Налоговая проверка может стать бессрочной
Выездная налоговая проверка компании началась в середине 2017 года, а закончилась зимой 2019 года. Компания попыталась опротестовать результаты ревизии, которая длилась с нарушением всех сроков, но сделать это ей не удалось. Почему ревизия длилась так долго?
Спор по делу № А50-8973/2019 начался из-за того, что налоговые инспекторы слишком долго не могли завершить начатую ими проверку. Коммерсанты попытались оспорить такие действия ревизоров, но все тщетно, судьи всех инстанций, включая ВС РФ, заняли сторону инспекторов.
Суть спора в том, что компания попыталась обжаловать решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки. Предыстория дела такова: в отношении компании ревизоры начали проводить выездную налоговую проверку в 2017 году. По ее результатам в июле 2018 года был составлен акт. А решение, которое как раз и пыталось оспорить предприятие, о продлении сроков рассмотрения материалов проверки, было вынесено фактически спустя полгода, в феврале 2019 года.
Налогоплательщик ссылался на то, что решение нарушает его права и не соответствует статье 101 НК РФ.
Арбитры всех инстанций и Верховный суд РФ поддержали налоговые органы. Судьи пояснили, что Налоговый кодекс не предусматривает жесткого требования по продолжительности этой части проверок. При том, что в пункте 1 статьи 101 НК РФ сказано, что продление срока рассмотрения материалов проверки может быть осуществлено только один раз и только на один месяц.
Обстоятельства дела говорят о том, что продление сроков рассмотрения было основано на нескольких фактах. В первую очередь, инспекторы хотели ознакомить компанию с документами, полученными от правоохранительных органов, а также с банковскими выписками по расчетным счетам контрагентов, и по этому поводу компания также судилась с ФНС.
В целом это дело можно назвать исключительным еще и потому, что налоговый орган признал явку налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки обязательной. То есть без явки представителя компании на рассмотрение проверка не может быть завершена.
Обязательная явка
Налоговый кодекс говорит о том, что неявка лица, в отношении которого рассматриваются материалы проверки, не препятствует рассмотрению этих материалов, за исключением случаев, когда эта явка признана руководителем налогового органа или его заместителем обязательной.
Мы попытались смоделировать ситуацию, в которой Налоговый орган мог бы признать явку обязательной, но, честно говоря, у нас не получилось сформулировать похожие условия.
Законодательно такие условия также не регламентированы. Нет закрытого или открытого перечня оснований ни в Налоговом кодексе, ни в других законодательных актах, нет даже разъяснений самой ФНС по этому поводу. Решение отдано исключительно на усмотрение самой инспекции.
Нужно принимать во внимание, что ревизоры очень заинтересованы в том, чтобы компания пришла на рассмотрение. Это связано с тем, что в ситуациях, когда налоговый орган рассматривает материалы ревизии и выносит решение, а компания не является на эту процедуру, возникает риск спора в суде.
Присутствие налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки – своего рода гарантия, что компания реализует свое право на возражение.
Получается, что эта процедура помогает ускорить окончание проверки. И в целом любое взаимодействие с налоговым органом всегда ускоряет процесс. Чем больше компания противодействует мероприятиям, инициированным контролерами, в том числе не являясь на рассмотрение материалов ревизии, тем больше вероятность создать условия для продления каких-либо мероприятий контроля. В идеальной ситуации обе стороны – и ревизоры, и коммерсанты – заинтересованы в сотрудничестве.
Обосновали ли как-то инспекторы обязательную явку, судебные акты об этом умалчивают. Но нужно уточнить, что обязательная явка была не единственным основанием для продления срока проверки. Если бы это было так, то полагаю, что суды все же исследовали бы вопрос правомерности такого решения ревизоров. Но поскольку в этом деле есть и иные существенные обстоятельства, а именно получение новых документов, — необходимость ознакомления с ними представителя компании, а также необходимость исполнить судебный акт, которым ревизоров обязали ознакомить с выписками по счетам контрагентов, то судьи не уделили особого внимания обязательной явке.
Повторюсь: неудивительно, что суды согласились с налоговым органом в обоснованности увеличения сроков.
По общему правилу, инспектор приглашает налогоплательщика к себе. Дело в том, что в этом споре были материалы оперативно-розыскной деятельности и банковские выписки, поэтому физическое присутствие было приоритетным.
Обратите внимание: необязательно на такую встречу должен приходить генеральный директор, представитель по доверенности тоже может присутствовать при рассмотрели материалов проверки. Поэтому не совсем понятно, почему компания категорически отказывалась принять приглашение на встречу.
Но нужно уточнить, что после начала пандемии ФНС рекомендовала территориальным налоговым органам знакомить компании с результатами проверки через ТКС. Можно сказать, что сейчас формируется альтернативный вариант. Этот метод использовался и ранее, у нас были ситуации, когда во время выездной проверки бизнес менял свой адрес и физически переезжал в другой субъект Федерации, и при отсутствии ТКС дальнейшее общение с инспекторами проходило посредством Почты России.
Решающая продолжительность проверки
Отойдем в сторону от этого спора. Есть способы увеличить время рассмотрения материалов дела, их несколько, но самый эффективный – подать ходатайство в случае, если появляются новые документы.
Предположим, налогоплательщик получил акт проверки и начал готовить возражения, на это отводится месяц. Если в течение этого времени налоговые органы сообщают, что ими получены новые документы, с которыми должен ознакомиться представитель компании, то именно в этот момент нужно подать ходатайство о продлении срока на предоставление возражений. Основанием будет являться появление новых документов, которые нужно изучить.
Налоговые органы всегда удовлетворяли такие ходатайства. Дело в том, что если компания в будущем обратится в суд и сообщит арбитрам о том, что инспекторы не дали ей времени, чтобы ознакомиться с новыми документами, итоговое решение может быть признано незаконным именно по этому основанию.
Сейчас сами инспекторы заинтересованы в том, чтобы компания не оспаривала решение по процессуальным основаниям.
Инспекторы получили документы уже после того, как был вынесен акт. В настоящее время такие ситуации не редкость. Бывают случаи, когда ревизоры приносят новые документы в суд и арбитры приобщают такие бумаги к делу.
Бывают случаи, когда бизнесу выгодно затянуть эти сроки. Все не перечислить. Но наиболее часто такая ситуация встречается во время проверки по статье 54.1 НК РФ, то есть ревизии, в которой фигурируют однодневки. Такие проверки проходят дополнительный, неформальный контроль в вышестоящих налоговых органах, после составления ревизорами акта этот документ уходит на согласование с Управлением.
Сегодня большинство налогоплательщиков, которые попали под такую проверку, получают акты с нарушением сроков. Но не всегда это плохо!
Во-первых, акт может быть не вынесен, если Управление его не согласует в силу каких-то недостатков, тогда доначислений не происходит.
А во-вторых, затягивание процесса может быть выгодно для бизнеса, если близится срок давности по привлечению к ответственности, то есть доначисления останутся, а вот штраф ревизоры выписать уже не смогут. Напомню, что по таким основаниям размер санкций может достигать 40%.
Если компании нужно время на подготовку к судебному спору, то бизнес может прибегать к разным хитростям: ссылаться на болезнь директора, говорить, что юрист компании находится в командировке, передавать ревизорам новые документы.
Все эти меры позволяют тянуть время, в течение которого предприятие готовится к судебному разбирательству.
Есть ощущение, что сейчас формируется тенденция, когда сроки ревизий становятся формальностью.
Судьи идут по пути признания за инспекторами права затягивать сроки, обосновывая это тем, что продолжительность проверки не нарушает прав налогоплательщика. Арбитры исходят из того, что в период продления выездная ревизия проводилась не на территории предприятия, а в инспекции, и, в общем-то, никак не мешает компании работать.
Но есть и другая практика: иногда превышение срока значительно, вместо шести месяцев ревизия длится два года. Тогда суды соглашаются с коммерсантом, однако количество таких споров небольшое.
Из интервью с Марией Лоецкой, налоговым юристом юридической фирмы «Гин и партнеры»
РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера
Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.
98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.
Выбор читателей
Изменения трудового законодательства с 2022 года: важное для бухгалтера и директора
График отпусков на 2022 год с учетом изменений ТК РФ
С 2022 года больничные и декретные пособия автоматически. Что нужно делать бухгалтеру?
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Новости
Как получить налоговые льготы, в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки и что делать, если инспекция затягивает сроки проведения камерального контроля, в рамках совместного спецпроекта РАПСИ и Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова «Бизнес-среды» рассказывает советник омбудсмена Антон Свириденко.
Каждую среду специалисты и эксперты аппарата бизнес-омбудсмена на примере реальных кейсов делятся законодательными тонкостями и проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, а также отвечают на вопросы читателей по интересующим их темам. Первый выпуск спецпроекта посвящен налоговым проверкам.
— Как получить (оформить) налоговую льготу, если она полагается субъекту по закону?
Льгота может предоставляться в различных формах: налоговых вычетах, сниженных ставках налога, изъятиях частей объекта налога из облагаемой базы, установлении необлагаемого минимума, рассрочки, отсрочки, налогового кредита, освобождения от уплаты налога, всего в России на разных уровнях налогообложения действует несколько сотен льгот. Алгоритм здесь будет примерно такой: определить, какие виды льгот и за какие налоговые периоды может получить налогоплательщик, ознакомиться с порядком предоставления каждого из видов льгот и впоследствии предпринять действия в соответствии с порядком (например, заявить о возмещении налога в счет льготы, представить налоговую декларацию с указанием вычета и так далее). А налоговый орган уже впоследствии может проверять обоснованность применения льготы – запрашивать документы, проводить анализ и камеральные или выездные проверки.
— Где и в каком порядке можно оспорить результаты налоговой проверки?
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней принимается решение – об отказе в привлечении к налоговой ответственности или о привлечении к налоговой ответственности. Могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, им может быть подана апелляционная жалоба. Должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования, то есть сначала налогоплательщик должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением по жалобе вышестоящего налогового органа, он может подать жалобу в арбитражный суд.
Следует отметить то, что многие упускают из виду: с совершенствованием порядка досудебного обжалования у налогоплательщика появилась возможность обжаловать решение регионального управления ФНС в Центральный аппарат ФНС, который является по отношению к первому вышестоящим органом. При этом практика складывается так, что одновременно многие налогоплательщики обращаются на этой стадии и в суд. То есть в две инстанции сразу.
По нашим внутренним оценкам, решения в досудебной и судебной процедурах в пользу/не в пользу налогоплательщиков распределяются в пропорции примерно 30/70% соответственно.
— Как часто ФНС может проводить выездные проверки? Как бороться с необоснованной регулярностью их проведения?
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Бывает, налоговые органы «растягивают» проверку, искусственно доводя ее длительность до даже 15 месяцев (и то это только в случае истребования документов у иностранных государств, в обратном случае максимальный срок 12 месяцев). По факту, превышение этого порога со всеми приостановками и продлениями абсолютно недопустимо.
Если нарушены данные правила, проведение выездных проверок и действия должностных лиц могут оспариваться как в вышестоящий налоговый орган, так и в органы прокуратуры или судебные инстанции.
— Можно ли оспорить решение (основания) налоговой о проведении выездной проверки?
Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа. При этом законодательством не определены основания принятия данного решения. На практике внедрение информационных систем дало налоговым органам широкие возможности консолидированного анализа налогоплательщиков от сравнения со среднеотраслевыми налоговыми показателями до доходов членов семей. По итогам анализа формируются акты предпроверочного обследования. Если достаточно признаков налоговых правонарушений принимается решение о выездной проверке. Поэтому оспорить правомерность принятия решения о выездной проверке практически нельзя. Пожалуй, только в случае налогового мониторинга (когда налогоплательщик по соглашению с налоговыми органами осуществляет онлайн обмен налоговыми данными) ни камеральные, ни выездные проверки проводить нельзя.
Однако можно оспорить процессуальные моменты, связанные с решением. Например, если решение приняла инспекция не по месту деятельности заявителя, были нарушены сроки или процедура вручения решения, в решении заявлены одни налоги, а пришли проверять другие; решение оформлено с нарушениями – тогда правомерность решения о проверке оспаривать можно. В случае, если признают нарушения, решение отменят. При этом надо соблюдать досудебный порядок обжалования действий налоговых органов, сначала, перед судом, обратившись в вышестоящий налоговый орган с жалобой.
— Куда обращаться, если при проведении проверки (выемке/осмотре) налоговыми органами был нанесён ущерб имуществу?
Если налоговый инспектор умышленно превысил полномочия или допустил халатность, что повлекло нанесение ущерба (вреда), то вопрос может рассматриваться в рамках уголовно-процессуального законодательства. Другими словами, Вы можете обратиться в полицию. Если признаков уголовного деяния не усматривается, но Вы полагаете, что действия инспектора при проверке Вашей организации нанесен вред (ущерб), ущерб надо взыскивать по гражданско-процессуальному законодательству на основании статьи 1069 ГК РФ.
Вообще Налоговым кодексом в статье 103 установлен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). Обжаловать действия налоговиков и взыскивать нанесенный ущерб можно в двух инстанциях – вышестоящем налоговом органе и суде.
— Что делать, если инспекции затягивают сроки проведения камерального контроля?
Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца. При этом если по итогам проверки нарушений не выявлено, налоговый орган не обязан об этом сообщать. Поэтому о превышении срока проведения камеральной проверки нужно сначала узнать. Например, когда документы запрашиваются за пределами срока ее проведения или Вам затягивают возмещение НДС, ссылаясь не продолжение камеральной проверки.
В этом случае надо обжаловать действия сначала в вышестоящем налоговом органе, а потом в суде, если первое на дало результатов. При этом в судебной процедуре для того, чтобы Вашу жалобу рассмотрели, необходимо доказать, что действиями налогового органа были нарушены Ваши права.
Однако перспективы спора с налоговыми органами неоднозначны. Несмотря на превышение сроков проверки, суды неоднократно отказывали налогоплательщикам в признании незаконными доначислений по итогам таких растянувшихся проверок, так как признавали, что выход за пределы проверки не нарушал прав заявителя и не отменяет фактов налоговых правонарушений.
— Как избежать блокировки счетов за неуплату незначительных сумм налогов?
Следует отметить, что в соответствии с поправками в НК РФ, вступающими в силу 1 апреля этого года, блокировать счета можно будет только за недоимки больше 3000 рублей а не 50, как сейчас. При этом налоговые органы отмечают, что блокируется только сумма недоимки, а не все деньги на счете.
Чтобы вообще избежать неожиданных небольших «вдруг» возникших долгов по налогам, наличие которых может, например, перекрыть доступ к льготным кредитам МСП, можно предусматривать переплату налогов с зачетом в счет будущих платежей. При этом зачесть можно только платежи по бюджетам одного уровня. Таким образом, лучше иметь переплату по каждой группе налогов.
— В каком случае налоговая по результатам проверки может инициировать возбуждения уголовного дела?
Если в течение двух месяцев со дня истечения требования (то есть при доказанной налоговой недоимке) об уплате налога (сбора) налогоплательщик не погасил долг, налоговый орган обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения о возбуждении уголовного дела.
При этом с 2014 года наличие таких материалов от налоговых органов для возбуждения уголовного дела не обязательно. Дело могут возбуждать и правоохранительные органы самостоятельно. Чаще всего это делается, когда на основании оперативных данных возможно предполагать, что совершаются умышленные действия по уклонению от уплаты налогов тем или иным лицом, при этом налоговый орган непреднамеренно (или по умыслу должностного лица) не «заметил» таких фактов.
После возбуждения уголовного дела без налогового органа следователь запрашивает заключение вышестоящего налогового органа по отношению к инспекции налогоплательщика о нарушениях налогового законодательства. При этом выводы заключения не являются обязательными для следователя.
Как обжаловать решение налогового органа
Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.
Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.
В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.
Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.
Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.
Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Как подавать возражения:
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
- по почте;
- лично или через представителя.
В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Подача жалобы или апелляционной жалобы
Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.
Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.
Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).
Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:
- ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
- обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
- основания, по которым нарушены права заявителя;
- требования лица, подающего жалобу;
- способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.
Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.
Зачем нужно подавать жалобу
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
Как составить жалобу
Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.
Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.
Подача иска в суд
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).
Информацию, которую нужно указать в иске
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
Что приложить к заявлению
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
На что нужно обратить внимание налогоплательщику:
- Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
- Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
- Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
- Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
- К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
- В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
- Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
- Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
- Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
- Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
- Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
- Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
- Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как предпринимателю обжаловать решение налогового органа?
Не согласны с привлечением к налоговой ответственности – подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган. С 17 марта можно будет попросить приостановить ее рассмотрение, если нужно представить дополнительные документы. При этом расширится перечень случаев, когда жалобу оставят без рассмотрения
Что делать в случае несогласия с актом налоговой проверки?
После проведения проверки налогоплательщик получает акт, на основе которого затем налоговый орган вынесет решение. Только после подготовки такого решения налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.
Налогоплательщик может составить письменные возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС. Возражения могут касаться как акта в целом, так и его отдельных положений.
Возражения на акт налоговой проверки можно подать в течение месяца начиная с момента получения акта. Причем реальной считается дата, когда налогоплательщик подписал документ. Поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена дата его вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если документы направляются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок. К возражениям нужно приложить копии подтверждающих документов. В перечне приложений лучше указать каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику должны сообщить, где и когда будут рассматриваться возражения. Он может присутствовать при их рассмотрении, дать пояснения и представить подтверждающие документы инспектору.
После рассмотрения возражений может быть принято решение об отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности, о привлечении его к ответственности или проведении дополнительного контроля.
Если налоговый орган не отклонил претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, его решение можно обжаловать.
Куда жаловаться на решение налогового органа?
Предприниматель может обжаловать решение налогового органа, если считает, что оно нарушает его права (ст. 137 НК РФ). Порядок его обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде предусмотрен ст. 138 НК РФ.
Но имейте в виду: сразу обратиться в суд будет нельзя. Документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, прежде нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе; а документы, подписанные другими сотрудниками, инспектором или начальником отдела, – в том же налоговом органе, что вынес налоговый акт. И только в случае отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.
Как обжаловать решение инспекции?
Если решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Она направляется в тот же налоговый орган, который вынес решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней. Пока жалоба рассматривается, начисленные платежи не взыскиваются.
При этом нельзя обжаловать в апелляционном порядке решения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие решения обжалуются только в судебном порядке.
Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента его вынесения. Жалоба подается через тот орган, решение которого обжалуется.
Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. Для этого следует подать ходатайство в налоговый орган. Только нужно учитывать, что налоговый орган сам решит, принимать ли во внимание ваши уважительные причины.
Подать жалобу можно в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем налогоплательщика. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить доверенность. Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель).
Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, определены в ст. 139.2 НК РФ. В ней должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением инспекции, и изложено ваше требование – о полной или частичной отмене решения, его изменении или проведении дополнительной проверки. Допустимо указание в жалобе обстоятельств, которые могут смягчить или исключить налоговую ответственность. Также в жалобе могут быть прописаны дополнительные сведения, необходимые для ее своевременного рассмотрения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.
На принятие решения по жалобе дается месяц. Этот срок может быть продлен на 15 дней, если так решит руководитель налогового органа или его заместитель. О принятом решении вам сообщат в течение 3 рабочих дней. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.
Почему налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения?
В ст. 139 НК РФ установлены основания для оставления жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков без рассмотрения: если жалоба по тем же основаниям подана ранее, если после ее рассмотрения спор о том же предмете и по тем же основаниям разрешен в порядке взаимосогласительной процедуры. Поясним: взаимосогласительная процедура представляет собой рассмотрение доводов налогоплательщика и налогового органа специалистами вышестоящего налогового органа, которые впоследствии принимают решение о том, чья позиция соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Расширен перечень случаев, когда вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика полностью или в части:
- до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
- жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- до принятия решения по жалобе организация, подавшая ее, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физлица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Кроме того, поправками установлено, что рассмотрение жалобы, в том числе апелляционной, может быть приостановлено в случае подачи ходатайства об этом лицом, подавшим жалобу, в целях предоставления дополнительных документов или информации (приостановление допускается не более чем на 6 месяцев). Также вышестоящий налоговый орган может приостановить рассмотрение жалобы – до разрешения дела судом или до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.
Еще одно нововведение – рассматривать жалобы (апелляционные жалобы) теперь смогут с использованием видео-конференц-связи в порядке, который утвердит ФНС.
Перечисленные новшества станут применяться к жалобам, которые будут подаваться после 17 марта 2021 г.
Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа или если он не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно обратиться в суд.
Как обжаловать решение инспекции в суде?
Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
- наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
- название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
- цену иска (если иск подлежит оценке);
- какие права заявителя были нарушены;
- ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.
К иску нужно приложить:
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые вы ссылаетесь;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
- доверенность представителя;
- подтверждение уплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.
Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.
Приостановка и продление выездной проверки: интересные споры из практики за 2020 — 2021 годы
Когда налоговики могут продлить выездную проверку? Сколько раз можно ее приостанавливать? Что будет, если инспекция нарушит срок проверки после нескольких приостановок? Как на эти и другие вопросы отвечали суды.
Основания для продления
АС Московского округа Постановление от 15.04.2021 г. по делу №А40-64865/2020
АС Московского округа не увидел нарушений в том, что инспекция продлевала проверку сначала до 4 месяцев, а потом и до 6, поскольку проверяли и анализировали много документов.
Неоднократное приостановление
АС Северо-Западного округа Постановление от 15.04.2021 г. по делу №А56-53853/2019
Инспекция вправе приостанавливать проверку несколько раз. Главное, чтобы налоговики не нарушили предел в 6 месяцев (при запросе за рубеж – 9 месяцев). Так, АС Северо-Западного округа посчитал законным то, что проверку приостанавливали 6 раз, ведь общий срок приостановлений составил 179 дней. ВС РФ этот вывод пересматривать не стал.
Нарушение срока проверки
АС Северо-Западного округа Постановление от 22.06.2020 г. по делу №А21-8174/2019
Даже если проверяющие при неоднократном приостановлении проверки в итоге нарушили ее срок и не спорят с этим, их действия не всегда признают незаконными. Например, АС Северо-Западного округа счел опоздание на 1 день несущественным. То, что инспекция признала нарушение срока, само по себе не основание считать проверку недействительной. Кроме того, по мнению суда, налогоплательщик не доказал, что нарушили его права и интересы. ВС РФ такой вывод пересматривать не стал.
Возобновление проверки
АС Московского округа Постановление от 29.01.2021 г. по делу №А41-12242/2020
Если проверку приостановили для запроса документов у контрагента, то инспекция может не возобновить ее сразу после получения сведений. АС Московского округа решил, что это несущественное нарушение.
Стоит отметить, что налогоплательщик оспаривал решение о привлечении к ответственности по результатам проверки. Суд посчитал, что оснований признать его незаконным нет.
Действия инспекции во время приостановки
АС Северо-Западного округа Постановление от 21.05.2020 г. по делу №А56-53853/2019
Наиболее частый повод приостановить проверку — запрос сведений у контрагента. Однако даже если в период приостановки инспекция проверяла документы налогоплательщика или запрашивала информацию у партнеров, которых нет в решении о приостановлении, успешно оспорить действия налоговиков вряд ли получится. Так, АС Северо-Западного округа нарушений не нашел, а ВС РФ его подход подтвердил.
Вручение решений
АС Северо-Западного округа Постановление от 15.04.2021 г. по делу №А45-5921/2020
АС Западно-Сибирского округа отметил, что в НК РФ нет правил и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Значит, если организация получила решение позже даты его вынесения, существенных нарушений в этом нет.
Суд также обратил внимание на то, что налоговики составляют все документы по проверке, используя АИС «Налог-3». Дата создания документа в системе фиксированная, вручную ее исправить нельзя. Эта дата считается датой решения инспекции, а нарушение нумерации не доказывает того, что решение приняли в другой день.