашем примере ООО «Эллада» могло бы отложить часть вычетов и избежать углубленной проверки. При этом нужно учесть следующее:

  • опасно «дробить» вычеты по одному счету-фактуре — официальную позицию налоговики по этому вопросу не высказывают, хотя Минфин не возражает (письмо от 09.04.2015 № 03-07-11/20293);
  • рискованно заявлять частичные вычеты по счету-фактуре на основные средства и НМА (письмо Минфина № 03-07-11/20293), хотя суды поддерживают компании (постановление ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 по делу № А55-26765/2010);
  • срок переноса вычетов не может превышать 1 года при возврате товаров (п. 4 ст. 172 НК РФ), а также при вычете авансового НДС у поставщика (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Подробнее о том, как правильно принять к вычету авансовый НДС, читайте в статье «Принятие к вычету НДС с полученных авансов».

Нельзя также откладывать вычеты «агентского» НДС (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Камеральные проверки налоговой по НДС к возмещению: чего ждать в дальнейшем?

Рассмотренный порядок камеральной проверки по НДС к возмещению действует в настоящее время. Но работа налоговых органов постоянно совершенствуется, и возможно, в ближайшем будущем процедура проведения камеральных проверок изменится — это связано с появлением Межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю (положение о Межрегиональной инспекции по камеральному контролю утверждено приказом Минфина от 17.07.2014 № 61н). Данное ведомство создано с целью контроля электронной отчетности по НДС и сверки данных налогоплательщиков. Выявив наловый разрыв в данных контрагентов налоговики автоматически запрашивают данные по разночтениям и исключают неподтвержденные суммы налога к возмещению.

Итоги

Камеральная проверка по НДС к возмещению — более глубокая и детальная по сравнению с обычной камералкой. Контролеры могут посетить компанию для проверки имущества, провести опросы свидетелей и иные дополнительные мероприятия. Налогоплательщику нужно быть готовым в короткий срок представить инспекторам значительный объем документации, заверенной соответствующим образом, а при выявлении недостатков — суметь вовремя оформить возражения на акт камеральной проверки. Знание особенностей проведения такого вида налоговых проверок поможет получить заявленный в декларации НДС к возмещению.

О камеральной налоговой проверке

Расширение перечня мероприятий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках камеральной проверки, постепенно превратили её в выездную.

Проведение камеральной проверки различается в зависимости от вида представляемой отчётности.

Срокам проведения камеральной налоговой проверки и случаям отмены вынесенного инспекцией решения вышестоящим налоговым органом посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие правила предусмотрены НК РФ для камеральной проверки?

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчётов). Не любой документ, представляемый организацией в налоговый орган, влечёт камеральную проверку. Скажем, проверка справок по форме 2-НДФЛ камеральной проверкой не охватывается.

В ходе проверки налоговый орган исследует документы, представленные налогоплательщиком, а также документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 НК РФ). К этим документам относятся, в том числе, отчётность налогоплательщика по налогу за предыдущие периоды, отчётность по другим налогам, отчётность других налогоплательщиков.

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется. Проверку осуществляют должностные лица того налогового органа, в который представлена налоговая декларация (расчёт). Проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

С какого момента начинает отсчитываться срок проверки?

Срок проверки – это период времени, в течение которого в отношении налогоплательщика проводятся контрольные мероприятия.

Имеется неопределенность с отсчетом начала камеральной налоговой проверки. Очевидно, что камеральная проверка не может проводиться до получения налоговым органом налоговой декларации (письмо Минфина № 03-02-08/52 от 19 июня 2012 года).

Поэтому дата начала течения срока проверки декларации не совпадает с датой, на которую обязанность налогоплательщика по представлению декларации признается исполненной.

При отправке декларации по почте или передачи её по телекоммуникационным каналам связи необходимо учитывать, что время от дня отправки до дня фактического получения декларации налоговым органом в срок проверки не включается.

Минфин не усматривает сложностей в том, что указанные в акте проверки дата представления в налоговый орган декларации и дата фактического начала камеральной проверки могут не совпадать. Но в любом случае срок проверки начинает исчисляться с даты получения декларации инспекцией (письмо Минфина № 03-02-07/1/85955 от 22 декабря 2017 года).

В течение какого периода проводится проверка?

По общему правилу, в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта).

В части камеральной проверки по НДС стало еще больше особенностей.

Срок проведения проверки декларации по НДС установлен в два месяца. Новый двухмесячный срок проверки касается деклараций по НДС, представляемых после 3 сентября 2018 года (после вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ от 3 августа 2018 года).

Представляемые в настоящее время декларации по НДС должны проверяться за два месяца. Тот же срок проверки применяется в отношении «опоздавших» первичных деклараций, уточненных деклараций по НДС за прошлые периоды, представляемые в инспекцию после 3 сентября 2018 года.

Сокращение срока проверки декларации по НДС может иметь значение для целей ускорения возмещения НДС компаниями (особенно в условиях увеличения ставки до 20%).

Кроме того, это может повлиять на сроки действия банковских гарантий при заявительном порядке возмещения.

При каких условиях срок проверки составит два месяца?

Из текста пункта 2 статьи 88 НК РФ следует, что единственное условие – это отсутствие выявленных налоговым органом признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

Критерии сокращения срока камеральных проверок деклараций по НДС в условиях применения риск-ориентированного подхода на основе программного комплекса «АСК НДС-2» были изложены в письме ФНС № ММВ-20-15/112@ от 13 июля 2017 года. Хотя в настоящее время письмом ФНС № ММВ-20-15/146 от 7 ноября 2018 года указанные критерии отменены, они наверняка будут продолжать применяться налоговыми органами на практике.

Отметим, что письмом ФНС № ММВ-20-15/85@ от 27 июля 2018 года соответствующие критерии сокращения сроков проверки обозначены в отношении деклараций по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию.

Может ли срок камеральной проверки приостанавливаться или продлеваться?

Приостановление срока камеральной проверки не предусмотрено. Продление срока проверки возможно в отношении декларации по НДС.

До окончания двухмесячного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проверки на один месяц. Тем самым срок проверки декларации по НДС составит три месяца.

ФНС РФ утвердила форму решения о продлении срока проверки (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-2/628@ от 7 ноября 2018 года).

Форма решения не предусматривает указание выявленных налоговым органом в двухмесячный срок признаков, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства.

В этом смысле форма решения не позволяет налогоплательщику получить информацию о характере возможных нарушений.

Как налогоплательщик узнает о продлении срока проверки по НДС?

Минфин полагал, что статья 88 НК РФ не содержит обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки (письмо № 03-02-07/1/70615 от 2 октября 2018 года).

Но есть подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ, согласно которому налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии решений, а значит, в том числе и копию решения о продлении срока проверки.

Утвержденная форма прямо предусматривает отметку о получении налогоплательщиком решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Можно рекомендовать налогоплательщику НДС по истечении двух месяцев направлять в налоговый орган заявление с просьбой предоставить копию решения о продлении срока проверки.

Можно ли обжаловать решение о продлении срока проверки?

Как и любое иное решение, решение о продлении срока проверки может быть обжаловано, особенно, если в отношении налогоплательщика практика принятия решений о продлении срока проверки будет носить систематический характер при отсутствии на то должных оснований. Например, если решение о продлении проверки было принято, но налогоплательщику не направлялись требования о представлении пояснений.

Вынесение решения о продлении срока проверки декларации по НДС не означает, что по ее окончании обязательно должен быть составлен акт о выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах.

Может проверка закончиться до истечения отведенного срока?

Проверка может закончиться и до истечения установленных сроков в три и два месяца. Причем это касается проверки любой декларации, а не только декларации по НДС.

Но об окончании срока проверки налогоплательщик узнает только в тех случаях, когда НК РФ обязывает налоговый орган составлять соответствующий документ.

Если налоговый орган продолжает проверку за пределами срока?

Нужно отметить, по меньшей мере, два момента.

Во-первых, проверочные мероприятия должны быть осуществлены налоговым органом в отведенный срок (письмо Минфина № 03-02-07/1-75 от 18 февраля 2009 года). Если истек срок проверки декларации по НДС и налогоплательщик не получил решение о продлении срока проверки, то в ответ на полученное требование о представлении пояснений или документов можно ответить письмом с просьбой уточнить основание направления требований.

Во-вторых, согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (постановление Президиума ВАС № 10349/09 от 17 ноября 2009 года).

К акту, в котором приведены ссылки на мероприятия, назначенные за пределами срока проверки, рекомендуется подавать возражения, касающиеся исключения из числа доказательств тех, которые были истребованы за пределами проверки.

В данном случае значение имеет момент проведения контрольных мероприятий. Следует обратить внимание, что, например, направление требования, назначение экспертизы в течение срока проверки не всегда означает получение налоговым органом фактического результата от мероприятия в течение проверки.

Когда акт проверки составлен, то в процессе рассмотрения материалов проверки, иными словами, уже за пределами срока проверки, руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ). В рамках указанных мероприятий налоговый орган вправе истребовать документы у налогоплательщика или лиц, располагающих сведениями о нем, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу.

Что означает нарушение налоговым органом срока проверки?

ФНС РФ обязывает руководителей территориальных налоговых органов контролировать соблюдение сроков, в том числе в режиме текущего мониторинга средствами автоматизированной информационной системы налоговых органов (письмо № ЕД-4-2/55 от 10 января 2019 года).

К сожалению, практика показывает, что сам по себе срок проведения камеральной проверки не является пресекательным (информационное письмо Президиума ВАС № 71 от 17 марта 2003 года).

Пропуск срока не препятствует выявлению недоимки и составлению акта.

Но есть примеры, когда в отношении камеральных проверок, продолжавшихся год и даже более, суды признавали пропуск установленного срока проведения камеральной проверки существенным нарушением. Такое нарушение может влечь отмену решения инспекции, если ей никак не будет обоснована необходимость проведения проверки за пределами срока.

Каким документом оформляется окончание проверки?

С датой окончания проверки, как и с датой начала проверки, не все ясно.

НК РФ не предусмотрено составление справки после окончания камеральной налоговой проверки. За исключением особенностей проверки декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС и акцизов, налогоплательщик не извещается об окончании проверки, если она не выявила нарушений.

Начало и окончание проверки, согласно пункту 3 статьи 100 НК РФ, указываются в акте камеральной налоговой проверки, который составляется в течение 10 дней после ее окончания. Но акт составляется только при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах.

После составления акта порядок рассмотрения материалов проверки, вынесения решения и дальнейшие процедуры для камеральной и выездной проверки совпадают.

Каков порядок действий налогового органа, получившего после истечения срока проверки сведения о нарушениях налогоплательщика?

Когда нарушений не выявлено, то проверка заканчивается без составления акта.

При получении налоговым органом уже после окончания проверки доказательств допущенных налогоплательщиком нарушений, информация об обнаруженных нарушениях направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий, возможного принятия обеспечительных мер в рамках уголовно-процессуального законодательства (письмо ФНС РФ № ЕД-18-15/1693 от 18 декабря 2014 года). В отношении налогоплательщика может быть назначена выездная налоговая проверка.

С учетом складывающейся практики, скорее всего, необоснованное решение нижестоящего налогового органа о возмещении НДС будет отменено вышестоящим налоговым органом.

В рамках какой процедуры вышестоящий налоговый орган может отменить принятое инспекцией решение?

В порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, без жалобы налогоплательщика.

Основанием для отмены являются статья 31 НК РФ, статьи 1, 6, 9 закона РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года.

Полномочия по отмене решения нижестоящего налогового органа могут быть реализованы вышестоящим органом в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Верховного суда № 305-КГ17-5672 от 31 октября 2017 года). То есть, в 2019 году – за периоды, начинающиеся с 2016 года, и последующие.

Возможно, что отмена решения, не соответствующего НК РФ (у налогоплательщика отсутствовало право на возмещение НДС), будет проводиться в рамках процедуры, схожей с рассмотрением апелляционной жалобы. С извещением о времени и месте рассмотрения вопроса об отмене или изменения решения, принятого инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации (определение Верховного Суда № 304-КГ16-16943 от 15 декабря 2016 года). Но не обязательно, что это процедура будет соблюдаться.

На практике возможна отмена решения территориальной инспекции решением УФНС.

Другим вариантом является отмена ФНС решения УФНС, которым, в свою очередь, было отменено решение инспекции. Тем самым оставлено в силе будет решение территориальной инспекции об отказе в возмещении.

В подобных ситуациях у налогоплательщика остается право на обращение в суд. При этом дело будет рассматриваться исходя из фактических обстоятельств.

Могут ли быть пересмотрены выводы, сделанные инспекцией по итогам камеральной проверки, в ходе последующей выездной проверки?

Проведение камеральной проверки, которая не выявила нарушений, и даже проведение камеральной проверки, которая закончилась решением о возмещении налога, не запрещает налоговому органу впоследствии провести за тот же самый период выездную налоговую проверку.

Результатом такой проверки может стать доначисление недоимки, пени, штрафа. Этот вывод был сделан Конституционным судом в определении № 441-О-О от 8 апреля 2010 года.

Более того, акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства, которые исключают привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени (пункт 1 письма ФНС РФ № СА-4-7/11051@ от 7 июня 2018 года).

А если в отношении результатов ранее состоявшейся камеральной проверки есть решение суда в пользу налогоплательщика?

Решение налогового органа, принятое по итогам камеральной налоговой проверки, может быть признано судом недействительным исходя из положенных в его основу фактических обстоятельств, недостаточности представленных доказательств, допущенных налоговым органом нарушений.

Однако наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки. Само по себе проведение выездной проверки не расценивается как преодоление налоговым органом решения суда, вынесенного по итогам камеральной проверки (определение Конституционного суда № 571-О от 10 марта 2016 года).

Суд по итогам рассмотрения результатов выездной проверки того же налогоплательщика за тот же период может прийти к иному выводу. С учетом собранных доказательств, он может признать обоснованным новое решение налогового органа.

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

заместитель директора направления 1С

4 мин на чтение
Нет времени читать?

Налоговые проверки являются формами налогового контроля. Один из видов налоговых проверок, которые проводят налоговики, – камеральная налоговая проверка. В отличие от выездной налоговой проверки «камералка» проходит в ограниченных возможностях для налоговиков, а также имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим норму закона, которая регулирует порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Право проводить налоговые проверки предоставлено налоговым органам ст. 31, 82, 87 НК РФ. Непосредственно проведение камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ.

Особенность камеральной налоговой проверки в отличие от выездной проверки состоит в следующем:

1) Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и представленных налогоплательщиком документов (п. 1 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).

Камеральная налоговая проверка является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 14766/05);

2) Проводится должностными лицами налогового органа без какого-либо решения на проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговому органу предоставлены полномочия на проведение камеральной проверки по определенному налогу только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) по данному виду налога. Такой вывод следует из правовой позиции, сформулированной Высшим абитражным судом Российской Федерации в постановлении от 26.06.2007 № 2662/07;

3) Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Течение трехмесячного срока проведения «камералки» начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), на это указывают налоговики – письмо ФНС от 13.09.2012 №АС-4-2/15309. С этим мнением можно согласиться, поскольку под проведением проверки подразумевается осуществление налоговым органом какого-либо действия, в связи с чем только после получения декларации (расчета) у налоговиков появится возможность осуществлять мероприятия налогового контроля. Данный вывод можно сделать из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

Однако предусмотренный указанной нормой срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, поэтому его несоблюдение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания и не может являться основанием для признания незаконными действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля и принятию решения по итогам рассмотрения материалов проверки. На это указано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07, информация о деятельности налогоплательщика, полученная налоговым органом у компетентных государственных органов по окончании проверки, должна оцениваться судами по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения.

Нарушение трехмесячного срока проведения налоговой проверки влияет лишь на то, что за его пределами налоговый орган не может истребовать у налогоплательщика какие-либо документы (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №103409, Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

Начальным этапом активных действий налогового органа в отношении налогоплательщика является направление последнему сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Такое право у налогового органа возникает лишь в случаях выявления ошибок и (или) противоречий в представленной налоговой декларации, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ).

Указанные полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.

Следующим этапом активных действий налоговиков является истребование документов у налогоплательщика в ходе «камералки». Данное право налоговый орган может лишь реализовать в следующих случаях:

— использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

— заявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);

— при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Обязанность представить в налоговый орган документы возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом требования об этом (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №15557/06).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector