Законные проценты облагаются НДС

Законные проценты облагаются НДС

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 января 2020 г. N 03-07-14/216 Об определении пропорции для ведения раздельного учета сумм НДС налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС и не облагаемые (освобождаемые от налогообложения)

Вопрос: Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Согласно письму Минфина от 06.09.2018 г. N 03-07-11/63806 в пропорцию для раздельного учета «входного» НДС получаемые налогоплательщиком суммы штрафов, пеней и неустоек не учитываются.

Правовая природа процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) наиболее близка (идентична) неустойке (штрафу, пене), являющейся способом обеспечения обязательств (статья 330 ГК РФ), о чем свидетельствует Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016), в котором сказано, что само по себе то обстоятельство, что истец обосновывает свое требование о применении меры ответственности в виде взыскания денежной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства п. 1 ст. 395 ГК РФ, в то время как законом или соглашением сторон на случай этого нарушения предусмотрена соответствующая неустойка и денежные средства необходимо взыскать с ответчика в пользу истца на основании п. 1 ст. 330 или п. 1 ст. 332 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Если размер процентов, рассчитанных на основании ст. 395 ГК РФ, превышает размер неустойки, суд при установлении факта нарушения денежного обязательства удовлетворяет исковые требования частично в пределах размера суммы неустойки, подлежащей взысканию.

Учитываются ли в пропорции для раздельного учета НДС суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканные налогоплательщиком с покупателей в судебном порядке.

Ответ: В связи с обращением о порядке определения пропорции для ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость (далее — НДС) налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС и не облагаемые (освобождаемые от налогообложения), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

На основании пункта 4.1 статьи 170 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для целей раздельного учета сумм НДС, не подлежащих и подлежащих вычету, пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 данной статьи Кодекса, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Особенности определения данной пропорции при осуществлении операций займа в денежной форме установлены подпунктом 4 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса, согласно которому при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце).

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. При этом пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Таким образом, суммы процентов, начисляемые на сумму займа, которые признаются стоимостью услуг по предоставлению займа денежными средствами, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, учитываются при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Что касается сумм процентов за пользование чужими средствами, взыскиваемых, в том числе по решению суда, в случае применения мер ответственности за неисполнение денежного обязательства, то в соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса, по своей правовой природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (статья 809 Гражданского кодекса), кредитному договору (статья 819 Гражданского кодекса) либо в качестве коммерческого кредита (статья 823 Гражданского кодекса). Поэтому при разрешении споров о взыскании процентов годовых суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа или коммерческого кредита, либо существо требования составляет применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства (статья 395 Гражданского кодекса).

В связи с этим в случае, если взысканные, в том числе по решению суда, суммы процентов за пользование чужими средствами, по существу, являются применяемой мерой ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, то суммы таких процентов при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период, не учитываются.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о порядке определения пропорции для ведения раздельного учета сумм НДС налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые и не облагаемые НДС (освобождаемые от налогообложения).

Проценты, начисляемые на сумму займа, которые признаются стоимостью услуг по предоставлению займа, освобождаемых от НДС, учитываются при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Если взысканные по решению суда проценты за пользование чужими средствами по существу являются применяемой мерой ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, то такие проценты при расчете вышеуказанной пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период, не учитываются.

Получаем льготы по уплате налогов

Льготы по уплате налогов и других обязательных платежей для некоммерческих организаций.

Для НКО предусмотрена возможность осуществления предпринимательской деятельности для достижения уставных целей. Некоммерческие объединения обязаны платить установленные законом налоги и сборы. Эта обязанность не зависит от ведения ими предпринимательской деятельности. При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате налогов для некоммерческих объединений.

Какие налоговые льготы могут получать НКО?
Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

  • право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ. Это право обусловлено многочисленными оговорками и дополнительными требованиями;
  • при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
  • право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.

Льготы по налогу на прибыль некоммерческих объединений
Налогом на прибыль не облагаются:

  • целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;
  • пожертвования;
  • доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
  • отчисления на формирование в установленном порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами;
  • наследуемое некоммерческими организациями имущество;
  • финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;
  • средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Льготы по НДС для НКО
НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ:

  1. услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;
  2. отдельных медицинских товаров и услуг;
  3. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов;
  4. социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;
  5. работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия;
  6. услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
  7. предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
  8. товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:
  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  1. услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  2. иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.

Отдельно следует отметить, что от уплаты НДС освобождаются организации, если их выручка от товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает два миллиона рублей.

Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций
От налога на имущество освобождены:

  • религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
  • созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.

НПА, регламентирующие оказание услуги:
Налоговый кодекс РФ

Законные проценты: нужно ли начислять на них НДС и включать в доходы

Одно из основных правил экономики гласит: «деньги стоят денег». Видимо, руководствуясь именно этим правилом, законодатели летом 2015 года дополнили Гражданский кодекс положениями о так называемых законных процентах, начисляемых на любую предоставленную на время денежную сумму. Причем, норма ГК РФ о законных процентах была сформулирована так, что повлекла значительные налоговые последствия для всех организаций, применяющих метод начисления. Спустя год норму изменили. Изменились и налоговые последствия. Когда законные проценты надо включать в доходы? Нужно ли начислять на них НДС? Давайте разбираться.

Что такое законные проценты

Начнем с определения того, что именно понимается под законными процентами. Сразу скажем, что в Гражданском кодексе вы подобного термина не обнаружите — там они именуются просто «проценты по денежному обязательству». Им посвящена статья ст. 317.1 ГК РФ.

Согласно этой статье на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами начисляются проценты. При этом под денежным обязательством ГК РФ понимает не только традиционные займы, или несвоевременно уплаченные суммы, но и, к примеру, обязанность оплатить товар, проданный с условием об отсрочке или рассрочке платежа, либо, наоборот — право на получение предоплаты (ст. 823 ГК РФ). Таким образом, по замыслу законодателя, пользование денежными средствами может быть платным даже в тех случаях, когда какой-либо просрочки исполнения своего обязательства сторона не допустила.

В этом, кстати, заключается отличие законных процентов от процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ. Последние являются мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата или просрочку уплаты. А законные проценты штрафом не являются и уплачиваются просто за сам факт пользования деньгами (п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.16 № 7).

Законные проценты до 1 августа 2016 года

Итак, с терминами разобрались. Теперь можно переходить к налоговым последствиям. При их определении большое значение имеет период, за который начисляются проценты. Дело в том, что первоначальная редакция ст. 317.1 ГК РФ, которая начала действовать с 1 июня 2015 года (Федеральный закон от 08.03.15 № 42-ФЗ), устанавливала следующее правило. Если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. Как видим, согласно старой формулировке законные проценты начисляются, что называется, по умолчанию, вне зависимости от наличия соответствующего условия в договоре. Напротив, чтобы вывести обязательство из-под действия статьи о законных процентах, надо было прямо указать в соответствующем договоре, что подобные проценты не начисляются. В том числе, это касалось и договоров, заключенных до вступления в силу ст. 317.1 ГК РФ.

В результате получилось, что по всем договорам, предусматривающим авансы, отсрочку или рассрочку платежа, и не имеющим оговорки о неприменении нормы о законных процентах, с 1 июня 2015 года автоматически начали начисляться проценты за время пользования деньгами. Это означает, что организации, применяющие метод начисления, должны были отразить подобные проценты в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 6 ст. 271 НК РФ). А другая сторона договора, соответственно, получала право включить законные проценты в состав расходов (п. 8 ст. 272 НК РФ).

О том, что норма ГК РФ о законных процентах действует именно так, поэтому с договорами надо быть предельно внимательными, в 2016 году неоднократно сообщали контролирующие органы (см. письма Минфина России от 22.04.16 № 03-03-06/1/23410 и 03-03-06/1/23412, от 18.04.16 № 03-03-06/1/22342, от 09.12.15 № 03-03-РЗ/67486, а также письмо ФНС России от 04.03.16 № СД-4-3/3618).

… и после 1 августа 2016 года

Описанная выше редакция статьи 317.1 ГК РФ просуществовала до 1 августа 2016 года. С этого дня вступил в силу Федеральный закон от 03.07.16 № 315-ФЗ, перевернувший порядок начисления законных процентов с головы на ноги. С указанной даты они начисляются только в том случае, если это прямо предусмотрено законом или договором. Соответственно, и доходы, и расходы в налоговом учете после 1 августа 2016 года возникают только по тем договорам, где стороны прямо предусмотрели применение ст. 317.1 ГК РФ.

Необходима ревизия старых договоров

Получается, что на сегодняшний день недоразумение с законными процентами устранено. Но за период с 1 июня 2015 по 1 августа 2016 года законные проценты должны были начисляться по всем договорам, в которых нет оговорки об их «неначислении». Ведь никаких особенностей действия новой редакции ст. 317.1 ГК РФ в части придания ей обратной силы закон № 315-ФЗ не предусмотрел. А значит, эти периоды находятся в зоне риска в связи с возможным неучетом в составе доходов законных процентов.

Соответственно, бухгалтерам организаций, которые в указанный промежуток времени применяли ОСНО с методом начисления, можно рекомендовать провести ревизию договоров за указанный период на предмет наличия в них условий о предоставлении авансов, отсрочек, либо рассрочки платежа. Затем следует установить период фактического пользования денежными средствами по этим договорам и рассчитать сумму процентов. После этого по решению руководителя организации нужно будет либо учесть данные проценты в составе доходов, подав уточненные декларации по налогу на прибыль, либо оформить с контрагентами дополнительные соглашения к договорам, предусматривающие неначисление законных процентов за указанный период времени (п. 2 ст. 425 и п. 1 ст. 450 ГК РФ).

Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Нужно ли начислять НДС?

У ситуации с законными процентами есть еще одно неприятное последствие. Так, в одном из недавних писем Минфин пришел к следующему выводу. Если стороны, руководствуясь новой редакцией ГК РФ, установили в договоре условие о начислении законных процентов, то данные суммы будут увеличивать у кредитора облагаемую базу по НДС по правилам пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. При условии, конечно, что данные суммы связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС (письмо Минфина России от 03.08.16 № 03-03-06/1/45600).

Заметим, что во всех предыдущих письмах, посвященных порядку учета «старых» законных процентов, Минфин не слова ни говорил про НДС. Подразумевалось, что вся сумма законных процентов (без выделения из нее НДС) должна включаться в состав внереализационных доходов.

Теперь же возникает логичный вопрос: не распространяется ли действие пп. 1 и. 2 ст. 162 НК РФ на законные проценты, начисленные по старой редакции ст. 317.1 ГК РФ? Ведь, по большому счету, экономическая природа процентов при изменении редакции ст. 317.1 кодекса не поменялась. Разница между «старыми» и «новыми» процентами, начисляемыми на основании ст. 317.1 ГК РФ, заключается лишь в том, что про первые большинство организаций не знало и поэтому не имело намерения эти проценты получить дополнительно к цене товара.

Давайте разбираться. Объектом обложения НДС пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признает операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ какого-либо нового объекта обложения не устанавливает. Он лишь конкретизирует правило п. 2 ст. 153 НК РФ о том, что в налоговую базу нужно включить все поступления, связанные с расчетами по оплате товаров.

Но, согласитесь, сумму, которую субъект, заключая договор, в принципе не имел намерения получить (а если договор заключен до появления законных процентов, то есть до 1 июня 2015 года, то у субъекта не было и законных оснований на получение процентов), сложно признать поступлением. Соответственно, включать в данном случае в налоговую базу по НДС просто нечего.

Для такого вывода можно найти и другое обоснование. Так, законные проценты по своей природе очень близки к процентам по коммерческому кредиту, которые начисляются продавцом за предоставление покупателю отсрочки оплаты, либо покупателем за предоставление продавцу аванса (ст. 823 ГК РФ). А в отношении процентов по коммерческому кредиту Минфин России в письмах от 04.06.15 № 03-07-05/32290 и от 21.05.15 № 03-07-05/29303 отмечал, что данные суммы НДС не облагаются. Причем, в качестве обоснования этого вывода авторы писем ссылаются на п. 12 Постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.98. Там сказано, что проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами. Но ведь именно эту функцию после появления в ГК РФ ст. 317.1 и выполняют «законные проценты»!

Поэтому выводы, которые Минфином сделал о начислении НДС на проценты по коммерческим кредитам, на наш взгляд, полностью применимы к законным процентам. А значит, доначислять НДС по тем договорам, где не было оговорки о неначислении процентов, не нужно.

Раздельный учет НДС: не все проценты за пользование деньгами включаются в расчет

Если у организации есть как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то она обязана вести раздельный учет сумм НДС. Для этих целей составляется пропорция, которая позволяет определить суммы налога, принимаемые к вычету. Финансисты считают, что проценты за пользование чужими денежными средствами в расчете пропорции не должны участвовать. Такая позиция содержится в письме Минфина России от 10.01.2020 № 03-07-14/216.

Правила раздельного учета

Правила ведения раздельного учета НДС прописаны в п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно им суммы входного налога по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, компании могут принять к вычету либо учитывать в стоимости в той пропорции, в которой они используются для вышеуказанных операций. Эта пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом для некоторых операций в п. 4.1 ст. 170 НК РФ установлены особенности расчета этой пропорции.

Согласно подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС операции по предоставлению займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним. В отношении этой операции пропорция для раздельного учета НДС определяется в порядке, установленном подп. 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ. В этой норме сказано, что в стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце).

Проценты процентам рознь

За неисполнение денежного обязательства может быть применена такая мера ответственности, как начисление процентов за пользование чужими средствами. Это возможно благодаря положениям п. 1 ст. 395 ГК РФ. Данная норма предусматривает, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

А можно ли для целей ведения раздельного учета проценты за пользование чужими денежными средствами приравнять к процентам за пользование заемными средствами?

Нет, считают специалисты Минфина России. Проценты по договору займа и проценты за пользование чужими денежными средствами — это абсолютно разные вещи. Чтобы это доказать, финансисты обратились в нормам Гражданского кодекса. Ведь согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства.

Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. При этом заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов, начисленных на сумму займа в порядке и размерах, установленных договором. Если в договоре не прописаны проценты, то их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Таким образом, суммы процентов, начисляемые на сумму займа, признаются стоимостью услуг по предоставлению займа денежными средствами. Только они учитываются при расчете пропорции, определяемой исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Свой подход специалисты Минфина России подкрепили правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВС РФ № 13 и Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.98. В пункте 4 этого документа сказано, что проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, по своей правовой природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа. Поэтому при разрешении споров о взыскании процентов суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа, либо существо требования составляет применение ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства.

Отталкиваясь от этой правовой позиции, финансисты сделали следующий вывод. Если проценты, взысканные по решению суда, за пользование чужими средствами по существу являются применяемой мерой ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, то суммы таких процентов при расчете пропорции для целей раздельного учета НДС не учитываются.

Налогообложение

В 2019 году произошли определенные изменения в налоговой системе. С 1 января 2019 года основными налогами, уплачиваемыми работником, являются:

  • Взносы государственного социального страхования (VSD): 19,5 проц.;
  • Подоходный налог с населения: 20 проц. (если заработная плата не превышает 84 СЗП (средняя заработная плата), то есть 104 277 евро в год), 32 проц. (если зарплата превышает 84 СЗП);
  • Дополнительные пенсионные накопления: 2 проц. (необязательно).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, лит. gyventojų pajamų mokestis). Он удерживается из заработной платы и прочих нетрудовых доходов (т.е. доходов, полученных не от трудовых отношений, например, при продаже имущества и т. п.). Для тех, кто работает по трудовым договорам, налог на доходы физических лиц удерживается работодателем из заработной платы, между тем как индивидуальные предприниматели должны оплачивать его сами. Доходы, связанные с трудовыми отношениями облагаются 20% налоговой ставкой (32% если доход превышает 84 средних заработных плат). Доходы от индивидуальной деятельности облагаются налогом в размере 15 %. Пособия по болезни (в том числе, спонсируемые работодателем), материнству, отцовству, уходу за детьми и долгосрочной занятости облагаются 15% налогом. Налогом на доходы физических лиц облагаются резиденты (постоянные жители) и не резиденты (временные жители) Литвы, которые оплачивают НДФЛ с доходов, чей источник находится в Литве. Подробная информация.

С 1 января 2019 года изменилась процедура налогообложения доходов физических лиц (за исключением доходов, полученных от частной предпринимательской деятельности и дивидендов). С информацией о новой процедуре налогообложения доходов физических лиц, которая вступила в силу с 1 января 2019 года можно ознакомиться на сайте Государственной налоговой инспекции (ГНИ). Подробная информация.

Налог на прибыль (лит. pelno mokestis). Его оплачивают юридические лица. Налогом на прибыль облагается чистая налогооблагаемая прибыль. Основная ставка по налогу на прибыль достигает 15 %. Льготные тарифы применяются к малым предприятиям. Подробная информация.

Налог на добавленную стоимость (НДС, лит. pridėtinės vertės mokestis). НДС – это косвенный налог, исчисление которого производится продавцом при реализации товаров и услуг. В результате применения НДС покупатель уплачивает продавцу налог от полной стоимости товара или услуги. Стандартная ставка по НДС достигает 21%. Подробная информация.

Взносы в Государственный фонд социального страхования (лит. valstybinis socialinis draudimas). Основной целью системы государственного социального страхования является обеспечение застрахованных лиц доходом, в случае утраты ими трудоспособности по болезни, материнству, старости, инвалидности или в других случаях. Эти платежи вносятся как работодателем, так и работником. В общей сложности, сумма взносов социального страхования составляет 40 % от заработной платы до налогообложения («на бумаге»). Взносы социального страхования должны платить и индивидуальные предприниматели, и лица, работающие по патенту (лит. verslo liudijimas), авторскому договору, спортсмены, исполнители, участники детских домов семейного типа (лит. šeimyna) и др. Подробная информация об уплате взносов социального страхования в фонд «Sodra».

Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС, лит. privalomasis sveikatos draudimas). ОМС дает людям право на бесплатное получение услуг (большей части услуг) медицинского страхования. Если человек не застрахован по этому виду страхования, медицинские услуги он должен оплачивать самостоятельно. Автоматически обязательное медицинское страхование получают:

  • Лица, работающие по трудовому договору
  • Несовершеннолетние
  • Пенсионеры
  • Безработные, состоящие на учете на бирже труда
  • Лица, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком
  • Студенты
  • Социально поддерживаемые лица
  • Прочие лица, отнесенные к другим специальным группам и получающие финансовую поддержку от государства
  • Опекуны, соответствующие установленным условиям

Акциз (лит. akcizas). Налог на определенные группы товаров, обычно те, чье употребление наносит вред потребителю (например, табак или алкоголь) или окружающей среде (например, топливо). Подробная информация.

Декларирование доходов

Лица, проживающие в Литве, ежегодно до 1 мая обязаны декларировать полученные доходы и уплаченные налоги за предыдущий год (например, до 2 мая 2019 года необходимо задекларировать доходы за 2018 год). Декларированию подлежат доходы, полученные не только в Литве, но и за рубежом, однако лишь в тех случаях, когда в период, за который декларируется доход, лицо являлось резидентом (постоянным жителем) Литвы, т. е. если:

  • постоянное (задекларированное) место жительства физического лица в течение этого налогового периода находилось в Литве, или
  • местонахождение личных, социальных или экономических интересов физического лица в течение этого налогового периода находилось скорее в Литве, чем за рубежом, или
  • физическое лицо пребывает в Литве непрерывно или с перерывами 183 или более дней в году, или
  • другие случаи, предусмотренные ст. 4 Закона Литовской Республики «О налоге на доходы физических лиц».

Государственная налоговая инспекция Литовской Республики (ГНИ) ежегодно обменивается информацией с налоговыми инспекциями других государств-членов Европейского Союза (ЕС) и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) по поводу уточнения деклараций.

Годовую налоговую декларацию о доходах можно подать через систему электронного декларирования ГНИ (вход в систему осуществляется через личный аккаунт интернет-банка). Однако декларирование доходов может оказаться достаточно запутанным процессом, поэтому задекларировать доходы можно и при личном визите в территориальное подразделение ГНИ, где можно попросить работников ГНИ о помощи.

Облагается ли налогом доход, полученный за рубежом?

Если в государстве-члене ЕС или в другом иностранном государстве, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (Литва заключила 55 таких соглашений) и данное иностранное государство имело преимущественное право налогообложения такого дохода и облагало его налогом, то в Литве данный доход (за исключением, дивидендов, процентов и гонораров) не будет облагаться налогом. К дивидендам, процентам и гонорарам применяется кредитный метод (т.е. сумма подоходного налога, подлежащего уплате в Литве, вычитается из суммы подоходного налога, уплаченного в иностранном государстве, с которым заключено соглашение (но не превышающая сумму, указанную в договоре), а разница (если рассчитана) выплачивается в Литве.

Если доход, полученный постоянным резидентом Литвы за границей не облагался подоходным налогом и такой доход не классифицируется как необлагаемый налогом доход согласно Закону о подоходном налоге с физических лиц, резидент должен оплатить подоходный налог в Литве.

Если доход получен из иностранного государства, с которым не действует соглашение об избежании двойного налогообложения и которое не является государством-членом ЕС, а также не является государством, включенным в список целевых территорий, резидент должен предоставить ГНИ документ, выданный и утвержденный налоговой инспекцией иностранного государства, подтверждающий уплату налогов (в этом случае, резидент может быть освобожден от двойного налогообложения доходов в Литве, согласно статье 37 Закона о подоходном налоге с физических лиц).

«Здравствуйте, хотел бы поинтересоваться об уплате подоходного налога: в Германии получаю арендную плату за сдачу жилья, однако постоянное место жительства находится в Литве. Как декларировать этот доход в Литве?»

При декларировании дохода, полученного за рубежом, наиболее важным моментом является то, облагается ли этот доход налогом за границей (в вашем случае, в Германии). Если да, то при заполнении налоговой декларации вы должны заполнить Приложение N и приложить документы, подтверждающие, что ваш доход облагался налогом. Если полученный доход не облагался налогом в Германии, он будет облагаться налогом в Литве. В этом случае, при заполнении декларации необходимо заполнить Приложение P (налогооблагаемый доход).

Работал за границей, могу ли я получить возврат части уплаченных налогов?

Переплата налогов жителей Литвы, которые работали в других странах, может быть возвращена в том государстве, где они были уплачены или удержаны. Переплата налогов из государственного бюджета иностранного государства взыскивается путем заполнения декларации о доходах физических лиц. Этот запрос подается в налоговую инспекцию, в которой был уплачен налог. Переплата налогов происходит в разных странах по разным причинам — государство поощряет людей учиться, брать кредиты, покупать машины, учитывает социальный статус, размер необлагаемого налогом дохода и т. д.

  • Независимо от того, как долго и в какой зарубежной стране вы работали — даже если вы проработали всего несколько недель как в ЕС, так и в стране, не входящей в ЕС, но заплатили налоги за этот период, вы можете подать заявление на возврат налога из-за границы.
  • Подача заявления на возврат налога полностью законна и не влияет на ваш трудовой договор или условия.
  • Возврат ранее уплаченного налога не связан с вашим работодателем и никоим образом не повлияет на ваши трудовые отношения, так как деньги возвращаются не работодателем, а налоговой инспекцией.
  • Даже после взыскания части или всех уплаченных налогов, например, из Германии, гражданам Литвы не нужно платить налоги в Литве.

Информация подготовлена на основании сведений Государственной налоговой инспекции Литовской Республики (ГНИ), Министерства финансов Литовской Республики, Литовского института свободного рынка (ЛИСР) и Государственного фонда социального страхования «Sodra»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Про РКО