Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%

Об электронных формах реестров документов для нулевой ставки по НДС

С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.

Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:
— реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
— осуществлении услуг международной перевозки товаров;
— выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).

Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.

При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.

Новый порядок подтверждения ставки 0% электронным реестром сведений вместо самих документов

Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров.

Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:
— контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
— таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания Такском.

Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.

Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.

Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:
— Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
— Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).

При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.

Таким образом, через оператора электронного документооборота можно отправить по телекоммуникационным каналам связи все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС. Иными словами, экспортеры могут подтвердить нулевую ставку, не выходя из офиса, что конечно сильно упрощает жизнь бухгалтеру и оптимизирует саму процедуру.

Порядок проведения проверки представленных в реестрах данных и требование дополнительных пояснений и документов у налогоплательщика

Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.

Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.

Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов.

При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.

При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания Такском разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора Такском.

Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Порядок подтверждения 0% ставку НДС в ИФНС при экспорте в виде реестра

При реализации товаров в страны ЕАЭС (в том числе в Беларусь) реестры, поименованные в п. 15 ст. 165 НК РФ, не представляются

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Отгрузка товаров (семян) в Литву была осуществлена в 2018 году после 01.10.2018. Организация иногда также экспортирует семена в Беларусь. Как подтвердить 0% ставку НДС в ИФНС при экспорте в виде реестра? Как этот реестр выглядит?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС организация может представить в налоговый орган вместо копий деклараций реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) по форме, установленной Приложением N 1 к приказу ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427@.

При реализации товаров в страны ЕАЭС (в том числе в Беларусь) реестры, поименованные в п. 15 ст. 165 НК РФ, не представляются.

Обоснование вывода:

Международные соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республикой, регулирующие порядок налогообложения НДС операций между резидентами указанных стран, отсутствуют, поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.

При отгрузке товара на экспорт с территории РФ у организации-продавца возникнет объект обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). При вывозе товаров с территории РФ в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), поскольку пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% в налоговые органы представляются (п. 1 ст. 165 НК РФ):

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории ЕАЭС (пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ);

2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством — членом ТС (например, Беларусь), на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров (абз. 3 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-13/1/45813).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт налогоплательщик вправе представить в налоговый орган реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций (п. 15 ст. 165 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-08/93433). Это связано с организацией электронного информационного обмена между ФТС и ФНС (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427@ (далее — Приказ) утверждены формы и форматы реестров, а также порядок их заполнения. В данном случае организация может использовать реестр по форме, указанной в Приложении N 1 к Приказу (далее — Реестр). В разделах I и II Приложения N 15 к указанному Приказу установлен Порядок заполнения Реестра.

Заметим, что реестр контрактов не упомянут в п. 15 ст. 165 НК РФ, а его форма не утверждена Приказом. Поэтому внешнеэкономические договоры (контракты) представляются в прежнем порядке (в бумажном виде или в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@)*(3).

Обратите внимание, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у организации документы, сведения из которых включены в Реестры.

Так как отгрузка семян в рассматриваемой ситуации произведена после 01.10.2018, то копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган Реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия (абзац 17 п. 15 ст. 165 НК РФ, письмо ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-2/20995).

Если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы ЕАЭС по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от ФТС, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у него документы, подтверждающие вывоз указанного товара (абзац 18 п. 15 ст. 165 НК РФ).

В силу абзаца 19 п. 15 ст. 165 НК РФ если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории ЕАЭС не подтверждается сведениями (информацией), полученными от ФТС, по запросу налогового органа, то обоснованность применения ставки НДС 0% в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. Причем такой запрос ФНС в ФТС должен включать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем 18 п. 15 ст. 165 НК РФ.

То есть при обнаружении несоответствий налоговый орган сначала запрашивает организацию о представлении пояснений и документов, и только потом направляет запрос в ФТС и состыковывает данные. И если вывоз товаров по данным ФТС не будет подтвержден, то только тогда применение налоговой ставки 0% в соответствующей части будет считаться неподтвержденным.

В силу требований п.п. 9, 10 ст. 165 НК РФ документы (их копии), Реестры, необходимые для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, должны быть представлены в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, собран в установленный срок, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов (письмо Минфина России от 29.09.2015 N 03-07-14/55546).

Обратите внимание, что при реализации товаров в страны ЕАЭС (в том числе в Беларусь) реестры, поименованные в п. 15 ст. 165 НК РФ, не представляются.

Для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров в страны ЕАЭС представляются документы, поименованные в п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014).

Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государств — членов ЕАЭС, налогоплательщик может представить в налоговый орган в виде скан-образа по формату, утвержденному приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (письмо ФНС России от 03.08.2018 N СД-4-3/15160@).

В отношении товаров, реализованных в страны ЕАЭС после 01.10.2018, применяется также норма п. 1.3 ст. 165 НК РФ, согласно абзацу 2 которой транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором.

Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика указанные документы, сведения из которых включены в перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Истребуемые документы (их копии) представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа.

Однако на данный момент нам не встретилось формы перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренной международным межведомственным договором.

Сейчас форма Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утверждена приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@. Использование данного перечня в целях применения абзаца 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ, на наш взгляд, рискованно. Официальных разъяснений на этот счет нам не встретилось.

Однако организация может воспользоваться правом налогоплательщика на получение информации (в том числе в письменном виде) по применению нормы абзаца 2 п. 1.3 ст. 165 НК РФ от налогового органа по месту учета или от Минфина России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34.2, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте

Приказом от 30 сентября 2015 г. N ММВ-7-15/427 ФНС утвердила формы и форматы:

  • реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК;
  • реестра документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК (если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством ТС или не производится);
  • реестра документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию РФ) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК (если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством ТС или не производится);
  • реестра полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК;
  • реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК;
  • реестра таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК;
  • реестра транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК;
  • реестра транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК (при перевозке товаров автомобильным транспортом);
  • реестра транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК (при перевозке товаров воздушным транспортом);
  • реестра транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река-море) плавания);
  • реестра перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК;
  • реестра перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК;
  • реестра перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК;
  • реестра перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК.

Напомним, что в соответствии с пунктом 15 статьи 165 НК, который вступил в силу 1 октября 2015 года и применяется за налоговые периоды начиная с 4 квартала 2015 года, при реализации товаров на экспорт для подтверждения ставки НДС 0% можно представить в налоговый орган:

  • реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;
  • реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, на которых проставлены отметки таможни, вместо копий указанных документов.

Поправки были внесены федзаконом от 29.12.2014 № 452-ФЗ. Приказ, которым утверждены формы и форматы реестров, вступит в силу 17 ноября 2015 года.

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Ф НС — рекомендуемые форматы представления реестров документов для подтверждения ставки 0%

28.05.2020

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 мая 2020 г. № ЕА-4-15/8011@ “О реестрах, предусмотренных п.15 ст.165 НК РФ” ( письмо приводиться не полностью)

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме (далее — Реестры) направляет рекомендуемые формы и форматы Реестров согласно приложениям к настоящему письму.

Одновременно прилагаются порядки заполнения и представления Реестров в налоговые органы в электронной форме, а также XSD-схемы.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Приложение: в электронном виде.

Государственный советник
Российской Федерации 2 класса

Приложение № 8
к приказу ФНС России
от “___”_________ 20__ г.
№ ___________

Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации ( при перевозке товаров автомобильным транспортом )

Налоговый период (код):

Наименование / фамилия, имя, отчество* налогоплательщика:

Форма реорганизации (ликвидация) (код): ИНН/КПП реорганизованной организации:

ИТОГО налоговая база (в рублях):

Транспортный, товаросопроводительный и (или) иной документ

Номер таможенной накладной (при ввозе)

Регистрационный номер таможенной декларации (при вывозе)

Отправитель

Регистрационный номер автомобиля

Регистрационный номер прицепа

Страна места погрузки груза

Страна места разгрузки груза

Налоговая база по соответствующей операции по реализации услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которой документально подтверждена (в рублях и копейках)

Код направления прибытия (убытия) транспортного средства с товаром

* Отчество указывается при наличии.

IX. Порядок заполнения реестра транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (при перевозке товаров автомобильным транспортом)

16. В строках указываются следующие сведения:

а) в строке «Налоговый период (код)» — код, определяющий налоговый период, указанный в налоговой декларации по НДС, с которой представляется Реестр;

б) в строке «Отчетный год» — год, указанный в налоговой декларации по НДС, с которой представляется Реестр;

в) в строке «номер корректировки» — при представлении в налоговый орган первичного Реестра за налоговый период проставляется «0—», при представлении уточненного Реестра за соответствующий налоговый период указывается номер корректировки (например, «1—», «2—»);

г) в строке «Налогоплательщик»:

«ИНН» — идентификационный номер налогоплательщика;

«КПП» — код причины постановки на налоговый учет;

«Наименование / фамилия, имя, отчество* налогоплательщика» — указывается наименование организации либо наименование представительства (филиала) иностранной организации, иного обособленного подразделения иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, а в случае представления индивидуальным предпринимателем указываются его фамилия, имя, отчество;

д) при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником Реестра по операциям, осуществленным реорганизованной организацией, указываются ИНН и КПП организации-правопреемника. В поле «Наименование / фамилия, имя, отчество* налогоплательщика» указывается наименование реорганизованной организации.

Коды форм реорганизации и код ликвидации принимает значение в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

В полях «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются соответственно ИНН и КПП, которые присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по налогоплательщикам, отнесенным к категории крупнейших, — налоговым органом по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика);

е) в строке «Код операции» — соответствующий код операции согласно приложению № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@;

ж) в строке «ИТОГО налоговая база (в рублях)» — общая сумма налоговой базы по соответствующему коду операции по реализации услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по которой документально подтверждена. Данная строка формируется по коду операции и соответствует общей сумме показателей строк 020 раздела 4 налоговой декларации по НДС по соответствующей операции.

17. В графах Реестра указываются следующие сведения:

а) в графе 1 — порядковый номер по соответствующей операции по реализации услуг;

б) в графе 2 — номер транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа по соответствующей операции по реализации услуг, подтверждающего вывоз товаров за пределы Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации (далее — накладная). При отсутствии номера указывается «б/н»;

в) в графе 3 — дата транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа по соответствующей операции по реализации услуг, подтверждающего вывоз товаров за пределы Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации;

г) в графе 4 — код направления ввоза (вывоза) товаров на (с) территорию(и) Российской Федерации, принимает значение в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку;

д) в графе 5 — номер таможенной накладной, проставляется таможенным органом в пункте пропуска при прибытии транспортного средства на территорию Российской Федерации в правом верхнем углу накладной;

е) в графе 6 — регистрационные номера таможенных деклараций, проставляемые таможенным органом места убытия при вывозе товаров за пределы Российской Федерации автомобильным транспортом на накладной;

ж) в графе 7 — идентификационный номер налогоплательщика отправителя**;

з) в графе 8 — наименование отправителя заполняется из накладной;

и) в графе 9 — адрес отправителя заполняется из накладной, указывается структурированное описание по установленной форме совокупности реквизитов местоположения объекта на местности (включая страну). Значение «Страна» указывается в соответствии с ОКСМ. Например, код CN — код Китайской Народной Республики, код DE — код Федеративной Республики Германия;

к) в графе 10 — идентификационный номер налогоплательщика получателя**;

л) в графе 11 — наименование получателя заполняется из накладной;

м) в графе 12 — адрес получателя заполняется из накладной, указывается структурированное описание по установленной форме совокупности реквизитов местоположения объекта на местности (включая страну). Значение «Страна» указывается в соответствии с ОКСМ. Например, код CN — код Китайской Народной Республики, код DE — код Федеративной Республики Германия;

н) в графе 13 — идентификационный номер налогоплательщика перевозчика**;

о) в графе 14 — наименование перевозчика заполняется из накладной, может не заполняться в случае представления Реестра налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке;

п) в графе 15 — адрес перевозчика заполняется из накладной, указывается структурированное описание по установленной форме совокупности реквизитов местоположения объекта на местности (включая страну), может не заполняться в случае представления Реестра налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке. Значение «Страна» указывается в соответствии с ОКСМ. Например, код CN — код Китайской Народной Республики, код DE — код Федеративной Республики Германия;

р) в графе 16 — регистрационные номера автомобилей заполняются из автомобильной накладной;

с) в графе 17 — регистрационные номера прицепов заполняются из автомобильной накладной;

т) в графе 18 — страна места погрузки груза заполняется из накладной в соответствии с ОКСМ. Например, код CN — код Китайской Народной Республики, код DE — код Федеративной Республики Германия. В случае, когда в графе 4 указано значение «D» — (прибытия транспортного средства), данная графа не заполняется;

у) в графе 19 — страна места разгрузки груза заполняется из накладной в соответствии с ОКСМ. Например, код CN — код Китайской Народной Республики, код DE — код Федеративной Республики Германия. В случае, когда в графе 4 указано значение «A» — (убытие транспортного средства), данная графа не заполняется;

ф) в графе 20 — налоговая база по соответствующей операции по реализации услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по которой документально подтверждена;

х) в графе 21 — указывается иная информация, относящаяся к операции, реквизиты документов по которой отражены в строке Реестра, в том числе вид, номер и дата документа, представляемого одновременно с налоговой декларацией по НДС, за исключением документов, указанных в графе 2, 3, 6 Реестра. Например, договор (контракт) № 5 от 06.04.2020. В случае указания нескольких документов, в графе отражаются вид, номер и дата каждого документа, разделенные знаком «;» (точка запятая).

Приложение № 1
к Порядку заполнения реестров,
предусмотренных пунктом 15 статьи 165
Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденному приказом ФНС России
от «__» ________ 20__ г.
№ __________________

Бумагу отправят в корзину

Предлагается упростить процедуру подтверждения нулевой ставки НДС как по экспорту товаров, так и по отдельным работам и услугам, а также дать возможность налогоплательщикам представлять вместо транспортных и товаросопроводительных документов реестры сведений из документов, а вместо деклараций на товары — реестр таких деклараций. Реестры будут представляться на бумаге или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП) по телекоммуникационным каналам связи. Формы и порядок их заполнения, а также форматы представления реестров в электронной форме будут утверждаться ФНС. Ведомство приглашает экспертов и заинтересованных лиц к обсуждению поправок.

Предложенные поправки на руку налогоплательщикам. Но изменения будут актуальны для тех экспортеров, которые реализуют большой объем товаров. В случае единичной отгрузки товаров на экспорт организации не составит большого труда представить одну таможенную декларацию в общем пакете документов для подтверждения НДС по ставке 0%, считает ведущий налоговый консультант АКГ «Интерком-Аудит» Илья Струев.

Предлагаемая замена таможенной декларации с отметками российского таможенного органа на реестр таможенных деклараций фактически уже предусмотрена действующими положениями НК РФ. Налогоплательщику предоставлено право в порядке, утвержденном приказом минфина от 21 мая 2010 г. N 48н, вместо таможенной декларации представлять реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа. Однако ни в указанной норме, ни в приказе минфина нет информации о форме и порядке заполнения реестра, сообщил Струев.

Важной поправкой следует назвать отмену обязательной отметки таможенных органов на копиях транспортных и товаросопроводительных и других документов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории, которые входят в пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки. Кроме того, планируется, что вместо копий названных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории, налогоплательщик получит право представить реестр, содержащий сведения из таких документов.

Еще одно нововведение — право налогоплательщика-экспортера представить указанные реестры как на бумаге, так и в электронном виде. В новой редакции ст. 165 НК РФ планируется четко прописать, что формы и порядок заполнения таких реестров, а также форматы представления реестров в электронной форме должны быть утверждены ФНС, чего не было предусмотрено ранее. Это тоже плюс, поскольку налогоплательщикам нет необходимости выдумывать формы таких реестров, сказал Илья Струев. Изменения, очевидно, должны упростить документооборот для подтверждения ставки 0% и снизить количество предоставляемых документов. В частности, при простой операции экспорта товара пакет документов должен составлять: договор на поставку и два реестра сведений, вместо копий таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов.

С ним согласна директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело» Анастасия Моргунова. «Процедура подтверждения нулевой ставки по НДС должна ускорить документооборот, сократить количество документов, необходимых для представления экспортерами, повысить достоверность и прозрачность передаваемых данных, оперативность мероприятий налогового контроля, то есть помочь налогоплательщику быстрее реализовать свое право на возмещение налога, — считает эксперт. — В этом несомненное достоинство электронного обмена документами. Более того, многие налогоплательщики уже сегодня фактически делают то, что предлагается».

Главное, чтобы эти механизмы заработали своевременно с учетом возможных предложений и уточнений по их внедрению. Например, требует обсуждения использование облегченного варианта выборочного контроля внешнеторговых сделок в течение предусмотренного срока в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низкой степенью риска нарушения законодательства. «Данные предложения вписываются в общую тенденцию перевода документов в электронную форму, в том числе по взаимоотношениям с участием государства. Сейчас налоговые органы в ходе проверок в любом случае сверяют полученные декларации с данными, содержащимися в базах таможенных органов, поэтому им достаточно просто номера ГТД для установления факта фактического вывоза товаров за пределы России», — пояснил руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.

Пока господдержка отечественного экспорта товаров и услуг, выраженная в налоговом послаблении, осложнена необходимостью предоставления налогоплательщиком в фискальные органы большого объема сведений и документации. При этом требования к составу, содержанию и срокам предоставления пакета документов, дающего право экспортерам на применения нулевой ставки НДС, содержащиеся в НК РФ, зачастую трудновыполнимы. Однозначно актуален вопрос об отмене нормы закона в части необходимости предоставления налогоплательщиком бумажных экземпляров деклараций и товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов о фактическом вывозе товаров. На практике отметка о фактическом вывозе товара может быть не проставлена должностным лицом таможенных органов либо по причине пресловутого человеческого фактора, либо из-за неоднозначного понимания требований закона о том, какая именно отметка госоргана «товар вывезен» либо «выпуск разрешен» подтверждает фактический вывоз товара.

При наличии у таможенного органа электронной базы данных о декларировании и фактическом вывозе товаров предоставление документов в бумажном виде по своей сути дублирует уже имеющиеся у госоргана сведения. Также сильно ослабляет энтузиазм потенциальных экспортеров требование НК РФ о предоставлении документов на бумажном носителе, копии которого может просто не быть у предпринимателя, как, например, у экспедитора, не выполняющего самостоятельную перевозку и имеющего только реквизиты транспортных документов, подтверждающих факт завершения международной перевозки.

«Предоставление реестров сведений из товаросопроводительных, транспортных документов решит проблему с отсутствием копий необходимой документации, а также позволит налогоплательщикам сократить время на сбор и заверение полного пакета документов. При этом целесообразно не устанавливать на законодательном уровне форму таких реестров, а ввести требования к их обязательному содержанию. 180-дневный срок, установленный для предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения ставки в 0%, также требует увеличения, поскольку сбор всего комплекта документов осложняется задержкой их получения от контрагентов», — резюмирует ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Светлана Кузьменко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО